Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Поиск

 

Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства.

Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.

При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

Период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается пенсия по инвалидности.

При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя.


27. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД.УЧЕБНИК СТР 257

 

28. Лица, защищаемые в ОРД.

Лицом, содействующим органам, осуществляющим ОРД, является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению ОРМ, т.е. предоставляющий информацию ОРО (оперативнику) или иным образом участвующий в решении конкретных задач ОРД и в данной связи наделенный соответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности в случае нарушения взятых обязательств. «Привлечение» означает побуждение лица принять участие в ОРМ. Отсюда следует, во – первых, что предложение о сотрудничестве должно исходить, как правило, от ОРО и, во – вторых (самое существенное), что окончательное решение о возможности использования лица в ОРМ принимается только ОРО (в лице своих должностных лиц), но не привлекаемого лица.

Правовые основания защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность закреплены в ст. 18 ФЗ об ОРД.

Государство гарантирует предоставить социальную и правовую защиту гражданам лишь при наличии определенных условий.

Во-первых, при содействии органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности по контракту.

Во-вторых, социальная и правовая защита гарантируется лишь при правомерном выполнении лицом общественного долга или возложенных на него обязанностей. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно-розыскной деятельности или нарушений условий контракта исключает гарантии государства по его социальной и правовой защите.

В-третьих, гарантии государства предоставляются при возникновении реальной, а не мнимой угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием органам внутренних дел в оперативно-розыскном процессе. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким.

На лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности на бесконтрактной основе, комментируемые Законом гарантии государства по социальной и правовой защите не распространяются (что является серьезным упущением). Однако это не освобождает органы внутренних дел от выполнения взятых на себя обязательств (определенного круга действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения) перед лицами, оказывающими содействие в оперативно-розыскной деятельности на бесконтрактной основе. В подобных случаях обязательства органов внутренних дел в лице штатных оперативных работников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, принимаются в устной форме.

Выполнение обязательств, предусмотренных контрактом, – одна из гарантий государства. Прежде всего, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности. Данная обязанность реализуется главным образом путем принятия необходимых оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных и других мер, используемых органами внутренних дел для предотвращения и раскрытия преступлений.

В ч. 4 ст. 18 ФЗ об ОРД устанавливается возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с сотрудничеством в раскрытии преступления. Такое освобождение производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый после вступления в силу Закона об ОРД, не предусмотрел в институте деятельного раскаяния специального основания освобождения от уголовной ответственности. Исходя из содержащегося в ч. 1 ст. 1 УК РФ положения о том, что уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса, ряд юристов делает вывод, что никакие другие законы, содержащие нормы уголовного права, в России действовать не могут. Поскольку УК принят позднее, чем Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», то правила действующего уголовного законодательства обладают приоритетом. В главе 11 УК РФ нет статей об освобождении от уголовной ответственности участников преступной группы, привлеченных к проведению оперативно-розыскных мероприятий, значит, такой нормы в российском уголовном праве нет вообще. В других источниках отмечается, что ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД корреспондирует с уголовно-правовым институтом деятельного раскаяния, который нашел развернутое закрепление в новом уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве России. Третьи юристы, разделяя этот взгляд, более осторожны в суждениях. Они подмечают, что сфера применения ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД?же института деятельного раскаяния, она касается только лиц из числа членов преступных групп, предполагает ненаступление тяжких последствий, ею не выдвигается требование, чтобы лицо впервые совершило преступление, т.е. между нормами, содержащимися в ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД и ст. 75 УК, имеются расхождения, несовпадения.

Прекращение уголовного преследования должно осуществляться гласно. Обеспечение безопасности освобождаемого от ответственности лица – самостоятельный вопрос. При невозможности его разрешения необходимо выбрать другое основание для прекращения уголовного преследования, либо смириться с предстоящим осуждением. При определенных условиях сохранению в тайне факта сотрудничества с правоохранительными органами может способствовать выделение уголовного дела в отдельное производство. Однако прекращение выделенного дела также должно осуществляться на законном основании. Если основания для выделения уголовного дела отсутствуют, решение об освобождении от уголовной ответственности должно облекаться в форму постановления о прекращении уголовного преследования конкретного лица, поскольку производство по делу в отношении преступной группы продолжается.

