Кабы не Бог, Кто бы нам помог. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кабы не Бог, Кто бы нам помог.



Дом и семья   в православной традиции

Не хлебом живы, молитвою.

       Русская пословица.

Слайд 1 - В русской православной культуре сложились определённые традиции устроения дома и семьи. В основе этих традиций лежит Священное писание.

Слайд 2 - Семья – важнейшее структурное образование общества и государ-ства. Представьте себе деревню, здесь в каждом доме живёт отдельная семья. Если это благочестивые и трудолюбивые люди, то эта деревня будет процве-тать, благоустраиваться, жить здесь – легко и счастливо. В России до сих пор есть такие деревни, где хозяева, уходя из дома, не запирают на ключ жильё, бескорыстно помогают друг другу убирать урожай, ухаживают за больными соседями.

Но что будет с деревней, если хотя бы в некоторых домах поселятся хули-ганы и лодыри, не любящие трудиться, не желающие убирать за собой, кото-рые будут портить колодцы, воровать, поджигать постройки? А если все так будут жить? Что будет с государством, состоящим из таких семей и селений?

Слайд 3 – В православной культуре к семье принято относиться как к малой Церкви. Во главе церкви стоит Христос, во главе семьи стоит отец. Главен-ствующая роль отца как главы семьи принципиальна. Вы слышали фразу: «жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33) Это значит, что она боится его огорчить, обидеть, боится разрушить его любовь. Любить — это жалеть любимого и бояться неправильно повести себя по отношению к нему.

Муж должен бояться Бога и при этом «любить свою жену, как самого себя» (Еф. 5, 33). В этом-то иерархия и заключается, что муж боится Бога, жена боится мужа, а дети чтут родителей своих. Дети спасаются через почитание родителей, жена — через послушание мужу, а муж — через послушание Богу. Церковь – это собрание верующих. Семья – это тоже собрание верующих, как церковь, только малая – из нескольких человек.

Слайд 4 – Значит, это тоже спасительный корабль, в котором христиане спа-саются для жизни вечной, помогая друг другу избавляться от грехов, прощая других и принося покаяние, заботясь друг о друге и веря в Господа.

Слайд 5 – Главное в семье, как и вообще в православной традиции, - Любовь. Любовь – это особенное чувство, без греха, корысти. Православные христиа-не видят в других людях образ Божий. Одна из главных заповедей – «… воз-люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) Сама любовь, которой окружает человек близких, есть проявление Господа. Это величайшая тайна. Вступая в брак, христиане выбирают себе не прислугу, не раба, не приятеля для развлечений, но сопутника и сотрудника, с которым в течение всей земной жизни будут спасаться от грехов.

Слайд 6: Христианин, согласно Евангелию, должен так поступать с другим человеком, как хочет, чтобы поступали с ним. Если человек хочет быть единственным, любимым для супруга, то он должен также любить и быть верным. Православная семья должна строиться на любви и послушании, как в церкви.

В брак христиане вступают по своей свободной воле и добровольно берут на себя крест семейной жизни. Крест – это всегда жертвенность во имя Христа и радость победы над грехами, над самолюбием, дурными привычками.

Слайд 7 - Христианский брак традиционно скрепляется таинством Венчания. Над головами жениха и невесты держат тяжёлые красивые венцы либо их надевают на голову молодожёнам, и тогда они ощущают всю тяжесть этих венцов. Венцы означают победу над всеми греховными страстями. Кроме того венцы – это символ мученичества. Будущие муж и жена добровольно берут на себя и готовы нести все скорби и страдания друг друга, которые неизменно сопровождают любую жизнь. Слово «супруги» происходит от старославянского съпрушти (1 л. ед. ч. - съпрягу), т.е. "стянуть, соединить, запрячь". Буквально супруги означает "сопряженные, в одной упряжи". Само слово подсказывает, что супруги вместе будут преодолевать общие трудности, помогать друг другу в спасении, вместе делить радости жизни, т.е. будут вместе в радости и в горе.

Слайд 8 - В Евангелии говорится о нераздельности христианского брака: «Прилепится к жене своей и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10:8-9). Как вы понимаете эту фразу? /Эта фраза о неразрывности, незыблемости брака. Если брак венчаный, муж и жена должны его сохранить, они одно целое.

Вся семейная жизнь – проверка верности Христу; христианин старается жить по заповедям. Насколько человек близок Богу, видно по его отношению к людям, прежде всего, к членам своей семьи.

