Ведомственный контроль за оперативно-разыскной деятельностью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведомственный контроль за оперативно-разыскной деятельностью.



Статья 22 Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности» устанавливает персональную ответственность руководителей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, за соблюдение законности.

Ведомственный контроль за соблюдением законности в оперативно-разыскной деятельности имеет особое важное значение, что обусловлено прежде всего тем, что она осуществляется в основном негласными средствами и методами и в целом носит секретный характер. Это ограничивает возможности контроля за деятельностью оперативно-разыскных подразделений со стороны граждан и общественных организаций. По этим же причинам в определенной мере затруднен контроль со стороны органов представительной власти и прокуратуры.

Принцип соблюдения законности при организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий заключается в точном и неукоснительном соблюдении требований Конституции, действующего законодательства, подзаконных ведомственных нормативных актов, принятых во исполнение названного закона в органах, осуществляющих ОРД.

Соблюдение законности обеспечивается со стороны руководителей органов и подразделений в процессе руководства деятельностью подчиненных методами наблюдения и личного участия в организации и проведении ОРМ, при планировании этой работы, а также при анализе ее результатов.

Оперативно-разыскная деятельность осуществляется планомерно и целенаправленно. Оперативно-разыскные мероприятия тщательно и всесторонне разрабатываются, фиксируются в соответствующих служебных документах и только после этого проводятся. Уже на стадии разработки, планирования ОРМ оно должно быть оценено на предмет его законности, соответствия действующему законодательству и ведомственным нормативными актами

Ведомственный контроль за оперативно-разыскной деятельностью осуществляется в следующих формах:

-повседневный контроль за законностью при осуществлении ОРД. На ежедневных планерках в начале работы оговариваются вопросы проведения оперативно-разыскных мероприятий, о результатах которых систематически докладывается руководителю. Законом предусмотрены специальные процедуры проведения ряда мероприятий, которые объективно способствуют более тщательному контролю руководителя за деятельностью подчиненных при организации и проведении соответствующих мероприятий;

-контроль за проведением оперативно-разыскных мероприятий, затрагивающих неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, заключается в том, что проведение названных ОРМ осуществляется только на основании судебного решения и по мотивированному постановлению одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами в ОВД, в частности, в указанный перечень входят начальники органов и их заместители по оперативной работе;

-одной из форм ведомственного контроля является составление мотивированного постановления одним из руководителей органа, осуществляющего ОРД, при проведении оперативно-разыскных мероприятий в случаях, не терпящих отлагательства;

-немаловажно для осуществления ведомственного контроля закрепленное Законом (ст.16) положение о том, что должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано руководствоваться законом, а если у него имеются основания полагать, что в результате исполнения приказа или указания может или могло быть совершено преступление, сообщить об этом в вышестоящий орган или прокуратуру. Таким образом, законом установлен принцип локального контроля за соблюдением законности: контроль осуществляется не только за деятельностью исполнителей, но и за деятельностью руководителей;

-контроль за осуществлением оперативно-разыскной деятельности осуществляется так же личным участием руководителя в оперативно-разыскных мероприятиях;

-ведомственных контроль за ОРД проявляется в заслушивании вышестоящих руководителей за ходом и результатами оперативно-разыскных мероприятий по нераскрытым преступлениям совместно с участием других служб. 

Следует подчеркнуть, что все виды контроля и надзора не затрудняют осуществление ОРД, а лишь способствуют ее осуществлению в рамках закона, что в конечном счете благоприятно отражается на ее эффективности.

 

 

Рекомендуемая литература по изучению темы:

 

1.. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2. Федерации закон «О полиции». М., 2011 г.

3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ – от 21.11.2011 № 329-ФЗ

4. «О прокуратуре» Федеральный закон от 17 ноября 1995 года. М., 2002

5. «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности». Приказ Генерального прокурора РФ от 24 апреля 2000 года. М., 2000 г.

