Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гужиченко Марина Анатольевна,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учитель русского языка, литературы и ОДНКНР муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 им. В.С.Попова» города Бежецка Тверской области Победитель регионального этапа Конкурса (I место) В 2019 году ВВЕДЕНИЕ Православное краеведение в Музее русской избы
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеалах или заимствованных у другого народа». К.Д. Ушинский
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности, любви к Родине. Учитывая это, современная педагогика постоянно стремится к совершенствованию системы образования, понимая, что многие педагогические проблемы уходят корнями в далекое прошлое. Ещё в конце 19 века выдающийся подвижник православной педагогики Сергей Александрович Рачинский говорил: «Школа всем своим существованием, всем своим укладом должна входить в жизнь народа, своего народа; а так как русский народ есть народ православно-церковный, то и школа должна быть такой же». Конечно же, обычная современная школа – это школа, в первую очередь, светская, но хотелось бы, чтобы и наши дети не теряли духовной связи со своей историей и традициями русского народа. В связи с этим, мысль, высказанная президентом РФ о связи поколений, о единстве народа, которые «обеспечиваются усвоением духовно-нравственных традиций через организованное, целенаправленное воспитание», особенно актуальна на сегодняшний день. Пытаясь найти новые формы и средства приобщения детей к традиционной русской культуре, с сентября 2017 года наше образовательное учреждение начало работу над сетевым проектом по сохранению народных традиций Бежецкого края, продуктом которого стала оформленная в духе крестьянского быта конца 19 — начала 20 века русская изба. Слева от входа в нашей избе разместилась кормилица-печка, выполненная с таким умением, которому позавидовал бы самый мастеровитый печник. Вокруг неё рогачи, ухваты, корчаги и чугунки. А рядом на стене примостился ложетник с расписной глиняной посудой. В женском углу прялки и веретёна самой разной конфигурации. Гордо красуются на резных лавочках, что вдоль стен и окон, глиняные кувшины и берестяные изделия. Есть здесь и детская зыбка-качалка, искусно сделанная каким-то умельцем-бежечанином. А вот и, кажется, склонившаяся над люлькой хозяйка избы в традиционном народном костюме, характерном для Бежецкого уезда 19 века. На полицах задорно расположились крынки и расписные горшки. На полу и лавках домотканые половички. Кругом кружевные подзоры, вышивки! И рушники, с красными петухами из деревни Каликино, с геометрическими узорами нашей родной узменской стороны. Где такое ещё увидишь! Есть в избе и красный угол с простенькими иконками. Но с какой любовью изукрашен народным умельцем киот! И на нём опять рушник, но уже особый, более строгий. Глядя на все это, поражаешься таланту и трудолюбию русского человека и невольно представляешь, как руки простой русской женщины творили эти чудеса долгими зимними вечерами. В мужском углу — жернова, серпы. А вот и рубель. Кстати, утюгов здесь много: деревянных, угольных и просто железных. А вот и сундук, кажется, что вот-вот достанет оттуда хозяйка своё самодельное приданое. А в центре избы красуется стол с точёными ножками. На нём — вязаная скатерть и старый самовар с медалями. Всем миром благоустраивали кабинет и собирали эту экспозицию. Каждый понемногу внёс свою лепту. Не перевелись ещё на Руси беско-рыстные, увлечённые люди, не на словах, а на деле любящие свою малую родину. Экспонаты приносили и привозили бежечане, педагоги и сами школьники. Важность этого дела понимали все, а одна девчушка с гордостью поделилась, что её бабушка, доставая кружевные подзоры из старого сундука, с трепетом сказала: «Пусть память о моей прабабушке продолжает жить в стенах вашей школы…». Вот народная мудрость! Созданный нами Музей русской избы, считаем, обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом. Здесь проводятся музейные уроки, где малышей знакомят с бытовыми реалиями героев русских народных сказок, с народной игровой культурой; организовываются игры для дошколят, проводятся беседы со школьниками о духовности и нравственности, об устоях традиционной семьи с её православным укладом и нормами морали. Дидактическим подспорьем для организации работы в Музее русской избы является изданный нами учебник по курсу духовно-нравственного воспитания «Святыни земли Бежецкой», имеющий краеведческую направленность, а также сборник «Фольклорные традиции Бежецкого уезда», куда вошли произведения устного народного творчества: сказки, легенды, предания, песни, некогда бытовавшие на нашей земле, а также сведения о том, как жил бежецкий крестьянин, как обустраивал жилище, чем питался, во что одевался, как вёл хозяйство. Особого внимания заслуживает опыт проведения православных и народных праздников в Музее русской избы, который также представлен в нашей работе. Издревле Бежецкий край славился своим льном. Лён являлся одной