Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метафизика Аристотеля. Основные категорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аристотель интересуется в основном эмпирическими науками. Платоновскую тройственную, структуру - мир идей, мир вещей, материя - Аристотель заменяет двойственной - форма и материя. Действительное бытие вещи состоит в единстве формы и материи, где форма - активное, творческое начало, а материя - пассивное. Форма - это реализация данной возможности. Косная материя содержит в себе лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Проблема формы и материи ввела в философию две важных категории: возможность и действительность. Эта категории указывают на источник движения уже не как внешний по отношению к вещи, а как лежащий внутри нее. Формообразующую функцию, по Аристотелю, осуществляет перводвигатель, который должен быть вечным и неподвижным, не связанным с материей. Таким перводвигателем является Бог, определяемый как форма всех форм, как причина и вершина мироздания. То есть, в конечном счете, Аристотеле отрывает форму вещей от самих вещей и превращает ее в самостоятельную субстанцию по аналогии с миром платоновских идей. Он исходит из признания существования независимо от человека объективного материального мира. Аристотель, утверждая единство материи и формы, материального и идеального миров, разрабатывает учение о том, что изучение мира состоит в открытии форм, но для достижения этого необходимо отправляться не от самих форм, а от данной нам действительности. Первой ступенью познания является, по Аристотелю, чувственное познание посредством ощущений, высшая ступень познания осуществляется посредством разума и состоит в нахождении общего в единичных вещах. Аристотель принимает парадигму мышления элеатов и Платона о бытии как вечном и самотождественном, однако его интересует поиск неизменного в изменчивом, чувственно воспринимаемом мире. Аристотель в работе «Категории» называет 10 основных родов или разрядов бытия: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действование, претерпевание. Все свойства сущности, ее предикаты определяются самой сущностью, или, по Ар., сущность первее свойств – и по определению, и по познанию, и по времени, т.к. сущность существует через себя. Сущность – основа отношений. У Ар. сущность – это 1 категория, т.к. она представитель бытия среди других категорий: «сколькими способами делаются эти (категориальные) высказывания, в стольких же обозначается бытие». Т.о., сущность есть в большей степени сущее (существенного различия между бытием и сущим нет), чем любой ее предикат (акциденция). Сущность, т.о., есть то, что существует в первую очередь и дано не как некоторое специальное бытие, но как бытие в непосредственности своей. Сущность отвечает на вопрос, что есть вещь, поэтому только у нее имеется суть бытия, которое есть словесное обозначение сути бытия, а суть бытия имеется для одних только сущностей. Поскольку сущность как суть бытия обеспечивает всякому сущему быть тем, что оно есть, то сущность – это начало и причина. Первичная сущность определяет «вот это», т.е. отд. индивидуумы. Однако «вот это» не может стать предметом истинного знания как всеобщего и необходимого. Вторая сущность явл. «неделимым видом» ( восходит к платоновской идее). Неделимый вид – это наименее общий вид и ближайший к первичным сущностям. Он неделим в силу невозможности дальнейшего распадения на виды. Такое последнее видовое различие у Ар. Является 1 формой, дающей ответ на вопрос; «что есть эта сущность?». Именно сущность как неделимый вид есть «суть бытия», «чтойность» вещи, выражающаяся в ее определении. Высшей сущностью, свободной от материи явл. Ум – вечный двигатель или бог, в котором осуществлена вся полнота бытия. Поэтому сущее как таковое рассматривается: 1. Как общий предикат всех вещей и это самое широкое и абстрактное понятие (в средние века его называли ens commune). Оно определяется посредством аксиом, истинность которых устанавливается общей метафизикиой. Частные науки, исследующие определенные сферы бытия, принимают эти аксиомы как нечто данное и не подлежащее обсуждению; Оно может быть понято как «первая сущность», т.е. как высшее из индивидуальных сущих и отделенное от материи. В этой роли выступает 1 двигатель, ибо «все другие сущие получают свое бытие от божественного дления». «Сущим называется, с одной стороны, то, что существует как привходящее, с другой – то, что существует само по себе» Для античности принципиально важны понятия возможности и действительности. Понятие деятельности соотносится со ставшим, уже-сущим, понятие возможности – с потенциальным, становящимся, еще-не-сущим. Ар., исходя из определения цели, вводит понятия «энергия» и «энтелехия»: «Дело цель, а деятельность – дело, почему и «деятельность» производна от «дела» и нацелена на «осуществленность». Энергия характеризует деятельность, воплощенную в актуальной осуществленности, действительности, а э нтелехия – это обретение сущностью своего завершения, конца, телоса, места в иерархии сущего. «Способностью же или возможностью (дюнамис) называется начало движения или изменения вещи, находящееся в ином или в ней самой, поскольку она – иное». «Энергия» употребляется в 2-х значениях: 1) для характеристики деятельности и 2) для характеристики действительности, и «дюнамис» - как возможности, так и способности. Парные понятия деятельности и возможности описывают сферы ставшего и становления, подлинной действительности и еще не сущего, находящегося в процессе возникновения. Чистая деятельность – это мышление, т.к. энергия и энтелехия – осуществленность, бытие, а оно тождественно мышлению, которое мыслит только тождественное, находящееся вне возможности, т.е. Ставшее и пребывающее. Возможность связана с инаковостью, еще-не бытием и поэтому с материе й: нечто может быть, а может и не быть. Деятельность раньще и лучше возможности – логически и онтологически. Благо как возможность, как совершенный покой принципиально отличается от возможности, наличной для телесных вещей. Деятельность выражает меру самостоятельности всякой сущности, возможность – выражает меру страдательности,т.е. зависимости и определяемости иным, причастность небытийному.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.01 с.) |