По теме «политические репрессии в истории моей семьи». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме «политические репрессии в истории моей семьи».



     Твои ответы на анкету очень важны. Они помогут написать те страницы истории нашей страны, которые связаны с твои родственником, чью жизнь искорежили репрессии. Это будет память о нем, дань Памяти его мужеству. Пожалуйста, при заполнении обратись к старшим членам семьи.

Есть ли у Вас родственники, подвергшиеся политическим репрессиям в 1930-1950 годы.

__________________________________________________________________

Ответьте как можно точнее на вопросы, касающиеся этого человека:

Ваша фамилия, имя, отчество, класс  
Фамилия, имя, отчество Родственника  
Степень родства (дедушка, бабушка, прадедушка….)  
Место жительства в 1930-1950 годы  
Род занятий, место работы  в 1930-1950 годы  
Каким образом был репрессирован: -раскулачен - сослан - расстрелян - узник ГУЛАГа - бывший узник немецких лагерей, прошедший через фильтрационные лагеря в  СССР - другое  
Время и место отбытия наказания  
Дата и место отбытия наказания  
Дата, место и причина смерти, где похоронен.  

 

            Сохранились ли в Вашей семье вещи репрессированного родственника (фотографии, письма, документы, личные вещи, справка о реабилитации и другое)_________________________________________.

Приложение №2.

В ЦДНИ на летней практике. Н.А. Руф и десятиклассники гимназии

Приложение №3.

Трагедия семьи. Лица репрессированных родственников и тех, чьи судьбы изучали наши гимназисты

1.Священник В.А. Лебедев, Настоятель церкви церкви Живоначальной Троицы, деревни Крутец Конаковского района

Пирогов Дмитрий Матвеевич.

3.Святой великомученик Александр Соколов, настоятель храма в с. Заречье Бежецкого уезда
4. Цемины. 5.Яков Николаевич и Софья Андреевна (Ландезен) Троицкие.

6.

7.Вульферт Владимир Владимирвич 8.Романов Вениамин Михайлович

Соловьевы Иван Михайлович и Екатерина Ивановна

       

Приложение № 4.

Из ученических работ…

Репрессии – как горько это слово!

До боли, до крови, до горьких слез…

Это две строки стихотворения, которое Анастасия Ковтун, ученица 9 класса написала почти 10 лет назад, когда впервые наша гимназия начала работать над темой ««Трагедия народа – трагедия семьи»». Сегодня это название целого социального проекта, который за всю историю его существования стал для ребят открытием и основой размышления и результатом исследования.

В течение ряда лет в МОУ «Гимназия №44 г. Твери» проводится социальный проект «Трагедия народа – трагедия семьи».

Хронологически первой была работа Дмитрия Васильева «Калинин 1933. Дело о так называемой фашистской контрреволюционной организации» (Приложение №3, №8). Во II томе «Книги Памяти» Тверской области, в записи о прадеде Д. Васильева, Вениамине Михайловиче Романове, всего 6 строк. Дело Романова уникально тем, что относится к очень раннему периоду, когда к власти в Германии фашисты еще не пришли, а в деле имеется именно такое основание для его возбуждения. В 1937 году, одна треть всех подвергшихся репрессиям обвинялась в антисоветской, фашистской деятельности, проходя по статье 108, и приговаривалась к расстрелу. Романов В.М. не только вернулся из мест отбывания наказания, но даже в годы войны сражался на фронте.

В 1930 году в Калининском Горкомхозе было организовано техническое бюро, где и работал Вениамин Михайлович. Членами бюро были дети священников, торговцев, так называемые «социально – чуждые» элементы. В 1933 году Романова и его товарищей, нередко собиравшихся в его квартире на мужские посиделки, обвинили в создании контрреволюционной фашистской группировки. Целью организации, согласно документам Следственного дела, было убийство Сталина, свержение Советской власти и замены ее фашистским строем. Нами было установлено, что по данному делу проходили и были осуждены 11 человек.

