Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метафизика Аристотеля. Основные категории

Поиск

Аристотель интересуется в основном эмпирическими науками. Платоновскую тройственную, структуру - мир идей, мир вещей, материя - Аристотель заменяет двойственной - форма и материя. Действительное бытие вещи состоит в единстве формы и материи, где форма - активное, творческое начало, а материя - пассивное. Форма - это реализация данной возможности. Косная материя содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму.

Проблема формы и материи ввела в философию две важных категории: возможность и действительность. Эта категории указывают на источник движения уже не как внешний по отношению к вещи, а как лежащий внутри нее. Формообразующую функцию, по Аристотелю, осуществляет перводвигатель, который должен быть вечным и неподвижным, не связанным с материей. Таким перводвигателем является Бог, определяемый как форма всех форм, как причина и вершина мироздания. То есть, в конечном счете, Аристотеле отрывает форму вещей от самих вещей и превращает ее в самостоятельную субстанцию по аналогии с миром платоновских идей.

Он исходит из признания существования независимо от человека объективного материального мира. Аристотель, утверждая единство материи и формы, материального и идеального миров, разрабатывает учение о том, что изучение мира состоит в открытии форм, но для достижения этого необходимо отправляться не от самих форм, а от данной нам действительности. Первой ступенью познания является, по Аристотелю, чувственное познание посредством ощущений, высшая ступень познания осуществляется посредством разума и состоит в нахождении общего в единичных вещах.

Аристотель принимает парадигму мышления элеатов и Платона о бытии как вечном и самотождественном, однако его интересует поиск неизменного в изменчивом, чувственно воспринимаемом мире.

Аристотель в работе «Категории» называет 10 основных родов или разрядов бытия: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действование, претерпевание.

Все свойства сущности, ее предикаты определяются самой сущностью, или, по Ар., сущность первее свойств – и по определению, и по познанию, и по времени, т.к. сущность существует через себя. Сущность – основа отношений.

У Ар. сущность – это 1 категория, т.к. она представитель бытия среди других категорий: «сколькими способами делаются эти (категориальные) высказывания, в стольких же обозначается бытие».

Т.о., сущность есть в большей степени сущее (существенного различия между бытием и сущим нет), чем любой ее предикат (акциденция).

Сущность, т.о., есть то, что существует в первую очередь и дано не как некоторое специальное бытие, но как бытие в непосредственности своей.

Сущность отвечает на вопрос, что есть вещь, поэтому только у нее имеется суть бытия, которое есть словесное обозначение сути бытия, а суть бытия имеется для одних только сущностей.

Поскольку сущность как суть бытия обеспечивает всякому сущему быть тем, что оно есть, то сущность – это начало и причина.

Первичная сущность определяет «вот это», т.е. отд. индивидуумы. Однако «вот это» не может стать предметом истинного знания как всеобщего и необходимого.

Вторая сущность явл. «неделимым видом» ( восходит к платоновской идее). Неделимый вид – это наименее общий вид и ближайший к первичным сущностям. Он неделим в силу невозможности дальнейшего распадения на виды. Такое последнее видовое различие у Ар. Является 1 формой, дающей ответ на вопрос; «что есть эта сущность?».

Именно сущность как неделимый вид есть «суть бытия», «чтойность» вещи, выражающаяся в ее определении.

Высшей сущностью, свободной от материи явл. Ум – вечный двигатель или бог, в котором осуществлена вся полнота бытия. 

Поэтому сущее как таковое рассматривается:

1. Как общий предикат всех вещей и это самое широкое и абстрактное понятие (в средние века его называли ens commune). Оно определяется посредством аксиом, истинность которых устанавливается общей метафизикиой. Частные науки, исследующие определенные сферы бытия, принимают эти аксиомы как нечто данное и не подлежащее обсуждению;

Оно может быть понято как «первая сущность», т.е. как высшее из индивидуальных сущих и отделенное от материи. В этой роли выступает 1 двигатель, ибо «все другие сущие получают свое бытие от божественного дления».

«Сущим называется, с одной стороны, то, что существует как привходящее, с другой – то, что существует само по себе»

Для античности принципиально важны понятия возможности и действительности.

Понятие деятельности соотносится со ставшим, уже-сущим, понятие возможности – с потенциальным, становящимся, еще-не-сущим.

Ар., исходя из определения цели, вводит понятия «энергия» и «энтелехия»: «Дело цель, а деятельность – дело, почему и «деятельность» производна от «дела» и нацелена на «осуществленность».

Энергия характеризует деятельность, воплощенную в актуальной осуществленности, действительности, а э нтелехия – это обретение сущностью своего завершения, конца, телоса, места в иерархии сущего.

«Способностью же или возможностью (дюнамис) называется начало движения или изменения вещи, находящееся в ином или в ней самой, поскольку она – иное».

«Энергия» употребляется в 2-х значениях: 1) для характеристики деятельности и 2) для характеристики действительности, и «дюнамис» - как возможности, так и способности.

Парные понятия деятельности и возможности описывают сферы ставшего и становления, подлинной действительности и еще не сущего, находящегося в процессе возникновения.

Чистая деятельность – это мышление, т.к. энергия и энтелехия – осуществленность, бытие, а оно тождественно мышлению, которое мыслит только тождественное, находящееся вне возможности, т.е. Ставшее и пребывающее.

Возможность связана с инаковостью, еще-не бытием и поэтому с материе й: нечто может быть, а может и не быть.

Деятельность раньще и лучше возможности – логически и онтологически.

Благо как возможность, как совершенный покой принципиально отличается от возможности, наличной для телесных вещей.

Деятельность выражает меру самостоятельности всякой сущности, возможность – выражает меру страдательности,т.е. зависимости и определяемости иным, причастность небытийному.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.01 с.)