Слайд 9 - Детей в православных семьях принято принимать как дары от Бога. Их очень любят, но стараются не баловать, растить в строгости, послушании родителям, трудолюбии, не поощряют многословия, болтливости. Детей крестят в младенчестве, стараются часто причащать, водят на церковные службы. Дети, подражая родителям, рано приучаются к труду по хозяйству, старшие заботятся о младших.

Слайд 10 - Жена в браке спасается чадородием, т.е. она рожает детей, заботится о всех членах семьи. Вспомним первую заповедь, данную Господом человеку: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 27-28).

Господь заповедал семьям рождать детей, и из первой заповеди очевидно, что детей в семье должно быть несколько. То есть христиане рожают столько детей, сколько посылает Бог. Отношения мужчины и женщины имеют смысл только для продолжения рода, а не для получения удовольствия.

Слайд 11 - В прошлом, и даже сравнительно недалеком, большие семьи были явлением обычным, а не исключительным, как сейчас. Во времена ветхозаветные неимение детей считалось большим несчастьем и даже наказанием за грехи. В наше время многодетных семей не так много. Зато бездетные семьи становятся нормой. Нежелание иметь детей часто объясняют материальными трудностями. С точки зрения православия это неправильная позиция.

Супруги-христиане верят, что на каждого ребенка Бог посылает помощь по своей милости. Конечно, при этом приходится отказываться от каких-то развлечений, путешествий, дорогих покупок и т.д. Но необходимое Бог пошлет.

Слайд 12 - Женщине Господь вручил дар рождения детей.  Церковь всегда категорически осуждала аборт и препятствие зарождению жизни. Человек может быть полноценной личностью только тогда, когда он кого-то любит. Если он никого не любит, то он несчастнейший из людей, обрекающий себя на пустоту и одиночество. Люди сами у себя похищают счастье, когда решаются прожить без детей, как нынче говорят: «для себя».

Слайд 13 – К богатству православные христиане обычно не стремятся - в вечность его не возьмёшь. Лишние средства отвлекают от молитвы, вводят в искушение – появляется соблазн жить в своё удовольствие, рождается зависть. Но и нищета – это серьёзное испытание в жизни, нелегко бедному не роптать на судьбу, не завидовать. Поэтому, наверное, самое верное – средний путь: во всём руководствоваться чувством меры. Если в семье появляются лишние средства, христиане стараются сделать что-то для общественной пользы, во славу Божию: строят храмы, оказывают помощь монастырям, помогают тем, кто нуждается. Счастье – в вере, в духовной жизни.

Слайд 14 - Русская культура сохранила примеры супружеской любви, верности, семейного благочестия. Образцом супружеской святости стали Пётр и Феврония, князь и простая крестьянка. День памяти святых Муромских чудотворцев Петра и Февронии – 8 июля.

Слайд 15 - Живым примером семейной святости стала для русского народа царская семья мучеников Николая II и Александры с их детьми: наследником Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией. Святой Николай II был императором России до 1917 года. В императорской семье царила атмосфера благоговейной любви, трогательной заботы друг о друге.

Слайд 16 - Как же воспитывали царственные супруги своих детей? Многое из их жизни останется тайной, но сохранились записи святой мученицы императрицы Александры о доме, воспитании детей. Ей принадлежат слова: «Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь». Это принцип жизни многих русских женщин – приносить себя в жертву мужу, детям, не думать о себе.

В сентябре 1899 года, после пяти лет супружества, имея троих детей, императрица Александра писала: «Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть своё «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может всё испортить… Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном её укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своём доме, по отношению к тому, кого мы любим.»

Святая Александра, будучи императрицей, умела ценить счастье супружества и материнства.

«Никакие сокровища мира не могут заменить человеку ни с чем несравнимых сокровищ – его родных детей», - писала она.

Слайд 17 - Обожая своих детей, императрица Александра, как глубоко верующая христианка, считала, однако, что даже её царственным дочерям, имеющим, казалось бы, всё возможное и невозможное, необходимо учиться самоотречению: «Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь всё, что им захочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно: слово ободрения, когда у кого-либо неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал.»

А в другом месте она запишет: «Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души».

Слайд 18 – Старец Паисий Святогорец писал: «Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир.» Уважайте и любите своих близких.

