Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Система  духовно-нравственного воспитания в школе №5 Г. Нелидово Тверской области (из опыта работы)

Поиск

 

Школа №5 г.Нелидово, которая открылась 1 сентября 1976 года.

За 43 года существования школа выдала:

4 443 аттестата об основном общем образовании,

2 537 аттестатов о среднем общем образовании.

Окончили школу с медалями 155 выпускников.

Среди них есть ученые, врачи, священнослужители, музыканты, артисты, учителя, военнослужащие, журналисты, руководители предприятий, учреждений, представители власти разных уровней.

Сегодня в школе получают образование 800 учащихся, 28 классов. Средняя наполняемость – 28,5. Помимо этого, в школе есть вечерние классы и учебно-консультационный пункт при Исправительной колонии № 9, посёлок Монино Нелидовского района.

Школа находится в 3-х этажном типовом панельном здании, имеет полный уровень благоустройства, обладает хорошей материально-технической базой для решения актуальных задач образования.

Сегодня школа:

Ø Информационно-консультационный центр по учебно-методическому комплексу «Перспективная начальная школа»,

Ø Центр дополнительного образования, дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ,

Ø Площадка по опережающему введению ФГОС основного и среднего общего образования, по реализации мероприятий в рамках программы «Доступная среда», мероприятий Российского движения школьников,

Ø Пункт проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников,

Ø Площадка для проведения муниципального фестиваля юных дарований, ежегодной педагогической конференции,

Ø Место проведения муниципального этапа конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», многих муниципальных и зональных мероприятий.

Школа светлая, просторная, красивая, оформлена с эстетическим вкусом. Каждый год в ней обязательно что-то обновляется. И это не только благодаря Учредителю, но и прежде всего родителям и спонсорам, которые не остаются в стороне и активно участвуют в решении многих проблем образовательного учреждения.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в Школе №5. В школе созданы оптимальные условия для организации системы дополнительного образования детей. На протяжении многих лет в школе работают творческие объединения, которые призваны воспитывать в школьниках чувство коллективизма, отзывчивости, личной ответственности за общий результат, сопричастности к общему делу, стремление к прекрасному, бережному отношению к природе, потребность в здоровом образе жизни, физическом и эстетическом развитии. Это:

1. Образцовый хореографический коллектив «Визави»

2. Спортивные секции: художественная гимнастика, волейбол, баскетбол, туризм, лыжная подготовка, легкая атлетика

3. Театральная и вокальная студии

4. Медиацентр

5. Кружки экологического и краеведческого направления

В школе есть условия, есть кадры и есть огромное желание учить, воспитывать, творить, помогать, радоваться общим результатам труда.

Надо жить, чтобы жить,

Чтобы благо творить,

Чтобы сеять добро,

Чтоб добро проросло,

Чтобы легче другим

Было жить и творить,

Чтобы легче другим

Было сеять добро,

Чтобы много добра

На земле проросло!...

И чтобы эти зерна добра проросли в наших учениках, мы личным примером, взглядами, суждениями, активной жизненной позицией воспитываем подрастающее поколение. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. «Нельзя ребенка «кормить» ненавистью, отчаянием и презрением», - писал в своё время К.Д. Ушинский.

Ежегодно на базе школы проводятся мероприятия, инициаторами которых являются сами учащиеся. В тесном сотрудничестве с педагогами они составляют сценарии мероприятий, проводят подготовительную работу.

Ежегодно на базе школы проводятся мероприятия:

Ø Фестиваль солдатской песни

Ø Месячник военно-патриотической работы

Ø Военно-спортивная игра «Зарница»

Ø Митинги на братских захоронениях

Ø Конкурсы чтецов, рисунков, плакатов

Ø Исторический турнир «Поле русской славы»

Ø Участие в Почетном карауле у Мемориала Памяти

Ø Научно-исследовательские и исторические конференции

Ø Шефство над воинскими захоронениями и могилой полного кавалера ордена Славы Моисеева Пётра Арсентьевича

Ø Трудовые десанты

Ø «Школа молодого бойца»

Ø Участие в социальных проектах и акциях «Свеча памяти», «Обелиск», «Ветеран», «Георгиевская ленточка», «Небо Победы», «Важное дело», «Мы любим свой город», «Дорога к храму»

Ø Уроки мужества.

