Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Тематический классный час для обучающихся 7-8 классовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Мы русские! С нами Бог!» Духовно-нравственные заповеди православной семьи Цель: воспитание ценностного отношения к семье, целомудрию в браке, утверждение идеала православной русской семьи на примере Петра и Февронии Муромских. Задачи: 1) познакомить обучающихся с православным идеалом семейной культуры по «Повести о Петре и Февронии Муромских»; 2) сформулировать духовно-нравственные заветы Древней Руси на примере отношений Петра и Февронии Муромских; доказать, что они ценны и в наше время. 3) обсудить целесообразность празднования Дня семьи, любви и верности как альтернативы католическому празднику. Ход мероприятия. Слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы будем с вами говорить о любви. Любовь к человеку, ближнему… Как много об этом написано! И как легко любить на расстоянии, по книжке. Но когда рядом оказывается человек, который больше всего на свете нуждается в любви, готовы ли мы дать ему то, чего он ждет? - Как вы понимаете, что такое любовь? (Дети отвечают). Учитель: Настоящая любовь начинается с бескорыстной любви к ближнему. Ценность любви не в том, что вас любят, а в том, что вы способны любить других. Великий русский писатель Н.В.Гоголь в письме сестре писал: «Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но какое нам дело, любит ли нас кто или не любит. Наше дело: любим ли мы? Любовь - это когда можешь жизнь положить за «други своя». Примером настоящей любви стали известные святые Пётр и Феврония Муромские, житие которых вы прочитали. Знаток древнерусской литературы Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.» - Как вы понимаете эти слова? (Нормы поведения, духовные, жизненные ценности одинаковы во все времена. Подробно читая Священное Писание, мы можем многое открыть для себя.) - Итак, сформулируйте цель нашего мероприятия. (Познакомиться на примере жития святых Петра и Февронии Муромских с заветами Древней Руси; узнать, на каких принципах строится православная семья; найти ответ на вопрос: актуальны ли эти принципы в наше время?) Предлагаем вашему вниманию небольшой фильм о житии святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских: Житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских - Попытаемся составить духовный портрет Петра и Февронии. (Делаем записи на доске). - Обратимся к образу Петра. Мы узнаём из Жития, что Пётр сражался со змеем. Как это его характеризует? (Как человека мужественного). - Ради кого решается Пётр на борьбу со змеем? (Ради брата, т.е. для Петра важны семейные ценности: любовь к близким и верность. В семье люди чувствуют ответственность друг за друга и стараются помогать друг другу (взаимопомощь), несут вместе тяготы жизни.) - Поражённый змей обрызгал князя Петра своей кровью, и его тело покрылось струпьями. Кто помог исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом, а точнее, сила любви Февронии.) -Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? (Добросердечие и кротость, смирение). - Что значит быть смиренным? Какого человека можно назвать смиренным? (Смиренным называют человека, у которого нет гордыни. По народной этимологии слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир», оно указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми. Словари дают иное объяснение происхождения слово «смирение» - из др.-русск. съмѣренъ, ст.-слав. съмѣренъ, от съмѣрити «умерить, смягчить, подавить». Таким образом, можно предположить, что смиренный человек не только пребывает в мире с другими, но и смиряет, подавляет свои страсти.) - Петр после смерти брата становится правителем Мурома. Бояре, недовольные тем, что князь женился на простолюдинке, пытаются разлучить мужа и жену и приходят к Февронии с просьбой «отдать им» князя Петра, говоря современным языком - развестись с ним, а взамен предлагают ей любые дары. Бояре ставят и Петра перед выбором: либо царствование, либо жена. В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония не согласилась променять мужа на подарки и не сомневалась в том, что он не променяет ее на власть. - Как вы думаете, что лежит в основе христианского брака? (Любовь и верность. Петр и Феврония исполняют христианские правила: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее», «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе».) - Как вы думаете, является ли внешность, красота залогом счастливого брака? Как к внешней красоте относятся в православии? (Не внешность, не красота важны для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Таким образом, в христианских семьях приоритетна душевная красота человека, а не внешность.) - Сразу ли решился князь Пётр жениться на Февронии? (Нет, сначала его смущала сословная гордыня, он с возмущением отвергает дерзостную мысль о "неравном браке": «Ну как это можно – князю дочь древолаза взять себе в жены!» То есть в начале повествования Пётр – человек гордый, страстный, в нём нет кротости и смирения.) - Когда Петр в первый раз отказывается исполнить свое обещание, Феврония не бросается его догонять и не грозит небесными карами. Она смиренно ждет, пока Петр сам придет к пониманию, что ему Богом благословлен этот брак. За свое нежелание покориться высшей воле князь Пётр был наказан возвращением своей болезни, и исчезнувшие было струпы появились на его теле снова. Не знал молодой князь, что под видом телесного лекарства предлагала ему дева лекарство духовное - необходимость смирения, поэтому Петр должен излечиться от гордыни. - Изменился ли Пётр в браке? (Автор жития приходит к мысли о браке как о духовном лекарстве, которым человек исцеляется не только от телесных недугов, но и от душевных изъянов.) - Какие жизненные испытания преодолели Петр и Феврония? Какие качества характера главных героев помогли преодолеть их? Первое испытание, которому подвергаются Петр и Феврония (как и все молодые семьи), — это испытание бытом, а именно, разностью привычек и бытовых навыков, которые каждый из них получил в процессе воспитания и накопил за время самостоятельной жизни. Однажды кто-то пришел к князю Петру и наговорил на Февронию: «Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая ее испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку свою. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав ее, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он ее больше никогда не испытывал. - Какой жизненный урок мы можем извлечь из этого эпизода? (Главное в семейных отношениях - любовь и обоюдное терпение, а не желание подчинить другого собственным привычкам. Петр получил первый урок - муж не должен сомневаться в своей жене, не должен верить наговорам. Доверие, терпимость и честность - те принципы, на которых строятся отношения между супругами). - Вспомним эпизод, когда бояре потребовали у Петра отречения от жены, он предпочел изгнание вместе с Февронией. Как это характеризует князя? Петра начали мучить сомнения, правильно ли он поступил, покинув Муром, не оказав сопротивления боярам, не настояв на своем. Как ведёт себя в данный момент Феврония? (В этот момент слово супруги оказывается целительным для него, рассеивая темные мысли. Феврония говорит мужу о Боге, о Его милосердии и Промысле. Она утешает его, объясняя, что Бог, соединивший их, не допустит разрушения их союза, даст необходимое им для жизни. Таким образом, если призвание мужчины — брать на себя и нести ответственность за других, то призвание женщины — в другом; она должна в любых обстоятельствах хранить единство, целостность, дух семьи.) Автор говорит о том, что Пётр и Феврония жили благочестиво. Как вы это понимаете? - Что значит, быть благочестивым? Имеет ли благочестие что-то общее с честью? – Слово «благочестие» – это калька с греческого языка, оно означает «благая честь». В древности благочестие прежде всего выражалось уважительным отношением к Богу, к родителям, к предкам. Как проявлялось благочестие Петра и Февронии? («И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли»). - В чём проявляется душевная красота Петра и Февронии? (Учитель просит обучающихся прокомментировать составленную схему «Духовный портрет Петра и Февронии Муромских»). Духовный портрет Петра и Февронии Муромских
мужество любовь доверие верность ответственность добросердечие благочестие смирение кротость терпимость честность - Можем ли мы сказать, что все эти качества есть у нас? (Это идеал, к которому нужно стремиться). Сообщение ученицы (девочка демонстрирует иконы, показывает фотографии медали, ромашки, празднования): Православная церковь 8 июля отмечает день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских — покровителей семейного благополучия, взаимоуважения и искренней любви. Их брак многие века является образцом христианского супружества. Они служат примером для всех влюбленных, ведь жили в горе и радости, богатстве и бедности, и их никто не смог разлучить, даже смерть. Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка — цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой — лики Петра и Февронии. Учитель: Итак, подводя итог нашему мероприятию, мы поработаем в группах по 4 человека, поучаствуем в мастер-классе по изготовлению ромашки. Давайте сформулируем основные правила семейной жизни, которые заповедали нам святые Пётр и Феврония Муромские, и запишем их на лепестках ромашки. · соблюдать Божьи заповеди. · молиться. · совершать дела милосердия. · не быть жестокими. · не копить богатства. · быть справедливыми и кроткими. · ко всем относиться с любовью. · уважать друг друга. · доверять друг другу и пр. Подростки предъявляют свои ромашки, читают записи на лепестках. Учитель подводит итог: «Апостол Павел очень точно определил понятие любви: “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит”. (1 Коринфянам 13:4-7) Какие правила семейной жизни мы не записали? Проверьте себя и дополните цветок лепестками. - Итак, сегодня мы с вами вели разговор о святых Петре и Февронии Муромских, праздник которых, день семьи, любви и верности, отмечается 8 июля. Я думаю, что вы хорошо знаете о том, что в последние годы 14 февраля широко отмечается также День влюблённых или, как его ещё называют, день святого Валентина. Что вы знаете об этой традиции? Заранее подготовленный ученик: 14 февраля по православному календарю — это день святого мученика Трифона. По преданию, ему молятся о защите полей от сельскохозяйственных вредителей, насекомых, о защите нового урожая. Что касается святого мученика Валентина, то у нас их три: святой мученик Валентин Доростольский, память которого совершается 7 мая, священномученик Валентин, пресвитер Римский, его память — 19 июля, и священномученик Валентин, епископ Интерамский, память которого 12 августа. Все они — мученики за Христа, претерпевшие большие страдания за исповедание Православной веры. Они проявили огромную любовь к Богу через пролитую кровь, через страдания, через мучения. Как мы видим, ничего общего у них с празднованием 14 февраля нет. К сожалению, этот праздник пропагандирует блуд, прелюбодейство, страсти, а не христианское почитание святых, добродетельную и благочестивую жизнь. По видимому, какой-то Валентин есть 14 февраля - в католическом календаре. Но мы — православные люди и живем в православной стране, поэтому должны почитать свои святыни. Учитель: Ещё Александр Суворов, отправляясь в бой с врагами, вселял уверенность в своих солдат словами: «Мы русские! С нами Бог!». Многие столетия Русская земля утверждалась Православием, любовью к Богу и ближним, самоотверженностью. Сегодня человеку необходимо одержать победу над своими страстями, самый главный труд для него – это труд души. Об этом нужно всегда помнить, чтить свои святыни, а не поддаваться западной рекламе. Мы должны дарить друг другу настоящую любовь, о которой написали на лепестках ромашки, ежедневно, а не только 14 февраля, один раз в году. Пусть эти нежные цветки станут для нас напоминаем о духовно-нравственных заветах Руси, которые помогут нам создать счастливую семью и обрести дорогу к Богу. Пусть такая любовь, которая дана как заповедь, всегда живёт в вашем сердце и спасает. Рефлексия. - Чем обогатила вас история Петра и Февронии? - О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний разговор? - Какой праздник вы выбираете для себя: День семьи, верности и любви или день влюблённых? Почему? - Какие качества характера нам нужно воспитывать в себе?
Глава 3. Устный журнал «Святые покровители Тверской земли
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.015 с.) |