Использованные материалы:

http://www.pravmir.ru/zhenshhina-spasaetsya-chadorodiem/

http://nicolaslud.prihod.ru/2015/01/23/soveti-startca-paisiya-afonskogo-o-seme-i-semejnoj-zhizni/

Бородина А.В. Православие – культурообразующая религия России.// Издательство «Экзамен», Москва, 2010

 

Приложение 2

    Научно-исследовательская работа по литературе Тема: Образ православной семьи в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»   (конкурс научно-исследовательских работ по литературе «Семья в литературе: традиции и современность Межрегиональная филологическая школа «Родники России») Работу выполнила: А.Э. Волкова, 8 класс Научный руководитель: И.В.Гаврилова, учитель русского языка и литературы   Введение Как сказал один классик, любовь к родине начинается с семьи. И это абсолютно верное высказывание, так как именно в семье мы получаем первые навыки общения с социумом. Семья – это маленькая ячейка общества, которая имеет огромное значение в социальном становлении каждого человека. В.А. Сухомлинский утверждал: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи, тем увереннее он будет чувствовать себя в жизни. Наше общество переживает глубокий духовно-нравственный кризис, который затрагивает, в частности, сферу семейных отношений. Поэтому проблемы семьи сегодня, как никогда, актуальны. Огромным потенциалом по воспитанию человека в семье обладает православие. Именно христианская вера может научить нас любви, милосердию, состраданию, умению прощать, уважению к старшим, послушанию, борьбе с грехом.  На примере произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» мы попытаемся осмыслить отношения в семье купца Калашникова, подумать, применим ли православный семейный уклад в современном обществе. Цель работы: познакомиться с укладом и принципами жизни христианской семьи по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», доказать их актуальность в современном обществе. Задачи: 1.изучить православные семейные традиции. 2.сравнить библейский идеал добродетельной жены с образом Алёны Дмитриевны. 3.исследовать изобразительно-выразительные средства, используемые автором, и определить их роль в выражении авторской позиции. Гипотеза: Православная семья – источник духовности и нравственности. Христианские заповеди помогают укрепить брак, сделать отношения в семье гармоничными.   Дом и семья  в православной традиции В русской православной культуре сложились определённые традиции устроения дома и семьи. В основе этих традиций лежит Священное писание. У верующих к семье принято относиться как к малой Церкви. Во главе церкви стоит Христос, во главе семьи стоит отец. Главенствующая роль отца как главы семьи принципиальна. Всем известно изречение: «жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33) Это значит, что она боится его огорчить, обидеть, боится разрушить его любовь. Любить — это жалеть любимого и бояться неправильно повести себя по отношению к нему. Муж должен бояться Бога и при этом «любить свою жену, как самого себя» (Еф. 5, 33). В этом заключается иерархия: муж боится Бога, жена боится мужа, а дети чтут родителей своих. Дети спасаются через почитание родителей, жена — через послушание мужу, а муж — через послушание Богу. Церковь – это собрание верующих. Семья – это тоже собрание верующих, как церковь, только малая – из нескольких человек. Значит, это тоже спасительный корабль, в котором христиане спасаются для жизни вечной, помогая друг другу избавляться от грехов, прощая других и принося покаяние, заботясь друг о друге и веря в Господа. Главное в семье, как и вообще в православной традиции, - Любовь. Любовь – это особенное чувство, без греха, корысти. Православные христиане видят в других людях образ Божий. Одна из главных заповедей – «… возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) Сама любовь, которой окружает человек близких, есть проявление Господа. Это величайшая тайна. Вступая в брак, христиане выбирают себе не прислугу, не раба, не приятеля для развлечений, но сопутника и сотрудника, с которым в течение всей земной жизни будут спасаться от грехов.  Христианин, согласно Евангелию, должен так поступать с другим человеком, как хочет, чтобы поступали с ним. Если человек хочет быть единственным, любимым для супруга, то он должен также любить и быть верным. Православная семья должна строиться на любви и послушании, как в церкви. В брак христиане вступают по своей свободной воле и добровольно берут на себя крест семейной жизни. Крест – это всегда жертвенность во имя Христа и радость победы над грехами, над самолюбием, дурными привычками. Христианский брак традиционно скрепляется таинством Венчания. Над головами жениха и невесты держат тяжёлые красивые венцы либо их надевают на голову молодожёнам, и тогда они ощущают всю тяжесть этих венцов. Венцы означают победу над всеми греховными страстями. Кроме того венцы – это символ мученичества. Будущие муж и жена добровольно берут на себя и готовы нести все скорби и страдания друг друга, которые неизменно сопровождают любую жизнь. Слово «супруги» происходит от старославянского съпрушти (1 л. ед. ч. - съпрягу), т.