Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и задачи оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел» был введен в практический и научный оборот после принятия Верховным Советом СССР в 1958 г. Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и издания в последствии республиканских уголовных кодексов. В нормативных актах и специальной литературе, изданной до 1958 г., для обозначения такой деятельности оперативных подразделений употреблялись термины: «негласное расследование», «уголовно-розыскная работа» или «уголовный сыск», в дальнейшем укоренился термин «агентурно-оперативная» или «оперативная» работа. В 1958 г. была предпринята попытка ввести понятие «агентурно-оперативная борьба с преступностью», которое было заменено термином «оперативно-розыскная деятельность», соответствующим требованиям нового уголовно-процессуального закона и изданных на его основе подзаконных нормативных актов. Перечисленные термины обозначали одну и ту же деятельность специальных служб, заключающуюся в осуществлении негласных оперативных мероприятий в целях борьбы с преступностью. Разночтения в терминологии были прямым следствием отсутствия в УПК 1926 г. упоминания об оперативно-розыскных мерах. Именно эти законодательные акты впервые содержали указание на необходимость осуществления органами дознания оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших. Такая формулировка в законе позволила не только легализовать государственную необходимость и обязанность органов дознания осуществлять оперативно-розыскные меры в целях борьбы с преступностью, но и послужила исходным положением для определения сущности этой деятельности государственных органов. В самом общем виде оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел представляет собой систему специальных разведывательно-поисковых мероприятий не процессуального характера, осуществляемых преимущественно негласно оперативными подразделениями в целях борьбы с преступностью. Самостоятельное значение оперативно-розыскной деятельности определено сравнительно недавно. Ранее считалось, что оперативно-розыскная деятельность является придатком криминалистики и носит сугубо вспомогательный характер для решения криминалистических задач. Однако тщательное исследование оперативно-розыскной деятельности как у нас в стране, так и за рубежом, позволило сделать однозначный вывод, что она является самостоятельным направлением деятельности со всеми присущими ему атрибутами. Подтверждением указанной точки зрения могут служить следующие признаки оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел:
Ø разведывательно-поисковая направленность оперативно-розыскных мероприятий; Ø конспиративный характер большинства проводимых ОРМ; Ø специальные субъекты ОРД; Ø правовая регламентация ОРД (подробно рассматривается далее). Длительное время оперативно-розыскная деятельность в России (включая советский период) оставалась запретной темой для открытой юридической литературы и средств массовой информации. Она регулировалась только подзаконными актами. Впервые как правовое понятие оперативно-розыскная деятельность получила нормативное определение в Законе Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992г. Это определение было воспринято без каких-либо изменений в действующем Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», в ст. 1 которого сказано следующее: «оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Правовая норма, сформулированная в ст. 1, носит дефинитивный характер, поскольку дает ключевое определение предмета правового регулирования данного законодательного акта, является одной из основных государственно-правовых форм борьбы с преступностью, которая осуществляется как гласно, так и негласно и имеет в своем арсенале специфические средства и методы решения возложенных на нее задач. Следовательно, чтобы уяснить, что собой представляет оперативно-розыскная деятельность, необходимо как минимум знать, к компетенции каких государственных органов она относится, каковы пределы их полномочий, в каких организационно-тактических формах она осуществляется и что представляют собой оперативно-розыскные мероприятия.
