Вопрос 2. Субъекты административного процесса, его стадии и структура. Виды административных производств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Субъекты административного процесса, его стадии и структура. Виды административных производств.



Субъекты административного процесса - это лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность - основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Субъекты административного процесса - это конкретные участники правоотношений.

Основными видами субъектов административного процесса являются:

а) физические лица (граждане Российской Федерации, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане стран СНГ (кроме России), иностранные граждане, лица без гражданства);

б) государственные органы, предприятия и учреждения;

в) государственные и муниципальные служащие;

г) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

д) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

1) субъекта, возбудившего управленческое дело;

2) субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

3) стороны административного процесса;

4) третьего лица, т.е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

5) уполномоченного представителя;

6) лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

7) лица, защищающего права и интересы других лиц;

8) лица, содействующего отправлению административного процесса.[63]

Структура административного процесса определяется категориями индивидуальных конкретных дел, разрешаемых в сфере государственного управления. Элементом структуры административного процесса является производство, т.е. установленный административно-процессуальными нормами порядок рассмотрения и разрешения однородной категории индивидуально-конкретных дел.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадия определяется как часть процесса, в пределах которой участники конкретного административного производства выполняют обязательные или возможные действия, предусмотренные для этой стадии, оформляемые соответствующими юридическими документами. Выполнение действий в рамках предыдущей стадии является необходимым условием реализации последующих стадий конкретного производства.

Каждой стадии должны быть присущи следующие черты:

1) стадия - самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;

2) стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;

3) стадия - совокупность последовательных юридических действий, в том числе процессуальных, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных границах (сроках). На каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий;

4) каждая стадия оформляется процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности;

5) стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше;

6) стадия характеризуется определенным соотношением степени познания совершенного правонарушения государственным органом и изменениями в правовом статусе нарушителя.

Каждая стадия имеет самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой стороны - качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления. Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии.

Таким образом, административный процесс складывается из нескольких, последовательно сменяющих одна другую, стадий. К ним относятся:

а) возбуждение производства по административному делу;

б) рассмотрение административного дела;

в) принятие решения по административному делу;

г) исполнение решения по административному делу;

д) пересмотр решения по административному делу.[64]

Указанные стадии являются общими стадиями административного процесса. Они присущи всем видам административных производств. Вместе с тем в каждом производстве общие стадии получают специфическое преломление и детализацию.[65]

Все производства в зависимости от количества и сложности стадий можно разделить на обычные и упрощенные. Можно говорить также и об особых (усложненных) производствах (дела о мелком хулиганстве, мелком хищении, рассматриваемые судом).

Стадия административного производства, в свою очередь, состоит из этапов. Этап - это совокупность действий, имеющих собственную межстадийную цель. К примеру, стадия рассмотрения дела в производстве по делам об административных правонарушениях состоит из таких этапов: подготовка к рассмотрению дела; анализ имеющихся данных; принятие постановления; доведение постановления до сведения заинтересованных лиц.

Таким образом, административный процесс и его производства состоят из четырех основных элементов, первоначальным из которых является действие. Совокупность определенных действий образует этапы, несколько этапов складываются в стадии, которые и составляют производство.

Административный процесс сложен по своей структуре, это обусловлено его объемом, охватывающим различные сферы исполнительной власти и многочисленные категории индивидуально-конкретных дел.

А) Административно-нормотворческое производство включает в себя:

1) производство по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

2) производство по изданию приказов, постановлений, инструкций и иных актов министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

 3) производство по принятию нормотворческих актов субъектами РФ (главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации, центральными органами специальной компетенции субъектов Российской Федерации);

4) производство по изданию локальных нормативных правовых актов руководителями государственных организаций и учреждений;

5) производство по изданию нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Б) Оперативно-распорядительное (регулятивное, правонаделительное) производство:

1) производство по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления;

2) лицензионно-разрешительное производство (допуск к определенной работе, использование некоторых объектов, разрешение на оказание услуг и т.п.);

3) регистрационное производство (в отношении мигрантов, оружия, транспортных средств, граждан и пр.);

4) конкурсно-распределительное производство (размещение государственных заказов, предоставление дотаций, жилья);

5) кадровое (служебное) производство, включающее в себя следующие разновидности:

а) порядок (правила) приема на службу;

б) порядок (правила) поощрения и продвижения по службе;

в) аттестационное производство;

г) гарантированное производство (предоставление гарантий);

д) порядок прекращения государственной службы.

6) административно-договорное производство;

7) приватизационное производство;

8) иные виды производств:

а) по присуждению ученой степени;

б) по установлению инвалидности;

в) по применению мер поощрения.

В) Административно-юрисдикционное производство:

1) по жалобам граждан;

2) дисциплинарное производство;

3) производство по делам об административных правонарушениях;

4) исполнительное производство;

5) по применению мер принуждения, не связанных с наказанием (например, помещение подростка в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей).

В заключении следует отметить, что понятие «административный процесс» можно трактовать как две обобщающие видовые группы административно-процессуальных производств - юрисдикционные и процедурные, от­ражающих процессуальную сторону деятельности соответствующих органов и должностных лиц по реализации задач и функций исполни­тельной власти.

Каждый вид производства представляет собой установ­ленный законом порядок разрешения индивидуально определенных адми­нистративных дел или вопросов в целях обеспечения законности и госу­дарственной дисциплины. Однако между юрисдикционными и проце­дурными производствами имеются отличия по предмету и последстви­ям производства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.009 с.)