Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая основа содействия граждан оперативным подразделениям полиции
Изменения социально-экономического характера, происходившие в 90-х годах, затронули и уголовную политику Российского государства. Эффективность реализации этой политики возможна только через законодательство, регулирующее вопросы борьбы с преступностью и участие в этом общественности. Речь идет о разработке и принятии законов, которые охватили бы весь комплекс мер по предупреждению и раскрытию преступлений. С принятием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» создана необходимая правовая основа привлечения граждан к борьбе с преступностью. Вопросам участия граждан в управлении делами общества в целом и в оперативно-розыскной деятельности в частности посвящены нормы Конституции РФ. Конституция РФ фиксирует возможность реализации этого права путем личного или коллективного обращения в государственные органы (ст. 32, 33). Это касается и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В Конституции РФ закреплена возможность граждан осуществлять поиск, получение и передачу информации любым законным способом в соответствии со свободой мысли и слова (п. п. 1, 4 ст. 29). Предоставление оперативно значимой информации в оперативные подразделения органов внутренних дел были и будут самым основным и действенным орудием органов правопорядка в борьбе с преступностью. Федеральный закон «О полиции» (п. 3 ст. 8) предусматривает «принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях…». Этой нормой государство предусмотрело возможность широкого вовлечения граждан в борьбу с преступностью. Конкретизирована эта возможность в ч. 1 п. 34 ст. 13, а именно: «привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей….». Этим самым Федеральный закон «О полиции» предоставляет право органам внутренних дел и их оперативным аппаратам осуществлять предусмотренные законодательством учеты лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, в том числе и лиц, оказывающих содействие (ч. 1 п. 33 ст. 13).
Сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел активно привлекают граждан к выявлению лиц, фактов и обстоятельств, имеющих значение для предупреждения и раскрытия преступлений, и, что самое важное, они оказывают положительное воздействие на граждан в целях недопущения с их стороны преступлений. Граждане оказывают помощь в изучении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, помогают получить сведения о преступных связях лиц, состоящих на учете, информацию о подготовке или совершении преступлений, о соучастниках и орудиях преступлений. Однако упомянутый закон не только предусмотрел возможность привлекать граждан к участию в оперативно-розыскной деятельности, но и обязал сотрудников органов внутренних дел «принимать предусмотренные законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находится в опасности» (ч. 1 п. 30 ст. 13). В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» данным вопросам посвящена гл. IV «Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность», в которой определено понятие содействия, раскрыты условия привлечения граждан к проведению оперативно-розыскных мероприятий, социальная и правовая защита таких лиц. Необходимо отметить желание законодателя в ч. 2 ст. 6, ст. 17 и 18 Закона придать значимость институту содействия. Таким образом, государство осознало необходимость законодательного оформления содействия и этим самым желает положить конец нападкам и гонениям на конфидентов со стороны отдельных должностных лиц, прессы и телевидения. Более того, оно официально закрепило их социальные и правовые гарантии, взяв под свою защиту граждан, оказывающих содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью. Одним из условий оказания содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, является сохранение конфиденциальности. Требование Закона РФ «О государственной тайне» прямо указывает на то, что сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, составляют государственную тайну. Это одновременно и основная обязанность оперативных работников. Ее реализация заключается в сохранении строгой тайны в отношении лица, согласившегося оказывать содействие, например его фамилии, имени, места жительства и работы. В целях обеспечения конфиденциальности органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право использовать документы прикрытия, т. е. документы, зашифровывающие личность граждан, сотрудничающих с ними (п. 4 ст. 15). Данные о сотрудничестве не раскрываются даже в период следствия и судебного рассмотрения. Оперативные работники стремятся к тому, чтобы негласная информация была подтверждена гласными источниками процессуальным путем в соответствии с законом (ст. 11).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.004 с.) |