Исследование предметов и документов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование предметов и документов



Исследование предметов и документов - это процессуальное, криминалистическое, научно-техническое или иное исследование объектов, полученных в результате других оперативно-розыскных мероприятий, проводимое, как правило, до возбуждения уголовного дела с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц. С помощью исследования решаются задачи:

• получения информации о назначении, технологии, месте, времени изготовления и качественных характеристиках предмета;

• идентификации следов преступной деятельности;

• определения принадлежности и отождествления биологических объектов (кровь, слюна, волосы и т.д.);

• определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Исследование проводится по письменному поручению оперативных аппаратов, подписанному руководителем органов внутренних дел, экспертно-криминалистическими службами ОВД, а также специалистами научно-исследовательских учреждений других министерств и ведомств. При необходимости к проведению исследования предметов, веществ и документов могут привлекаться на контрактной основе отдельные лица, обладающие специальными научными, техническими и иными специальными познаниями. При наличии стандартизированных методик исследования могут проводиться и самим оперативным работником (например, определение наркотического вещества с помощью экспресс - анализатора). В письменном поручении на проведение исследования предметов, веществ и документов ставятся вопросы, интересующие инициатора исследования. При необходимости в нем могут излагаться сведения об обстоятельствах получения предметов и документов. При невозможности получения образцов объектов оперативные аппараты могут привлечь специалистов для проведения исследований на месте нахождения предметов. Обязательным условием исследования предметов, веществ и документов, полученных негласным путем и являющихся потенциальным источником доказательств по уголовному делу, является их сохранность в прежнем виде и качественная неизменность, обеспечивающая возможность проведения последующей экспертизы.

Результаты исследования объектов, проведенного в учреждениях системы МВД, оформляются справкой, составленной специалистом, его осуществляющим, а проведенные в иных учреждениях - документами, предусмотренными их ведомственными нормативными актами.

Результаты исследования могут быть представлены следователю, прокурору, судье, в чьем производстве находится уголовное дело, за исключением случаев, когда исследуемый объект был получен с помощью конфиденциального источника либо исследование проводилось на условии конфиденциальности.

Наблюдение

Наблюдение - это негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, путем визуального, слухового, электронного, радиолокационного и иных способов контроля, осуществляемого в помещениях, транспорте и на открытой местности.

Специфической особенностью наблюдения является его исключительно негласный характер, то есть проверяемое лицо не должно знать о проводимом за ними наблюдении. В то же время это мероприятие в значительной степени ограничивает конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, однако закон не предусматривает каких-либо особых условий его применения за исключением случаев, когда наблюдение сопряжено с вторжением в жилище граждан.

В зависимости от способов, субъектов и организационно-тактических форм можно выделить три основных вида наблюдения:

• непосредственное;

• скрытое;

• электронное.

Непосредственное наблюдение осуществляется преимущественно визуальным путем гласными сотрудниками оперативных аппаратов, а также привлекаемыми ими лицами, в том числе оказывающими конфиденциальное содействие. Решение о его проведении, как правило, принимает сам оперативный работник. В отдельных случаях, требующих привлечения к наблюдению значительных сил и средств, а также финансовых затрат, данное мероприятие в соответствии с рапортом оперативного работника, утвержденным руководителем органа внутренних дел. Наблюдение может осуществляться со стационарных позиций либо в движении, кратковременно либо долгосрочно, при необходимости осуществляется фотографирование либо видеозапись наблюдаемого объекта.

Результаты непосредственного наблюдения оформляются рапортом, актом наблюдения или при необходимости могут передаваться следователю для приобщения к материалам уголовного дела.

Скрытое наблюдение осуществляется путем комплексного использования визуальных и иных способов контроля штатными негласными сотрудниками оперативно-поисковых подразделений. Этот вид наблюдения проводится на основании задания оперативного аппарата, утвержденного начальником МВД, УВД субъекта федерации либо его заместителем (начальником криминальной милиции). Скрытое наблюдение - ме­роприятие ограниченного применения.