из главных культур, выращиваемых в нашем уезде. Об этом говорит и герб города, на котором расположились цветочки льна. Слава о бежецком льне была известна далеко за пределами не только области, но и страны, поэтому методическое пособие начинается с беседы о святой мученице Параскевы Пятницы, в народе называемой льняницей. Основная часть пособия посвящена двунадесятым (главным) православным праздникам, связанным с жизнью Иисуса Христа и Богородицы, а также празднику всех праздников – Пасхе Христовой. Занятия проходят в рамках внеурочной деятельности, с согласия родителей, законных представителей обучающихся, в театрализованной или игровой форме. Главные действующие лица – Хозяйка и две её дочери, которые, находясь в интерьере русской избы, занимаются хозяйственными делами: моют, прибирают в горнице, прядут лён, пекут пироги, наряжают ёлку, гладят старинные рушники рубелем, рассматривают иконы праздника, тем самым знакомя школьников с обустройством жилища, предметами быта, занятиями и верованиями бежецкого крестьянина. Основной вид работы, направленный на формирование православного мышления, является диалог у иконы праздника, где ведущий, в роли которого выступает учитель, беседует со школьниками об истории православного праздника, читает отрывки из Библии, непринуждённо побуждает детей к разговору о добре и зле, нравственности и духовности. Каждое занятие построено с учётом здоровьесберегающих технологий, где предусмотрено чередование различных видов деятельности. Беседа сменяется мастер-классом по изготовлению сувенира к празднику: ангела на Рождество Христово, украшенная свеча на Сретение, голубя на Крещение, ступени на Введение во храм Пресвятой Богородицы и т.д. Вторая часть занятия посвящена народным приметам, играм, забавам, непосредственно связанным с историей празднования этого дня на Руси. Так на Преображение мы отгадываем загадки с яблони, на Благовещенье выпускаем бумажных птиц, прикреплённых к шарикам, на волю, на праздник Входа Господня в Иерусалим мы проводим Вербную ярмарку с шутками, прибаутками, вербными херувимами и даже узнаём историю народного театра – райка. Фольклорный ансамбль четвероклассников нашей школы «Родничок» к каждому занятию готовит небольшое выступление – народные песни, посвящённые данному празднику, организует игры и хороводы. В заключение дети с удовольствие пьют чай с пирогами из русской печи, причём даже выпечка (конечно, приготовленная заранее) соответствует символам православного праздника и изготавливается по народным рецептам. Считаем, что русские традиции, возрождающиеся в нашей школе на основе православных праздников в Музее русской избы, способствуют привитию русской культуры, формированию патриотизма, развитию творческих способностей – появилась возможность знакомить детей с православными ценностями, не навязывая их, а органично включая в воспитательный процесс школы. Проведение православных праздников подтвердило свою эффективность, поскольку дает возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях общеобразовательных учреждений и учитывать особенности основного образования.
Православные праздники в Музее русской избы 10 ноября Праздник Параскевы Пятницы
Образовательной целью данной экскурсии является визуализация знаний учащихся, полученных при изучении разделов программы внеурочной деятельности «Фольклорные традиции Бежецкого уезда», составной частью которой является знакомство со старинным русским бытом бежечан, с их традициями и верованиями, с малыми фольклорными жанрами произведений устного народного творчества, бытовавшими на родной земле. Данная экскурсия проходит в музее народного быта, организованного в МОУ СОШ №2 им. В.С.Попова, и составлена с учётом местного материала. В ходе экскурсии младшие школьники знакомятся с древними традициями и обычаями жителей родного края, связанными с технологией переработки льна, старинными орудиями труда, значением этой сельскохозяйственной культуры в жизни нашего народа и непосредственно жителей нашей местности, устным народным творчеством, связанным с данным производством. Данный материал способствует целостному восприятию и созданию гармоничной картины жизни и быта людей в определённую историческую эпоху, способствует формированию основ гражданской идентичности и осознанию своей этнической и национальной принадлежности. В основе экскурсии лежит богатый краеведческий материал, отражающий жизненный уклад, занятия и культуру местных жителей. Образовательная экскурсия способствует развитию познавательного интереса к истории родного края, традициям и обычаям через ознакомление с различными источникам информации, в том числе и предметными. Цель: расширение кругозора учащихся об отличительных особенностях родного края, о растении «лён» и изделиях из него. Задачи: - показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев; - воспитывать у детей уважение к национальному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного; - познакомить с историей окультуривания льна; - развивать умение работать в коллективе.
