Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постэмбриональный этап онтогенеза. Формирование совокупности половых признаков, их гормональное обеспечение. Половое созревание.

Поиск

Постэмбриональное развитие начинается с выхода новой особи из яйцевых оболочек или при живорождении из материнского организма. Оно подразделяется на:

1. Ювенильный период (от рождения до окончания полового созревания) Может проходить по 2 путям: прямое развитие (новая особь похожа на материнскую, но она меньше по размерам и не обладает сформированной половой системой) и непрямое развитие (особь не похожа на родителей).

2. Пубертатный период (от окончания полового созревания до прекращения способности к размножению).

Характеризуется законченным развитием всех систем организма и готовностью размножаться. Занимает большую часть жизни.

3. Старение (от окончания способности к размножению о смерти).

Возникновение в органах и системах организма возрастных изменений, ограничивающих его приспособительные возможности, способность к размножению и приводящих к смерти.

Снижается способность организма поддерживать гомеостаз, падает устойчивость к стрессу и нарастает возрастная дестабилизация жизненных функций, что заканчивается смертью. Для процессов старения характерна гетерокинетичностъ - разная скорость развития возрастных изменений в различных тканях, гетеротопность — неодинаковая выраженность процессов старения в различных тканях и органах, гетерохронность — неодинаковое во времени появление выраженных признаков старения в различных тканях, органах и системах.

Процесс полового созревания протекает под контролем ЦНС и желез внутренней секреции. Ведущую роль в нём играет гипоталамо-нипофизарная система. Гипоталамус, будучи высшим вегетативным центром нервной системы, управляет состоянием гипофиза, который в свою очередь контролирует деятельность всех желёз внутренней секреции.

Существует периодизация полового созревания, основанная на изменении половых органов и вторичных половых признаков под влиянием гормонов.

1. Детство. (от 0 до 8-10 лет у девочек/ 10-13 лет у мальчиков). Характерно медленное незаметное развитие репродуктивной системы. Ведущая роль принадлежит гормонам щитовидной железы и соматотропным гормонам гипофиза. Половые органы развиваются медленно, вторичных половых признаков нет.

2. Гипофизарная стадия – начало полового созревания (оканчивается в 9-12 лет у девочек/ 12-14 у мальчиков). Возникающие здесь изменения обусловлены активацией гипофиза: растёт секреция гипофизарных гормонов, влияющих на скорость роста и появление начальных признаков полового созревания.

3. Этап активации половых желёз или стадия активации гонад. Гонадотропные гормоны гипофиза стимулируют половые железы, которые начинают вырабатывать стероидные гормоны (андрогены и эстрогены). Они обуславливают развитие вторичных половых признаков, стимулируют развитие скелета, мышц, половых органов, когда внутресекреторная функция половых желёз ещё недостаточна.

4. Максимальный стероидогенез (начинается с 10-13 лет у довочке/ 12-16 лет у мальчиков).

Под влиянием гонадотропных гормонов наибольшей активности достигают половые железы (семенники и яичники), продуцирующие мужские (андрогены) и женские (эстрогены) гормоны. Продолжается усиление вторичных половых признаков, и некоторые из них достигают в этот период дефинитивной формы. В конце этой стадии у девочек начинается менструация.

5. Окончательное формирование репродуктивной системы (начинается с 11-14 лет у девушек/ 15-17 лет у юношей).

Физиологически этот период характеризуется установлением сбалансированной обратной связи между гормонами гипофиза и перефирическими железами. Вторичные половые признаки выражены полностью. У девушек устанавливается регулярный менструальный цикл. У юношей завершается оволосенение кожи лица и нижней части живота. Возраст окончания пубертатного процесса у девушек 15-16 лет, у юношей – 17-18 лет (колебания в сроках могут составлять 2-3 года, особенно у девушек).

В период полового созревания радикально перестраивается не только функция гипоталамо-гипофизарной системы и активность половых желез, но и все физиологические функции. Нередко это приводит к развитию несбалансированности отдельных систем между собой, нарушению согласованности в их действии, что негативно сказывается на функциональном состоянии организма. К тому же влияние гормонов распространяется и на функции ЦНС, в результате чего подростки становятся эмоционально неустойчивыми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.55.29 (0.009 с.)