В Информационном центре школы изданы сборники творческих работ учащихся:

· «Письма с фронта»

· «Право на память»

· «Во имя мира на земле»

· «Мы помним...»

· «Мир души моей»

· «Память сердца»

· «Целый мир от красоты...»

· Сборники материалов научно-практических конференций.

В школе проводятся литературно-музыкальные вечера:

· «Строки, опалённые войной...»

· «...И помнить живые должны!»,

· «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!..»

·  «Я люблю тебя, жизнь!» и другие.

От того, как мы воспитываем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно-развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Нельзя создавать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый – сам за себя». Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, на котором держится нация и государство. И такой фундамент – патриотизм. Сегодня в свете особой ситуации, сложившейся вокруг нашей страны, мы понимаем это особенно остро. Но патриотизм понятие многогранное.

Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе. Только не следует ничего идеализировать и не повторять в том виде, в котором это было в прежние времена. Одной из составляющих патриотизма является готовность защищать свою родину. Она формируется рассказами о защитниках Отечества, о героизме и мужестве нашего народа в дни тяжелых испытаний.

Но одних бесед, разговоров недостаточно. Необходимо дать ребенку прочувствовать, испытать те ощущения, которые и станут основой для формирования патриотических и духовно-нравственных чувств.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

На протяжении многих лет в нашей школе ведётся работа по реализации социально-значимого проекта «Мы - семья» в рамках школьной программы «Семья». Необходимое общение с родителями, совместное сопереживание проходит через организацию совместной деятельности родителей и детей в различных мероприятиях: «День знаний», «Ярмарка творческих мест», «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «Перешли мы во второй», «День именинника», «Давайте познакомимся», «Масленица», «Здравствуй, 5-й класс», школьный проект «Новогодний калейдоскоп».

Особенно зрелищным и презентабельным является коллективный творческий проект, посвящённый Дню матери и включающий в себя разнообразные мероприятия: творческие мастерские с участием родителей, выставки работ семейного творчества, мастер-классы педагогов дополнительного образования для детей совместно с родителями, литературные гостиные, спортивные мероприятия и, конечно же,  большой праздничный концерт творческих коллективов школы. Масса положительных эмоций, позитив мероприятия никого не оставляет равнодушным.

Родители выступают инициаторами экскурсий профориентационной направленности на предприятия, где работают сами. Такие экскурсии направлены на формирование уважительного отношения к труду. Они позволяют многим старшеклассникам быстрее определиться в выборе будущей профессии.

Одним из направлений в реализации проекта «Мы – семья» является проведение социально-значимых акций.Это акция «Поделись теплом души своей», приуроченная к Дню пожилого человека. В рамках акции проводятся тематические классные часы, беседы, встречи с участием пожилых людей, организуется:

· помощь пожилым людям на дому,

· доставка на дом самодельных поздравительных открыток с их вручением пожилым людям, 

· литературный конкурс «Бабушкины руки», 

· выставки рисунков «Портрет любимой бабушки» и т.п.

В школе проводится акция «Полотно памяти». Эта акция заставляет каждого ребенка ещё раз обратиться к истории своей семьи, чтобы написать на огромном полотне слова благодарности солдату – победителю Великой Отечественной войны.

Ребята вместе с родителями стали участниками фотовыставки «Взгляд из прошлого». Фотографии прошлых лет знакомят ребят с историей семьи, города, страны.

Нередко родители выступают инициаторами загородных экскурсий, в которых принимают участие наряду с детьми.