е. "стянуть, соединить, запрячь". Буквально супруги означает "сопряженные, в одной упряжи". Само слово подсказывает, что супруги вместе будут преодолевать общие трудности, помогать друг другу в спасении, вместе делить радости жизни, т.е. будут вместе в радости и в горе. В Евангелии говорится о нераздельности христианского брака: «Прилепится к жене своей и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10:8-9). Если брак венчаный, муж и жена должны его сохранить, они одно целое. Вся семейная жизнь – проверка верности Христу; христианин старается жить по заповедям. Насколько человек близок Богу, видно по его отношению к людям, прежде всего, к членам своей семьи. К богатству православные христиане обычно не стремятся - в вечность его не возьмёшь. Лишние средства отвлекают от молитвы, вводят в искушение – появляется соблазн жить в своё удовольствие, рождается зависть. Но и нищета – это серьёзное испытание в жизни, нелегко бедному не роптать на судьбу, не завидовать. Поэтому, наверное, самое верное – средний путь: во всём руководствоваться чувством меры. Если в семье появляются лишние средства, христиане стараются сделать что-то для общественной пользы, во славу Божию: строят храмы, оказывают помощь монастырям, помогают тем, кто нуждается. Счастье – в вере, в духовной жизни. Русская культура сохранила примеры супружеской любви, верности, семейного благочестия. Образцом супружеской святости стали Пётр и Феврония, князь и простая крестьянка. День памяти святых Муромских чудотворцев Петра и Февронии – 8 июля. Живым примером семейной святости стала для русского народа царская семья мучеников Николая II и Александры с их детьми: наследником Алексеем и великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией. Святой Николай II был императором России до 1917 года. В императорской семье царила атмосфера благоговейной любви, трогательной заботы друг о друге. Многое из их жизни останется тайной, но сохранились записи святой мученицы императрицы Александры о доме, воспитании детей. Ей принадлежат слова: «Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь». Это принцип жизни многих русских женщин – приносить себя в жертву мужу, детям, не думать о себе. В сентябре 1899 года, после пяти лет супружества, имея троих детей, императрица Александра писала: «Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть своё «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может всё испортить… Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном её укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своём доме, по отношению к тому, кого мы любим.» А в другом месте она запишет: «Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души». Старец Паисий Святогорец писал: «Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир».   1. Отношение Лермонтова к семье В данной работе мы рассмотрим особенности уклада, жизненные принципы православной семьи на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нам представляется интересным взгляд автора на семью вообще и христианскую семью в частности. Истоки интереса автора к этой проблеме можно обнаружить в биографии поэта. Брак родителей Лермонтова, богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) был неудачным. Семейная жизнь Лермонтовых не была счастливой. После смерти юной жены в 1817г. отношения Юрия Петровича с тещей обострились. Он уехал в свое имение Кропотово Тульской губернии, а сына оставил на воспитание бабушке согласно условию, поставленному ею в завещании. Детство мальчика прошло в имении Арсеньевой «Тарханы» в Пензенской губернии. В усадьбе бабушки царило настоящее русское благочестие. Всегда горящая лампада, Библия на столе, паломнические поездки в Лавру. Лермонтов ездил с бабушкой в Нижнеломовский монастырь, за 70 километров от Тархан, к чудотворной иконе. Через три года после безвременной кончины Марии Михайловны Лермонтовой в Тарханах была построена и освящена церковь во имя святой преподобной Марии Египетской. Любимой книгой Лермонтова было «Откровение Иоанна Богослова», она давала ему надежду в неутихающей борьбе ангела и демона в его душе. Из этого можно сделать вывод, что Михаил Юрьевич хорошо знал основы христианской веры, но, как утверждают исследователи, относился к ним неоднозначно. Поэт