Так, например, ОРД осуществляется в четырех организационно-тактических формах: 1. оперативный поиск; 2. оперативно-розыскная профилактика; 3. оперативно-розыскное сопровождение уголовного процесса; 4. оперативная разработка. Оперативный поиск направлен на получение первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес (подразумевается информация о деятельности лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления). Оперативно-розыскная профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий способствующих совершению преступлений, а также выявление лиц, замышляющих и подготавливающих преступления, с целью оказания на них предупредительного воздействия. Оперативно-розыскное сопровождение уголовного процесса проводится в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, в целях нейтрализации их противодействия уголовному процессу. Оперативная разработка проводится в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений, в целях сбора сведений, могущих служить источниками доказательств. Из определения оперативно-розыскной деятельности логически вытекают стоящие перед ней задачи, изложенные в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: 1. выявление преступлений и лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших; 2. предупреждение преступлений; 3. пресечение преступлений; 4. раскрытие преступлений; 5. осуществление розыска лиц скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; 6. розыск без вести пропавших и установление личности граждан по неопознанным трупам; 7. добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Перечисленные задачи оперативно-розыскной деятельности носят общий характер и более детально конкретизируются в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности. Специфика задач оперативно-розыскной деятельности состоит в том, что они решаются с использованием преимущественно негласных средств и методов, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий – это отличает ее от других видов правоохранительной деятельности государственных органов. Задачи оперативно-розыскной деятельности следует рассматривать как определенные этапы в достижении ее целей, указанных в ст. 1 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, например, выявление преступлений, как самостоятельная задача оперативно-розыскной деятельности, заключается в проведении комплекса ОРМ по установлению, прежде всего, таких преступных фактов, информация о которых в правоохранительные органы по официальным каналам не поступала. Причины латентности самые различные (стыд – при изнасиловании, боязнь разоблачения – при вымогательстве, и т.д.). Для неочевидных преступлений характерны: тщательная подготовка и тайный способ совершения, сплоченность преступных групп и четкое распределение ролей, использование при подготовке и совершении преступлений современных технических средств. Обнаружение таких преступлений, как правило, невозможно без использования конфиденциальных источников информации (осведомителей) и проведения разноплановых оперативно-розыскных мероприятий.
Задача выявления преступлений включает в себя три основных элемента: 1. обнаружение лиц, их совершивших; 2. установление в их действиях признаков уголовно-наказуемого деяния для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 3. установление потерпевшей стороны. Задача выявления и установления лиц, подготавливающих совершающих или совершивших преступления сводится к установлению преступников и их задержанию, когда это не удалось сразу же после совершения преступления. Совершив преступление, преступники стремятся скрыться, их своевременное выявление затруднительно, а порой и невозможно без проведения оперативно-розыскных мероприятий. Для выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления: а) используют оперативные учеты; б) проводят ОРМ в местах возможного появления преступников; в) привлекают конфиденциальных сотрудников (проводят встречи) для получения информации о нераскрытых преступлениях; г) используют возможности всех служб ОВД. Выявление преступлений и установление лиц их совершивших, возможно путем личного сыска и оперативного поиска, в ходе которых проводится инициативный сбор первичной оперативно-розыскной информации о признаках преступной деятельности и причастных к ней лицах. Предупреждение преступлений – значит не допустить его совершения. Предупредительные задачи оперативные подразделения чаще всего решают путем: Ø выявления и устранения причин и условий совершения преступлений (общая профилактика); Ø выявления лиц, замышляющих и подготавливающих противоправные деяния, и склонения их к отказу от преступных намерений (индивидуальная профилактика). В случае решения этой задачи отпадает необходимость в решении двух других: пресечения и раскрытия. Пресечение преступлений означает лишение лица реальной возможности завершить начатое преступление, довести его до конца, не допустить наступления вредных последствий. Решение этой задачи в оперативно-розыскной деятельности, как правило, связано с задержанием лица с поличным в момент приготовления или покушения на преступление. К пресечению преступлений относится проведение таких оперативно-розыскных действий, как:
