Глава 4. Практические материалы, представленные на конкурс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Практические материалы, представленные на конкурс



       В качестве основных приложений к методической разработке предлагаются материалы по изучению истории Троицкого Калязинского Макарьевского монастыря. В работе представлены сценарии уроков «Преподобный Макарий Калязинский - святой заступник нашего города», «Судьба Троицкого Калязинского Макарьевского монастыря», разработка внеклассного мероприятия «Защитники Калязинского монастыря». Данные разработки рассказывают о Преподобном Макарии Калязинском, возникновении монастыря, судьбе монастыря. Внеклассное мероприятие посвящено событиям Смутного времени и рассказывает о битве под Калязином в 1609 году и о разорении монастыря в 1610 году.

       Выбранные темы неслучайны. Монастырь для калязинцев – это и святыня, и место, где возник город. Краеведы рассматривают разные версии происхождения города, но очевидно одно: город сформировался вокруг монастыря и именно благодаря ему. Мне хотелось рассказать ребятам о том, как благодаря молитвенному подвигу Преподобного Макария возник монастырь, как потом вокруг него образовался город. Какие замечательные люди посещали монастырь и каким значимым он был в истории России. Я глубоко убеждена, что учитель может и должен через краеведческий компонент воспитывать любовь к родному краю, гордость за его прошлое, стремление сделать родной город лучше. Дети в 10-11 лет отзывчивы и открыты. Это лучший возраст, когда учитель может достучаться до детских сердец.

       Кроме того, в приложение к работе включен сценарий Рождественского праздника в Храме и ряд краеведческих материалов по Калязину: Литературный Калязин, Калязинские кружева, купцы города Калязина, презентация «Преподобный Макарий Калязинский», игры и викторины по краеведению.

       Хотелось бы сразу объяснить, что в своей работе я использую гораздо больше тем по истории Калязина, но представленные на конкурс методические разработки являются именно моими, другие, используемые мною материалы для уроков, являются разработками моих коллег. В Калязине существует практика проведения ученических краеведческих конференций, и мы с коллегами имеем возможность обмениваться наработанными материалами. Представленные на конкурс материалы можно использовать на уроках ОПК, уроках истории, при проведении классных часов и во внеурочной деятельности.

       Урок «Преподобный Макарий Калязинский - святой заступник нашего города» изучается в курсе ОПК и рассчитан на детей 10-11 лет. Учитель обращается к жизненному опыту учащихся, предлагает им по слайдам презентации узнать знакомые с детства места. (Волга, Монастырский остров). Учитель активизирует учащихся, они выстраивают логическую цепочку: Монастырский остров – монастырь – монахи - люди, стремящиеся к святости. Дети на уроке знакомятся с «Житием» через рассказ учителя и через работу с адаптированными фрагментами «Жития» в малых группах. На уроке поднимаются и рассматриваются такие нравственные категории как послушание, смирение, кротость. Актуальность этих понятий сегодня. Привлекая свой жизненный опыт, размышляют о личности Преподобного Макария и основании монастыря. Задумываются о том, почему монастырь привлекал огромное число паломников, что искали люди, идущие в монастырь.

       Урок «Судьба Троицкого Калязинского Макарьевского монастыря» является логическим продолжением темы о судьбе монастыря и его роли в возникновении города. В процессе урока рассматриваются такие вопросы как строительство каменного Троицкого собора и обретение мощей Преподобного Макария, посещение монастыря русскими царями, рост экономической мощи монастыря. Судьба монастыря в Смутное время. Битва под стенами монастыря русских войск под руководством М.В. Скопина-Шуйского против польско-литовских захватчиков. Преодоление польского разорения. Реконструкция Калязина в 30-е годы XX столетия, разорение советское. Цель данного урока - познакомить учащихся с судьбой монастыря, осознать его былое величие и значение в формировании города. Через изучение материала этого урока мне хотелось бы подвести учащихся к пониманию той важной истины, что стремление к святости ведёт к расцвету чего бы то ни было, а забвение святости ведёт к разрушению и запустению, деградации.