раздвоенности — так можно его охарактеризовать. Сам о себе он скажет: Ни ангельский, ни демонский язык: Они таких не ведают тревог, В одном всё чисто, а в другом всё зло. Лишь в человеке встретиться могло Священное с порочным. Все его Мученья происходят оттого. В основном все исследователи творчества Лермонтова причину его внутренних противоречий видят в том, что основой его мировоззрения был романтизм – бунтарский протест против рационализма жизни, её пошлости. В душе поэта постоянное противоборство двух сил – добра и зла, смешение ангельского и демонического. Таким образом, Лермонтов хорошо знаком с православием, и его душа, душа страстного человека, постоянно ведёт внутреннюю работу, борется, ищет ответы на вопросы. Один из основных мотивов его творчества – одиночество. Скорее всего, это чувство поэт вынес из семьи, ему не хватало материнской любви и отцовской поддержки. Поэтому тема семьи для него актуальна, можно предположить, что в «Песне …» он воссоздал идеальный в своём понимании образ семейных отношении.   2. Сюжет поэмы В основе сюжета поэмы лежит событие, которое могло произойти в XVI веке. Какие-то факты, возможно, почерпнуты из «Истории Государства российского» Н.М.Карамзина (т.1Х): упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, обесчещенной опричниками царя. Историки литературы также указывают на фольклорные памятники, которые могли быть источниками «Песни...», прежде всего — песню о Мастрюке Темрюковиче из книги Кирши Данилова (1818г.). Лермонтов во 2-ой половине 1830-х годов, в период установления дружеских связей со славянофилами (в том числе с П.В.Киреевским) и собирателем фольклора С.А.Раевским, был, вероятно, знаком и с вариантами песни о Мастрюке, записанными Киреевским, «оттуда он заимствовал имя своего героя (дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы).  В 1835-1836 годах поэт вновь побывал в Тарханах и еще раз соприкоснулся с миром давно уже ему знакомой народной поэзии, со старыми тарханскими песнями. Обращение к фольклорным источникам, к историческим, разбойничьим и лирическим народным песням позволило Лермонтову в своей поэме воссоздать характер эпохи, её быт и нравы. Но поэма далека от буквального воспроизведения исторического эпизода: осмысляя и творчески интерпретируя исторический материал, автор выходит за хронологические рамки повествования, для него была важна идея «Песни...». Некоторые современники Лермонтова связывали содержание «Песни...» с реальными событиями тех лет, в частности, со скандальной историей увоза гусаром жены московского купца; видели в «Песне...» и отражение семейной трагедии Пушкина: поэма была написана вскоре после роковой дуэли на Черной речке. 3. Библейский идеал добродетельной жены у Лермонтова Образ Алены Дмитриевны в «Песне...» и сегодня не оставляет равнодушными своих читателей. Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых. Сам Степан Парамонович, «молодой купец», «статный молодец» не только исправно ведет своё дело, у него и в доме образцовый порядок: каждый вечер его встречает «молода жена» и «накрыт дубовый стол белой скатертью», свеча перед образом теплится.  Немногочисленные, но характерные детали и бытовые подробности «Песни» свидетельствуют о традиционном православном укладе жизни этой семьи, в которой сохраняются благочестивые обычаи предков, здесь царит своеобразная культура древнерусского домостроительства, атмосфера священного домашнего очага. А горящая «свеча перед образом» символизирует христианское мироустроение семьи как малой церкви. Велика в этом роль жены, хозяйки дома, так как именно женщина должна поддерживать домашний очаг.  Своим благоразумием, распорядительностью по хозяйству, попечением о детях, заботой о муже она делает дом источником добра, мира, счастья, успокоения, восстановления сил. Сюда, в свой «высокий дом» за Москву-реку устремляется каждый вечер Степан Парамонович после дневных забот и переживаний. Образ Алены Дмитриевны восходит к библейскому идеалу добродетельной жены, жены-помощницы для мужа своего, цена которой, по слову премудрого Соломона, «выше жемчуга» (Притч. 30,10). Положение жены как любящего и преданного мужу человека назначено ей самим Богом. «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви,» — пишет святой апостол Павел в послании к Ефесянам (5, 22-23). «Повиновение жены мужу в христианстве принимает высший характер, яко такое, которое вытекает из страха Божия и уравнивается с делами Богоугождения, прямо Самому Господу творимыми», — пишет святитель Феофан Затворник в своем толковании послания апостола Павла (7,538). А святой Иоанн Златоуст об этом говорит так: «Сказавши: повинуйтеся, яко Господу — Апостол... разумеет следующее:... служите Господу...» (1,538). Но чтобы осознать и исполнять своё назначение, жена должна вместить в своё сердце Христа Спасителя и его святые заповеди, воплотить в своей жизни истины Евангелия, украсить свою душу нетленными добродетелями, служить «славою, венцом мужа своего» (Притч. 