10. Алферов. В.Ю., Ильиных В.Л., Федюнин А.Е. Оперативно-разыскная деятельность. Учебно-справочное пособие. М., 2002 г.

11. Оперативно-разыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М., 2001 г.

12. Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел. / Общая часть. Курс лекций. М.: ЦИ и НМОКП МВД России. 2000.

13. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / под ред. К.К. Горяинова,В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова.– М.: ИНФРА-М, 2001. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши - авторы. В.П. Легостаев, А.Г. Белый, Ю.Ф. Кваша, С.Ю. Субачев, С.В. Усенко, В.Н. Шишкин – Краснодар 2008г.

 

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

Кафедра оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел

 

Белый А.Г.

 

ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА

И ФАКТОРЫ ОКАЗЫВАНИЮЩИЕ НА НЕЕ ВЛИЯНИЕ

 

Фондовая лекция

 

Время – 2 часа

 

Краснодар

2015

 

 

Рецензенты:

Вишневецкий К.В. доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России.
Напханенко И.П. кандидат юридических наук, доцент, врио начальника кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Ростовского юридического института МВД России.
   

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Понятие, сущность и содержание оперативной обстановки.
2. Получение осведомительной информации о состоянии оперативной обстановки.
3. Анализ и оценка состояния оперативной обстановки.

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

В последующих лекциях мы с Вами будем изучать организационно-тактические особенности деятельности оперативных подразделений ОВД. Это и особенности планирования, и особенности взаимодействия, и особенности оперативного обслуживания, и особенности поисковой работы, и особенности предупреждения и раскрытия преступлений, и особенности использования в уголовном процессе информации полученной оперативным путем, и особенности обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.

Успешное осуществление любого из вышеперечисленных элементов деятельности сотрудниками оперативных подразделений ОВД невозможно без предварительного изучения различных обстоятельств, способных оказать заметное влияние на их результативность. Совокупность условий, в которых действуют оперативные сотрудники оперативных подразделений и служб ОВД, в теории ОРД, получила название «оперативная обстановка».

Особенностям изучения и анализа оперативной обстановки и будет посвящена наша сегодняшняя лекция.


ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ

В условиях проведения социально-экономических реформ, усиления напряженности криминальной ситуации в стране, расширения преступных проявлений практически во всех сферах жизнедеятельности, большое значение приобретает совершенствование эффективности деятельности оперативных подразделений ОВД по борьбе с преступными проявлениями.

Повышению эффективности борьбы с преступлениями будет способствовать четкое и правильное функционирование различных элементов организации работы оперативных служб и подразделений ОВД, особое место среди которых отводится изучению и оценке условий, в которых осуществляется их работа. Динамика данных условий, способна оказать существенное влияние на результативность работы оперативных подразделений ОВД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, обеспечению возмещения материального ущерба причиненного ими. Следовательно, изменение условий, в которых протекает деятельность оперативных подразделений, должно автоматически повлечь за собой изменение организации и тактики их деятельности.

Своевременное выявление данных условий (обстоятельств) и определение степени позитивного (помогают) или негативного (препятствуют) влияния на процесс деятельности оперативных подразделений ОВД, позволит оперативному составу, четко спланировать свои действия, результативно использовать оперативно-розыскные возможности, добиться эффективного достижения поставленных целей.

Совокупность этих взаимосвязанных условий в теории и практике оперативно-разыскной деятельности, получила название оперативная обстановка.

Содержание, термина «обстановка» наиболее полно исследовано в военной науке, которая трактует ее как «... совокупность условий для боевых действий в определенном месте и в определенное время». Термин «оперативная обстановка» является служебным, отражающим специфику деятельности как ОВД в целом, так и определенных служб, в том числе и оперативных.

Наиболее интенсивно в научном плане сущность оперативной обстановки исследовалась в конце 60-х - начале 80-х годов. Однако, как представляется, в полной мере поставленные проблемы не получили окончательных решений. Следует также отметить, что за редким исключением перечисленные работы предназначались для руководителей различного уровня (начальники ГУВД, УВД, ОВД), а не для оперативных работников. В этой связи в настоящей лекции предпринята попытка, показать организационно-тактические особенности деятельности оперативных сотрудников служб и подразделений ОВД в указанном направлении.