Проведение совместных мероприятий с участием детей и их родителей способствует формированию гармоничных отношений, основанных на доверии, взаимоуважении, заинтересованности в результате совместной деятельности. Учащиеся получают больше возможностей познакомиться с родословной своей семьи, узнать о своих предках, о традициях, которые соблюдаются до сих пор во многих семья: девочки учатся рукоделию (вышиванию, вязанию, бисероплетению и т.п.), мальчики – выпиливанию, резьбе по дереву, играм в шашки, шахматы и т.п. Все подобные занятия сплачивают семьи духовно и нравственно.

Проводя такие мероприятия, мы ставим перед собой задачу пропагандировать и возрождать семейные традиции, воспитывать у детей ответственность, чувство уважения и гордости за свою семью, своих близких. Но главная педагогическая задача состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к внутреннему миру их собственных детей, к их интересам, их проблемам, к их жизни в кругу друзей и товарищей.

Большим потенциалом в решении задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обладает предметная область «Основы религиозных культур и светской этики». При подготовке к урокам педагоги стараюсь придерживаться таких важных положений, как:

• «Интерес – наиболее короткий путь к получению знаний»

• «Уважение и сотрудничество – основа образования»

• «Юмор и улыбка делают школу человечнее»

Чтобы вызвать интерес к новому предмету, используются современные методики и технологии обучения: мультимедийные презентации, работа с электронным приложением к урокам, технология критического мышления при работе с текстовой информацией, работа с иллюстративным материалом (репродукции картин, иллюстрации, рисунки детей и т.п.) и др.

Опыт показывает, что особый интерес у учащихся вызывает работа с притчами. Притча — один из самых быстрых и действенных форм подачи информации, в которой собраны жемчужины народной мудрости. Так же, как и сказки, притчи служат замечательным способом научить чему-то, подсказать и помочь сделать правильный выбор. Притчи всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия. Притчи играют особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притчи являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи.

Знакомство с притчами, их чтение и анализ позволяют учащимся задуматься над такими понятиями, как «добро» и «зло», «сострадание», «милосердие» и «безразличие», «любовь» (к ближнему, к природе, окружающему миру) и «ненависть», «дружба» и «вражда», «преданность» и «предательство» и др. 

Помимо знакомства с притчами проводится работа учащихся с дополнительной художественной литературой. Анализируя прочитанное, учащиеся обмениваются своими мнениями, высказывают собственную точку зрения. Роль учителя – помочь учащимся извлечь правильный урок из прочитанного.

По данным последних исследований специалистов РАН, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, т. е. наиболее доступным источником информации для них является изображение. Это означает, что занятия, на которых учитель работает с иллюстративным материалом, более эффективны для обучения и развития учащихся.

Вниманию детей предлагаются репродукции работ великих русских и зарубежных художников (Например, на уроке «Человек и Бог в православии» учащимся предлагается рассмотреть репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»). Учащимся предлагается высказать мнение, почему, собираясь в дальнюю дорогу (на экзамены, перед операцией и в др. сложных ситуациях) нередко приходится слышать в качестве слов напутствия «С Богом», «Бог в помощь» и т.п. Многие дети говорят о том, что с Богом не страшны любые испытания и затруднения.

На уроке «Совесть и раскаяние» вниманию учащихся предлагаются репродукции картин: Рембрандт «Возвращение блудного сына», Ге «Тайная вечеря», икона «Благоразумный разбойник». Анализ картин позволяет подвести учащихся к тому, что не стоит стыдиться своих ошибок, надо вовремя в них сознаваться и раскаиваться, прося прощения у тех, кому причинил боль, сделал что-то неприятное, прося прощения у Бога. 

Таким образом, для модуля «Основы православной культуры», который выбирают большинство родителей, изображения имеют большое воспитательное значение. Они формируют у детей эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения, мотивируют их познавательную активность. Работа с иллюстративным материалом играет большую роль в приобщении к традициям своего народа, к историческому наследию русской художественной культуры.  

Более запоминающимися знания по теме «Православный храм» становятся при посещении церкви Балыкинской иконы Божией Матери Нелидовского благочиния. В ходе экскурсии протоиерей Сергий Малышев рассказывает детям о предназначении храма, подробнее знакомит с его внешним и внутренним устройством, рассказывает историю многих икон, украшающих стены церкви. Дети с большим интересом слушают священника, задают интересующие их вопросы, получая исчерпывающую информацию. 