12,4). Мы узнаём, что Алёна Дмитриевна, справившись с домашними делами, идёт в храм на службу: …к вечерни пошла Алена Дмитриевна… Можно предположить, что она истинная христианка. Именно такой образ русской женщины удалось создать Лермонтову в своей поэме.   4. О красоте внешней и внутренней   Уникальность образа Алены Дмитриевны — в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности: На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно — будто лебёдушка, Смотрит сладко — как голубушка, Молвит слово — соловей поет, Горят щеки ее румяные Как заря на небе божиим; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются. Автор сравнивает героиню с лебёдушкой, голубушкой, использует психологический параллелизм. Олицетворение позволяет сделать образ более ярким, зримым. Мы знаем, что мнению святых отцов Церкви, внешность человека может одухотворяться внутренним огнем Веры, Надежды, Любви и свидетельствовать о чистоте души, о мирном устроении духа. Алена Дмитриевна, кроткая, целомудренная, благочестивая, действительно, светит людям, «как заря на небе Божием». Походка, взгляд, речь молодой женщины привлекли внимание царского опричника. Женская красота, совершенство внешних форм, как мы знаем из житийной и художественной литературы, может служить источником соблазна, провоцировать возникновение греховных помыслов и желаний, быть приманкой для низменных страстей. Физически крепкий, «удалой боец», «буйный молодец», Кирибеевич лишен внутренней силы, способной победить зарождающийся в душе грех. Избалованный царской милостью, не привыкший терпеть поражение ни в битвах, ни в кулачных боях, он был побежден блудной страстью. Как разбойник, преследует опричник поздним вечером возвращающуюся из церкви Алену Дмитриевну с целью похитить то, что ему не принадлежит и принадлежать не может: Моя милая, драгоценная! Хочешь золота, али жемчугу? Хочешь ярких камней, аль цветной парчи? Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать, Лишь не дай мне умереть смертью грешною; Полюби меня, обними меня Хоть единый раз на прощание! Кирибеевич считает, что любовь можно купить, он добивается расположения Алёны Дмитриевны, обещая ей золото и жемчуг. Уповающий в своей жизни на власть, положение, богатство, он не жалеет при встрече с «красной красавицей» ни слов любезных, ни обещаний щедрых. Предлагая своей возлюбленной «сокровища земные», Кирибеевич не ведает, что в сердце её сокрыты другие богатства, иные ценности: любовь к Богу и ближнему своему, верность святым обетам, в таинстве Венчания данным и страх Божий, т.е. боязнь греха, который разрывает связь с Богом и лишает человека Его милости. Иногда Господь попускает врагу рода человеческого — диаволу — испытать человека, подвергнуть его искушению. Все действия Алены Дмитриевны направлены на преодоление этого искушения, она как истинно верующий человек, боясь оскорбить Бога, в буквальном смысле бежит от греха, подобно святым женам, знакомым нам по житийной литературе, которые предпочитали смерть греху прелюбодеяния. Видимо, заповедь о верности семейному союзу и хранении святым брака была записана в их сердцах «золотыми буквами»: «Вступившие в супружество должны друг друга любовь и верность хранить до конца жития. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучно пребывать до кончины».  Лермонтов в своей поэме следует святоотеческой традиции, отразившей библейские наставления жене-христианке. «Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы» (Притч.30, 30-31). «Да будет украшением вашим не плетение волос, ни золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценного пред Богом (1 Петра, 3.3-4). Интересно, что в древнерусской литературе почти не уделялось никакого внимания внешности человека, речь всегда шла о сокровенных, внутренних достоинствах. Так в «Повести о Петре и Февронии» Ермолая Еразма не упоминается о красоте той простой девушки, которая исцелила неизлечимо больного князя и стала его женой. Постоянно говорится о её мудрости. Видимо, в Древней Руси её ценили намного выше красоты телесной. Мы видим, что в образе Алёны Дмитриевны гармонично сочетаются красивая внешность и богатство внутреннего мира. Горько-горько она восплакалась, В ноги мужу повалилася. «Государь ты мой, красно солнышко, Иль убей меня или выслушай! Твои речи — будто острый нож; От них сердце разрывается. Не боюся смерти лютыя, Не боюся я людской молвы, А боюсь твоей немилости. Данный монолог показывает отношения между супругами и роль мужа в семье. «... муж есть глава жены, как и Христос глава церкви...»   