Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика и сущность онтологического знания. Исторические типы онтологии и динамика ее категорийСодержание книги
Поиск на нашем сайте Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. Но в качестве термина, в философский язык его ввел Х. Вольф, определив сущность онтологии как науки о бытии вообще. Данное понятие исследовали еще в античности поэтому «отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона. Онтология осуществляет анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее проявления – природной, духовной, социальной, человеческой. Специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы. Онтология позволяет ответить на следующие вопросы: что есть реальность? в чем ее смысл? Онтологический подход реализуется с помощью определенного набора философских категорий (бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, время), но историческим и логическим началом онтологического анализа реальности служат такие фундаментальные понятия как бытие и небытие. Категория бытия указывает на то, что нечто есть, и может существовать в любой форме (материальной или идеальной). Данная категория фиксирует основу существования мира в целом и любой разновидности существующего. Бытие в различных философских системах представлялось по-разному: как число (Пифагор), логос (Гераклит), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. В современном мире активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий, это иллюзорное бытие в интернет-сети. Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие? В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, можно говорить о двух основных философских взглядах: 1) бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего»; 2) первично небытие («все из ничего»), бытие производно от него или даже иллюзорным. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материя, а идеального – понятие сознание. Типы онтологий. Во всех онтологических концепциях основными характеристиками бытия являются его качественный и количественный состав. В количественном отношении бытие может быть: 1) единым, 2) множественным. В качественном отношении бытие может быть: 1) материальным, 2) идеальным, 3) двойственным. С точки зрения количественного состава бытие описывается в следующих концепциях. Монизм – учение о бытии как первично-едином и цельном, так что всякая множественность в нем либо вообще отсутствует и есть лишь нечто кажущееся, либо имеет подчиненное значение. Плюрализм – учение о бытии как изначальном множестве самостоятельных частей. Примеры монистических онтологий: 1) милетская натурфилософия (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – VII в. до н.э.): основание мира – единое одушевленное вещественное начало; 2) элейская школа (Парменид, Зенон, VI в. до н.э.): бытие есть единое, цельное, неизменное, вечное (все вместе – мысль, или истина), а всякая множественность и изменчивость есть лишь обман чувств; 3) стоицизм ( III – I в.в. до н.э.): бытие есть единый божественный разум, тождественный с огнем; 4) Б.Спиноза (XVII в.): есть только единое, бесконечное и вечное бытие, тождественное с Богом (тот же пантеизм); разнообразные области бытия (телесный и душевный миры) суть лишь разные стороны единой в себе мировой субстанции – ее атрибуты; множественность единичных вещей и существ (тел и душ) есть лишь множество изменчивых состояний (модусов) той же единой субстанции; 5) Ф.В.Шеллинг (XIX в.): существует единый абсолют, или абсолютное тождество, лишь соотносительными сторонами которого являются идеальное и реальное, дух и природа; 6) Г.В.Ф.Гегель (XIX в.): весь мир и все бытие, начиная с отвлеченных категорий мышления и кончая обществом и природой, есть лишь последовательное логическое развитие «абсолютного духа» или «абсолютной идеи» Примеры плюралистических онтологий: 1) Анаксагор (V в. до н.э.): объяснял происхождение бытия из семян (гомеомерий – «подобочастных»), или частиц определенного качества – нечто подобное современным химическим элементам (Анаксагор упоминает золото, железо, дерево, кровь, кости и др.); 2) Демокрит (V в. до н.э.): все состоит из атомов (атом означает «неделимое»); наиболее резкое и одностороннее выражение чистого плюрализма; здесь мир мыслится как результат слепого столкновения отдельных, обособленных мельчайших неделимых частиц, независимо друг от друга носящихся в пустом пространстве; 3) Г.В.Ф.Лейбниц (XVII в.): бытие есть установленная Богом гармоническая система монад, т.е. единиц, или замкнутых в себе духовных точек, жизнь которых состоит в развитии изнутри себя представлений, и которые во-вне обнаруживаются как действующие сил. АПОЛОГИЯ: Монизм прав, поскольку он мыслит единство бытия первичным. Бытие и есть сплошное и непрерывное единство, органическое целое, а не механическая сумма или комплекс частей, – и все единичное и частное не мыслимо иначе, как в форме неотъемлемой части сплошного единства целого; всякая множественность возможна только на фоне пронизывающего ее единства. Поэтому ложен, например, абсолютный плюрализм в форме атомизма, который мыслит бытие как результат слепого механического столкновения множества единичных обособленных атомов: необходимость для взаимодействия этих атомов объемлющего их единства – сплошного пространства – свидетельствует, что даже такой крайний плюрализм, как атомизм, не может последовательно провести чистую идею плюрализма. Плюрализм прав, поскольку он протестует против растворения всякой множественности в абсолютном единстве. Поэтому ложен монизм, объявляющий множественность простым обманом чувств или иллюзией и проповедующий абсолютное безразличие всепоглощающего пустого единства; он явно обедняет мир и не считается с соотносительностью единства и множества. Очевидно, необходимо преодоление этой радикальной противоположности. Необходимо признать, что бытие есть систематическое и органическое единство – единство единства и множественности. Бытие логически не мыслимо иначе, как в форме единства многообразия или многообразия на почве первичного единства. Поэтому все системы одностороннего и крайнего монизма и плюрализма осуществимы лишь при непродуманности таких систем до конца. С точки зрения качественного состава бытие описывается в следующих концепциях. Материализм – философское учение, которое утверждает первичность материального начала, дух же называет порождением материи. (Примеры – см.: Демокрит (V в. до н.э), Т.Гоббс (XVII в.), П.-А.Гольбах (XVIII в.), др.) Идеализм – философское учение, которое утверждает, что существует только духовное (или психическое) бытие, а материального (как самостоятельного, особого бытия) – нет. (Примеры – см.: Платон (IV в. до н.э.), Аристотель (IV в. до н.э.), Г.В.Ф.Лейбниц (XVII в.), Дж.Беркли (XVIII в.), др.) Дуализм – философское учение, которое утверждает, что бытие слагается из двух раздельных и разнородных субстанций – телесной (физической, материльной) и духовной (психической, идеальной). (Пример – Декарт (XVII в.)). Психо-физический монизм – учение о единой абсолютной субстанции, которая имеет два проявления, или две стороны: извне она является как телесное бытие, изнутри – как душевное. Душевный и телесный миры суть не обособленные миры, а стороны (атрибуты) единой субстанции. Эти стороны, образуя внутреннее единство, составляют два параллельных ряда: явления обоих типов протекают, не влияя друг на друга. Душевное и телесное не являются причиной друг друга, они лишь соотносятся друг с другом. (Пример – Спиноза (XVII в.)).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.009 с.) |