Оборудование: выставка «Изделия изо льна», икона Параскевы Пятницы, обручи для игры. Предварительная работа: Подготовить горницу к приему гостей: вдоль стен - лавки, у боковой стены - выставка изделий, выполненных в традициях народных ремесел /кружево, прядение, вязание, вышивка/; повесить расшитые рушники, мужской и женский костюмы, головные уборы, обувь; столы застлать самоткаными скатертями и поставить самовар, керосиновую лампу, на сундуке - вязание, кудель с веретеном, пяльца с вышиванием.
Содержание экскурсии
/Звучит музыкальный фон «Вариации на темы русских народных песен» хозяйка убирает в горенке, входят дети/ Матушка - Здравствуйте, ребята, проходите, садитесь на скамьи дубовые, располагайтесь как дома. Спасибо вам, что пришли ко мне на посиделки. Посмотрите вокруг, что вы здесь видите? Да, здесь и русская печка, которая готовит для нас пирожки; и сундуки, где девушки в старину хранили приданое; и крынки, и горшки, ухваты, и необычные утюги-рубели, и много-много старинных вещей, которые служили верой и правдою нашим прабабушкам и прадедушкам.
Девица - А вот посмотрите на передний угол – его называли красным. Там находится икона нашей святой мученицы Параскевы Пятницы. В прежние времена в редком доме не было иконы этой святой. Именно ей по окончании льняной страды – 10 ноября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному, но чаще льняница. В день Парасковии- льняницы было принято мять лён и приносить в церковь. Параскева, нареченная Пятницей, считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи, представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами, символизирующими лён. Высоких и худощавых женщин иногда называют «долговязая пятница».
Девица - Святая Великомученица Параскева - это заступница бабьей доли, покровительница женских ремесел. Ей молились о сохранении домашнего очага, семейном счастье и благополучии. Женщины просили помощи в домашних делах, а девушки молились о хороших женихах.
Матушка - Вы уже знаете, что Бежецкий уезд издревле славился своим льном. Лён являлся одной из главных культур, выращиваемых в нашем уезде. Об этом говорит и герб города, на котором расположились цветочки льна. Слава о бежецком льне была известна далеко за пределами не только области, но и страны. К нам приезжали купцы из Голландии, Швеции, чтобы купить льносемя, тресту высокого качества.
Девица - Культура льна все время имела большое хозяйственное значение: с одной стороны, волокно служило материалом для изготовления одежды, с другой – льняное семя давало масло как продукт питания.
Девица - Лён вырастить непросто. Наилучшими для выращивания льна считались низкие и влажные места, а при посеве вблизи селения выделяли чернозём или сырую землю. Нельзя было сеять лён сразу после дождя, но и в сушь его тоже не сеяли. Кроме того, выбирали для посева тихую погоду и время дня - утром или вечером. Сеять лён старались редко, а потом еще и пололи, в результате он вырастал высокий и с толстым стеблем. Для тонкого волокна высевали гуще, однако при излишне густом посеве льны полегали. Старые женщины из села Теблеши Бежецкого района рассказывали, что сеять лён ходили только мужчины, а пололи и убирали только женщины.
Матушка - Сейчас на дворе осень, не за горами и октябрь, который в народе называли паздерник - «месяц очистки льна». А как его очищают? - А вот так, как в песне поется. Девушки, запевай!
Инсценировка русской народной песни «Лён зеленой» Лен зеленой
При горе при крутой. Я мочила, мочила ленок… Чеботами приколачивала. Ты удайся, мой беленький ленок!
При горе при крутой. Я сушила, сушила ленок… Я сушила, приговаривала, Чеботами приколачивала. Ты удайся, мой беленький ленок!
При горе при крутой. Я трепала, трепала ленок. Чеботами приколачивала. Ты удайся, мой беленький ленок!
При горе при крутой. Я чесала, чесала ленок. Чеботами приколачивала. Ты удайся, мой беленький ленок!
