Попытки классификации человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Попытки классификации человека



Первым серьёзную попытку классификации личностей предпринял греческий врач Клавдий Гален, живший во 2 веке н.э. исследуя человеческие характеры, он пришел к выводу, что по своему темпераменту все люди делятся на 4 типа: холерики, сангвиники, флегматики, и меланхолики. Любого человека можно отнести к тому или иному типу.

Холерик- человек, легко возбудимый, нервный, остро переживающий все, что с ним случается

Меланхолик - всегда печален, угрюм, считает, что мир к нему не справедлив. Типичный меланхолик- ослик Иа-Иа.

Флегматик- человек равнодушный ко всему, что случается вокруг, погружен в себя, апатичен как древний стоик, и ни во что хорошее не верит.

Сангвиник- наиболее уравновешенный психический тип. В нем все соразмерно- и печаль, и радость, и апатия и меланхолия.

Конечно в чистом виде не бывает ни флегматиков, ни меланхоликов, но по преимуществу любой человек тяготеет к какому- ни будь одному типу. Не менее интересный пример классификации личностей дает американский психолог Л.Шелдон. он делит всех людей на три типа: мозговой(церебротоник), мускульный(соматоник) и желудочный(висцератоник).

Мозговой тип- это человек, живущий исключительно головой, интеллектом. В детстве он хилый, физически неразвитый ребенок, в школе отличник, все время решает какие- ни будь задачи, замкнутый, стеснительный, но гордый своими достижениями.

Для мускульного типа главное-его тело. Он все время занимается спортом, тренируется, плохо учится, списывает задачки у мозгового приятеля

Наконец, для желудочного типа главное- еда. Он постоянно думает о еде, у него в портфеле пирожки и бутерброды. Он гурман.

Более серьезное и детальное обоснование деление людей на разные психологические типы дал знаменитый швейцарский психиатр К.Юнг. Одна из его книг так и называется «Психологические типы». Все люди, по мнению, Юнга, делятся на две группы: экстраверты и интраверты.

Экстраверт- это человек, ориентированный во вне, в мир, это открытый тип. Экстраверт характеризуется отзывчивостью и интересом ко всем внешним событиям: он способен выносить суматоху и шум любого рода, поскольку находит в этом удовольствие. Он все время хочет быть в центре внимания.

Интроверт- ориентирован внутрь себя, это тип замкнутого, закрытого человека. Интроверт с самого детства задумчив, застенчив, боится всего неизвестного, внешние влияния обычно воспринимает сильные сопротивления. Он держится в отдалении от внешних событий, ему не по себе, когда он оказывается среди множества людей, в больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным.

Вопросы для закрепления материала:

1. Происхождение и сущность человека

2. Проблема Я

3. Попытки классификации человека

4.

· Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, что человек самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой и богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

· Марк Твен: «Меня бесконечно поражает, что мир не заполнен книгами, которые с презрением высмеивали бы эту жалкую жизнь, жестокий и низкий род человеческий, всю эту нелепую стихотворную канитель»

· В.А.Жуковский: «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой»

Что вы думаете, по поводу этих трех высказываний,  и вообще разных мнений об одном и том же. Кто, по вашему мнению прав, или ближе к истине.???

Домашнее задание: 1. Написать письменную самостоятельную работу (эссе): «В чем уникальность человека?»

 

Урок  № 21-22

Дисциплина ___                               Основы философии

Тема занятия                                Тема 2.2 Проблема сознания

Тип урока ____                     Изучение нового материала

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1._Образовательная:

Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, рассмотреть философию о происхождении и сущности сознания человека. Раскрыть три стороны сознания: предметное сознание, самосознание, сознание как непосредственный поток переживаний. Обосновать психофизическую проблему в науке и философии и суметь ее интерпретировать. Раскрыть понятие сознательного и бессознательного. Иметь представление об основных идеях психоанализа З. Фрейда

2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке:

__фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная) Использование современных пед. технологий:_                                                              Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

компьютер

4. Литература:                                                                                                                                                                

- методическая литература

- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование

Ход урока

Вопрос для повторения:

1. Происхождение и сущность человека

2. Проблема Я

3. Попытки классификации человека

4. Проверить письменную самостоятельную работу (эссе): «В чем уникальность человека?»

