Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм герменевтика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм герменевтика.



Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия существования- это одно из самых популярных течений философии 20 века. Сформировался экзистенциализм в середине века. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма - человек и смысл его существования. Основание всех построений экзистенциализма- это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой- либо природы. Отсюда основной тезис экзистенциализма- существование предшествует сущности. Человек тотально свободен, свобода является основанием его бытия. «Человек- это свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий- «Человек не только отвечает за себя, но и за весь мир». Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая- формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам ее создает. Отсюда основные определения человеческой экзистенции- забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть т.д.

Герменевтика. Изначально «герменевтика» являлась наукой истолкования текстов. Само слова образовано от имени Гермеса- персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование послания Богов. Начиная с 19 века из филологической дисциплины, она становится самостоятельным философским учением. Для понимания человека, текста, исторического события необходимо не только понять психологию данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой он находился.

Позитивизм. Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О.Конт. Он формулирует закон трех стадий развития ума  и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической- он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической- сверхъестественные силы заменяют абстракциями(общими понятиями), с помощью которых и объясняют явления окружающего мира; на научной(положительной) - человек, наблюдая за явлениями, пытается установить связь между ними.(регулятивные связи- познание внутренних причин явлений невозможно).

Вопросы для закрепления:

1. Главные черты и направления философии 20 века

2. Иррационализм Артура Шопенгауэра

3. Фридрих Ницше и его идея о «сверхчеловеке»

4. Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм, герменевтика.

5. Составить таблицу: «Сравнительный анализ классической и современной философии»

Классическая философия Неклассическая философия 20 века
Мир, рационально объективная система, связанная объективной логикой, причинной обусловленностью, и исключавшая случайность; в мире действуют общие закономерности Мир- совокупность единичных явлений, каждое из которых уникально, мир постоянно изменяется и все случайно; в нем нет закономерности, общего.
Утверждается культ разума, который объясняет мир, исходя из принципа достаточного основания, потому знание обоснованно: «все действительное разумно, все разумное действительно» Мир иррационален, не разумен, и потому ему нельзя постичь посредством разума, мир постигается через переживания; иррациональность как центр познания
Наука- гарантия достоверного знания и вера в ее неограниченные познавательные возможности Сомнение в силе и возможности науки как гаранта разума
Гносеологический демократизм: знание доступно каждому человеку Гносеологический элитаризм: постижение истины- прерогатива избранных
Возможность создания единого миропонимания Невозможность создания единого миропонимания в силу индивидуализации человеческого бытия
Оптимизм: вера в прогресс Пессимизм: неверие в прогресс

Домашнее задание:

1. Знать конспект, основные понятия темы

2. Составить таблицу: «Научные открытия 20 века и их осмысление в философии»

Научные открытия 20 века Осмысление в философии
Общая и специальная теория относительности А.Эйнштейна Показали взаимодействие всех масс во Вселенной и искривление пространства, что перевернули традиционные представления о пространстве и времени.
Двойственная природа электрона, принцип неопределенности Гейзенберга, принцип дополнительности Н.Бора Показали неисчерпаемость материального мира, его бесконечное многообразие
«Красное смещение» в спектрах далеких галактик, истолкованное как их «разбегание», теория «большого взрыва» о возникновении вселенной 15-20 млрд. лет назад На вопрос: «Что было до большого взрыва» нет каких- либо осмысленных ответов

Эти открытия поставили вопрос: возможна ли объективная картина мира, существует ли мир, который наблюдают ученые в таком виде, в каком он представляется человеку?

Эти открытия опровергают научную картину мира, сложившуюся в 19 веке.

3. Составить таблицу: «Формы герменевтики»

Герменевтика: Основные формы Исторические формы
Теория и практика истолкования текстов Теологическая герменевтика- толкование Библии Философия Платона дает толкование искусства
Направление в современной философии Филологическая герменевтика- перевод с одного языка на другой Средневековая экзегетика лает толкование Священного писания
Методология наук «О духе», основу которых составляет понимание Юридическая герменевтика- толкование правового смысла законов Современная герменевтика пытается раскрыть смысл бытия

 

Урок  № 17-18

Дисциплина ___                                Основы философии

Тема занятия____ Практическая работа № 1 «Этапы западной философии»

Тип урока____                     Закрепление знаний

Цели занятия: образовательные, развивающие, воспитывающие:

1._Образовательная:

Повторить материалы прошлых уроков, разобрать основные понятия эпох философии, дать общую характеристику каждой эпохи в отдельности, составить краткий анализ эпохи, сравнить и проанализировать каждую из эпох в отдельности и сделать общий вывод

2._Развивающая: Развить навыки работы с учебной литературой, философскими текстами, делать анализ философских текстов, фрагментов сочинений выдающихся философов

3.__Воспитывающая: Привить интерес к обучению посредством реализации межпредметных связей, привить интерес посредством изучения фрагментов философских сочинений, текстов, разнообразных идейных цитат и выражений

Основные методы, использующиеся на уроке:

                       наглядно- иллюстративные, словесные

Основные формы обучения, использующиеся на уроке:

фронтальная работа(устно); групповая работа, самостоятельная работа(индивидуальная)

Использование современных пед. технологий:_                                                              Привлечение ресурсов Интернет, создание компьютерных презентаций по данной тематике

Обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной работы Индивидуальные карточки, анализ фрагментов философских сочинений, карточки для самостоятельной работы

3. Технические средства обучения, оборудование для практ. занятий, лабораторных работ

Компьютер

4. Литература:                                                                                                                                                            

- методическая литература

- учебная литература___ учебники «Основы философии» Губин В.Д, учебное пособие, М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2004г., 288 стр. –серия (профессиональное образование)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.006 с.)