Концепция глобального эволюционизма: теоретические источники и основные принципы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция глобального эволюционизма: теоретические источники и основные принципы.



Принцип глобального эволюционизма объединяет в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Представления об универсальности процессов эволюции во Вселенной реализуются в концепции глобального эволюционизма, распространяющегося на все без исключения сферы деятельности в неживой, живой и социальной материи.

Анализ бытия природного и социального мира приводит к включению в систему научного знания представлений об их развитии. Для выражения процесса их развития был введён термин «эволюция». В XIX веке эволюцию стали определять как серию исторических преобразований, затрагивающих многочисленные количественные и качественные стороны организмов. Ч. Дарвин описывал сущность эволюционных процессов через понятия «наследственность» (свойство организмов сохранять материальную и функциональную преемственность между их поколениями), «изменчивость» (свойство живого существовать в различных формах (или варианта) и «естественный отбор» (движущий фактор)

В.И. Вернадский внес вклад в развитие идей глобального эволюционизма через создание учения о биосфере и переходе ее в ноосферу. Он продемонстрировал, что эволюционный процесс охватывает все её компоненты: живое вещество, биокосное и косное вещество.

Понятие ноосферы впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г., но оно возникло у него под влиянием лекций В. Вернадского о биосфере Земли. Данный термин встречается и в концепции «христианского эволюционизма» французского естествоиспытателя и мистика П. Тейяра де Шардена. Усложняющееся развитие, по его мнению, начинается с эволюции физической материи космоса («преджизнь»), переходит в структуры жизни, а потом в человека как носителя мыслящего разума и ноосферы и субъекта общества («сверхжизнь»). На всех этапах эволюцию поддерживает своей действенной любовью Бог как духовное начало, присутствующее в Универсуме и направляющее его развитие к конечной цели – "точке Омега". Это своеобразный центр духовного синтеза, символизирующий собою Христа, сопричастного миру и одновременно противостоящего ему. Космогенез П. Тейяра де Шардена интерпретируется как христогенез. Поэтому и ноосфера у него обозначает часть природы, представляющей собой чисто духовное явление, т.е. "мыслящий пласт", разворачивающийся над миром растений и животных – вне биосферы и над ней.

У В. Вернадского ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом.

Попытка физика Л. Больцмана распространить эволюционные идеи Дарвина на область физических явлений и создать «эволюционную физику» закончились полным провалом. Совсем другие возможности для этого сложились в ней к концу XX века. К этому времени широкое признание получили модели нестационарного состояния нашей Вселенной (А.А. Фридмана), положения о её «расширении» (Э.П. Хаббла), открытие реликтового излучения, обоснование крупномасштабной структуры Вселенной (теория «блинов» Я.Б. Зельдовича), включение в систему научного знания антропного принципа и других положений, включение в систему научного знания антропного принципа (возможность существования человека как сложной системы и космического существа детерминирована физическими параметрами Вселенной) и других положений.

Для утверждения идей глобального эволюционизма особое значение имело развитая И. Пригожиным термодинамика неравновесных (необратимых) процессов. Им было установлено, что необратимые процессы являются универсальными процессами природы.  Они есть выражение «самопроизвольной внутренней активности, проявляемой природой» и присущи всем уровням организации живой и неживой природы. Благодаря им становится возможным образование упорядоченных структур и процессов из хаотических состояний. Такие структуры названы диссипативными структурами. Они являются неравновесными структурами в ряду многих своих свойств, обладают способностью к самоорганизации и самоусложнению.

С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций

Основные принципы:

1. Природа иерархически структурирована в несколько видов открытых нелинейных систем разных уровней организации: в динамически стабильные, в адаптивные, и наиболее сложные — эволюционирующие системы.

2. Связь между ними осуществляется через хаотическое, неравновесное состояние систем соседствующих уровней

3. Неравновесность является необходимым условием появления новой организации, нового порядка, новых систем, т.е. — развития

4. Когда нелинейные динамические системы объединяются, новое образование не равно сумме частей, а образует систему другой организации или систему иного уровня

5. Общее для всех эволюционирующих систем: неравновесность, спонтанное образование новых микроскопических (локальных) образований, изменения на макроскопическом (системном) уровне, возникновение новых свойств системы, этапы самоорганизации и фиксации новых качеств системы

6. При переходе от неупорядоченного состояния к состоянию порядка все развивающиеся системы ведут себя одинаково (в том смысле, что для описания всего многообразия их эволюций пригоден обобщённый математический аппарат синергетики)

7. Развивающиеся системы всегда открыты и обмениваются энергией и веществом с внешней средой, за счёт чего и происходят процессы локальной упорядоченности и самоорганизации

8. В сильно неравновесных состояниях системы начинают воспринимать те факторы воздействия извне, которые они бы не восприняли в более равновесном состоянии

9. В неравновесных условиях относительная независимость элементов системы уступает место корпоративному поведению элементов: вблизи равновесия элемент взаимодействует только с соседними, вдали от равновесия — «видит» всю систему целиком и согласованность поведения элементов возрастает

10. В состояниях, далеких от равновесия, начинают действовать бифуркационные механизмы — наличие кратковременных точек раздвоения перехода к тому или иному относительно долговременному режиму системы — аттрактору. Заранее невозможно предсказать, какой из возможных аттракторов займёт система

Концептуальный вклад в развитие синергетики внёс академик Н. Н. Моисеев — идеи универсального эволюционизма и коэволюции человека и природы.

В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Моисееву, исходные принципы:

1. Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;

2. эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;

3. во всех эволюционных процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;

4. во Вселенной господствует наследственность: настоящее и бу-дущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;

5. динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные;

6. принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период перехода.

В.С. Стёпин: положения глобального эволюционизма «становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, которая пронизывает все существующие специальные научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной картины мира, центральное место в которой начинает занимать человек». Глобальный эволюционизм выступает «глобальной исследовательской программой».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.008 с.)