Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
X. Практическое занятие №2. Методы расчета сложных цепейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Вопросы для подготовки к занятиям 1. Назовите основные режимы работы электрических цепей и укажите на их особенности. 2. Поясните, что такое активный и пассивный двухполюсники? 3. В каком случае источники питания можно представить в виде «источника ЭДС» или «источника тока»? 4. Чем объясняется наклон внешних характеристик источников ЭДС и тока при работе под нагрузкой? 5. В каком случае целесообразно использовать для расчета метод узлового напряжения и в чем его особенности? 6. Что такое «метод эквивалентного генератора»? 7. Как определить параметры эквивалентного генератора (активного двухполюсник а) расчетным и экспериментальным путем? Расчет цепи методом узлового напряжения Задача 1. В схеме рис.84 E 1=60В, E 2=48В, E 3=6В, R 1=200 Ом, R 2=100 Ом, r 03=0,5 Ом, R 3=9,5 Ом. Определить токи в ветвях схемы. Рисунок 84 к задаче 1 Анализ и решение задачи 1 1. Вычисление узлового напряжения. Для схемы с двумя узлами напряжение между ними можно подсчитать по формуле где: Еi – ЭДС i -й ветви, g i – ее проводимость . Подставляем числовые значения: 2. Расчет токов в ветвях Токи определяем на основании закона Ом а для ветви с источником: напряжение на зажимах источника равно его ЭДС минус падение напряжения на его внутреннем сопротивлении:
. 2.2. Дополнительные вопросы к задаче 1 1. Как повлияет на порядок расчета изменение полярности ЭДС в одной из ветвей схемы? В формуле узлового напряжения и при расчете тока в этой ветви данную ЭДС надо брать со знаком «минус». 2. В каких режимах работают источники схемы? По результатам расчета Uab < E 1, Uab < E 2, т.е. эти элементы схемы работают источниками; т.к. Uab > E 3, т.к. в третьей ветви направлен против E 3 и принятого перед началом расчета направления I 3, т.е. этот элемент схемы работает в режиме потребления энергии. 3. В каких режимах будут работать источники, если за счет изменения величины ЭДС E 3 увеличить узловое напряжение Uab до 48 В? Увеличением E 3 можно установить Uab =48 В = E 2, при этом ток I 2 будет равен нулю (режим холостого ход а), источник E 1 вырабатывает энергию, E 3 – потребляет. Ток в схеме и необходимую величину E 3 определим на основании второго закона Кирхгофа:
E 3 = Uab + I 3 (r 03 + R 3) = 48 - 0,06 * 10 = 47,4. Расчет цепей методом эквивалентного генератора
Рисунок 85 к задаче 2
Задача 2. В схеме рис. 85 E 1=10 В, E 2=25 В, R 1=20 Ом, R 2=40 Ом, R 3=5 Ом, R 4=6,36 Ом. Определить ток в ветви с резистором R 4.
Рисунок 86 к задаче 2 Анализ и решение задачи 2 1. Заменим по отношению к ветви с резистором R 4 всю остальную схему эквивалентным генератором (активным двухполюсником) с ЭДС E э и внутренним сопротивлением r0э (рис. 86, а). ЭДС E э определяется по результатам расчета режима холостого хода генератора как напряжение между точками «а» и «с» схемы рис. 85 при разомкнутой ветви с резистором R 4. После размыкания ветви с R 4 получается схема с двумя узлами рис. 86, б. Узловое напряжение:
Ток в ветви с ЭДС E 3: I 3 = (E 3 - Ubd) / R 3 = (25 -20) / 5 = 1. Для расчета напряжения между точками «а» и «с» в схеме рис. 86, б примем потенциал точки «а» равным нулю, тогда: φa = 0; φ b = φa + E 1 = 10 В; φ c = φb + I 3 R 3 = 15 В; Er = φ c - φ a = 15 В. 2. Для расчета внутреннего сопротивления генератора в схеме рис. 86, б закорачиваются все ЭДС (рис. 86, в) и определяется сопротивление по отношению к точкам «а» и «с»: 3.Ток в ветви с резистором R 4 (схема рис. 86, а): I 4 = E э / (r 0э + R 4) = 20 / (3,64 + 6,36) = 2 А. 3.2. Дополнительные вопросы к задаче 2 1. Как экспериментально определить параметры эквивалентного генератора? Исходя из эквивалентности схем рис. 85 и рис. 86, а, E э и r 0э можно рассчитать по результатам двух опытов. Разомкнув ветвь с R 4, измеряем напряжение между точками «с» и «а» Uxx, равное ЭДС E э, (опыт холостого ход а). Для определения r 0э проводится (если это допустимо) опыт короткого замыкания: заданная ветвь замыкается накоротко и измеряется ток в ней (I к). При этом r 0э= E э/ I к. 2. Выбрать величину сопротивления резистора R 4 так, чтобы в нем выделялась максимально возможная мощность. Для схемы рис. 86,а . Максимум мощности Р 4 определяется решением уравнения : R н.экстр= r 0э, при этом . Режим, когда сопротивление нагрузки равно внутреннему сопротивлению источника, называется согласованным, он часто используется в маломощных электронных устройствах, когда КПД установки (≈50%) не имеет существенного значения, но важно передать в нагрузку максимальную мощность (усилители напряжения, маломощные усилители мощности, линии связи и т.д.). При этом все устройство по отношению к нагрузке представляется в виде эквивалентного генератора, параметры которого определяются по результатам анализа работы и расчета устройства.
