Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные проблемы и направления философии Нового времениСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия Нового времени охватывает период 16-18 вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. В центре внимания Новой философии- теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познать Бога, природу, человека, общество, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж. Локк, Г.Лейбниц. Для философии данного периода характерен ряд установок: 1. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука(=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития(Ф.Бэкон) 2. Полная(секуляризация) науки. Синтез науки с религией, веры с разумом невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума(Т.Гоббс). 3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума». Способного действовать во всех науках (Р.Декарт) При поисках нового»суперметода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма(эмпирио-опыт) и рационализма(рацио- ум). Эмпирики- (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.) считали, что единственный источник знаний- это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях»- такой девиз эмпириков- сенсуалистов. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощенная табличка(tabula rasa чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои письмена. Поскольку ощущения могут обманывать, мы их проверяем посредством эксперимента, которые корректирует данные органы чувств. Рационализм и его представители: Рене Декарт - дуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций- духовную и материальную. Основное свойство духовной субстанции- мышление, материальной- протяжение. Модусы первой- чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй- форма, движение, положение в пространстве.. человек состоит из двух субстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существует обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой. Субстанция в философии определяется как- то, что для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя. С этой точки зрения очевидно- что подлинной субстанцией является только Бог- вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего. По Декарту получается, что субстанция- это то, что для своего существования нуждается лишь в существовании Бога. Декарт- рационалист. Он пытается найти точку отчета познания человека- первое абсолютно достоверное положение, которое является началом любой науки. Можно усомниться абсолютно во всем, что существует. Единственное, что не подвергается сомнению, это свое собственное существование. Невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение- это свойство мыслей. Отсюда известный тезис Декарта: «Мыслю, следовательно существую»(Cogito ergo sum). Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает дедуктивный( от общего к частному). Суть его сводится к следующим четырем принципам: · Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание(«ясное и отчетливое»)аксиомы. · Каждую сложную проблему разделять на частые задачи · Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным. · Строго соблюдать последовательность исследования, не пропускать не единого звена в логической цепочке исследования. Б. Спиноза критикует Р.Декарта. главным недостатком Декартовской теории субстанции Спиноза считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция- сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя, с другой, все сущности(субстанции) не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме себя самой, тем не менее, сотворены кем- то иным- высшей и единственной истинной субстанцией- Богом. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношения сотворения, и в отношении существования от другой субстанции- Бога.. Спиноза считал, что решить это противоречие можно только следующим образом: отождествить Бога и природу. Существует лишь одна субстанция- природа, которая есть причина самой себя. Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а с другой – «природа сотворенная»(мир). Природа и Бог едины. Г.Лейбниц критиковал и декартовский дуализм субстанций, и учение Спинозы о единственной субстанции. По его мнению, все вещи обладают собственным действием, отсюда каждая вещь- субстанция. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их «монадами»(с греч. Единое, единица). Монада не материальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем, любая монада есть и душа. Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением. Классы монад(чем выше класс монад, тем больше ее разумность и степень свободы) · Голые монады- лежат в основе неорганической природы(камней, земли, полезных ископаемых) · Монады животных- обладает ощущениями, но неразвитым самосознанием · Монады человека(души)- обладают сознанием, памятью, уникальной способностью мыслить · Высшая монада- Бог Фрэнсис Бэкон, родоначальник эмпиризма, критикует рациональное познание, так как оно недостоверно и ненадежно- разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет идолами» разума. Необходимо выделить и очистить разум от этих идолов. Их четыре вида- идолы пещеры, идолы рода, идолы площади, идолы театра. Идолы рода- это препятствия (заблуждения), обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. Идолы пещеры- это ошибки, связанные с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения человека (пещера) отражается на его выводах в процессе познания. Идолы площади - не правильное, не точное употребление понятийного аппарата, слов, определений, выражений. Идолы театра - влияют на процесс познания существующей философии. Зачастую старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание в не всегда нужное русло. Т.Гоббс известен своим учением о происхождении государства («Левиафан», что в переводе означает «чудовище»). Он различает два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Исходный тезис философа- природа человека изначальна зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют, руководствуясь личной выгодой, эгоизмом и страстями. Наиболее совершенной формой государственной власти Т.Гоббс считал абсолютную монархию. Государство он называет «Левиафаном» или чудовищем, «которое пожирает и сметает все на своем пути», оно всесильно, ему невозможно противостять, но оно необходимо для поддержания жизнеспособности общества. Вопросы для закрепления материала: 1. Основные проблемы и направления философии Нового времени 2. Рационализм и его представители 3. Эмпиризм и его представители 4. Составить таблицу: «Гносеология Ф.Бэкона»
Домашнее задание: 1. Знать конспект, основные понятия темы 2. Составить таблицу «Гносеологические принципы Р.Декарта»
Урок № 13-14 Дисциплина ___ Основы философии Тема занятия____ Тема 1.6 Русская религиозная философия XIX века Тип урока____ Обобщение и систематизация материала Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие: 1._Образовательная: Повторить материал прошлого урока, разобрать основные понятия темы, изучить историю русской религиозной философии, знать основоположников эпохи Русской религиозной философии (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) 2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов 3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений Основные методы, использующиеся на уроке: наглядно- иллюстративные, словесные Основные формы обучения, использующиеся на уроке: __фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная) Использование современных пед. технологий:_ Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике Обеспечение занятия: 1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы 3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ ________компьютер 4. Литература: - методическая литература - учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование) Ход урока Вопросы для повторения: 1. Основные проблемы и направления философии Нового времени 2. Рационализм и его представители 3. Эмпиризм и его представители 4. Проверить таблицу: «Гносеология Ф.Бэкона» 5. Проверить таблицу: «Гносеологические принципы Р.Декарта»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.236.178 (0.007 с.) |