Порядок предоставления результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок предоставления результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд



Как сообщалось ранее, результаты оперативно-разыскной деятельности, изложенные в сведениях, отражающих проведение конкретных оперативно-разыскных мероприятий и подлежащих вводу в уголовный процесс, представляются на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность. Полученные материалы, отражающие организацию и тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий, в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и п.п. 9-10 комментируемой Инструкции подлежат рассекречиванию, которое включает в себя следующий порядок:

-вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления, о предоставлении результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд;

-вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

-оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

Постановление готовиться в одном экземпляре и подписывается руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.

Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, или в суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления.

В описательной части постановления указывается, в результате какого оперативно-разыскного мероприятия получены материалы и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение. Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и часть 4 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности».

В резолютивной части постановления формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты оперативно-разыскной деятельности. Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.

В случае необходимости, одновременно с постановлением готовится план мероприятийпо защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников оперативно-разыскных мероприятий.

Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.

Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.

Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-разыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов)на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором оперативно-разыскных мероприятий.

Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.

При подготовке и оформлении для передачи результатов оперативно-разыскной деятельности должны быть принятынеобходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пересылке их в адрес (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).

В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации, результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд незамедлительно.

Представление результатов ОРД, полученныхпри выполнениипоручения органа дознания, следователя, прокурора или определения суда (постановления судьи) о производстве оперативно-разыскных мероприятий по находящимся в их производстве уголовным делам, осуществляетсяв соответствии с действующей Инструкцией.

При отсутствии возможностей проведения оперативно-разыскных мероприятийпо поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или определению суда им в течение трех дней с момента получения поручения направляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, на который было возложено исполнение данного поручения.

 

 

4. Защита сведений об органах осуществляющих оперативно-разыскную деятельность

В статье 12 Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности» сказано: «С ведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-разыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и о лицах оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а так же об организации и тактике проведения оперативно-разыскных мероприятий, составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только по указанию руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность».

Приведенная выше правовая норма содержит предписания Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года. Указанным Законом установлен перечень сведений, составляющий государственную тайну, предусмотрен порядок рассекречивания таких сведений и допуска к ним, а так же меры принимаемые государством по их защите. На основании Закона «О государственной тайне» сведения о силах, средствах, методах, планах, результатах негласных оперативно-разыскных мероприятий объектом ведомственного контроля и прокурорского надзора не являются, если у уполномоченных на это должностных лиц нет допуска по соответствующей форме. Так, согласно ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре» предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-разыскной деятельности…, а так же законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД». В целом, организация прокурорского надзора более подробно излагается в ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности».

Следуя предписанию принципа конспирации в оперативно-разыскной деятельности законодатель, в ч. III ст. 12 Федерального закона «Об ОРД» установил: «Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами». Учитывая изложенное, следует сделать вывод о том, что даже при наличии допуска прокурора к сведениям, составляющим государственную тайну, сведения о конфидентах в область его надзора не входит. Осуществляя надзор по делам оперативных учетов, прокурор имеет право получать объяснения от конфидента только с личного согласия последнего, или если нет основания для привлечения такого лица к уголовной ответственности. Лица виновные в разглашении указанных сведений, а равно утрате документов могут быть привлечены к уголовной и иной ответственности в установленном законом порядке.

В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-разыскной деятельности, органу дознания, следователю, прокурору или в суд   орган, представивший результаты ОРД, использование которых в уголовном процессе сопряжено с возможностью возникновения реальной угрозы для безопасности участников оперативно-разыскной деятельности, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите. При необходимости указанные меры согласовываются с органом дознания, следователем, прокурором или судом, которым представляются указанные результаты.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество участников оперативно-разыскной деятельности органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, обязаны принять необходимыемеры по предотвращению противоправных действий, установлениювиновных и привлечению их к ответственности.

В целях обеспечения безопасности участников оперативно-разыскной деятельности и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

При представлении органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, получаемых в процессе длящегося оперативно-технического мероприятия, должны быть приняты исчерпывающие меры, обеспечивающие вопросы конспирации проведения данного мероприятия, вплоть до его прекращения.

Инструкцией так же предусмотрены условия, на которых результаты ОРД не представляются:

-еслиневозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-разыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;

-если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведениинегласных оперативно-разыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-разыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности»).

Решение о непредставлении результатов ОРД по изложенным мотивам,оформляется постановлениемруководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.

О принятом решении уведомляется инициатор запроса.

В заключение следует отметить что, уголовно-процессуальным законодательством определен, круг защищаемых лиц. Так, потерпевшие, свидетели и другие участники обвинения имеют право на защиту от преступных посягательств в соответствии со ст. ст. 166 ч.9, 186 ч.2, 193 ч.8, 241 п.4 ч.2, 278 ч.5 УПК России. Все указанные правовые нормы обеспечивают защиту участников уголовного производства от преступных посягательств, путем сохранения сведений о них в тайне.

 

 

Рекомендуемая литература к изучению темы:

 

6. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

7. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ – от 21.11.2011 № 329-ФЗ

8. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М., 1996 г., от 07.12.2011 N 420-ФЗ.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации М., 2001 г., от 18.10.2011 N 23-П

10. Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. «О некоторых вопросах организации оперативно розыскной деятельности в системе МВД России»

11. Инструкция «О предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органам дознания, следователю и в суд» утв. Приказом МВД России №; 336 от 13 мая 1998 года.

12. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / под ред. К.К. Горяинова,В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова.– М.: ИНФРА-М, 2001. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши - авторы. В.П. Легостаев, А.Г. Белый, Ю.Ф. Кваша, С.Ю. Субачев, С.В. Усенко, В.Н. Шишкин – Краснодар 2008г.

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.013 с.)