4. Самостоятельная работа студента В процессе выполнения самостоятельной работы студент должен решить нижеприведенные задачи, используя результаты первого и второго практических занятий. Отчет о проделанной работе должен быть представлен преподавателю по форме, указанной в методических указаниях. В отчете привести ответы на вопросы, приведенные в первом и втором практических занятиях и решения нижеприведенных задач. Задача 1. В схеме (рис. 87) R 1= R 3=40 Ом, R 2=20 Ом, R 4=30 Ом, I 3=5 А. Вычислить напряжение источника U и ток I 4. Ответ: 900 В; 6,67 А. Рисунок 87 к задачам для самостоятельной работы Задача 2. В схеме (рис. 87) напряжение U =65 В, напряжение на зажимах резистора R 4 равно 20 В. Определить все токи в схеме, если R 2=15 Ом, R 3=10 Ом, R 4=30 Ом. Ответ: I 1= I 2=2 А; I 3=1,5 А; I 4=0,5 А. Задача 3. В схеме (рис. 88) R 1=10 Ом, R 2=5 Ом, R 3=10 Ом, I 3=2 А. Найти напряжение источника U. Ответ: 80 В. Рисунок 88 к задачам для самостоятельной работы
Задача 4. К схеме (рис. 88) приложено напряжение U =45 В, при этом ток источника I 1=1,25 А. Сопротивления ветвей параллельной части схемы равны: R 2=40 Ом, R 3=10 Ом. Найти R 1 и токи I 2, I 3. Ответ: R 1=28 Ом, I 2=0,25 А, I 3=1 А. Задача 5. В схеме (рис. 89) R 1=50 Ом, ток источника I =0,6А, ток в резисторе R 3 равен I 3=0,4А, мощность, расходуемая в резисторе R 4: P 4=0,4 Вт; напряжение на резисторе R 2: U 2=36 В. Определить напряжение источника U. Ответ: U =68 В. Рисунок 89 к задачам для самостоятельной работы
Задача 6. Мощности, расходуемые в сопротивлениях схемы (рис. 89): P 1=15 Вт, P 2=20 Вт, P 3=10,8 Вт, P 4=7,2 Вт. Определить напряжения на участках схемы и токи в ее ветвях, если приложенное к ней напряжение U =106 Вт. Ответ: I =0,5 А; I 3=0,3 А; I 4=0,2 А; U 1=30 В; U 2=40 В; U =36 В.
Рисунок 90 к задаче для самостоятельной работы
Задача 7. Для схемы (рис. 90) дано: R 1=2 Ом, R 2=4 Ом, R 3=10 Ом, R 4=60 Ом, R 5=22 Ом, R 6=5 Ом, E =12 В. Вычислить ток в диагонали моста R 4, используя преобразование треугольника резисторов R 2, R 3, R 4 в эквивалентную звезду. Ответ: I 4=0,077 А. Задача 8. В схеме (рис. 91) определить ток источника, используя преобразование звезды резисторов R 2, R 4, R 5 в эквивалентный треугольник, если R 2=6 Ом, R 3=42 Ом, R 4=12 Ом, R 5=24 Ом, R 6=28 Ом, I 3=0,5 А. Ответ: I = 2,75 А. Рисунок 91 к задачам для самостоятельной работы
Задача 9. Для схемы (рис. 91) входные напряжения: U 1=+10В, U 2=-15В, U 3=+20В, R 1= R 2= R 3=500 Ом, R н=1000 Ом. Методом узлового напряжения определить выходное напряжение U вых. Ответ: U вых=4,3 В Задача 10. В схеме (рис. 92) E 1=120В, E 5=140В, R 1=70 Ом, R 2=30 Ом, R 3=135 Ом, R 4=210 Ом, R 5=140 Ом. Определить методом эквивалентного генератора величину и направление тока в резисторе R 3. Ответ: I 3=0,2 А
Рисунок 92 к задаче для самостоятельной работы Рис. 1,39.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.25 (0.011 с.) |