Вопрос 1. Понятие, признаки и виды общественных объединений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие, признаки и виды общественных объединений.



Неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений.

Общественные объединения в современной России являются развивающимся политико-правовым институтом, выполняющим посредническую функцию между гражданским обществом и публичной властью по обеспечению и защите прав и свобод граждан, а также их интересов и инициатив. Становление общественных организаций происходит в качестве активнодействующих субъектов общественно-политической жизни, наряду с государственными, муниципальными и коммерческими организациями и учреждениями.

Общественные объединения принято считать «базисной составной частью гражданского общества»[26].

Право граждан Российской Федерации на объединение, включая право создавать про­фессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ста­тье 30 Конституции РФ. Конституция гарантирует свободу деятельно­сти общественных объединений. Аналогичные нормы содержатся в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.

Как политико-правовой институт общественные объединения являются формой обеспечения баланса публичных, корпоративно-групповых, частных и др. интересов на основе динамического взаимодействия с властными институтами.

Система законодательства об общественных объединениях включа­ет федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»,[27] федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благо­творительной деятельности и благотворительных организациях»,[28] федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,[29] федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»,[30] федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,[31] федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»,[32] федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дея­тельности»,[33] федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе со­вести и о религиозных объединениях»[34] и ряд других актов.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединив­шихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их ус­тавов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут реги­стрироваться и приобретать права юридического лица либо функциони­ровать без государственной регистрации и приобретения прав юриди­ческого лица.

Общественные объединения независимо от их организационно-пра­вовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объе­динений основывается на принципах добровольности, равноправия, са­моуправления и законности.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это предполагает равенство прав граждан при создании общественных объединений, т.е. по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, они могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Кроме того, не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев.

Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов сво­ей работы, их деятельность должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Учредителями общественного объединения являются физические лица и получившие правоспособность юридических лиц общественные объединения, созвавшие съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения и формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредители об­щественного объединения - физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица, получившие права юридического лица другие общественные объедине­ния, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, согласно нормам его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учи­тывать число членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица имеют равные пра­ва и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данно­го объединения, а также контролировать деятельность руководящих ор­ганов общественного объединения в соответствии с его уставом. Они имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения этих требо­ваний могут быть исключены из общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следую­щих организационно-правовых форм:

а) общественная организация;

б) общественное движение;

в) общественный фонд;

г) общественное учреждение;

д) орган общественной самодеятельности;

е) политическая партия.

Высший руководящий орган общественной организации - съезд, конференция или общее собрание. Постоянно действующим руководя­щим органом общественной организации является выборный коллеги­альный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собра­нию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, которые поддерживаются участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения признается съезд, конференция или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение. Цель деятельности общественного фонда заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать его имущество в собственных интересах.

Общественное учреждение - это общественное объединение, на имеющее членства и ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям объединения. Управление общественным объединением и имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями о6ъединения.

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Данный орган может определять содержание деятель­ности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителях, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, за исключением случаев, установленных учредителями.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого - совместное реше­ние различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Решение этих проблем направлено на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интере­сы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ ор­гана общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициати­ве граждан, заинтересованных в решении этих проблем, и строит свою работу на основе самоуправления. Такой орган не имеет над собой вы­шестоящих органов или организаций. В случае государственной регист­рации он в соответствии с его уставом приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица.

Политическое общественное объединение - это общественное объ­единение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закре­плены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредст­вом выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агита­ции, участие в организации и деятельности этих органов. Как отмечалось, порядок соз­дания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических пар­тий регулируется Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».

Общественные объединения независимо от организационно-право­вой формы вправе создавать союзы и ассоциации общественных объе­динений на основе учредительных договоров и уставов, принятых эти­ми союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объедине­ния.

Вопрос 2. Образование общественных объединений и прекращение их деятельности.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объедине­ния.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;[35]

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;[36]

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».[37]

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения, постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Вопрос 3. Административно-правовой статус общественных объ­единений и иных негосударственных объединений.

Административная правосубъектность общественных объе­динений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организация­ми. Административная правосубъектность общественных объединений определяет виды административных правоотношений, субъектами ко­торых они являются.

Несмотря на различия в административно-правовом положении тех или иных общественных объединений, их статусам присущи общие; черты. Это определяется тем, что все общественные объединения:

а) образуются физическими и юридическими лицами на доброволь­ной основе;

б) не обладают государственно-властными полномочиями;

в) не являются субъектами правотворчества;

г) действуют от своего имени;

д) не являются коммерческими организациями, поскольку цель их деятельно­сти не преследует извлечения прибыли.

