Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты и этапы средневековой философии.

Поиск

Начало зарождения- Римская империя 1-5 века н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла в 5-8 в.в. н.э. (в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи Возрождения). Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, отрванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.

Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентеберийский, Пьер Абеляр, Оккам.

Основные черты:

1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования- Бог)

2. Задача философии- это интерпретация Священного писания «философия- служанка богословия»

3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отдвигается на второй план

4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее в себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.

Основные этапы средневековой философии:

1. Патристика- («патер»-отец, имеется ввиду святой отец церкви), 1-8 век(Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др.). задача- разработка основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях на античных философов- прежде всего Платона и Аристотеля.

2. Схоластика (схолэ- школа) 10-14 век (Фома Аквинский, Ансельм Кентербирийский). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируется. Схоластика означает «школьную, учебную философию», преподававшихся в университетах и школах. В этот период сильным было влияние Аристотеля.

Спор об универсалиях: номинализм и реализм:

Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об унииверсалиях(общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение, прежде всего к обоснованию существования Бога в трех лицах- Бога Отца, Бога- Сына, и Бога- Духа Святого и вообще доказательства бытия Божия.

Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли- он есть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения, называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи. Второе, противоположное первому решению вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существует реально независимо от человека. Это лишь слова и даже «звуки голоса»- «ноумены». Отсюда название этого направления- номинализм. Нет «общего», есть единичное, реально существующее.

Основные направления и проблемы философии эпохи Возрождения(14-16 в)

Представители: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Николло Маккиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишель де Монтень, Н. Кузанский.

Направления:   гуманистическое, натурфилософское, неоплатоническое, социально- политическое.

Само название эпох говорит о возрождении интереса к античной философии  и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе

Главная черта философии эпохи Возрождения- антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается- он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной жизни, но и в этой земной.  Меняется понимание Бога. На смену дуалистической, противопоставляющей Бога и природу., приходит пантеистическая картина бытия, в которой Бог и природа отождествляются. Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии- «секуляризация»- освобождение церковного влияние.

Вопросы для закрепления темы:

1. Написать письменную самостоятельную работу «Охота на ведьм в эпоху «Средневековья»

2. Основные черты и этапы в Средневековой философии

3. Спор о универсалиях: номинализм и реализм

4. Основные направления и проблемы философии эпохи «Возрождение»

5. Составить таблицу: «Патристика 2-4 в.в. н.э.»

Черты «отцов церкви» Святость жизни, древность, возраст
Представители Климент Александрийский, Августин Аврелий Блаженный
Черты патристики Внутренняя единство принципов, истина служит всему христианскому миру, находится в согласии с традицией и признана церковью
Цели патристики Синтез христианства и античной культуры, разъяснить античной аудитории смысл и содержание христианства
Задачи патристики Выразить христианское вероучение в рациональных понятиях, толкования текстов Священного писания и систематизация учения
Роль философии Философия- служанка богословия
Источники Тексты Священного писания, сочинения Платона

6. Составить таблицу: «Апологетика 2 век н.э.»

Представители: Юстин, Татиан, Афиногор, Тертулиан
Предмет апологетики Нравственно- этическое содержание христианства
Задачи апологетики Защита христианства от критики античных философов
Аргументы апологетов посредством критики античной философии Античная философия полна суеверий и предрассудков Плюрализм античной философии породил в ней противоречия, разногласия и согласованность Плюрализм философских учений не объединяет людей
Защита христианства Чем древнее учение, тем оно истиннее, а христианство древнее античной философии
Источники Тексты Священного писания

Дисциплина ___                               Основы философии

Тема занятия____ Тема  5 Философия Нового и Новейшего времени

Тип урока                     закрепление знаний

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1._Образовательная:

Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю философской мысли Нового и Новейшего времени, знать основоположников эпохи Нового и Новейшего времени

2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3._Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на уроке:

наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке:

фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная) Использование современных пед. технологий:_                                                              Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

компьютер

4. Литература:                                                                                                                                                                

- методическая литература

- учебная литература учебник для студ. СПО/ В.П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров; под. ред. В. П. Кохановского.-М.:КноРус, 2015.-232 с. (Среднее профессиональное образование).

Ход урока:

Вопросы для повторения:

1. Проверить письменную самостоятельную работу «Охота на ведьм в эпоху «Средневековья»

2. Основные черты и этапы в Средневековой философии

3. Спор о универсалиях: номинализм и реализм

4. Основные направления и проблемы философии эпохи «Возрождение»

5. Проверить таблицы: «Патристика 2-4 в.в. н.э.», «Апологетика»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.009 с.)