Бюро было образовано в 1930 году, а арест проходивших по этому делу произошел в 1933 году. Получается, что данная организация работала в течение почти 3 лет. Значит, на протяжении этого времени мужчины все продолжали говорить, обсуждать свои намерения, а до действий так и не дошли. Это ли не доказательства надуманности данного дела. Мы думаем, что это были не собрания, а встречи мужчин, которые вели опасные, свободные мужские разговоры, в том числе и о политике. Собравшиеся говорили о том, что они знали, и, в целом,  обсуждаемое и записанное в обвинительном заключении, верно. В 1956 году, в период первой волны реабилитации, были перепроверены показания начала 30 годов, и Военный трибунал Московского Военного округа отменил «постановление тройки и прекратил дело «за отсутствием состава преступления». Значит, не было никакой фашистско-террористической группировки, и все дело было ложно, сфабриковано, а люди под угрозами и пытками следователей себя оговаривали. Вся вина людей заключалась в том, что они, согласно одному из документов, были «чуждые, враждебные советскому строю элементы», дети попов, дворян и зажиточных крестьян.

Роман Корольчук изучал судьбу своего родственника священника церкви Живоначальной Троицы деревни Крутец Конаковского района Василия Андреевича Лебедева. Это было тоненькое Следственное дело, а в нем судьба человека, чья жизнь оборвалась резолюцией тройки: «расстрелять». Роман пишет в своей работе, что его дед остается на посту Веры, он несет ее людям, даже рискуя быть арестованным. Правнук считает, что дед совершает, по сути, нравственный подвиг во имя веры. Не боясь смерти, он отдает жизнь избранному однажды пути. Так, тот, кто был лишен жизни, становится примером для сегодняшнего молодого человека.       

 «По крупицам», так называется работа Воронина Алексея (Приложение №3, №4), созданная на основе устных рассказов членов семьи. «В начале 30-х годов представители советской власти посчитали, что семья Цеминых является зажиточной, зимой пришли во двор и забрали корову, хату развалили трактором. После того как ушли представители власти, дети сидели на печке, укрывшись рядном, а на головы им падал снег. Директор школы, в которую ходила за 8 километров прабабушка Алексея, запретил выдавать ей еду из школьной столовой. Трагедия маленьких детей особенно потрясла всех, кто узнал о ней из рассказа правнука.

       Как был устроен быт репрессированных и детей, мы узнаем в работе Н. Михайлова «История семьи, рассказанная дедом» о судьбе его прапрадедушки Ивана Дмитриевича (Приложение №3, №2). В поселке были построены бараки, потолок и пол в них был сделан из кругляша. Почти все бараки были пустые. Люди работали на лесозаготовках. Тех, кто норму не выполнял, из леса не выпускали. Многие умирали от голода и непосильной работы. Их в лесу и хоронили. Пол в бараке практически никогда не мылся, он был черным, но однажды его все же отмыли. Пол выскоблили ножом, и он стал полосатым. Дети спали на полу на шерстяных катанных подстилках. Укрывались тулупами, которые наравне с подстилкой, были серы от вшей. Игра была – давайте поищемся – искали друг у друга вшей. От обилия вшей, короста у детей не переводилась. Проблема временно решалась после того, как голову смазывали керосином и накрывали платком. Готовили «заваруху» - мука с горячей водой и постным маслом. Когда питались такой бурдой, были случаи, что детей тошнило от нее.

В Следственных делах мы нашли и примеры смелой, отчаянной попытки защитить родного человека. Екатерина Ивановна и Иван Михайлович Соловьевы были арестованы по Карельскому делу (Приложение №3. №9). С их Следственными делами работала их правнучка Екатерина Самкова. Ее прапрабабушка и прадедушка работали учителями в Лихославльском педагогическом техникуме. Екатерина Ивановна провела во внутренней тюрьме НКВД полгода, а Иван Михайлович около 2 лет. В Следственном деле дедушки Катя обнаружила бабушкино письмо, обращенное к Вышинскому, и была очень удивлена смелому, храброму поступку прабабушки. Женщина, без страха обращается к своим вчерашним пытателям. Она пишет «Где же тут логика! Где справедливость», «Просто волосы встают дыбом!», «Что за абсурд получается!».

