Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полномочия должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность
Полномочия, то есть определенный круг прав и обязанностей сотрудников оперативных подразделений закреплены в статьях 14, 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». I. Обязанности органов, осуществляющих ОРД – это круг возложенных законодателем на них действий и (или) решений для выполнения задач оперативно-разыскной деятельности и безусловных для исполнения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона об ОРД при решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны: Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что наивысшей ценностью является человек, его права и свободы. Органы, осуществляющие ОРД, выступая от имени государства, которое в соответствии со ст. 45 Конституции РФ гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, обязаны предпринимать все необходимые меры по защите конституционных прав граждан, собственности, также по обеспечению безопасности общества и государства. Это означает, что согласно закону недопустимым является пассивность при проведении ОРМ. Поэтому все оперативно-разыскные мероприятия должны осуществляться своевременно, оперативно и в достаточном объеме. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-разыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам. В п. 2 ст. 14 Закона об ОРД законодателем сформулирован ряд условий реализации правового предписания, касающегося исполнения органами, осуществляющими ОРД, поручений и решений. К их числу можно отнести следующие: а) органы, осуществляющие ОРД, могут исполнять поручения и решения только в пределах своих полномочий. Это означает, что орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, суд при даче поручения или вынесения решения должны учитывать уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, административно-правовую компетенцию оперативных подразделений, а также их функции, пределы территории и объектов, которые они обслуживают, и др.
б) поручения и решения должны быть даны в письменной форме. Только в этом случае согласно ст. 38 УПК РФ они обязательны к исполнению. в) орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, суд могут давать поручения и выносить решения лишь по тем уголовным делам, которые находятся у них в производстве. г) в поручении (решении) не должна определяться тактика проведения ОРМ. Выбор способов и тактических приемов остается за оперативным работником. Поручения и решения адресуются органу, уполномоченному на осуществление ОРД, а не конкретному сотруднику. В свою очередь, руководитель органа, получивший соответствующий документ, назначает сотрудника, ответственного за проведение оперативно-разыскных мероприятий. Исключение составляют ситуации, когда к работе следственной группы в соответствии с ч. 2 ст. 163 УПК РФ или же к группе дознавателей в соответствии с ч. 2 ст. 223² УПК РФ привлечены должностные лица органов, осуществляющих ОРД. В этом случае поручения следователя или дознавателя, которые руководят расследованием, обязательны для оперативного работника, входящего в состав этой группы. Закон не устанавливает сроков выполнения поручений (решений). В ч. 1 ст. 152 УПК РФ говорится лишь о 10-дневном сроке выполнения поручения следователя о производстве розыскных или следственных действий в другом месте. Согласно ч. 4 ст. 157 УПК РФ после направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-разыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
Исполнение данной обязанности возлагается на НЦБ Интерпола, которое обеспечивает решение следующих задач: - обработка и направление запросов по уголовным делам и делам оперативного учета, подготовка инициативных запросов; - обмен оперативно-разыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, а также архивной информацией; - содействие в проведении оперативно-разыскных мероприятий и процессуальных действий; - обмен опытом работы, законодательными и иными нормативными актами, учебно-методической литературой по вопросу деятельности полиции; - обмен научно-технической информацией по вопросу борьбы с международной преступностью. Поступающие из-за рубежа запросы, как правило, направляются органам, осуществляющим ОРД, через НЦБ Интерпола (если государство является членом этой организации). В запросах, оформленных согласно договорам, конкретно указывается, какую информацию хочет получить инициатор. Поступление запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации является основанием для проведения оперативно-разыскных мероприятий. При исполнении запросов оперативно-разыскное подразделение самостоятельно определяет перечень и объем оперативно-разыскных мероприятий, необходимых для получения «заказанной» информации. По результатам проведенных мероприятий готовится ответ инициатору запроса. Выполнение запросов не должно влечь разглашение государственной тайны. В выполнении запроса может быть отказано, если он: а) не относится к компетенции органа-получателя; б) связан с преступлением политического, военного, религиозного или расового характера; в) не оформлен в соответствии с установленными требованиями; г) поступил от ведомственных учреждений и организаций, не являющихся правоохранительными, а также частных лиц; д) предполагает выполнение действий, которые повлекут за собой нарушение законодательства Российской Федерации, прав человека, суверенитета и безопасности Российской Федерации. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь. Исполнение данной обязанности предполагает обмен информацией. Подобный обмен информацией (с соблюдением всех правил конспирации) проводится, как правило, в тех случаях, когда орган, уполномоченный осуществлять ОРД, получает информацию о фактах противоправных деяний, борьба с которыми отнесена к компетенции других служб. Кроме того, органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, обязаны оказать помощь в форме совместного планирования и проведения мероприятий, ведения совместных учетов, содействия в организации отдельных оперативно-разыскных действий и др. Обмен информацией и взаимодействие необходимы еще и потому, что некоторые оперативно-разыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся, согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона об ОРД, с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ, ОВД и ФСКН в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.005 с.) |