       Внеклассное мероприятие «Защитники Калязинского монастыря» рассказывает о судьбе монастыря в Смутное время. Этот период отечественной истории очень сложен для понимания, т.к. за относительно небольшой промежуток времени происходит множество исторических событий, появляется множество исторических личностей, чья деятельность носит порой противоречивый характер. Однако именно этот период оставил яркий след в истории Калязина. Мне хотелось сделать материал, рассказывающий об этом времени, доступным для учащихся начальной школы и среднего звена. Поэтому я решила изложить его в стихотворной форме, что, на мой взгляд, делает его более интересным и эмоциональным. В разработке «Защитники Калязинского монастыря» рассказывается о битве русских войск под руководством М.В. Скопина-Шуйского против польско-литовских войск. Если фигура М.В. Скопина-Шуйского достаточно хорошо знакома калязинцам (ему поставлен памятник возле Вознесенского храма, работает программа «Под княжеским стягом», годовщине битв посвящаются митинги), то другой герой Смутного времени – Давид Жеребцов, практически неизвестен калязинцам. Он героически защищал монастырь от отрядов атамана Лисовского и пал в бою. Мне хотелось, чтобы его имя так же было увековечено и ребята, которые участвуют в этой литературной композиции, запомнили его имя, чтобы этот герой стал близок и дорог им.

       Краеведческий материал «Купцы города Калязина» может быть использован при изучении ОПК или как материал для классного часа. Разработка включает в себя историческую справку о социально-экономической истории Калязина конца XVIII-XIX века, рассказывает о династиях калязинских купцов, традициях благотворительности. В данном материале содержатся сведения о строительстве калязинских храмов и о роли купечества в этих процессах. Урок интересен тем, что ребята хорошо знают район города, где сохранились старинные купеческие особняки, однако многие из них даже не задумываются о том, кто построил эти дома, жил в них и чем занимался. Получив информацию о прошлом города на уроках, они по-другому воспринимают свой город, начинают задумываться о том, что они - наследники и продолжатели его истории, что многое в городе было сделано их предками и многое, быть может, будет сделано ими самими. На уроках с включением краеведческого компонента мне очень хочется создать ситуацию ощущения непрерывности истории, донести до детей, что они - связующее звено между прошлым и будущим, и это звено не должно быть слабым.

       Материал «Калязин литературный» содержит в себе материал о посещении Калязина знаменитыми писателями. Предложенный материал не является полным, в данной разработке рассказывается лишь о некоторых, самых знаменитых писателях XIX века. Предполагается дальнейшая исследовательская и проектная работа учащихся на эту тему.

       «Калязинские кружева» - это ученический проект, выполненный на уроках краеведения. Данный материал имеет свою предысторию. На уроках краеведения ребята познакомились с историей калязинского кружевоплетения, Затем вместе с классом мы побывали на экскурсии в Доме ремёсел. Одна из учащихся, Калинкина Вера, так заинтересовалась кружевами, что стала заниматься кружевоплетением. Впоследствии не раз представляла наш район на различных конкурсах народных ремёсел. В презентации представлены её работы. Так со знакомства со старинным промыслом она перешла к практической деятельности, и кружевоплетение стало её любимым делом.

       «Сценарий Рождественского праздника в Храме» - внеклассное мероприятие, подготовленное учащимися 4 и 6 классов. Первоначальная идея праздника состояла в том, чтобы, начав изучение темы «Рождество Христово» на уроках ОПК, затем провести утренник силами учащихся класса в самом классе. Однако в дальнейшем по предложению настоятеля Введенского храма г. Калязина о. Арсения было решено провести утренник для детей прихожан храма. И наш утренник вышел за рамки класса и школы и объединил детей всего прихода, которые под руководством родителей подготовили свои выступления. Методическая разработка включает в себя рассказ об истории Рождества, сценку «Рождество Христово», стихи русских поэтов о Рождестве, народные колядки.

       «Игры и викторины по краеведению» - данные методические разработки были подготовлены для районного туристического слёта 2015 года, для районного краеведческого брейн-ринга, и для обобщающего занятия по краеведению в воскресной школе. Материалы рассчитаны на детей 11-15 лет, могут использоваться на уроках и во внеурочной деятельности.

 

      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.006 с.)