Использование различных форм организации деятельности – индивидуальной и фронтальной работы, работы в группах и парах, ролевых игр способствует росту заинтересованности учащихся в изучении основ православной культуры. Интереснее и красочнее становятся занятия за счет использования наглядного материала: видео и фотоматериалов, схем, мультфильмов, Интернет-ресурсов.

Очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. При выполнении таких заданий как интервью, мини-сочинения, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала для подготовки презентации, с целью получения информации дети обращаются за помощью к членам своей семьи.

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В нашей школе в рамках предметной области ОДНКНР реализуется учебный предмет, учитывающий культурно-исторические особенности Тверского региона. Данный курс способствует:

· воспитанию способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

· знанию основных норм морали, нравственных, духовных идеалов;

· формированию представлений об основах православной культуры, её достижениях на территории Тверской области, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

· пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

· формированию представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР реализуется через занятия, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России.

На уроках ОДНКНР учащиеся знакомятся с православными святынями своей малой родины, памятниками архитектуры, связанными с важными историческими событиями в истории края и Русского государства. На примерах жизненного подвига великого князя Тверского и Владимирского Михаила Ярославич, подвижничества преподобных Ефрема Новоторжского, Макария Калязинского, священномученика Фаддея, Архиепископа Тверского, Тихона, патриарха Московского и всея Руси, у учащихся формируется чувство патриотизма, любви и преданности к своему народу, к истории своей малой родины.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов. Работа над проектом способствует сплочению детей, воспитанию самостоятельности, целеустремленности. 

Каждая тема решает определённые воспитательные задачи:

· укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину;

· развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

· развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Таким образом, духовно-нравственные качества человека – достойного гражданина России в немалой степени закладываются на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР.

Воспитать патриота, достойного гражданина, высоконравственного человека на примерах отечественной истории – самая важная задача для учителей, преподающих гуманитарные предметы. Вся внеурочная работа с учащимися сводится к подготовке к участию в разнообразных мероприятиях историко-обществоведческого, краеведческого направления, к конкурсам литературного творчества.

В год 400-летия Дома Романовых  для любителей истории 6-11-х классов была организована школьная историческая конференция. Участники мероприятия выступили с интересными докладами, рассказывающими о малоизвестных страницах в истории царствующих особ Дома Романовых. Отрекался ли самовольно Николай II от престола в 1917г., какие «мелочи» в нашу жизнь ввела Екатерина II, как проходила коронация русских царей, в чём величие Петра I, «тайны» Дома Романовых, продолжается ли род Романовых в наши дни и кто эти люди. Эти и многие другие вопросы освещались в работах учащихся, выступавших на конференции.

 По инициативе православного Прихода церкви Балыкинской иконы Божией Матери г. Нелидово Ржевской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) была проведена муниципальная историческая конференция «Крещение Руси как кульминация духовно-нравственного развития русского народа от князей Аскольда и Дира до князя Владимира», проходившая в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».

Участниками конференции были представлены разнообразные доклады, объединённые общей темой конференции. Часть докладов, с которыми выступили ребята, была посвящена вопросам распространения христианского вероучения в Киевской Руси: «Слово о законе и Благодати» митрополита Иллариона, подвиги во имя веры христовой и спасения Отечества святых благоверных князей – Александра Невского, Михаила Тверского, княгини Анны Кашинской. Объединив усилия школы и Церкви, мы сможем сохранить наше историческое наследие и воспитать достойных граждан Отечества.

В тесном сотрудничестве с Нелидовским благочинием была организована и проведена муниципальная историческая конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие». В своих выступлениях участники конференции раскрыли многогранную деятельность Михаила Ярославича Тверского, а также рассказали о верности и глубокой любви Анны Кашинской, хранившей память о своём супруге долгие годы. Подвёл итоги конференции протоиерей Сергий Малышев, который подчеркнул выдающуюся роль Тверского князя в объединении Руси, за что и был первым назван «Великим князем всея Руси».