С его помощью решаются задачи:

• выявления преступной деятельности лиц, подозреваемых в подго­товке и совершении тяжких или особо тяжких преступлений;

• розыска опасных преступников;

• фиксации отдельных эпизодов преступной деятельности с помо­щью фото-, кино-, видео- и аудиоаппаратуры;

• проверки надежности агентуры.

Организация и тактика скрытого наблюдения, регламентируется специальным нормативным актом, регулирующим деятельность оперативно-поисковых подразделений.

При подготовке задании на скрытое наблюдение его инициатор обязан:

• определить конкретные задачи наблюдения;

• оценить возможность его осуществления;

• собрать об объекте максимально полную информацию и получить его фотографию;

• определить оптимальное время наблюдения;

• спланировать свои действия, побуждающие объекта к активности;

• определить варианты решений в проблемных ситуациях (совершение объектом преступления, выезд за пределы населенного пункта и т.д.).

Скрытое наблюдение может иметь продолжительность не более 10 дней. В исключительных случаях оно продляется еще на 5 дней с разрешения руководителя, утвердившего задание на его проведение. Повторное скрытое наблюдение за одним и тем же объектом может проводиться не ранее чем через год.

Результаты рассматриваемого мероприятия оформляются сводкой скрытого наблюдения, направляемой инициатору задания, которая используется только для решения задач ОРД. Электронное наблюдение, называемое иногда технической разведкой, осуществляется штатными негласными сотрудниками оперативно-технических подразделений с использованием специальных технических средств контроля за поведением и разговорами проверяемых лиц. Этот вид наблюдения также проводится на основании задания, утвержденного руководителем МВД, УВД субъекта федерации и регламентируется специальными нормативными актами МВД России.

В зависимости от технических способов контроля и условий проведения выделяются три основные разновидности электронного наблюдения:

• мероприятие «НВ» - негласное визуальное наблюдение с использованием специальной видеоаппаратуры за действиями объектов в помещениях и автотранспорте без фиксации на магнитные носители;

• мероприятие «НВД» - такое же наблюдение, но сопровождаемое фиксацией на магнитные носители;

• мероприятие «НАЗ» - слуховой контроль и запись разговоров проверяемых лиц с использованием специальной аппаратуры прослушивания в помещениях, автотранспорте и на открытой местности.

Результаты электронного наблюдения оформляются меморандумом, составляемым сотрудниками оперативно-технического подразделения. В случае необходимости аудио- и видеокассеты с записями наблюдения по постановлению руководителя ОВД, согласованному с исполнителем могут передаваться следователю для приобщения к материалам уголовного дела.

Отождествление личности

Отождествление личности - это способ установления лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающийся в не процессуальном опознании личности по признакам ее внешности, голосу, запаху и другим идентифицирующим данным.

Отождествление личности может носить непосредственный или опосредованный характер.

Непосредственное отождествление осуществляется лицами, ранее встречавшимися с разыскиваемым и запечатлевшими в своей памяти его индивидуальные признаки (внешность, голос, одежду).

Опосредованное отождествление осуществляется лицами, ранее не вступавшими в контакт с разыскиваемым и располагающими лишь его описанием, изображением, либо фотографией.

В зависимости от характера, организационно-тактических форм и условий проведения можно выделить несколько основных видов отождествления личности:

• непосредственное отождествление личности по фото- видео учетам органа внутренних дел;

• непосредственное отождествление личности в ходе оперативного поиска в местах вероятного появления разыскиваемого лица, а также среди лиц, задержанных органом внутренних дел;

• опосредованное отождествление личности по словесному портрету, фото роботу, рисунку, фотографии, особым приметам среди множества незнакомых людей;

• опосредованное отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах ОВД по признакам внешности, особым приметам, способу совершения преступления;

• отождествление по запаховым следам с помощью служебно-розыскной собаки.

