Правовая основа оперативно-розыскной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности



 

Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности понимается совокупность законодательных, подзаконных нормативных актов, а так же нормативных актов министерств и ведомств, которые регулируют отношения в этой области. Ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает на то, что правовую основу составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные акты… Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

1. Так, Конституция Российской Федерации закрепляет полномочия государственной власти по принятию нормативных актов, регулирующих отношения правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью (ст. 76, 90, 104, 105, 115). Ряд норм Конституции прямо указывает на условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина таких как, право на переписку, неприкосновенность жилища, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

2. Главная роль в регулировании оперативно-розыскных отношений принадлежит Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», который был принят 18 июля 1995 года, а вступил в законную силу 12 августа 1995 года. Рассматриваемый Закон установил общие положения ОРД; основания, условия проведения ОРМ и порядок их оформления; определил перечень органов, уполномоченных на осуществление ОРД, их права и обязанности, социальную и правовую защиту; дал понятие содействию граждан органам, осуществляющим ОРД, их социальную и правовую защиту; финансовое обеспечение ОРД; закрепил вопросы контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

3. К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления оперативно-розыскной деятельности, следует отнести Уголовный кодекс, который определяет понятие преступления, соучастия, обстоятельств смягчающих и отягчающих уголовную ответственность, о добровольном отказе от совершения преступления и др. Указанные положения уголовного закона легли в основания, условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, а так же использования их результатов и др.

4. Наиболее схожие юридические нормы с оперативно-розыскной деятельностью содержат нормы уголовно-процессуального кодекса. Уголовно-процессуальное законодательство обязывает органы дознания принимать необходимые оперативно-розыскные меры по обнаружению преступлений, лиц, их совершивших и розыску преступников (ст. 37 ч.2 п.11, ст. 38 ч. 2 п. 4, ст. 40, ст. 210); дает возможность встречи оперработника с подозреваемым для проведения последующих ОРМ (ст.95); возлагает обязанность по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении с последующим принятием решения о возбуждении уголовного дела или его отказе (ст. ст. 144, 145 УПК) и др. Проводимые органами внутренних дел оперативно-розыскные мероприятия либо предшествуют возбуждению уголовного дела, либо осуществляются одновременно (параллельно) с расследованием. Получаемые в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы, как правило, содержат достоверные данные о совершенном преступлении и лицах, причастных к нему.

5. Федерации Закон «О полиции» в ст. 12 закрепил возможность осуществления полицией оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом (п.10).

6. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности будут составлять законодательство, регулирующее деятельность органов, уполномоченных на осуществление ОРД. К таковым нормативным актам можно отнести:

а) Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 года, наделивший правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий органы ФСБ в целях обеспечения государственной безопасности;

б) Таможенный кодекс, 10 февраля 1999 года, регламентирующий проведение контролируемых поставок в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков и оружия при пересечении границы;

в) Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января, наделивший функциями службу внешней разведки проводить ОРМ в целях государственной безопасности;

г) Федеральный закон «О государственной границы» от 1 апреля 1993 года, указавший на осуществление ОРМ, органами пограничной службы, в целях обеспечения безопасности государственной границы;

д) Федеральный закон «О государственной охране от 27 мая 1996 года, определивший право федеральных органов государственной охраны на проведение ОРМ, в целях обеспечения безопасности высших должностных лиц государства;

е) Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г., установивший перечень сведений, относимый к государственной тайне, порядок допуска должностных лиц к оперативно-розыскной деятельности, а так же иное законодательство.

7. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют подзаконные нормативные акты. К таковым можно отнести Указы Президента и Постановления Правительства:

а) указ Президента РФ «Об упорядочении организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» от 12 июля 1995 г.;

б) «Перечень сведений, отнесенный к государственной тайне» от 24 января 1998 года;

в) «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения, в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза ее пределы, а так же использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» от 9 января 1996 года и др.;

г) Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;

д) «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» от 14 октября 1996 г. и др.

8. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют нормативные акты министерств и ведомств. В частности рассмотрим некоторые из них, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел. К таковым можно отнести:

 

Рекомендуемая литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993

2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»

3. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

4. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. Агафонова Ю.А., Кваши Ю.Ф. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.

5. Вагин О.А., Гаврилов Б.Я., Горяинов К.К., Кикоть В.Я., Ковалев О.Г., Овчинский В.С., Федоров А.В., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности».: С приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека / Вступ, ст. В.Д. Зорькина. – М.: Норма, 2006.

6. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / Дубоносов, Е. С. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.

7. Нагиленко Б. Я. Понятие ОРД: содержание, организация и правовое регулирование: курс лекций /. Ч. 1- 2-е изд., перераб.- Домодедово: ВИПК МВД России, 2012.

8. Маркушин, А. Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник /- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра оперативно-разыскной деятельности и специальной техники

 

СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Фондовая лекция

по учебной дисциплине

«Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел»

всех специальностей (направлений подготовки)

 

Краснодар

2013

Рецензенты:

Бирюлькин В.Г. – кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России.

Ульянов Р.И. – кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист России, профессор кафедры предварительного расследования Краснодарского университета МВД России.

Белый А.Г. Субъекты оперативно-розыскной деятельности: Фондовая лекция. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. – 60 с.

 

В лекции комплексно рассматриваются подразделения и сотрудники органов внутренних дел наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации. Особое внимание в работе посвящено вопросам социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также роли и назначению лиц, конфиденциально оказывающих содействие этим органам и их должностным лицам.

Лекция рассчитана на преподавателей, студентов, курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России, а также практических работников органов внутренних дел, занимающихся предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений.

 

 

© Краснодарский университет МВД России, 2013

© Белый А.Г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………....... 4

4. Подразделения и сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность …………..……………………….. 5 – 15

5. Полномочия должностных лиц органов, осуществляющих

оперативно-розыскную деятельность ….………………..……………... 16 – 39

6. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность ……………. 40 – 47

7. Службы и подразделения ОВД, участвующие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности.…………………………………... 48 – 51

8. Конфиденциальные сотрудники, граждане и иные лица,

участвующие в оперативно-розыскной деятельности, их

назначение и компетенция ………………………………………………..52 – 56

Заключение ……………………………………………….……………………... 57

Рекомендуемая литература ……………………………………………… 58 – 59

 

 


В в е д е н и е

В последнее время большинство преступлений совершается в условиях неочевидности, противоправные деяния тщательно подготавливаются, маскируются следы преступных действий. Социально-экономические изменения в России стимулировали рост организованной преступности, которая проникла во все сферы жизнедеятельности общества и государства. Данные обстоятельства обуславливают необходимость использования всех возможностей оперативно-розыскной деятельности в предупреждении и раскрытии преступлений, предоставляемых Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Наличие оперативно-розыскной деятельности предопределяет необходимость создания специальных подразделений, наделенных полномочиями, осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определен ст. 13 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и может быть изменен и дополнен только федеральным законом.

В настоящей лекции рассматриваются:

Ø службы и подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности, категории должностных лиц, их социальная и правовая защита;

Ø категории должностных лиц и граждан, которые содействуют сотрудникам оперативных подразделений в осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

Ø краткая характеристика должностных лиц и граждан, оказывающих содействие, их полномочия, социальная и правовая защита.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.018 с.)