У супругов Соловьевых на всю оставшуюся жизнь осталась память о страшных днях, проведенных во внутренней тюрьме Управления НКВД по Калининской области. Так, когда однажды после освобождения, они получили повестки о явке в милицию с паспортом, очень испугались: опять арестовывают. Оделись основательно, на себя натянули по несколько пар белья, потому что намучились после первого ареста. Однако, к счастью, оказалось совсем не то.

Приложение №5.

 Проект «И надпись на фото «Диме от Кати»

Приложение № 6.        

 Классный проект «Хлеб войны».

Рябова Ира                                      

Хлеб войны

Рассказы о Великой Отечественной Войне всегда вызывали у меня глубокие патриотические чувства. Мужественные, сильные духом и идеей люди. Они пожертвовали своей жизнью во имя свободы и мира.

Этот классный час был особенным. Никто не смеялся, все внимательно слушали. Каждый из моих одноклассников рассказал о своем родственнике, участвовавшем в войне. У многих дрожал голос.

Я рассказала о том, что у меня было 2 прадеда – Михаил и Илья. Михаил был военным переводчиком. Он знал немецкий язык. Прадед очень помогал нашим солдатам. Он остался жив, и после войны был экскурсоводом по местам боевой славы Твери и области. Прадед Илья тоже служил. Он рассказывал, что когда вели бой, он с товарищами бежал в атаку, остались в живых он и ещё двое товарищей. Все его шинель была изрешечена пулями, а его самого даже не ранило. Я очень горжусь ими и их подвигами. Я не люблю говорить о войне, но глубоко уважаю тех, кто прошел через этот ужас.

Придя домой, я показала хлеб родителям и рассказала о классном часе. За обедом я съела этот кусочек хлеба. 

Отзыв родителей.

  В мае ребенок принес четвертинку хлеба со словами, что именно такое количество выделялось в день на семью во время оккупации. Нам, редко испытывающим такие лишения, сложно представить, как жили люди во время войны. Зрительный образ краюхи хлеба, конечно, впечатляет и заставляет задуматься о том, как мы живем сейчас. Начинаешь ценить то, что имеешь, и возникает чувство глубокой благодарности ветеранам за мирное небо над нашей головой.

Приложение №7

Детский сад №55. Праздник один на всех

Приложение №8.

Проект «И память меня словно ветер уносит…

 (Две судьбы одной улицы)»

                             Когда родители – товарищи по проекту…

Приложение №9.

Конференция «Политические репрессии – трагедия народа, трагедия семьи»   Секционная работа конференции

Часть экспозиции выставки

Приложение №10

 

1. Встреча с отцом Александром (Горячевым) 2. Встреча с председателем ОРОиК В. Симорой
3. Всероссийская интеллектуальная православная олимпиада «Наше наследие» 4. Иванова Ар. Победитель городского конкурса
5.На встрече с ветеранами 7. Проект «Журавли».
8. Проект «Улицы города». 9. Публикация в сборнике

Приложение №11

Паспорт проекта

Каждый год в школах нашего города проводятся мероприятия, посвященные годовщине освобождения города Калинина от немецко - фашистских захватчиков.

 Формы их проведения различны: классные часы, линейки, встречи с ветеранами, экскурсии по местам боевой славы, конкурсы и другие.

Нами предлагается еще одна форма проведения мероприятия, посвященного особой дате в истории города Твери: социальный школьный (классный) проект. Он был разработан автором данной разработки совместно с учащимися 6 «в» класса.