В оперативно-служебной деятельности любого оперативного сотрудника (УР, ЭБ и ПК, ОПБ, УСБ и т.д.) необходимость в изучении и оценке оперативной обстановки возникает при решении разнохарактерных частных задач, например:

- планирование необходимых мероприятий;

- расстановка на объектах обслуживания негласных сотрудников в соответствии с оперативной обстановкой;

- определение лиц, представляющих оперативный интерес;

- проведение комплексных профилактических или иных операций;

- осуществление оперативно-розыскных мероприятий по делам оперативного учета;

- совершенствования организации борьбы с каким-либо отдельным видом преступлений и др.

Иными словами, оценка состояния оперативной обстановки обеспечивает своевременное принятие оперативным работником оптимальных решений для повышения эффективности борьбы с преступностью.

Изучение оперативной обстановки для решения каждой из вышеперечисленных задач имеет определенную специфику сбора, анализа и оценки осведомительной информации, обусловленную целями предстоящего мероприятия, для обеспечения эффективности которого, и изучается оперативная обстановка.

Более того, имеются определенные отличия анализа оперативной обстановки для осуществления одного и того же мероприятия (например наблюдение) применяемого для борьбы с разными составами преступлений (например, убийство, кража, грабеж, хищение, взяточничество, фальшивомонетничество). Эти отличия обуславливаются особенностями механизма совершения различных преступлений и спецификой борьбы с конкретным составом преступления.

Исходя из этих и иных обстоятельств, учеными предлагается трактовать понятие «оперативная обстановка» в двух аспектах:

1. Общая оперативная обстановка (фоновая) – это совокупность различных факторов реальной действительности, причинно обуславливающих состояние сохранности собственности и правопорядка на обслуживаемой территории, устойчиво действующих во времени и пространстве.

2. Ситуативная оперативная обстановка – сложившаяся совокупность обстоятельств реальной действительности, обуславливающих возникновение и развитие определенной ситуации в которой оперативный работник будет решать конкретную задачу.

Двойное толкование целесообразно потому, что в первом случае оперативная обстановка изучается в целях разработки долгосрочной стратегии борьбы с преступностью (например: разработка различных программ борьбы с преступностью, планирования и проведения комплекса мероприятий по выявлению, предупреждению и раскрытию экономических преступлений, устранению криминогенных условий и т.д.). Иными словами, общая оперативная обстановка изучается в целях решения глобальных задач борьбы с преступностью на территории региона, города, района, предприятия.

Во втором случае, как упоминалось, оперативная обстановка изучается в целях решения частных задач оперативно-служебной деятельности (например: проведение конкретного ОРМ, комбинации и др.).

Содержание оперативной обстановки включает совокупность различных факторов, необходимых оперативному работнику для изучения с тем, чтобы можно было решать, поставленную в настоящий момент задачу. При этом для решения разнохарактерных задач понадобится различная совокупность определенных факторов.

В целом на оперативную обстановку влияют следующие группы факторов:

- внешние (криминогенные (состояние преступности, ее уровень, динамика и структура); географические, климатические, социально-экономические и демографические условия территории);

- внутренние (наличие оперативно-розыскных и иных сил и средств, которыми располагает субъект анализа; результаты деятельности ОВД по охране общественного порядка).

Однако такая совокупность используется лишь для глобального анализа общей (фоновой) оперативной обстановки, как правило, осуществляемого управленческими структурами ОВД.

Для оперативных работников низовых подразделений (уровень территориальных (окружных, районных) отделов полиции), как правило, необходим анализ оперативной обстановки на обслуживаемом объекте (группе объектов), территории, линии работы либо для проведения отдельных мероприятий и решения других текущих оперативно-служебных задач.

