Глава 2. Тематический классный час для обучающихся 7-8 классов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Тематический классный час для обучающихся 7-8 классов



«Мы русские! С нами Бог!» Духовно-нравственные заповеди православной семьи

Цель: воспитание ценностного отношения к семье, целомудрию в браке, утверждение идеала православной русской семьи на примере Петра и Февронии Муромских.

Задачи: 1) познакомить обучающихся с православным идеалом семейной культуры по «Повести о Петре и Февронии Муромских»;

2) сформулировать духовно-нравственные заветы Древней Руси на примере отношений Петра и Февронии Муромских; доказать, что они ценны и в наше время.

3) обсудить целесообразность празднования Дня семьи, любви и верности как альтернативы католическому празднику.

Ход мероприятия.

Слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы будем с вами говорить о любви.

Любовь к человеку, ближнему… Как много об этом написано! И как легко любить на расстоянии, по книжке. Но когда рядом оказывается человек, который больше всего на свете нуждается в любви, готовы ли мы дать ему то, чего он ждет?

- Как вы понимаете, что такое любовь? (Дети отвечают).

Учитель: Настоящая любовь начинается с бескорыстной любви к ближнему. Ценность любви не в том, что вас любят, а в том, что вы способны любить других. Великий русский писатель Н.В.Гоголь в письме сестре писал: «Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но какое нам дело, любит ли нас кто или не любит. Наше дело: любим ли мы? Любовь - это когда можешь жизнь положить за «други своя».

Примером настоящей любви стали известные святые Пётр и Феврония Муромские, житие которых вы прочитали. Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.»

- Как вы понимаете эти слова? (Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена. Подробно читая Священное Писание, мы можем многое открыть для себя.)

- Итак, сформулируйте цель нашего мероприятия. (Познакомиться на примере жития святых Петра и Февронии Муромских с заветами Древней Руси; узнать, на каких принципах строится православная семья; найти ответ на вопрос: актуальны ли эти принципы в наше время?)

Предлагаем вашему вниманию небольшой фильм о житии святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских:

Житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских

- Попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии. (Делаем записи на доске).

- Обратимся к образу Петра. Мы узнаём из Жития, что Пётр сражался со змеем. Как это его характеризует? (Как человека мужественного).

- Ради кого решается Пётр на борьбу со змеем? (Ради брата, т.е. для Петра важны семейные ценности: любовь к близким и верность. В семье люди чувствуют ответственность друг за друга и стараются помогать друг другу (взаимопомощь), несут вместе тяготы жизни.)

- Поражённый змей обрызгал князя Петра своей кровью, и его тело покрылось струпьями. Кто помог исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом, а точнее, сила любви Февронии.)

-Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? (Добросердечие и кротость, смирение).

- Что значит быть смиренным? Какого человека можно назвать смиренным? (Смиренным называют человека, у которого нет гордыни. По народной этимологии слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир», оно указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми. Словари дают иное объяснение происхождения слово «смирение» - из др.-русск. съмѣренъ, ст.-слав. съмѣренъ, от съмѣрити «умерить, смягчить, подавить». Таким образом, можно предположить, что смиренный человек не только пребывает в мире с другими, но и смиряет, подавляет свои страсти.)

- Петр после смерти брата становится правителем Мурома. Бояре, недовольные тем, что князь женился на простолюдинке, пытаются разлучить мужа и жену и приходят к Февронии с просьбой «отдать им» князя Петра, говоря современным языком - развестись с ним, а взамен предлагают ей любые дары. Бояре ставят и Петра перед выбором: либо царствование, либо жена. В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония не согласилась променять мужа на подарки и не сомневалась в том, что он не променяет ее на власть.

- Как вы думаете, что лежит в основе христианского брака? (Любовь и верность. Петр и Феврония исполняют христианские правила: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее», «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе».)

- Как вы думаете, является ли внешность, красота залогом счастливого брака? Как к внешней красоте относятся в православии? (Не внешность, не красота важны для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Таким образом, в христианских семьях приоритетна душевная красота человека, а не внешность.)

- Сразу ли решился князь Пётр жениться на Февронии? (Нет, сначала его смущала сословная гордыня, он с возмущением отвергает дерзостную мысль о "неравном браке": «Ну как это можно – князю дочь древолаза взять себе в жены!» То есть в начале повествования Пётр – человек гордый, страстный, в нём нет кротости и смирения.)

- Когда Петр в первый раз отказывается исполнить свое обещание, Феврония не бросается его догонять и не грозит небесными карами. Она смиренно ждет, пока Петр сам придет к пониманию, что ему Богом благословлен этот брак. За свое нежелание покориться высшей воле князь Пётр был наказан возвращением своей болезни, и исчезнувшие было струпы появились на его теле снова. Не знал молодой князь, что под видом телесного лекарства предлагала ему дева лекарство духовное - необходимость смирения, поэтому Петр должен излечиться от гордыни.

- Изменился ли Пётр в браке? (Автор жития приходит к мысли о браке как о духовном лекарстве, которым человек исцеляется не только от телесных недугов, но и от душевных изъянов.)

- Какие жизненные испытания преодолели Петр и Феврония? Какие качества характера главных героев помогли преодолеть их?

Первое испытание, которому подвергаются Петр и Феврония (как и все молодые семьи), — это испытание бытом, а именно, разностью привычек и бытовых навыков, которые каждый из них получил в процессе воспитания и накопил за время самостоятельной жизни. Однажды кто-то пришел к князю Петру и наговорил на Февронию: «Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал.