Тема 2.2 Проблема сознания

Приступая к изучению первого вопроса «Понятие и структура сознания», важно уяснить, что человеческое сознание- явление сложное, многоплановое, и многоаспектное. Оно является объектом изучения многих наук. Философия, используя и обобщая достижения различных форм познания, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных проблем сознания как сущность, происхождение и структура сознания, возможности и пути его познания. Вокруг этих вопросов с древности и до наших дней ведутся споры, дискуссии, поиски. Идеалисты отстаивают мысли о первичности сознания по отношению к материи, считают его самостоятельной, созидающей сущностью всех вещей. Дуализм (или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело, как независящие друг от друга начала. И не видит взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. В отличие от идеализма и идеализма, материализм рассматривает сознание как нечто автономное, независимое от материи, а напротив, как ее свойство. Свойство присуще особому виду высокоорганизованной материи- человеческому мозгу.

Материализм исходит из того. Что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично, производно от материи. Вторичность рассматривается в трех аспектах:

1. Историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определённом этапе ее эволюции)

2. Психофизиологическом (сознание- функция головного мозга человека)

3. Гносеологическом (сознание- высшая форма отражения внешнего мира)

В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция.

Так, ощущение, дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов. Воля- это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять намеченное. Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности. Эмоции- это сфера личностных, субъективно- психологических переживаний(предчувствия, смутные видения, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, симпатия, антипатия). Огромный познавательный потенциал обнаруживается в интуитивной способности сознания человека. Интуиция- это способность непосредственного постижения истины путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства.

Во втором вопросе «Происхождение и сущность сознания» необходимо осмыслить, что сознание как свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции.  Сознание- есть высшая форма и результат развития всеобщего свойства материи- отражения. Отражение- это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного предмета другому в процессе их взаимодействия.

С возникновением жизни встречаются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отражения в живой природе является раздражимость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешнее или внутреннее воздействие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных. Более высокой формой биологического отражения, по сравнению с раздражимости являются рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения появляющихся у животных, обладающих нервной системой.  Рефлекс- то закономерная реакция организма на внешнее раздражение, которое осуществляется при участии нервной системы.

Сознание- это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что- ни будь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме. Идеальное- свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический способ существования(бытия) объекта.

Изучая третий вопрос «Сознание и язык», необходимо раскрыть сущность и значение языка как важнейшей характеристики сознания. Язык человека качественно отличается от «языка» животных(жестов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, желания, потребности. Язык человека- это саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир, его свойства и отношения, а также отношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир, и собственную деятельность в нем. Сущность языка выражается в основных его функциях: номинативной ( способность языка называть вещи, явления), информативной(способность хранить и передавать информацию), коммуникативной(способность общения на самых различных уровнях)

Вопросы для закрепления:

1. Понятие и структура сознания

2. Происхождение и сущность сознания

3. Сознание и язык

4. Составить таблицу: «Сознание и его источники»

Понятие сознания Источники сознания
Способность идеального отражения действительности. Превращение объективного содержания в субъективное содержание духовного мира человека Высшая нервная система человека, его мозг, вторая сигнальная система.
Свойство высокоорганизованной материи активно отображать мир в идеальных образах Окружающий человека мир отображается в сознании в форме идеальных образов
Сознание- высшая форма отображения действительности и творит новый мир Личный опыт индивида, его внутренний духовный мир

5. Составить таблицу «Основные черты сознания»

Идеальность сознания Образы не обладают свойствами вещей, которые они отражают, не имеют физических свойств
Субъективность сознания Его носителем является человек, который выделяет себя из окружающего мира, оно индивидуально
Предметность сознания Его наполненность содержанием, предметы сознания предстают в сознании как их различные образы
Рефлексивность сознания Оно отражает не только внешний мир, но и собственное содержание
Объективируемость сознания Оно выражается в языке- знаковой системе, предназначенный для фиксации, хранении и передачи информации

Домашнее задание:

1. Знать конспект, основные понятия темы

2. Составить таблицу: «З. Фрейд: Структура личности»

Оно- бессознательное, ядро психики Бессознательное- влечение, импульсы, инстинкты, желания, страсти, обусловленные биологической природой человека и носит наследственный характер. Руководствуется принципом наслаждения
Я- сознание Сознание- инстанция, надстраивающая над бессознательным, и из него выкристаллизовывается посредник между «Оно» и внешним миром и руководствуется принципом целесообразности
Сверх- Я, внутри личностная совесть Правила, нормы, поведение, запреты, критическая инстанция, моральная цензура и посредник между «Оно», «Я», принцип реальности.