К данным условиям, из которых складывается оперативная обстановка на обслуживаемой территории (объекте), можно отнести три группы факторов имеющих индивидуальную степень динамики:

- социально-экономические, демографические и географические особенности территории (объекта) обслуживания;

- криминогенная характеристика территории (объекта) обслуживания;

- характеристика сил и средств используемых оперативным работником для борьбы с преступностью на территории (объекте) обслуживания.

Занимаясь изучением социально-экономических особенностей территории (объекта) обслуживания, опосредованно влияющих на состояние преступности и организацию борьбы с ней, оперативный работник, прежде всего, должен учитывать экономические особенности обслуживаемой территории, размещение промышленных предприятий, их структуру и экономический потенциал, направленность хозяйственной деятельности и особенности технологического процесса, производственные и иные связи, степень развитости коммуникационных и транспортных систем, расположение строек, населенных пунктов, наличие средств сообщения и связи, занятость населения в различных производственных отраслях и сферах народного хозяйства и т.д. К «социальным особенностям» территории (объекта) обслуживания можно отнести общую численность и демографические особенности населения (трудового коллектива), его половозрастную и профессиональную структуру, характер и степень текучести кадров (миграции населения), наличие и положение социально слабозащищенных категорий работающих, плотность и характер территориального распределения. Особое внимание следует уделять изучению социально психологических особенностей населения (существование различных как формальных, так и неформальных объединений, их ориентация и степень активности, социально психологические особенности местного населения, исторически сложившиеся традиции, обычаи, стереотипы поведения и т.д.).

Никакие выводы о структуре и динамике преступности, рекомендации о мерах по усилению борьбы с нею, не могут претендовать на достоверность и убедительность, если они даются в отрыве от демографической характеристики населения, анализа миграционных и иных подобных процессов. Необходимо учитывать, что между численностью населения и уровнем преступности существует четкая взаимосвязь, и, следовательно, увеличение или уменьшение числа жителей того или иного географического региона неизбежно отразится и на оперативной обстановке. Кроме того, существенное влияние на нее оказывает и изменение количества лиц, характеризующихся антиобщественной направленностью поведения.

Поэтому наряду и во взаимосвязи, с социально-экономической информацией изучаются данные о наличии, численности и распределении следующих категорий лиц:

- условно осужденных и условно освобожденных, состоящих на учете в ФСИН; вернувшихся из исправительных учреждений после отбытия наказания;

- нарушителей общественного порядка (пьяниц, «бытовых» дебоширов, мелких хулиганов, наркоманов, лиц, ведущих аморальный образ жизни и т.п.).

Следует особо подчеркнуть необходимость тщательного изучения миграционных процессов и их влияния на оперативную обстановку.

В России за последние годы отмечается значительный рост миграции, вызванный распадом СССР. Огромное количество людей из Средней Азии, ближнего и дальнего зарубежья, приезжают на заработки, лечение, отдых. Большая текучесть населения сопровождается обострением обстановки в районах, подверженных миграции.

Причины этого явления достаточно изучены. Среди них следует отметить то обстоятельство, что в среде мигрантов велика доля таких криминогенно активных лиц, как ранее судимые, склонные к совершению правонарушений. Приток незаконных мигрантов в совокупности с объективными трудностями по трудоустройству, проживанию, контролю за их поведением и т.п. на первоначальном этапе служит тем самым условием, на почве которого происходит рост правонарушений.

К упомянутым организационным трудностям относятся:

- временные недостатки в жилищно-бытовом обеспечении и культурно-воспитательном обслуживании местного населения;

- необеспеченность надлежащей охраны материальных ценностей на производствах;

- хроническое отставание темпов роста штатной численности органов внутренних дел от темпов роста населения и т.д.