 

ВИЗИТКА ПРОЕКТА

 «И память меня словно ветер уносит…(Две жизни одной улицы)»

   
ФИО руководителя Сербская Светлана Петровна, учитель истории, классный руководитель 6 в класса
Участники Ученики 6 В класса МОУ «Гимназия №44 г. Твери»
Город, область г. Тверь, Тверская область
Название проекта.   Цель проекта «И память меня словно ветер уносит…».…(Две жизни одной улицы)». Показать в истории улицы Советской города Твери славную и трагическую страницу судьбы страны и города: период оккупации и освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков.
Девиз, слоган проекта Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что укладывая камень, помогаешь строить мир. (Антан де Сент-Экзюпери «Планета людей»)
Аннотация проекта Проект является среднесрочным. · Проект состоит из 3 блоков. Формирование творческих групп, которым предстоит реализовывать проект ·  Блок 1: «Путешествие по улице Советской»: сбор материалов по истории «экскурсионных» объектов улицы Советской, видов объектов · Блок 2. «Путешествие по военной улице Советской»: сбор материалов по истории «экскурсионных» объектов улицы Советской периода оккупации и освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков, видов объектов · Блок 3. Организуем информационное пространство «улицы Советской» в учебном заведении. Презентуем проект (проведение «экскурсии» (виртуальной, реальной)).
Целевая аудитория Учащиеся учебного заведения, родители учащихся
Межпредметные связи История, краеведение, литература, изобразительное искусство
Возраст учащихся От 9 до 17 лет
Приблизительная продолжительность проекта Подготовительный - октябрь-ноябрь (блок 1, 2) Основной этап – декабрь (блок 3)
Образовательные стандарты Важным условием развития детской наблюдательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, истории родного края и страны, самостоятельности в принятии решений, познавательной активности и инициативности в школе, является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания и активную жизненную позицию. Ученику должны быть созданы условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью. Проектная социально-значимая деятельность как никакая другая подходит лч формирования этих качеств у подростков.
Решаемые задачи Задачи: · воспитывать чувства патриотизма, гражданственности и национального самосознания обучающихся · расширить исторический кругозор учащихся в области отечественной истории, истории Тверского края и города Твери · развивать навыки исследовательской работы учащихся · Развивать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе · создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции; · воспитание чувства ответственности и любви к родному краю, ощущение генетической связи с предшествующими поколениями; · воспитание бережного отношения к своему историческому прошлому, чувства уважения к ветеранам Великой Отечественной войны; · Воспитывать уважение к памяти сынов Отечества, оставшихся на полях сражений и тех тверитян, кому судьба подарила долгую мирную послевоенную жизнь. · Формировать ответственность молодого поколения за судьбу родного города. · развивать умения публичного представления результатов работы · развивать ораторские умения · укреплять отношения родителей и детей
Планируемые результаты в результате реализации проекта ожидается:   Личностные результаты: · Формирование умения объяснять себе самому «что я «хочу» (цели, мотивы), и «что я могу» (результаты) · Умения определять задачи своей деятельности и прогнозировать свои действия и их результаты · осознание обучающимися высших ценностей, способность руководствоваться ими в практической деятельности, формирование гордости за прошлое родного края; · осознание значимости семейных ценностей · способность к самореализации в пространстве Российского государства, формирование активной жизненной позиции; · способность к самореализации в пространстве Российского государства, формирование активной жизненной позиции; Предметные результаты · проявление компетенций при работе с материалами, касающихся военной и современной истории, а также материалов различного рода и вида · создание материала, который займёт достойное место в системе гражданско-патриотического воспитания · развитие творческих способностей, использование компетентностей, сформированных в процессе изучения различных школьных предметов.

 

 

        Оборудование:

1 вариант: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация.

Представленные материалы могут стать основанием для создания презентации, как для традиционного мероприятия, которое можно провести как в классе, так и в на внешкольном мероприятии.