- Какой жизненный урок мы можем извлечь из этого эпизода? (Главное в семейных отношениях - любовь и обоюдное терпение, а не желание подчинить другого собственным привычкам. Петр получил первый урок - муж не должен сомневаться в своей жене, не должен верить наговорам. Доверие, терпимость и честность - те принципы, на которых строятся отношения между супругами).

- Вспомним эпизод, когда бояре потребовали у Петра отречения от жены, он предпочел изгнание вместе с Февронией. Как это характеризует князя?

Петра начали мучить сомнения, правильно ли он поступил, покинув Муром, не оказав сопротивления боярам, не настояв на своем. Как ведёт себя в данный момент Феврония? (В этот момент слово супруги оказывается целительным для него, рассеивая темные мысли. Феврония говорит мужу о Боге, о Его милосердии и Промысле. Она утешает его, объясняя, что Бог, соединивший их, не допустит разрушения их союза, даст необходимое им для жизни. Таким образом, если призвание мужчины — брать на себя и нести ответственность за других, то призвание женщины — в другом; она должна в любых обстоятельствах хранить единство, целостность, дух семьи.)

Автор говорит о том, что Пётр и Феврония жили благочестиво. Как вы это понимаете?

- Что значит, быть благочестивым? Имеет ли благочестие что-то общее с честью?

– Слово «благочестие» – это калька с греческого языка, оно означает «благая честь». В древности благочестие прежде всего выражалось уважительным отношением к Богу, к родителям, к предкам. Как проявлялось благочестие Петра и Февронии? («И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли»).

- В чём проявляется душевная красота Петра и Февронии? (Учитель просит обучающихся прокомментировать составленную схему «Духовный портрет Петра и Февронии Муромских»).

Духовный портрет Петра и Февронии Муромских

 


мужество любовь доверие верность ответственность добросердечие  благочестие смирение кротость    терпимость      честность

- Можем ли мы сказать, что все эти качества есть у нас? (Это идеал, к которому нужно стремиться).

Сообщение ученицы (девочка демонстрирует иконы, показывает фотографии медали, ромашки, празднования):

Православная церковь 8 июля отмечает день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских — покровителей семейного благополучия, взаимоуважения и искренней любви. Их брак многие века является образцом христианского супружества. Они служат примером для всех влюбленных, ведь жили в горе и радости, богатстве и бедности, и их никто не смог разлучить, даже смерть.

Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка — цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой — лики Петра и Февронии.

Учитель: Итак, подводя итог нашему мероприятию, мы поработаем в группах по 4 человека, поучаствуем в мастер-классе по изготовлению ромашки. Давайте сформулируем основные правила семейной жизни, которые заповедали нам святые Пётр и Феврония Муромские, и запишем их на лепестках ромашки.

· соблюдать Божьи заповеди.

· молиться.

· совершать дела милосердия.

· не быть жестокими.

· не копить богатства.

· быть справедливыми и кроткими.

· ко всем относиться с любовью.

· уважать друг друга.

· доверять друг другу и пр.

Подростки предъявляют свои ромашки, читают записи на лепестках.

Учитель подводит итог: «Апостол Павел очень точно определил понятие любви: “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит”. (1 Коринфянам 13:4-7) Какие правила семейной жизни мы не записали? Проверьте себя и дополните цветок лепестками.

- Итак, сегодня мы с вами вели разговор о святых Петре и Февронии Муромских, праздник которых, день семьи, любви и верности, отмечается 8 июля. Я думаю, что вы хорошо знаете о том, что в последние годы 14 февраля широко отмечается также День влюблённых или, как его ещё называют, день святого Валентина. Что вы знаете об этой традиции?

Заранее подготовленный ученик: 14 февраля по православному календарю — это день святого мученика Трифона. По преданию, ему молятся о защите полей от сельскохозяйственных вредителей, насекомых, о защите нового урожая. Что касается святого мученика Валентина, то у нас их три: святой мученик Валентин Доростольский, память которого совершается 7 мая, священномученик Валентин, пресвитер Римский, его память — 19 июля, и священномученик Валентин, епископ Интерамский, память которого 12 августа.

Все они — мученики за Христа, претерпевшие большие страдания за исповедание Православной веры. Они проявили огромную любовь к Богу через пролитую кровь, через страдания, через мучения. Как мы видим, ничего общего у них с празднованием 14 февраля нет. К сожалению, этот праздник пропагандирует блуд, прелюбодейство, страсти, а не христианское почитание святых, добродетельную и благочестивую жизнь. По видимому, какой-то Валентин есть 14 февраля - в католическом календаре. Но мы — православные люди и живем в православной стране, поэтому должны почитать свои святыни.

Учитель: Ещё Александр Суворов, отправляясь в бой с врагами, вселял уверенность в своих солдат словами: «Мы русские! С нами Бог!». Многие столетия Русская земля утверждалась Православием, любовью к Богу и ближним, самоотверженностью. Сегодня человеку необходимо одержать победу над своими страстями, самый главный труд для него – это труд души. Об этом нужно всегда помнить, чтить свои святыни, а не поддаваться западной рекламе. Мы должны дарить друг другу настоящую любовь, о которой написали на лепестках ромашки, ежедневно, а не только 14 февраля, один раз в году. Пусть эти нежные цветки станут для нас напоминаем о духовно-нравственных заветах Руси, которые помогут нам создать счастливую семью и обрести дорогу к Богу.

Пусть такая любовь, которая дана как заповедь, всегда живёт в вашем сердце и спасает.

Рефлексия.

- Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

- О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний разговор?

- Какой праздник вы выбираете для себя: День семьи, верности и любви или день влюблённых? Почему?

- Какие качества характера нам нужно воспитывать в себе?

 

Глава 3. Устный журнал

«Святые покровители Тверской земли



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.022 с.)