Изучение оперативной обстановки осуществляется с учетом географического расположения и климатических особенностей обслуживаемой территорий, ибо они зачастую оказывают существенное влияние на состояние и динамику преступности, вызывают ее сезонные колебания. Так, географическое положение Краснодарского края, ряда других регионов страны во многом обусловливает регулярные сезонные колебания преступности в этих регионах, которые связаны с притоком отдыхающих и туристов, перемещением туда бродяг и других уголовных элементов в весенне-летний период. Изучение и всесторонний учет таких особенностей необходимы для организации текущего и перспективного планирования мероприятий по борьбе с правонарушениями, для своевременной перестройки деятельности органов внутренних дел.

Распространенность и характер некоторых видов правонарушений в различное время года неодинаковы. Так, в летние месяцы отмечается обычно рост хулиганских проявлений и случаев причинения телесных повреждений, совершаемых на улицах, стадионах, пляжах, водных станциях, в парках, лесных массивах, пригородных зонах отдыха и т.д. Зимой эти проявления идут на убыль, так как большинство мероприятий, связанных с организацией культурного отдыха населения, переносится в закрытые помещения (клубы, театры, спорткомплексы), на горнолыжные базы и в другие места, где имеются благоприятные возможности для поддержания должного общественного порядка. Все это тоже надо учитывать при анализе оперативной обстановки, а также при планировании и осуществлении мер предупреждения правонарушений.

Изучение рельефа местности необходимо главным образом для правильного планирования и осуществления розыскных мероприятий, и особенно в отношении лиц, совершивших опасные преступления с использованием автотранспорта, угнавших автомашину или мотоцикл, а также операций по выявлению и ликвидации вооруженных преступных групп, пресечению групповых нарушений общественного порядка и т.п. Хорошее знание местности обеспечивает правильный выбор тактических приемов по реализации указанных мероприятий.

Криминогенная характеристика территории (объекта) обслуживания включает в себя сведения освещающие: структуру, уровень, динамику преступности; наличие и характер деятельности лиц, представляющих оперативный интерес; распространенность административных правонарушений; основные способы совершения общеуголовных, экономических и иных преступлений; криминологическую характеристику лиц, совершающих правонарушения; состояние сохранности собственности; условия, способствующие совершению преступлений и т.д. Данные обстоятельства целесообразно изучать не только в масштабах всей территории (объекта) обслуживания, но и относительно отдельных ее административных образований (так называемая «география» преступности) определяя наиболее сложные в криминогенном отношении участки. Вместе с тем, криминогенную характеристику территории (объекта) обслуживания нельзя считать полной и без определения прямого и косвенного ущерба причиненного преступлениями.

В характеристику сил и средств оперативного работника включаются не только сведения о наличии и качественных особенностях лиц оказывающих различные виды содействия, но и сведения о других правоохранительных, государственных и контролирующих органах и общественных организациях, возможности которых могут быть использованы оперативным работником в целях борьбы с преступностью. А так же информация, характеризующая степень обеспеченности оперативного работника оперативной и иной техникой, состояние дел оперативного учета, предопределяющее эффективность и перспективность ведения оперативных разработок и т.д.

Применительно к состоянию оперативной обстановки на конкретном объекте либо линии работы указанные данные будут варьироваться в зависимости от потребностей, при сохранении общей структуры.

Таким образом, изучение и оценка оперативной обстановки – это один из важнейших элементов организации деятельности оперативных служб и подразделений ОВД. Под оперативной обстановкой – с одной стороны – понимается совокупность взаимосвязанных объективных и субъективных факторов (условий), оказывающих влияние на состояние преступности, а с другой стороны – это сложное сочетание различных взаимосвязанных объективных явлений, оказывающих непосредственное влияние на организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также розыску преступников.

Оперативная обстановка – это совокупность реально сложившихся условий и обстоятельств, подлежащих изучению, учету и оценке в целях правильной организации работы по выявлению, предупреждению, раскрытию преступлений и решению частных оперативно-служебных задач.

Определение источников указанной информации и организация ее поступления представляет собой отдельное направление деятельности оперативного сотрудника, раскрытию организационно-тактических особенностей которого посвящен второй вопрос лекции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.054 с.)