Утверждение о нелегитимности ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД спорно. По крайней мере, Уголовный кодекс Российской Федерации не установил правило, согласно которому законы, содержащие основания освобождения от уголовной ответственности (в отличие от законов, предусматривающих уголовную ответственность), подлежат включению в УК. Нет бесспорных подтверждений и тому, что коллизионность норм уголовного и оперативно-розыскного права не является следствием несовершенства законодательной техники. Поэтому до конкретного волеизъявления законодателя, исключающего ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД, или руководящего разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, устраняющего ее применение, возможна прямая ссылка на данную норму как на основание освобождения от уголовной ответственности. В тех случаях, когда факт сотрудничества в раскрытии преступления подпадает под действие ч. 1 ст. 75 или ст. 77 УК РФ, следует руководствоваться данными нормами и соответствующими статьями УПК.

Недостаточная урегулированность уголовно-правовых оснований освобождения от уголовной ответственности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, обусловливает трудности выбора процессуального порядка реализации ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД. Исходя из того, что способствование раскрытию преступления членом преступной группы охватывается ч. 1 ст. 75 УК и является разновидностью деятельного раскаяния, на эти случаи распространяется процессуальный порядок прекращения уголовных дел, установленный ст. 28 УПК РФ. Однако, поскольку данные правовые предписания смоделированы на ситуации, когда совершено преступление небольшой или средней тяжести, что не характерно для преступных групп, использование при прекращении уголовных дел на основании ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД положений ст. 28 УПК РФ означает применение уголовно-процессуального закона по аналогии.

Понятие «лицо из числа членов преступной группы» следует истолковывать как совершение преступления по предварительному сговору группой лиц или организованной группой (ст. 35 УК). Полагаем, что лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, не может быть освобождено от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным данной статьей. Термин «противоправное деяние» является синонимом термина «преступление».

Закон формулирует условия освобождения от уголовной ответственности, которые должны рассматриваться в совокупности. Таких условий четыре: 1) преступление не повлекло тяжких последствий; 2) лицо привлечено к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 3) оно активно способствовало раскрытию преступлений; 4) возместило нанесенный ущерб или иным образом загладило причиненный вред.

Первое условие является оценочным. Его не следует отождествлять с одноименным квалифицирующим признаком, предусмотренным в некоторых статьях Особенной части УК (например, в ст. 127, 131 и др.). Оно может иметь место как в случаях, когда член организованной преступной группы самостоятельно совершает преступление, так и при совершении группового преступления. Если преступление, совершенное группой лиц, повлекло тяжкие последствия, вопрос об освобождении отдельных лиц от уголовной ответственности должен рассматриваться, исходя из направленности умысла, степени фактического участия в выполнении объективной стороны преступления, а также иных обстоятельств дела.

Под привлечением к сотрудничеству с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, понимается содействие этим органам как по контракту, так и в иных формах. Определяющее значение имеет не сам факт сотрудничества (официально оформленный или не оформленный), а его результативность в раскрытии преступления, совершенного лицом, или других преступлений, выявлении и изобличении лиц, причастных к их совершению, обнаружении места и каналов сбыта или хранения материальных ценностей, добытых преступным путем, и других объектов, которые могут иметь значение вещественных доказательств. Результатом содействия может быть обнаружение трупов, живых лиц, подвергшихся преступному воздействию или могущих дать свидетельские показания. Таким образом, второе и третье условия следует рассматривать как двуединое.

Возмещение нанесенного ущерба или заглаживание причиненного вреда может быть осуществлено в любых предусмотренных или не противоречащих закону формах: уголовно-правовая реституция; возврат аналогичных, равных по стоимости вещей; денежное возмещение; восстановление утраченного или разрушенного личным трудом и т.д.

Наличие всех перечисленных в законе условий, кроме факта конфиденциального содействия в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, должно быть подтверждено материалами уголовного дела.

Освобождение от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД, возможно и в случаях, когда гражданин был привлечен к сотрудничеству до совершения им преступления. При этом дополнительным условием освобождения от ответственности служит «вынужденность» совершения противоправного деяния в целях исключения расшифровки факта негласного сотрудничества.

4. Лица, оказывающие содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, могут получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета согласно ст. 19 комментируемого Закона об ОРД выделяются финансовые средства. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральным законодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются.

Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами МВД России.

5. Сотрудничество граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, является их основным родом занятий и поэтому при их желании может быть включено в трудовой стаж. Оформление трудового стажа и пенсии не должно предавать гласности факт сотрудничества граждан с органами внутренних дел. Порядок подготовки необходимых для органов социального обеспечения документов определяется ведомственными нормативными актами МВД России.