Ø организация засад в предполагаемом месте совершения преступления; Ø установление наблюдения за проверяемыми лицами и объектами, которым угрожает опасность; Ø подмена предмета преступного посягательства, (например, приведение оружия в негодность) и т.п. действия. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: – возбуждение уголовного дела; – задержание с поличным; – применение уголовно-процессуальных мер пресечения и т.д. Перечисленные способы позволяют сделать вывод, что само понятие пресечения преступлений означает принятие оперативно-розыскных мер к конкретному лицу или группе лиц с целью создания условий, препятствующих продолжению начатого преступления. Под раскрытием преступлений понимается система мер по установлению лиц, совершивших преступления, и обеспечение возможности их привлечения к уголовной ответственности путем сбора информации, имеющей доказательственное значение. Необходимость решения такой задачи возникает в случае совершения неочевидных преступлений, при которых потерпевшей стороне и правоохранительным органам неизвестна личность виновного, а также в ситуации обусловленной несвоевременным поступлением информации о замышляемых или подготавливаемых преступлениях или когда преступный замысел возникает внезапно и тут же реализуется. Многообразие ситуаций, с которыми приходится сталкиваться оперативным подразделениям при раскрытии преступлений, определило тактическое построение оперативно-розыскных мероприятий, которые можно осуществлять по двум направлениям: «от преступления – к преступнику» и «от преступника – к преступлению». Организационные основы раскрытия преступлений представляют собой комплекс мер по созданию условий, необходимых для эффективного проведения оперативно-розыскных мер. К числу этих мер можно отнести: – обеспечение оперативно-тактической готовности ОВД к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях; – организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, участвующих в раскрытии преступлений; – осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативных учетах. Задача раскрытия преступлений носит комплексный характер, поскольку ее решение невозможно без применения уголовно-процессуальных мер. По каждому факту выявленного преступления должно возбуждаться уголовное дело, и ОРМ по его раскрытию осуществляются параллельно со следственными действиями. На сегодняшний день существующая система статистической регистрации позволяет относить к числу раскрытых преступлений оконченные производством по ним уголовные дела, которые направляются прокурору для утверждения обвинительного заключения в отношении виновного. Розыскная работа является логическим продолжением ОРД, тесно связана с предупреждением, окончательным и полным раскрытием преступлений, обеспечением неотвратимости наказания за содеянное. Преступники, скрывшиеся от правосудия, как правило, находятся на нелегальном положении, вокруг них формируются лица, замышляющие и совершающие преступления. Зачастую именно они становятся организаторами преступных групп. Наличие лиц, находящихся в розыске, существенно осложняет оперативную обстановку.
Задача осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает: Ø быстрое обнаружение места нахождения разыскиваемых; Ø установление негативных фактов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении, укрывательству преступников; Ø в случае необходимости их задержание. Под скрывающимися от органов дознания, следствия и суда понимаются обвиняемые и подсудимые, местонахождение которых неизвестно и в отношении которых вынесено постановление о розыске. Под уклоняющимися от уголовного наказания понимаются осужденные, совершившие побег из мест лишения свободы, а также осужденные, в отношении которых вынесено постановление о розыске в связи с уклонением от отбывания наказания. Под без вести пропавшими понимаются лица, исчезнувшие внезапно без видимых к тому причин, местонахождение которых для окружающих неизвестно, в том числе несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, бежавшие из центров временной изоляции и специальных образовательных учреждений; психически больные, ушедшие из дома и медицинского учреждения, а также утратившие связь с близкими родственниками. Необходимость осуществления ОРМ при розыске без вести пропавших вызывается тем, что причины безвестного отсутствия нередко связаны с преступлениями. Поэтому обстоятельства исчезновения людей требуют оперативной проверки с использованием негласных возможностей органов внутренних дел. Что касается добывания информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, то в отличие от других эта задача не носит универсального характера и касается, прежде всего, деятельности органов ФСБ. Все остальные субъекты ОРД при реализации своих непосредственных задач обязаны оказывать всяческое содействие ФСБ в добывании такой информации. Таким образом, подводя итоги по второму вопросу можно сделать следующие выводы, что значение оперативно-розыскной деятельности ОВД состоит в том, что благодаря проведению оперативно-розыскных мероприятий, применению специальных сил, средств и методов появляется возможность: а) своевременно выявлять подготавливаемые преступления, предотвращать или даже пресекать замышляемые; б) не допускать совершения новых преступлений, чтобы потом не затрачивать массу усилий на их раскрытие; в) обеспечивать быстрое и полное раскрытие совершенных преступлений; г) разыскивать скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших; д) эффективно влиять на состояние оперативной обстановки.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.015 с.) |