Лен зеленой При горе при крутой. Чеботами приколачивала. Ты удайся, мой беленький ленок!
При горе при крутой. Уж я ткала, я ткала ленок. Уж я ткала, приговаривала, Чеботами приколачивала. Ты удайся, мой беленький ленок!
Девица - Вот в песне вы услышали всю последовательность обработки льна, затем идет прядение и ткачество. 10 ноября в день святой мученицы Параскевы Пятницы – покровительницы рукоделия - женщины в старину на Руси хвастались своим льном, устраивали льняные смотрины: показывали друг другу подготовленный к прядению лён, насколько хорошим и тонким получилось волокно. Девушка - Молодые девушки особенно старались, т.к. их работу оценивали и будущие женихи, и будущие свекрови. Также в этот день лён носили в церковь на освящение, чтобы вся будущая ткань удалась на славу. Сегодня мы коротко проследим путь от льняного семечка до полотна для одежды. /Демонстрация засушенных цветущих стеблей льна/ Матушка Весной посеяли льняное семя. Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов презентации, на которых показана технология выращивания и обработки льна, орудия труда и демонстрация их использования. Одновременно ведущие или учитель демонстрируют имеющиеся экспонаты экспозиции музея. - Наступила осень – пора уборки льна. Его выдернули с корнем, навязали снопов и поставили на поле подсохнуть. Потом выколотили из коробочек семена. - Кто знает, как выколачивали семена? (Цепами, телегами). - Посмотрите на слайд, как это происходило. - Затем стебли укладывали в речку или оставляли на поле вылёживаться под дождём. Так они лежали недели две. А после этого стебли расстилали на лугу просушить. Сухие стебли мяли, колотили с помощью мялки и трепала. - Попробуйте найти эти предметы среди представленных экспонатов. Попробуйте показать, как ими работали. - Трепало нужно было, чтобы удалить из обмятой тресты кострику — деревянные части стебля, разломанные на мелкие кусочки. Трепали лён, удерживая конец горсти на коленях или в руке на весу. Вершинный конец наматывали на кисть левой руки и били по свисающему концу, всё время подергивая волокна вверх, отхлестывая их о другое ребро трепала и поворачивая. Так же обрабатывали другой конец горсти. Затем пучок льна выворачивали внутренними волокнами наружу и опять трепали поочередно оба конца. При работе тщательно соразмеряли силу и направление удара. - Легко ли выполнять такую работу? - Затем с помощью чесала вычёсывали кострицу (Грубая часть стебля). Девица - А сейчас давайте поиграем в игру «Ленок». Игра «Ленок» На полу нарисовать мелом небольшие кружки (можно положить обручи) – «гнёзда». Их должно быть на 1-2 меньше, чем участников игры. Дети становятся в хоровод, берутся за руки и, двигаясь по кругу, поют: «Мы зёрнышки веяли, веяли. Мы зёрнышки сеяли, сеяли. Сади ленок!» На последнем слове хоровод рассыпается, и дети становятся по одному в «гнёзда». Кому «гнезда» не хватило – выбывают. Убирается по 1-2 «гнезда». Игра идёт до тех пор, пока в хороводе не останется 3-4 человека.
Девица - А тут и льняные смотрины подошли - 10 ноября - День Параскевы Пятницы. С этого дня начинались зимние посиделки. Девушки и женщины собирались по несколько человек в избе, чтобы веселее было работать. Приносили с собой… А что приносили, вы узнаете, если отгадаете загадки: 1. Стоит Федосья, растрепаны волосья. (Кудель привязана к гребню). 2. Пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают. (Прядут 5 пальцев руки). 3.Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено). - Найдите эти предметы среди экспонатов. - Кто может рассказать, как ими пользовались? - Прялка состояла из лопасти, к которой привязывали кудель, тонкой ножки и донца, которое ставилось на лавку, и на него садилась пряха. Левой рукой пряха вытягивала прядиво, а правой вращала веретено, представляющее собой суживающуюся к концам палочку длиной около 30 сантиметров, один конец которой был утолщен. На неё и наматывали крестьянки нити. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери. Позднее, появилась прялка с колесом. Работа шла быстрее, а нить получалась лучше. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью – ведь снова за эту работу она сможет взяться только следующей зимой, когда закончатся осенние полевые работы. - Потрескивает лучина, раздаются песни, шутки, а веретёна кружатся, жужжат. - Кто хочет попробовать покрутить веретено?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.011 с.) |