При отождествлении личности запрещается:

• оказывать воздействие на опознающих, и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка;

• совершать действия, исключающие в дальнейшем проведение процессуального опознания;

• привлекать к мероприятиям граждан, физические и психические качества которых ставят под сомнение его результаты.

Результаты непосредственного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника либо объяснением гражданина, опознавшего разыскиваемого, при его согласии.

Результаты опосредованного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника, протоколом задержания разыскиваемого, справкой учетных подразделений о результатах поиска по информационным системам.

Результаты отождествления по запаховым следам оформляются актом применения служебно-розыскной собаки.

Все указанные документы могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания.

Оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования.

Ко второй группе относятся ОРМ, которые согласно ФЗ «Об ОРД» должны проводится на основании постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего ОРД ( ОРМ ведомственного санкционирования ):

1. Проверочная закупка.

2. Оперативное внедрение.

3. Контролируемая поставка.

4. Оперативный эксперимент.

Проверочная закупка

Проверочная закупка - это совершение мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым в противоправной деятельности (обмане потребителей, торговле предметами, изъятыми из гражданского оборота, мошенничестве и т.д.).

Предметом проверочной закупки могут быть вещи и предметы как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (оружие, боеприпасы, наркотики и т.д.). Проверочная закупка обычных предметов и вещей осуществляется на основании рапорта сотрудника оперативного аппарата с обоснованием необходимости ее проведения и предлагаемых затрат.

Проверочная закупка предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел.

Проверочная закупка может быть проведена сотрудниками оперативного аппарата или любым другим лицом, действующим по его поручению, в том числе оказывающим конфиденциальное содействие.

В зависимости от целей и организационно-тактических форм проведения этого оперативно-розыскного мероприятия можно выделить три основные вида проверочной закупки:

• легендированная;

• контрольная;

• негласная.

Легендированная проверочная закупка проводится оперативным сотрудником, легендирующим свою принадлежность к органам внутренних дел, либо по его поручению другими лицами с целью выявления фактов незаконной торговли, владения запрещенными предметами, сбыта похищенного имущества, мошенничества и других противоправных действий проверяемых лиц. Результат такой проверочной закупки, как правило, легализуется немедленно и может служить основанием для привлечения лица к уголовной либо административной ответственности. Факт совершенной сделки купли-продажи оформляется актом проверочной закупки, в котором указывается время, место, обстоятельства совершения сделки, участвующие в ней лица, а также вид, размер, вес и особенности приобретенного товара. Купленный товар должен быть упакован и опечатан для дальнейшего направления его на экспертизу или исследование. Если факт продажи товара содержит в себе состав преступления или административного правонарушения, то продавец может быть задержан и доставлен помещение ОВД, где от него берется объяснение и проводятся необходимые проверочные действия. Контрольная закупка проводится на предприятиях торговли и обще­ственного питания с целью предупреждения и выявления фактов обмана потребителей

Ее отличительной особенностью является то, что она:

• во-первых, давно и широко используется не только в деятельности подразделений БЭП, но и других контролирующих органов, не являющихся субъектами ОРД;

• во-вторых, она в большей степени имеет профилактическую направленность;

• в-третьих, для контрольных закупок могут использоваться не только мнимые, но и действительные сделки купли-продажи, осуществляемые обычными покупателями

Контрольная закупка легализуется, как правило, немедленно после завершения сделки купли-продажи. Получив товар, лицо, проводящее закуп­ку, объявляет продавцу о цели своих действий с предъявлением документов, удостоверяющих свое должностное положение. В присутствии понятых производит контрольное взвешивание. Результаты контрольной закупки оформляются актом с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными актами контролирующих органов.

