Специфика и сущность онтологического знания. Исторические типы онтологии и динамика ее категорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика и сущность онтологического знания. Исторические типы онтологии и динамика ее категорий



Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусом в 1613 г. Но в качестве термина, в философский язык его ввел Х. Вольф, определив сущность онтологии как науки о бытии вообще. Данное понятие исследовали еще в античности поэтому «отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона. Онтология осуществляет анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее проявления – природной, духовной, социальной, человеческой. Специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы. Онтология позволяет ответить на следующие вопросы: что есть реальность? в чем ее смысл? Онтологический подход реализуется с помощью определенного набора философских категорий (бытие, субстанция, материя, сознание, движение, пространство, время), но историческим и логическим началом онтологического анализа реальности служат такие фундаментальные понятия как бытие и небытие.

Категория бытия указывает на то, что нечто есть, и может существовать в любой форме (материальной или идеальной). Данная категория фиксирует основу существования мира в целом и любой разновидности существующего. Бытие в различных философских системах представлялось по-разному: как число (Пифагор), логос (Гераклит), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма (Аристотель), благо (Платон), Бог (Августин, Фома Аквинский и др.), материя (Ф. Энгельс) и т. д. В современном мире активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий, это иллюзорное бытие в интернет-сети.

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия. Что является изначальным – бытие или небытие? В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, можно говорить о двух основных философских взглядах: 1) бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего»; 2) первично небытие («все из ничего»), бытие производно от него или даже иллюзорным. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Философской категорией, фиксирующей специфику материального бытия, традиционно выступает понятие материя, а идеального – понятие сознание.

Типы онтологий. Во всех онтологических концепциях основными характеристиками бытия являются его качественный и количественный состав. В количественном отношении бытие может быть: 1) единым, 2) множественным. В качественном отношении бытие может быть: 1) материальным, 2) идеальным, 3) двойственным.

С точки зрения количественного состава бытие описывается в следующих концепциях. Монизм – учение о бытии как первично-едином и цельном, так что всякая множественность в нем либо вообще отсутствует и есть лишь нечто кажущееся, либо имеет подчиненное значение. Плюрализмучение о бытии как изначальном множестве самостоятельных частей.

Примеры монистических онтологий:

1) милетская натурфилософия (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – VII в. до н.э.): основание мира – единое одушевленное вещественное начало;

2) элейская школа (Парменид, Зенон, VI в. до н.э.): бытие есть единое, цельное, неизменное, вечное (все вместе – мысль, или истина), а всякая множественность и изменчивость есть лишь обман чувств;

3) стоицизм ( III – I в.в. до н.э.): бытие есть единый божественный разум, тождественный с огнем;

4) Б.Спиноза (XVII в.): есть только единое, бесконечное и вечное бытие, тождественное с Богом (тот же пантеизм); разнообразные области бытия (телесный и душевный миры) суть лишь разные стороны единой в себе мировой субстанции – ее атрибуты; множественность единичных вещей и существ (тел и душ) есть лишь множество изменчивых состояний (модусов) той же единой субстанции;

5) Ф.В.Шеллинг (XIX в.): существует единый абсолют, или абсолютное тождество, лишь соотносительными сторонами которого являются идеальное и реальное, дух и природа;

6) Г.В.Ф.Гегель (XIX в.): весь мир и все бытие, начиная с отвлеченных категорий мышления и кончая обществом и природой, есть лишь последовательное логическое развитие «абсолютного духа» или «абсолютной идеи»

Примеры плюралистических онтологий:

1) Анаксагор (V в. до н.э.): объяснял происхождение бытия из семян (гомеомерий – «подобочастных»), или частиц определенного качества – нечто подобное современным химическим элементам (Анаксагор упоминает золото, железо, дерево, кровь, кости и др.);

2) Демокрит (V в. до н.э.): все состоит из атомов (атом означает «неделимое»); наиболее резкое и одностороннее выражение чистого плюрализма; здесь мир мыслится как результат слепого столкновения отдельных, обособленных мельчайших неделимых частиц, независимо друг от друга носящихся в пустом пространстве;

3) Г.В.Ф.Лейбниц (XVII в.): бытие есть установленная Богом гармоническая система монад, т.е. единиц, или замкнутых в себе духовных точек, жизнь которых состоит в развитии изнутри себя представлений, и которые во-вне обнаруживаются как действующие сил.

АПОЛОГИЯ:

Монизм прав, поскольку он мыслит единство бытия первичным. Бытие и есть сплошное и непрерывное единство, органическое целое, а не механическая сумма или комплекс частей, – и все единичное и частное не мыслимо иначе, как в форме неотъемлемой части сплошного единства целого; всякая множественность возможна только на фоне пронизывающего ее единства. Поэтому ложен, например, абсолютный плюрализм в форме атомизма, который мыслит бытие как результат слепого механического столкновения множества единичных обособленных атомов: необходимость для взаимодействия этих атомов объемлющего их единства – сплошного пространства – свидетельствует, что даже такой крайний плюрализм, как атомизм, не может последовательно провести чистую идею плюрализма.

Плюрализм прав, поскольку он протестует против растворения всякой множественности в абсолютном единстве. Поэтому ложен монизм, объявляющий множественность простым обманом чувств или иллюзией и проповедующий абсолютное безразличие всепоглощающего пустого единства; он явно обедняет мир и не считается с соотносительностью единства и множества.

Очевидно, необходимо преодоление этой радикальной противоположности. Необходимо признать, что бытие есть систематическое и органическое единствоединство единства и множественности. Бытие логически не мыслимо иначе, как в форме единства многообразия или многообразия на почве первичного единства. Поэтому все системы одностороннего и крайнего монизма и плюрализма осуществимы лишь при непродуманности таких систем до конца.

С точки зрения качественного состава бытие описывается в следующих концепциях.

Материализм – философское учение, которое утверждает первичность материального начала, дух же называет порождением материи. (Примеры – см.: Демокрит (V в. до н.э), Т.Гоббс (XVII в.), П.-А.Гольбах (XVIII в.), др.)

Идеализм – философское учение, которое утверждает, что существует только духовное (или психическое) бытие, а материального (как самостоятельного, особого бытия) – нет. (Примеры – см.: Платон (IV в. до н.э.), Аристотель (IV в. до н.э.), Г.В.Ф.Лейбниц (XVII в.), Дж.Беркли (XVIII в.), др.)

Дуализмфилософское учение, которое утверждает, что бытие слагается из двух раздельных и разнородных субстанций – телесной (физической, материльной) и духовной (психической, идеальной). (Пример – Декарт (XVII в.)).

Психо-физический монизмучение о единой абсолютной субстанции, которая имеет два проявления, или две стороны: извне она является как телесное бытие, изнутри – как душевное. Душевный и телесный миры суть не обособленные миры, а стороны (атрибуты) единой субстанции. Эти стороны, образуя внутреннее единство, составляют два параллельных ряда: явления обоих типов протекают, не влияя друг на друга. Душевное и телесное не являются причиной друг друга, они лишь соотносятся друг с другом. (Пример – Спиноза (XVII в.)).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.011 с.)