Урок  № 23-24

 

Дисциплина ___                               Основы философии

Тема занятия                                  Тема 2.3 Учение о познании

Тип урока                                          Комбинированный урок

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1._Образовательная:

Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, раскрыть два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир. Рассмотреть основные формы рационального и чувственного познания, раскрыть понятие истины. Чем истина отличается от заблуждения? Поработать с избранными тестами

2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке:  наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке:

__фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная) Использование современных пед. технологий:_                                                              Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

компьютер

4. Литература:                                                                                                                                                                

- методическая литература

- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование

Ход урока

Вопросы для повторения:

1. Понятие и структура сознания

2. Происхождение и сущность сознания

3. Сознание и язык

4. Проверить таблицу: «Сознание и его источники»

5. Проверить таблицу: «З. Фрейд: Структура личности»

6. Проверить  таблицу «Основные черты сознания»

Тема 2.3. Учение о познании

При изучении первого вопроса «Познание как философская проблема» следует понять, что изучение сущности познания является одной из основных задач философии. Теория познания(гносеология) являются важнейшим разделом многих философских систем, а порой и основным ее компонентом.

Познание- это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и используют информацию о мире и о самом себе.

Познавательная активность в конечном счете направлена на удовлетворение исторически формирующихся материальных и духовных потребностей и интересов людей, и в этом плане неразрывно связана с целесообразной практической деятельностью. Те, конкретные вещи, явления, процессы, на которые непосредственно направлена познавательная способность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называется субъектом познания. Субъектом может выступить отдельный индивид, социальная группа или общество в целом. Отсюда «познание»- это специфическое взаимодействие между субъектом и объектом, основная цель которого заключается в обеспечение соответствия с потребностью субъекта моделей и программ, управляющих освоением объекта. Таким образом, гносеология изучает особый тип отношений между субъектом и объектом- познавательный. Отношения познания включает в себя три компонента: субъект, объект и содержание познания. Решение гносеологических проблем в философии базируется на следующих принципах:

Принцип объективности. Он утверждает, объект познания (вещи, природные и социальные явления, знаковые структуры) существует вне и независимо от субъекта и самого процесса познания. Отсюда вытекает методологическое требование- вещи и явления нужно познавать объективно, т.е. такими каковы они есть сами по себе.

Принцип познаваемости. Он утверждает, что реальность надо познать такой, какая она есть. Данный принцип является выводом из всей истории познания и практики человечества. Человек способен неадекватно, с необходимой в каждом конкретном случае полнотой познавать природное и общественное бытие

Принцип отражения. Этот принцип неразрывно связан с понятием отражения, в котором выражена сущность материалистического понимания познания. Первое условие научного понимания и объяснение познания- признание его отражательного характера. Принцип отражения можно сформулировать так: познание объекта есть процесс отражения его в голове человека. В настоящее время, отражение понимается как всеобщее свойство материи и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем.

Рассматривая второй вопрос «Чувственное и рациональное познание» и их формы» следует исходить из того, что чувственное познание содержит в себе образы, которые дают органы чувств человека.

Основные формы чувственной ступени познания- ощущение, восприятие и представление.  В ощущениях каждый из органов чувств человека специфическим для него способом отражает отдельные свойства, стороны вещей(цвет, звук, запах, твердость). Восприятие- целостное отражение свойств и признаков предмета. Представление- наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти.

Рациональное познание. Человек получает информацию посредством естественных сигналов, идущих от объектов и искусственных сигналов, передаваемых от субъекта к субъекту и функционирующих в системе человеческого языка. Рациональное мышление- это функционирование существующих в языке знаний, связанных с реальностью через посредством чувственных образов, способных отражать то, что недоступно органам чувств. Элементарные формы рационального(логического) мышления- понятие, суждение и умозаключение. Понятие- отражает существенные признаки вещей, т.е. которые необходимы и достаточны для их отличия в определенном отношении. Суждение, фиксируя любые признаки предмета, утверждает или отрицает что- либо об объекте познания. Умозаключение представляет собой связывание суждений, дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств.

При изучении третьего вопроса, «Проблема истины в философии и науки» следует исходить из того, что основными противоположными характеристиками отношения познавательного образа, человеческих знаний к объекту выступают истина и заблуждение. Истинным является образ, адекватный отражаемому объекту. Образ, не соответствующий своему объекту, рассматривается как заблуждение.