6. Ведомственными нормативными актами МВД России предусмотрен ряд специальных мер по защите лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам в осуществлении правосудия, и членов их семей. Хотя они и направлены главным образом на защиту свидетелей и потерпевших по уголовным делам, но в полном объеме могут быть использованы и для защиты лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел, в случае возникновения вышеуказанных обстоятельств. К таким мерам, в частности, относятся физическая охрана, предоставление квартир-убежищ, смена места жительства, замена паспортов с изменением фамилий.

7. В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с оперативным подразделением органа внутренних дел, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий, семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующих бюджетов выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания погибшего и в установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

При получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативными подразделениями органов внутренних дел, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества, указанному лицу из средств соответствующих бюджетов выплачивается единовременное пособие в размере его пятилетнего постоянного ежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.

Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсия семье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии следующих оснований.

Во-первых, конфиденциальное сотрудничество должно осуществляться на контрактной основе. Во-вторых, гибель, травма, ранение, контузия и увечье должны наступать в связи с участием гражданина в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Между гибелью лица или его ранением, травмированием, контузией, увечьем и проводимыми с его участием оперативно-розыскными мероприятиями, перечисленными в ст. 6 Закона, или другими его действиями, выполняемыми по заданию органов внутренних дел, должна существовать прямая или косвенная причинно-следственная связь, нашедшая документальное отражение в соответствующих делах оперативного учета.

Инициатива и оформление указанных выплат и пенсий лежат на органе внутренних дел, с которым конфиденциально сотрудничал пострадавший или погибший. Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственными нормативными актами МВД России.

Лицо защищаемое – физическое или юридическое лицо, права, свободы и законные интересы которого подлежат защите от преступных посягательств путем осуществления ОРМ в силу указания на то в оперативно-розыскном законодательстве либо обращения в ОРО с законным требованием о своей защите.

Основные признаки понятия защищаемого лица. Понятие этого субъекта ОРД образуют следующие признаки:

– это физическое или юридическое лицо;

– им может стать каждый человек, которому угрожает преступное посягательство (ст. 1 ФЗ об ОРД) и которое обратилось в соответствующий ОРО;

– юридическое лицо может стать субъектом оперативно-розыскной защиты только в случае преступного посягательства на его законные интересы;

– для его защиты используются оперативно-розыскные возможности, основанные на нормах оперативно-розыскного законодательства;

– данное лицо с момента его признания защищаемым лицом становится носителем соответствующих прав и обязанностей. Вместе с тем в отличие от оперативника, прокурора и судьи участие защищаемого лица в ОРД основано на праве, а не на обязанности.

Для того чтобы признать кого-либо защищаемым лицом, необходимо наличие специального юридического факта. Применительно к рассматриваемому случаю таким фактом выступают:
а) наличие угрозы преступного посягательства на лицо (как физическое, так и юридическое) и его обращение в соответствующий ОРО с просьбой о защите; б) наличие прямого указания законодателя в федеральном законе о необходимости защиты соответствующих категорий лиц.

Физическим лицом, которое подлежит защите в ОРД, может стать каждый человек (гражданин), для жизни, здоровья, прав и свобод которого возникла угроза преступного свойства (ст.I ФЗ об ОРД). Это возможно и необходимо с учетом конституционного предписания о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства (ст. 2 Конституции).

Вместе с тем особую категорию физических защищаемых лиц составляют лица:

а) так называемые объекты государственной охраны.

Они перечислены в нормах Закона о государственной охране. Это Президент РФ, определенные Законом лица, замещающие государственные должности России, федеральные государственные служащие, а также главы иностранных государств во время пребывания на территории России (ст. 6);

б) подлежащие государственной защите.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов ими являются:

1) судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, народные заседатели, присяжные заседатели;

2) прокуроры;

3) следователи;

4) лица, производящие дознание;

5) лица, осуществляющие ОРД;

6) сотрудники ОВД, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;

7) сотрудники органов контрразведки;

8) сотрудники федеральных органов налоговой полиции;

9) судебные исполнители;

10) работники контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

11) сотрудники федеральных органов государственной охраны;

12) работники таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Минфина России и финансовых органов субъектов Федерации, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

13) близкие лиц, перечисленных выше.

 

 

29. Меры социальной и правовой защиты участников оперативно-розыскной деятельности. УЧ СТР 265

 

30. Ведомственный контроль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.91 (0.011 с.)