5.Образ Степана Парамоновича Калашникова Униженная и оскорбленная на виду у «злых соседушек», Алена Дмитриевна была подвергнута гневному обличению супруга и глубоко страдала от его недоверия и подозрений, от «речей» его, «будто острый нож». Для неё, любящей и преданной жены, весь страх состоял в «немилости» мужа, своего «государя», освящавшего её жизнь, как «красно солнышко». Полная, откровенная, исповедальная искренность Алены Дмитриевны свидетельствует, что между ней и супругом нет и не может быть никакой тайны, потому что муж и жена — одно целое, «одна плоть» (Быт.2,24). Обидчик, опозорив жену, оскорбил и мужа, дерзнул покуситься на установленный Богом порядок. Грех всегда попирает правду: от эгоистических желаний избалованного человека колеблется честь и достоинство семьи. Выслушав свою «верную жену», просящую о защите и помощи, и полностью ей доверяя, Калашников осознает, что в дом пришла «лиха беда»: Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич! А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому. Испытание, выпавшее на долю Калашниковых, обнаружило не только добродетели жены, но и открыло способности мужа «быть всесторонним попечителем и охранителем жены (1,539), защитником святыни Брака от поругания. «... да познаем врагов наших, и научимся противу их подвизаться. Брань то научает воина Подвигу и крепчайшим делает...»,— рассуждает святитель Тихон Задонский. Степан Парамонович, для которого настал час праведного гнева, быстро принимает решение: Буду насмерть биться, до последних сил, За Святую правду — матушку. Калашников следует национальным святоотеческим традициям, воспитанным на евангельских истинах: «приняв во всей строгости, что жены по образу поминовения Церкви Христу Господу должны повиноваться мужам во всем, должно принять во всей строгости и обязательную для мужей любовь — в мере любви Христа Господа к Церкви. Но Господь предал Себя за Церковь, следовательно, и мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самою жизнию». Это спокойное ощущение силы для битвы с непобедимым, эта решимость «постоять за правду до последнева» рождаются у Калашникова из осознания своей правоты перед Богом и народом христианским. В этом дивном образе Лермонтов воплощает лучшие черты национального характера: «Нетрудно увидеть: русский человек ради правды готов пожертвовать самой жизнью». В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну. В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная. Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги. Заключение Таким образом, на примере христианской семьи Калашниковых М.Ю. Лермонтов выражает свои представления об идеальных семейных отношениях. Муж – глава семьи, он её защитник, готов жертвовать своей жизнью за своих близких. Жена – хранительница домашнего очага, она во всём подчиняется мужу, отличается верностью и преданностью, стремится жить в мире с супругом. Её внешняя красота одухотворяется внутренней: любовью, чистотой, целомудрием, силой духа. Она не поддаётся соблазну богатства, не увлекается золотом и алмазами. Отношения автора к героям прослеживается через способ именования: он называет их по имени-отчеству, выражая таким образом уважение. Источник духовных богатств Алёны Дмитриевны и Степана Парамоновича – вера православная. Список использованной литературы 1. С.А. Андреев-Кривич. Тарханская пора. — М., 1968. 2. А.В. Бородина Православие – культурообразующая религия России.// Издательство «Экзамен», Москва, 2010  3. Э.А. Веденятина. Красота. Мешает ли она спасению? — М., 2002 4. В.Г.Белинский. Литературная критика. — М., 2005. 5. М.М.Дунаев. Православие и русская литература — М., 1996. ч.II.  6. М.Ю.Лермонтов. Избранные сочинения в трех томах. — М., 1996, т.2. 7. Лермонтовская энциклопедия. — М.,1981. 8. Святитель Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. — М., 2004. 9. Семейная жизнь и православное воспитание. — С.-Петербург, 2006. 10. Схиархимандрит Иоанн (Масло) Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. — М., 2003. 11. В.Ю.Троицкий. Словесность в школе. — М.,2000. Образ христианской семьи в поэме М.Ю. Лермонтова Использованные интернет-источники http://nicolaslud.prihod.ru/2015/01/23/soveti-startca-paisiya-afonskogo-o-seme-i-semejnoj-zhizni/ http://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-pravoslavnoy-filosofii-i-etiki-braka
 

 

Год

Конкурсная работа

«Православное краеведение в Музее русской избы»

(для детей 10-14 лет)

Выполнила:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.02 с.)