Под объективностью истины понимается такое содержание наших знаний, которое отражая действительное положение вещей, не зависит от субъекта познания, не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина- означает полное, исчерпывающее знание об объекте. Однако момент абсолютности истины подвижен, является определенным историческим пределом, к которому бесконечно приближается познание. При дальнейшем прогрессе общества то, что казалось абсолютной истиной, превращается в относительную истину.

Рассматривая второй вопрос»Соотношение эмпирического и теоретического анализа», следует помнить, что знания в любой области науки имеют два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень- это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. В эмпирическом познании объект отражен со стороны связей и отношений, доступных живому содержанию и наблюдению.

На теоретическом уровне достигается синтез научного знания в виде научной теории. Теоретический уровень призван систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования

Факт представляет собой зафиксированное эмпирическое знание и выступает как синоним(т.е. тождественен и близок по значению понятий: «истина, событие, результат»

По схеме: проблема- гипотеза- теория разворачивается, как правило, выявление закономерностей изучаемых объектов, установление принципов, посредством которых раскрывается их предметное содержание.

Проблема- выступает исходным пунктом исследования.Это то, что еще неизвестно, но требуется познать., это вопрос исследователя к объекту. Если познание не начинается с постановки проблемы, то оно оказывается беспредметным. Проблема представляет собой:

1. Трудность, преграду в познавательной задачи

2. Противоречивое условие вопроса

3. Задачу(программу) исследования

4. Концептуальный(идеализированный) объект теории

5. Форму выражения объективной необходимости

6. Объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный практический или теоретический интерес

Гипотеза- вводное допущение или предположение относительно сущности объекта. Она проходит две стадии: выдвижение и последующая проверка.

Теория- это форма научного знания, которая дает всестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемого объекта. В структуру теории входят:

· Аксиомы, принципы, законы, фундаментальные понятия

· Идеализированный объект- абстрактная модель связей и свойств объекта

· Логические приемы

· Закономерности и утверждения, выводимые из основных положений теории

Вопросы для закрепления:

1. Познание и его принципы

2. Основные формы чувственного и рационального познания

3. Проблема истины в философии и науки

4. Составить таблицу: «Гносеология как учение о познании»

Понятие гносеологии Философское учение о познании (от греческого gnosis-знаю, logos-учение)
Понятие эпистемологии Тождественно понятию гносеология и теория научного познания, учение о достоверном знании
Предмет гносеологии Познавательная деятельность человека, и его закономерности
Проблемы гносеологии Сущность и природа познания, границы и источники познания, его формы и методы, познавательная ценность науки

5. Составить таблицу: «Структура познания»

Субъект познания Человек, осуществляющий познавательную деятельность, направленную на достижение цели при помощи методов
Объект познания Окружающий мир, на который направлена духовная познавательная деятельность субъекта
Средства познания Методы, приемы, приборы, инструменты, используемые субъектом в процессе познания
Формы познания Чувственное и рациональное, научное и ненаучное, эмпирическое и теоретическое
Цель познания Достижение истины, получение достоверных знаний, обоснованных и подтвержденных опытом

Познание- активная деятельность познающего субъекта, направленная на получение достоверного знания об окружающем мире при помощи методов

Домашнее задание:

1. Знать конспект, основные понятия темы

2. Составить таблицу: «Классификация методов научного познания»

Понятие метода Совокупность принципов, приемов, правил, с помощью которых решается некоторый тип научных задач, ведется исследование объекта
Всеобщие методы Метафизика и диалектика
Общенаучные методы Эксперимент, наблюдение, измерение, описание, анализ, синтез, дедукция, индукция, идеализация, абстрагирование, формализация, моделирование
Методы частных наук Например: спектральный анализ в физике, или раскопки в археологии

 

Урок №  25-26

Дисциплина ___                               Основы философии

Тема занятия                        Тема 2.4 Основные характеристики человека

Тип урока ____                  Комбинированный урок

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1._Образовательная:

Повторить материалы прошлого урока, разобрать основные понятия темы, иметь представления об основных характеристиках человека: несводимость, неповторимость, незаменимость, не предопределённость. Разобрать в чем проявляются предпосылки уникальности человека

2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке:

  наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке:

__ фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная) Использование современных пед. технологий:_                                                              Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

Компьютер

4. Литература:                                                                                                                                                                

- методическая литература

- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование

Ход урока

Вопросы для повторения:

1. Познание как философская проблема

2. Чувственное и рациональное познание и их формы

3. Проблемы истины в философии и науке

4. Соотношение эмпирического и теоретического знания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.115 с.)