Восточная метафизика: специфика предмета исследования и понятийный аппарат. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточная метафизика: специфика предмета исследования и понятийный аппарат.



Восточная метафизика1) предполагает тип мышления, который основан не на вере (Запад), а на знании, которое обеспечивает вхождение в обожествлённую реальность. 2) Особое знание –не рациональное, а сверхрациональное т.е. подход к божеству не путём веры, а путём метафизических знаний и соответствующей духовной практики. 3) Отсутствие пропасти между Творцом и творением, благодаря недуальности мышления. 4) Принцип тождества между Богом внутри человека и объективным Абсолютом. Высшее достижение человека – богореализация: обнаружение в себе скрытое Я= Абсолют. 5) Человек разрыв с Абсолютом снимает за счёт наличия в нём скрытого ядра (божественного) и путем уничтожения всего человеческого открывает в себе божественное к истинному Я. 6) Человек в своём высшем выражении не является таковым, он оболочка внутри которой располагается божественная реальность. 7) Человек отсекает от себя всё тварное, включая своё индивидуальное Эго и то, что остается и является божественной реальностью. 8) Временное индивидуальное Я человека, с которым он себя отождествляет, не имеет ничего общего с этим общим Я.

Р. Генон «Восточная метафизика»: на Востоке метафизика –предмет реального знания, восточные учения непосредственно относятся к области метафизического знания. Эквивалент индийской метафизике –даосизм в Китае. В Индии не существует разделения учения на эзотерическое (для всех) и экзотерическое(для посвящённых); вопрос стоит только об эзотеризме. Для Восстока характерны: созерцательность, приоритет интуиции, аксиологичность, мистицизм, духовность, жертвенность (принцип ахисма), чувствительность, идея любви как сострадания, целостность и органичность, недуальность мышления (мир как психокосм), интровертность (Юнг), восприятие природы как процессуальной, энергийной, философия, религия, искусство.

 

7.Специфика метафизики в русской философской традиции. Необходимость и важность метафизики стремились обосновать представители русской религиозной философии, ставящие задачу осмыслить целостность нравственно-религиозного опыта и, отталкиваясь от этого, перестроить философию.

Метафизика объединяла натуральное (естественное) и рациональное (богословие), онтологию и психологию. В 18-ом веке философия выполняла функцию метода и методологии познания, то специфика метафизики связана с предметом, на который она направлена. Бытие – предикат сущего, как сверх сущего. Соловьев В. выделял сущее и бытие. Сущее есть сила бытия, сущее непознаваемо, только источник бытия. Сущее есть Бог. Сущее включает бытие как свою противоположность. Признаки объективации: дихотомия субъекта и объекта, доминирование безлично-универсального, господство необходимости, когда внешняя детерминация подавляет свободу, приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека, которая элиминирует его индивидуальность. Поклоняться надо не бытию, а истине, поскольку она духовна. Цель философии – не в познании бытия, а в познании истины, которую можно найти только в субъекте. Философская мысль Соловьева последовательно онтологична: принцип всеединства бытия становится исходным и определяющим моментом не только онтологии, но и буквально всех сфер его метафизики - теории познания, этической системы, эстетики, историософии.

Настоящим предметом метафизики, считает Соловьев, является не бытие, а сущее (Абсолют, Бог), которому бытие принадлежит. Бытие относительно, сущее (сверхсущее) абсолютно, оно выше любых признаков и определений, представляя собой положительное ничто, поскольку не есть что-нибудь, и все, поскольку не может быть лишено чего-нибудь, оно есть положительная возможность, сила и мощь бытия. Бытие по отношению к абсолютному есть его другое, т.е. сущее — это единство себя и своего отрицания или любовь как самоотрицание существа и утверждение им другого, но этим самоотрицанием осуществляется высшее самоутверждение. В этом ключе С. разрабатывает понятие положительного всеединства, учение о котором выступило ведущей линией русского философствования. Всеединство есть такое состояние, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех, это некое гармоническое единство множеств, идеальный строй бытия, определяющий направленность его эволюции. Раскрывая динамику всеединства, С. утверждает, что в абсолютном можно различить два полюса (центра) — абсолютное как таковое и абсолютное как становящееся всеединое или идея, сущность, потенция, первоматерия бытия, воплощающаяся в реальную действительность

Определив бытие как соотношение сущего и сущности, С. выделяет его модусы (воля, представление, чувство) и от них заключает к модусам всеединства — благу, истине, красоте, через которые осуществляется возвращение раздробленного мира к Абсолюту. Космогонический процесс у С. — последовательность "повышений бытия".

София трактуется и как мировая душа, и как вечная женственность, и как тело Христово, т.е. Церковь, и как воплощенная в образе Св. Девы Марии. В конечном счете София (единство — все в себе заключающее) выступает началом, объединяющим тварный мир и Абсолют, это непосредственное воплощение Абсолюта в мире и одновременно идеальный человек, реальная опора индивида в преодолении хаоса тварного мира.

Глубокие трактовки сущего обнаруживаются в русской философии - у В. Соловьева (сущее как "всеединое сущее"), Франка (сущее как "абсолютное бытие или сверхвременное единство"), С. Трубецкого (сущее как явление, либо как идея, либо как предмет веры). Бердяев говорил, что бытие находится над существованием. Бытие одно из порождений духа, которое конкретно существует. Нужно поклоняться не бытию, а истине. Бог –истина, она победа над объективацией.

Бердяев развивает эсхатологическую метафизику, в которой смысл истории видится в избавлении от объективации, в конце истории, за пределами исторического времени.

Шестов связывает метафизику с «философией трагедии», ставя вопросы об абсурдности человеческого существования, о необходимости избавления от диктата разума над сферой жизненных переживаний, осмысления веросознания.

Флоренский основы метафизики видел в вере. Идеи соборности сознания, реальности Всеединого Ума, Софии лежат в основании «метафизики Всеединства» (Е.Н.Трубецкой, С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков). Обоснование целостности христианского мировоззрения они считали своей основной задачей. Все социальные отношения и культура должны быть, с точки зрения С.Н. Булгакова, оценены и перестроены на религиозных началах. Метафизика Всеединства как высшего онтологического принципа реализовалась в онтологии как «положительное всеединство» абсолюта, представленного как благо, истина и красота, в гносеологии –как свободная «теософия», система цельного знания. Учение о Всеединстве связывается с теологическими представлениями о Софии как премудрости божьей, поскольку София, подобно Всеединству, рассматривается как начало, посредствующее между богом и миром. Таким образом, через осмысление целостности религиозного опыта и нравственно-религиозного сознания в русской философии предпринимается попытка построить различные варианты метафизики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.005 с.)