Глава 1. Духовно-нравственное воспитание – стратегическая цель государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Духовно-нравственное воспитание – стратегическая цель государства



В последние годы Президент Путин В.В. уделяет проблеме духовно-нравственного воспитания пристальное внимание. В послании к Федеральному Собранию 2012 года он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. «Если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе», - отмечал в своём послании В.В. Путин.

Впервые в постсоветское время президент страны сформулировал стандарт воспитанности молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Отмечая, что «…веками Россия развивалась как многонациональное государство, государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой, которые…нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире…», он также обратил внимание на то, что «…сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддерживать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение...».

В новом Федеральном законе от 29 декабря 2012г. №272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» замечания президента страны нашли конкретное воплощение. В ст. 2 Федерального закона читаем: «1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения… в целях интеллектуального, духовно-нравственного развития человека…». [79]

В ст. 87 Федерального закона рекомендуется образовательным организациям «…в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями…» включение в основные образовательные программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) «…направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий)…». [80]

Таким образом, «Закон об образовании в РФ» №272-ФЗ обращает внимание на значимость духовно-нравственного воспитания в системе общего образования.

Выступая с посланием Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, акцентируя внимание на ключевых задачах российской школы, президент указывает на важность воспитания подрастающего поколения на основе российских национальных традиций, уважения к культурному наследию своего Отечества.

Говоря о базовых задачах образования, Владимир Владимирович Путин цитирует выдающегося академика Д.С. Лихач    ёва «Давать знания и воспитывать нравственного человека…». [81] В книге «Русская культура», ставшей по существу духовно-нравственным завещанием России, Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «…нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки…». [82]

Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения необходима единая трактовка понятий «духовность», «нравственность», «культура». Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.

        Культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве общества, государства, семьи и человека, в формировании основ нашей нравственности и духовности. Особое значение в становлении и развитии духовности имело и имеет православие, которое в нашей стране было принято не только этническими русскими, но и подавляющим большинством наций и народностей, населяющих Русское государство. Поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать тот факт, что каждый соотечественник, гражданин России, даже если он атеист – всё равно остаётся культурным наследником тысячелетней православной традиции.

В словаре В.И. Даля понятием «духовность» обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере. В более развёрнутом варианте под духовностью в этическом, политологическом и теологическом смысле понимается устремление человека к тем или иным высшим ценностям, к предпочтенному им (человеком) идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности. В то же время духовность выступает основой и главной причиной любой веры и религиозности. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

      Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.

Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.

     Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.

      Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества.

 Поэтому духовно-нравственное воспитание предполагает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных учреждений по формированию духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте национальных традиций нашего региона.

Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана с тем, что:

· наше общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

· в современном мире ребёнок живёт и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

· само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;

· вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.   

На государственном уровне разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой отводится решающая роль сфере общего образования в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитании личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.[83]

«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей, – говорится в «Стратегии раз­вития воспитания в Российской Федерации на пери­од до 2025 года», утвержденной распоряжением Пра­вительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р,– «является развитие высоконравственной лич­ности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». [84]

Приоритетным направлением введения Федераль­ного государственного образовательного стандарта (ФГОС) является усвоение обучающимися нравствен­ных ценностей, приобретение начального опыта обще­ственно значимой деятельности.

Согласно Указу Президента Российской Федерации №240 от 29 мая 2017г. 2018-2027 годы объявлены Десятилетием детства. «Десятилетие детства» - это программа, рассчитанная на ближайшие десять лет (по 2027 год), цель которой – совершенствование государственной политики в сфере защиты детства. В числе важных направлений, реализуемых в рамках Десятилетия детства, – образование. На одном из совещаний, где обсуждался план мероприятий в рамках Десятилетия детства, подчёркивалось, что образование должно иметь практическую направленность и стать разносторонним, чтобы дети могли пробовать себя в разных областях, погружаться в профессию, вовлекаться в культурную жизнь, знакомиться с произведениями искусства, литературы, смотреть качественные фильмы, участвовать в различных фестивалях.[85]