Во взаимодействии с Нелидовским благочинием развивается школьная система добровольчества. Ежегодно волонтёры школьного экологического отряда «Экокомпас» принимают активное участие в муниципальной акции «Дорога к храму», которая проводится накануне великого православного праздника - Воскрешения Христова (Пасхи). Также отряд добровольцев принимает участие в уборке территории, прилегающей к часовне в честь преподобного Амвросия Оптинского (д. Белейка, Нелидовский район). Группа старшеклассников участвовала в добровольческой акции «Построим храм вместе», оказывая посильную помощь в строительно-уборочных работах на строящемся в Нелидове храме Иоанна Кронштадтского. 

Таким образом, в проведении многих мероприятий духовно-нравственного направления, проводимых школой, уроков ОРКСЭ и ОДНКНР, нашими партнёрами нередко выступают представители духовенства Нелидовского округа. Кто как не священники выступают основными носителями духовности в нашей суетной мирской жизни. Однако в современном мире скромный облик православной духовности, к сожалению, находит всё меньше ценителей и тем более последователей. Современное поколение молодёжи настойчиво ищет острых ощущений и впечатлений, ярких образов во всех областях жизни, в том числе даже в духовной. Поэтому, планируемыми результатами духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся выступают определенные ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у школьников по каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания. Такими направлениями являются:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

- воспитание ценностного отношения к жизни, формирование навыков обеспечения безопасности жизни.

Правильно организованная система работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся может максимально развить и сформировать нравственные качества, обеспечить воспитание свободной личности, уважающей историю своего Отечества, своих предков, достойного гражданина и патриота Родины. Через подобные мероприятия мы передаём память из поколения в поколение, учим детей в школе на примерах отечественной истории любить и защищать свою страну, свой народ. Молодежь охотно откликается на предложения педагогов, нередко сами учащиеся выступают инициаторами социальных акций («Ветеран», «Обелиск», «Тревожная память», «Георгиевская ленточка» и др.) А это значит, наши усилия не проходят даром.

Глава 3. Опыт проведения межрегиональной конференции исторических исследовательских работ «Церковь и война. Русская Православная церковь на переломных этапах истории»

 Одним из масштабных мероприятий, проводимых в Школе №5, при тесном содействии Нелидовского благочиния, является Межрегиональная конференция исторических исследовательских работ «Церковь и война. Русская Православная церковь на переломных этапах истории». Эта конференция всегда проходит в преддверии главного праздника страны – Дня Победы.

     Конференция, которая первоначально посвящалась теме роли Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, проводится на Нелидовской земле с 2005 года по инициативе Нелидовского благочиния и с благословения сначала митрополита Тверского и Кашинского Виктора, а позже, с образованием Ржевской и Торопецкой епархии, – по благословению епископа Ржевского и Торопецкого Адриана. 

За время проведения Конференция проводилась в разных форматах: как международная школьная историческая Интернет-конференция на сайте Школы №3, затем как конференция с очным участием конкурсантов, презентовавших свои исследовательские работы.

С 2016 года одним из организаторов и координаторов Конференции выступает Школа №5. Тематика Конференции расширила свои границы и рассматривает роль Русской Православной Церкви не только в годы Великой Отечественной войны, накануне и после неё, но и на протяжении всей многовековой истории православного Отечества в годы лихих испытаний.

Цели Конференции

Образовательные:

· популяризация и расширение представлений обучающихся о роли Русской Православной Церкви в решении вопросов сохранения суверенитета и независимости Российского государства, её консолидирующей функции в единении народов России перед угрозой национального порабощения в годы суровых лихолетий, выпавших на долю многострадального Отечества.

Развивающие:

· формирование исторической памяти, чувства патриотизма и любви к своей Родине, великой и малой, уважения к национальным традициям;

· привитие христианских добродетелей и общечеловеческих ценностей.