Негласная проверочная закупка в отличие от предыдущих имеет своей главной целью документирование преступных действий разрабатываемых лиц. О ее проведении продавцу не объявляется, и результаты оформляются справкой оперативного работника, при необходимости объяснениями привлеченных к ее проведению граждан, а также сообщениями лиц, оказывающих конфиденциальное содействие. К документам должны приобщаться приобретенные образцы товара. В отличие от предыдущих видов проверочных закупок, негласная закупка не предусматривает немедленную легализацию и реализацию ее результатов. Полученные в ходе негласной проверочной закупки материалы анализируются и приобщаются к материалам предварительной оперативной проверки или делам оперативного учета.

Предметы, приобретенные в процессе проверочной закупки, могут использоваться:

• в качестве доказательств по уголовному делу;

• оприходоваться для решения задач ОРД;

• реализовываться для возмещения понесенных затрат либо уничтожаться по акту в случае невозможности их дальнейшего использования.

Списание не восстановленных по статье 9 сметы расходов МВД России средств, выделенных для проведения проверочной закупки, осуществляется по мотивированному рапорту оперативного работника, утвержденному руководителями органа внутренних дел.

Оперативное внедрение

Оперативное внедрение - это совокупность действий, направлен­ных на легендированный ввод сотрудников оперативных аппаратов и лиц, оказывающих им содействие, в криминальную среду и объекты в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.

В соответствии с законом данное оперативно-розыскное мероприятие проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В Наставлении «Об основах организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел» выделено четыре вида объектов оперативного внедрения:

• организованные преступные группы;

• отдельные лица, подозреваемые в совершении преступлений;

• пораженные преступностью предприятия и учреждения;

• жилые массивы со сложной криминогенной обстановкой.

Данный перечень объектов не должен толковаться буквально и может лишь означать отсутствие каких-либо ограничений относительно объектов проведения данного мероприятия. Вполне очевидно, что оперативное внедрение в случае необходимости осуществляется в любые виды преступных групп, а не только в организованные; в любые объекты, где находятся лица, подозреваемые в совершении преступлений, в том числе ИВС.

В качестве субъектов оперативного внедрения могут выступать следующие категории лиц:

• штатные негласные сотрудники оперативных аппаратов, принадлежность которых к органам внутренних дел зашифрована;

• сотрудники оперативных аппаратов, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе;

• иные сотрудники органов внутренних дел;

• лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел.

Первая категория субъектов является относительно новым формированием в структуре оперативных аппаратов органов внутренних дел. Это наиболее квалифицированная и немногочисленная группа специально подготовленных сотрудников, выполняющая задания, направленные на борьбу с организованной преступностью, и состоящая в штатах соответствующих подразделений. Работа в качестве внедренного негласного сотрудника является их основной должностной обязанностью. Решение об использовании таких сотрудников принимается руководством МВД России, МВД (УВД) субъектов Российской Федерации. Сотрудники оперативных аппаратов, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе, так же могут по легенде внедряться в преступную среду. Такое внедрение проводится, как правило, на непродолжительное время при наличии возможностей легендирования личности оперативного работника. Целесообразно привлекать для этого сотрудников, работающих в других городах и регионах, либо недавно переехавших оттуда, чтобы исключить возможность их расшифровки преступным местным элементом. Главным преимуществом использования для внедрения этой категории должностных лиц является возможность их расшифровки перед преступниками после завершения операции и получения от них показаний, имеющих доказательственное значение.

Иные сотрудники органов внутренних дел используются для внедрения, как правило, в случаях, когда у них появились разведывательные возможности в силу стечения определенных обстоятельств (например, случайное знакомство с лицами, представляющими оперативный интерес, во внеслужебной обстановке, во время нахождения в командировке, отпуске и т.д.). После принятия решения о внедрении таких лиц в преступную среду они могут на период операции зачисляться на должности штатных негласных сотрудников органов внутренних дел. После ее завершения возможна их расшифровка и использование их свидетельских показаний в качестве доказательств.

Наиболее распространенным субъектом оперативного внедрения являются лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным аппаратам. В зависимости от их личных и деловых качеств, разведывательных способностей и возможностей они могут внедряться на любые объекты, а при организации внедрения к подозреваемым и обвиняемым, находящимся в ИВС, конфиденциальные сотрудники оказываются практически незаменимыми.