Важнейшее положение, определяющее статус общественных объе­динений, - отсутствие руководства их деятельностью со стороны госу­дарства. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а самих объединений - в деятельность государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общест­венных объединениях». Этот же принцип взаимного невмешательства характерен для отношений общественных объединений с органами ме­стного самоуправления.

Однако государство определяет требования к содержанию устава общественных объединений, по желанию объединений регистрирует их, наделяя правами юридического лица, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов объединений, оказывает поддержку их деятельности, регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и т.п.

Орган юстиции, регистрирующий обще­ственные объединения, контролирует соответствие их деятельности ус­тавным целям, имеет право запрашивать их распорядительные докумен­ты, может направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях, в установленных федеральным законодательством случаях вправе выносить руководящим органам этих объединений пись­менные предупреждения с указанием конкретных оснований их выне­сения.

Общественные объединения обязаны соблюдать российское зако­нодательство, нормы и принципы международного права, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и информиро­вать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей дея­тельности, допускать представителей этого органа на проводимые ме­роприятия, оказывать им содействие в ознакомлении с деятельностью объединения и т.д.

Общественные объединения, в свою очередь, вправе:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления;

б) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетиро­вание;

в) учреждать средства массовой информации и осуществлять изда­тельскую деятельность;

г) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной вла­сти, органах местного самоуправления и в других общественных объе­динениях;

д) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные за­конами об общественных объединениях;

е) выступать с инициативами по различным вопросам обществен­ной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и т.п.

Общественные объединения могут заниматься предприниматель­ской деятельностью, если это соответствует их уставным целям и слу­жит достижению данных целей. Осуществляемая ими предпринима­тельская деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ и дру­гими законодательными актами. Они могут создавать хозяйственные товарищества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской дея­тельности.

Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции - в этом случае оно не приобретает прав юридического ли­ца. Для приобретения прав юридического лица общественное объеди­нение подлежит государственной регистрации в соответствии с Феде­ральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом специального порядка государственной регистрации, предусмотренного для общественных объеди­нений.

Решение о государственной регистрации общероссийского или ме­ждународного общественного объединения принимается Минюстом России; межрегионального общественного объединения - территори­альным органом указанного министерства по месту нахождения посто­янно действующего руководящего органа общественного объединения; регионального или местного общественного объединения - территори­альным органом того же министерства в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если:

- устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, поло­жениям Федерального закона «Об общественных объединениях» и за­конов об отдельных видах общественных объединений;

- представлен неполный перечень необходимых для государствен­ной регистрации документов либо данные документы оформлены в не­надлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;

- ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же на­званием осуществляет свою деятельность в пределах той же террито­рии;

- в представленных учредительных документах содержится недос­товерная информация;

- название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объедине­ния по мотивам нецелесообразности его создания не допускается и мо­жет быть, равно как и уклонение от такой регистрации, обжаловано в суд. Если общественному объединению было отказано в государствен­ной регистрации на законных основаниях, оно после устранения таких оснований вправе повторно подать документы на государственную ре­гистрацию.

Реорганизация общественного объединения осуществляется по ре­шению съезда (конференции) или общего собрания. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации общественно­го объединения производится в таком же порядке, как и вновь создан­ных общественных объединений.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного объединения, либо в судебном порядке.

Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международно­го общественного объединения вноситсяГенеральным прокурором РФ, а о ликвидации межрегионального, регионального или местного общест­венного объединения - прокурором соответствующего субъекта Рос­сийской Федерации.

В целях упорядочения сведений о реально существующих общественных объединениях законодатель наделил орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, полномочием на обращение в суд с заявлением о признании объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Основанием для заявления в суд таких требований служит неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений о продолжении своей деятельности.

Вопросы для самоконтроля по теме № 6:

1. Каковы основные признаки, характеризующие общественные объединения?

2. Какие виды общественных объединений предусмотрены законодательством, и чем они отличаются друг от друга?

3. Каковы основные элементы правового статуса общественных объединений?

4. Как проявляется роль государства в отношениях с общественными объединениями?

5. В каких случаях создание общественных объединений запрещено законом?

6. Какими правами обладает орган юстиции, регистрирующий обще­ственные объединения?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.05 с.)