Воспитательные:

· воспитание уважения к историческому прошлому своего народа, к памяти героев, отдавших жизни во спасение Отечества;

· формирование духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения россиян.

Задачи Конференции:

· способствовать осознанному восприятию событий отечественной истории;

· пробуждать интерес к историческому наследию своей страны посредством вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность;

· формировать умение публичной презентации исследовательской работы;

· способствовать формированию потребности участвовать в созидательно-добротворческой и личностно-социальной полезной деятельности.

Межрегиональная конференция исторических исследовательских работ «Церковь и война. Русская Православная церковь на переломных этапах истории» объединяет представителей духовенства, работников образования и культуры, учащихся и студентов, сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления. Всех тех, кому не безразлична судьба России, судьба её юных граждан в будущем.

На протяжении многих десятилетий в нашей стране не одно поколение россиян воспитывалось в безбожии. Сначала воинствующий атеизм, а затем антирелигиозный гуманизм выработали и в значительной мере внедрили в сознание русских людей утверждение, что детей не следует воспитывать в религиозной традиции. Идеологи безбожного воспитания детей в СССР много лет внушали, что религия – это опиум для народа. Пока так ревностно отделяли детей от Церкви – настоящий опиум проник к детям и молодежи. Таким образом, те, кто сейчас активно выступают против религиозного образования и воспитания, наркотиков боятся меньше, чем православной веры и культуры.

Но очень отрадно признать тот факт, что сегодня наш народ, после многолетнего забвения своей веры, своих духовных истоков, постепенно возвращается к великому наследию многогранной русской культуры, многие творения которой являются сокровищами мировой художественной культуры. А своим зарождением она во многом обязана христианскому православию, которое и положило начало официальному признанию Руси на международной арене.

Опыт отечественной истории показывает, что Церковь и государство всегда оказывались в тесном взаимодействии и сотрудничестве в решении важных задач, связанных с угрозой потери независимости и суверенитета Русского государства. В годину страшных лихолетий Русская Церковь никогда не оставалась в стороне от дела стояния за Отечество и веру Православную…

 Этим вопросам и посвящается Конференция «Церковь и война. Русская Православная церковь на переломных этапах истории», которая призывает нас, взрослых и юное поколение, помнить о тех, кто «не щадя живота своего, положил души за други своя…».

Велик подвиг русского народа и Русской Православной Церкви и в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на гонения Церкви в первые десятилетия советской власти, в годы антицерковного мракобесия, Русская Православная Церковь в который раз доказала свою преданность народу и Отечеству, выполняя миротворческую миссию в тылу и на фронте, на оккупированной врагом территории.

Память о Великой Победе сохраняет в нас способность к объединению, солидарности, сплочению перед угрозой мирового терроризма, мировой войны.

Наша Конференция – это призыв к тому, чтобы мы, извлекая уроки из прошедших событий, могли «чтить прошлое, творить настоящее, верить в будущее».

Участниками Конференции являются учащиеся общеобразовательных школ Тверской, Смоленской, Псковской, Московской областей, представители Смоленской православной духовной семинарии и студенты и преподаватели РАНХиГС (г. Москва). В 2017 году заочными участниками Конференции были учащиеся одной из школ города Минска (Беларусь).

Логотип Конференции: на фоне златоглавого храма – георгиевская лента, на которой – изображение Георгия Победоносца. Все главные символы и исторические скрепы общества собраны воедино – подвиг ратный и духовный.

Готовит Конференцию целая команда единомышленников, творческих педагогов и учащихся школы. Большая кропотливая работа ведётся по подготовке рефератов, исследовательских и проектных работ, в которых раскрывается роль Русской Церкви в событиях отечественной  истории на переломных этапах. Такая работа соответствует требованиям современных стандартов образования, так как в работе над проектами и исследованиями формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности, критическое мышление, способность извлекать необходимую информацию и анализировать её. Безусловно, большую помощь в работе учащихся оказывают педагоги-наставники. Предварительно поступившие на Конференцию работы участников (в том числе учащихся школы) рассматриваются учителями истории и представителями благочиния Нелидовского округа. Большинство поступивших работ, пройдя отбор, включаются в Сборник материалов Конференции.