Он может быть использован для создания нескольких продуктов:

1. Устные журналы, содержащие:

А) Рассказ о жизни города в период оккупации

Б) Рассказ о воинах, освобождавших город Калинин

В) Рассказ о важнейших памятниках - символах города, олицетворяющих Воинскую Славу тверитян.

Г) об архитектурных ансамблях центральной улицы города. Представленный материал может стать основой для составления зрительного ряда.

2. основа для разработки митинга, посвященного освобождению Калинина от немецко-фашистских захватчиков.

2 вариант.

        Интерактивная (виртуальная) экскурсия по главной улице города.

На наш взгляд, этот вариант работы больше соответствует духу, особенностям современных школьников. Он позволяет создать интригу путешествия, а затем «погрузить» в страшный материал, связанный с военными событиями. Привычность, знакомые ребятам улицы, вдруг откроются новым содержанием, как матрешка, что таит в себе еще много других. Потом, много позже, гуляя по городу, проходя по Советской улице, ребята будут видеть другой город - обугленный город войны. Они обязательно расскажут об услышанном на мероприятии, родителям, друзьям. Красота сегодняшних улиц будет доказательством того подвига Освобождения, который совершили их деды и прадеды в ту холодную зиму 1941 года. А дальше рождается мысль – это надо сохранить, а то, бесчеловечное больше не допустить. Так будет достигнута одна из поставленных задач. Подготовленный проект может быть использован для проведения его для учащихся разных классов школы.

3 вариант.

Данный проект может стать основой реальной, а не виртуальной экскурсии по городу. Значительной по воздействию на ребят может стать проведение экскурсии для родителей, которую проводят сами дети.

 

Как реализуется проект:

   В актовом зале или рекреации, в крайнем случае, на стенах школьной рекреации, размещаются стойки – планшеты с ЦВЕТНЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ улицы Советской и площадей на ней. (Материал для этого содержат приложения разработки).

    На оборотной стороне планшетов Черно-белые изображения Советской в годы войны.

   Ребята, рассказывающие по цветной стороне, могут быть одеты в свободную форму (или школьную форму без пиджаков), «работающие» по военной стороне – в официальной школьной форме.

    Ученики, участвующие в проекте, делятся на группы. Каждая группа – это один объект из экскурсии. Как правило, это будет 5-6 человек. Учитывая, что в моем классе 23 человек, таким образом, весь класс задействован в реализации проекта. В тексте проекта слова разных учеников по-разному напечатаны.

 

 

Экскурсия проходит в 2 этапа:

Этап.

1. сначала от площади Михаила Тверского, так как там начинается знаменитый «версальский трезубец» и «движемся» до Дворцовой площади.

2. Начинаем со слов стихотворения Лилиан Крамер «Ветеранам», убрав несколько слов. Ребята рассказывают экскурсионный материал, который слышат все, кто посещают наш город. Ребята «путешествуют».

Эти сведения содержатся в «Приложениях», напечатанные ненаклонным шрифтом. Может звучать негромкая приятная музыка.

3. «Дойдя» до Дворцовой площади, музыка обрывается… Звучат стихи Л. Крамер без изъятий. 

Этап.

  Теперь мы двигаемся в обратном направлении. Ребята из каждой группы поочередно переворачивают планшеты. Так ребятам открывается ужас того, что сделала война. Материал в «Приложениях» напечатан наклонно.

1. Дойдя до площади Михаила Тверского, мы «добираемся» до Стеллы «Город воинской славы».

2. Минута молчания.

3. Возложение горящих свечей к изображению Обелиска Победы или его импровизации.

4. Этап рефлексии. Ребята-экскурсанты делятся впечатлениями.

 

    Участники проекта «проводят экскурсию» по цветной части.

1. Учащимся, пришедшим на мероприятие, предлагается собрать пазлы[1] и назвать улицу, изображенную на картинке.

 

Приложение №12

Опросник для ветерана войны



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.049 с.)