В «Наставлении» предусмотрена достаточно сложная процедура документального оформления оперативного внедрения, которая предусматривает необходимость составления мотивированного рапорта с указанием оснований, предполагаемого объекта и субъекта внедрения; постановления о его проведении, плана, задания субъекту внедрения и легенды. План мероприятий не требуется для внедрения к отдельным лицам, подозреваемым в подготовке или совершении преступлений, не относящихся к тяжким, особо тяжким и серийным. Не составляются также планы и рапорта при оперативном внедрении к задержанным и арестованным, находящимся в ИВС.

Оперативное внедрение сотрудников органов внутренних дел осуществляется, как правило, по делам оперативной разработки или предварительной оперативной проверки. При отсутствии дел оперативного учета

для проведения оперативного внедрения сотрудников органов внутренних дел требуется разрешение федерального министра или его заместителей.

Сроки оперативного внедрения указываются в постановлении на его проведение и должны соотноситься со сроками ведения дел оперативного учета, а в случае необходимости их продления, выносится отдельное постановление.

Информация, полученная в результате оперативного внедрения, оформляется рапортом оперативного работника или иным сообщением.

Контролируемая поставка

Контролируемая поставка - это оперативно-розыскное мероприятие, обеспечивающее контролируемое перемещение (перевозку, пересылку) предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота либо яв­ляющихся объектами или орудиями преступных посягательств, в целях получения информации, имеющей значение для решения задач ОРД.

Данное оперативно-розыскное мероприятие до недавнего прошлого не имело правовой основы в отечественном законодательстве, поэтому в практике органов внутренних дел применялось крайне редко. Впервые законодатель легализовал его в Таможенном кодексе Российской Федерации 1993 года, разрешив таможенным органам допускать под своим контролем ввоз, вывоз и транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ, а также других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления; предметов, добытых преступным путем и контрабандных товаров. Вслед за таможенным кодексом закон «Об ОРД» 1995 года включил в свой перечень оперативно-розыскных мероприятий контролируемую поставку, поэтому в настоящее время ее могут проводить все без исключения органы, осуществляющие ОРД.

Появление в российском законодательстве разрешения на проведение контролируемых поставок во многом обусловлено требованиями норм международного права. Необходимость использования контролируемой поставки как метода выявления лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков, определена в Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств» (1988 года). В ряде других международно-правовых актов, регулирующих взаимодействие государств по борьбе с преступностью, декларируется возможность применения этого метода, не только для пресечения незаконного оборота наркотиков, но и оружия, культурных ценностей и других предметов.

 С помощью контролируемой поставки решаются задачи, которые затруднительно либо невозможно решить с помощью других оперативно-розыскных мероприятий, в частности:

• выявление и разоблачение заказчиков и организаторов торговли запрещенными предметами;

• документирование преступных действий всех участников преступных сообществ;

• перекрытие каналов нелегального оборота запрещенных предметов;

• выявление источников приобретения и мест незаконного изготовления запрещенных предметов;

• выявление коррумпированных лиц в правоохранительных органах, прикрывающих незаконный оборот запрещенных предметов.

С точки зрения уголовного права действия оперативных аппаратов по осуществлению контролируемой поставки можно рассматривать как одну из разновидностей крайней необходимости. В данном случае законодатель разрешает не пресекать выявленное преступление, а наблюдать за его завершением и допускать совершение новых, являющихся звеньями криминальной цепи, с тем, чтобы, в конце концов, раскрыть другие преступления, лежащие в основе уже известных.

Контролируемая поставка предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота, проводится только на основание мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел. Оригинал данного постановления на период проведения контролируемой поставки должен находиться у одного из сотрудников оперативного подразделения, обеспечивающих контролируемое перемещение объектов, и может при необходимости использоваться для устранения возникающих в ходе мероприятия препятствий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.044 с.)