Конференция состоит из трёх частей.

Первая часть – торжественное открытие в актовом зале школы – всегда поражает мощью патриотического наполнения. Театральные постановки запоминающиеся, чувственные, очень яркие – на сцене дети и педагоги, все вместе.

Когда дети так говорят о войне, так читают стихи, так поют и танцуют – это не только и не столько результат репетиций. Истинную любовь к родине нельзя отрепетировать – можно взрастить, воспитать, передать. И это в большей мере заслуга и педагогов, и родителей.

О том, какой ценой досталась Победа, что пережил советский народ, о героизме и мужестве, о том, что такое не должно повториться, говорят школьники. Но говорят так серьезно, вдумчиво, пламенно, прочувственно, как не каждому взрослому под силу.

Вторая часть Конференции – работа интерактивных площадок (5-7 площадок). Школьники и студенты делятся опытом и наработками, рассказывают о своих исследованиях, представляют интересные исторические факты. Все выступления ребят сопровождаются красочными презентациями. К дню проведения очного этапа Конференции в Информационном центре школы издаётся Сборник материалов Конференции, который мы предоставляем в электронном виде всем делегациям – участникам Конференции, а также с материалами Конференции можно ознакомиться на школьном сайте.

На юбилейной Конференции (8 мая 2019 года) была открыта площадка для представителей педагогической общественности, модератором которой был епископ Ржевский и Торопецкий Адриан. Разговор шел о духовно-нравственных основах России, о вечных ценностях, которые помогают нам преодолеть вызовы современности и которые мы должны ценить, беречь и передать своим потомкам.

Третья часть Конференции – практическая. Несколько раз она проходила на Мемориальном комплексе «Красный дом». Памятное для нелидовцев место давно стало живым уроком истории.

Участников доставляют к этому месту на машинах «Урал» и тягачах «МТ-ЛБ». Обязательно здесь проходит митинг, минута молчания, небольшой субботник по благоустройству территории.

В 2019 году была организована лазертаг-игра-соревнование между участниками. Помощь в этом оказал директор Православного военно-патриотического центра «Пересвет» при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, протоирей Дмитрий Болтрукевич.

А затем – горячая каша и чай на полевой кухне, и фронтовые песни у костра. Здесь молодежь, успевшая найти новых друзей, уже строит планы на следующий год, обдумывает темы исследований и докладов.

В другие годы третья часть Конференции была организована в деревне Карпово, где в 1942-1943 годах шли ожесточённые бои за освобождение Нелидовского района. На воинском захоронении проходит перезахоронение останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Здесь служится панихида по погибшим воинам, проводится митинг и снова полевая кухня.

Конференция дает возможность трезво оценить уроки прошлого для того, чтобы выбрать правильный путь в настоящем. Наш проект долгосрочный, но не утратил при этом значимости и актуальности. Конференция до сих пор не исчерпала своих ресурсов. Глубина и смысловая нагрузка этого направления настолько велики, что интерес молодёжи к исследованиям в данной области только возрастает.

В 2020 году, в год 75-летнего юбилея Великой Победы, наша Конференция посвящается теме ратного и духовного подвига Русской Православной Церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Пока мы помним и передаем память из поколения в поколение, пока не утихает наша боль, пока мы учим детей в школе на примере родной истории любить и защищать Родину – никто Россию победить не сможет.

К таким мероприятиям, можно с уверенностью сказать, наши дети готовы, так как патриотизм и нравственность мы воспитываем в повседневных буднях. «Настоящий патриотизм не тот, который суетится и чванится в торжественные минуты, а тот, который ежедневно и неутомимо заботится об общем благе и не бахвалится этим» (А.Граф, итальянский писатель).

Молодежь сегодня разная. Она и позитивная, и светлая, и талантливая. Сама по себе молодежь не станет патриотичной и духовно-нравственной. Наша задача – напр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.014 с.)