Выступая на открытии XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, Святейший Патриарх Кирилл заострил внимание на том, что на протяжении многих веков русский народ черпал духовные силы в православной вере. Именно благодаря вере наш народ усвоил одну из важнейших национальных черт - способность к подвигу и самопожертвованию, самоотверженности и жертвенной любви. Эти свойства души, проявившиеся в годы Великой Отечественной войны, солидарность и единение, возвращение к духовным корням привело наш народ к Победе. Поэтому именно сейчас, в условиях социальной разобщённости и идеологического плюрализма (точнее вакуума) необходимо проявлять особое внимание к воспитанию детей и молодёжи. «Передача наследия Великой Победы невозможна без единомыслия и консолидированных усилий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует всемерно поощрять такие эффективные инструменты патриотического воспитания, как волонтерское движение, организация патриотических подростковых и молодежных лагерей, просветительские поездки по местам боевой славы, музеям и т.д.», - акцентировал внимание в своём выступлении Святейший Патриарх Кирилл.[86]              Также Патриарх Кирилл высказывает мнение о необходимости не только продолжения изучения основ православной культуры, но и перехода к расширенному преподаванию религиозных культур и светской этики по выбору по другим классам школы.

Следуя в русле государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания, Школа №5 г. Нелидово Тверской области имеет богатый опыт взаимодействия с приходом, благочинием, епархией (подписаны соглашения между Администрацией муниципалитета и благочинием, разработаны совместные планы, программы) по духовно-нравственному воспитанию школьников.[87] Многие события отечественной истории показывают нам, что на протяжении многовековой истории России именно Русская Православная Церковь выступала одним из консолидирующих институтов российского общества.

Потенциал школы в данном направлении далеко не исчерпан благодаря тесному сотрудничеству с представителями православного духовенства. Вот почему многие мероприятия, организатором которых выступает Школа №5, проводятся в тесном взаимодействии с Нелидовским благочинием.

В течение последних пяти лет Школой №5 совместно с Нелидовским благочинием организованы и проведены:

· муниципальная научно-практическая конференция, посвящённая памяти Владимира Святославича, крестителя Руси, «Крещение Руси как кульминация духовно-нравственного развития русского народа от князей Аскольда и Дира до князя Владимира», проходившая в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси»;

· муниципальная историческая конференция «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие», посвящённая 700-летию мученического подвига князя и 650-летию преставления княгини Анны Кашинской;

· ежегодная Межрегиональная конференции исторических исследовательских работ «Церковь и война. Русская Православная церковь на переломных этапах истории» (с 2016 года);

· ежегодная акция «Дорога к храму»;

· межшкольное патриотическое мероприятие «На страже Отечества», посвящённое 100-летию М.Т. Калашникова и в рамках празднования 75-летия Великой Победы;

· ежегодные экскурсии в Церковь Балыкинской иконы Божией Матери в рамках уроков ОРКСЭ и ОДНКНР;

При участии представителей духовенства:

· в рамках уроков изобразительного искусства, ОДНКНР, ОРКСЭ в школе проводятся этические беседы («Русская икона», «Образы Иисуса Христа и Богоматери в изобразительном искусстве», «Подвиг в христианстве», «Милосердие и сострадание»),

· на уроках обществознания – тематические диспуты на темы «Религия в современном мире», «Нетрадиционные религиозные культуры»,

· благотворительные акции («Доброе сердце», «Игрушка своими руками», «Рождественская открытка») и другие мероприятия…

 

У поэта Сергея Решетникова есть стихотворение, которое называется «Православие». Процитируем его полностью:

Православие – это крест,

Крест нелёгкий, но благодатный

В небе радостный Благовест

Призывает на подвиг ратный.

Верно Родине послужить –

Это наше святое право.

Так Отцы завещали жить:

Честь России и Богу Слава!

Это стихотворение выступает как напутствие педагогическому коллективу Школы №5 в деле воспитания духовности, уважения к национальным традициям своих предков, любви к большой и малой родине, к своим семейным ценностям, в деле формирования чувства ответственности за будущее своей Родины, своего народа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.022 с.)