Вопрос 3. Принципы государственного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Принципы государственного управления.



Каждое индивидуальное отношение, выражающее управленческую волю государства, может иметь различное сочетание элементов соприкасающихся связей. Те из них, которые насыщены преимущественно идеологическими элементами, становятся определяющими отношениями и лежат в основе формирования норм-принципов.

Под принципами государственного управления понимаются идеи, основные положения, которыми руководствуется как законодатель, конструирующий нормы права, так и исполнитель этих норм: правоприменительные органы, должностные лица, граждане.

Можно выделить следующие общие принципы управления:

1. Объективность (исключение субъективизма и предвзятости в управлении, решение реальных и актуальных задач).

2. Научность (выявление на основе научных методик актуальных проблем общества, системный подход к их решению).

3. Конкретность (точность, доступность, понятность постановки задач исполнителям, учет жизненной ситуации).

4. Оперативность (своевременность, точный выбор момента принятия и реализации управленческого решения).

5. Эффективность (достижение цели при наименьших затратах).

В систему организационных принципов входят:

1. Сочетание централизации и децентрализации, единство системы исполнительной власти (государственная власть и самоуправление, подчинение по вертикали и горизонтали).

Централизация – сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.

Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

2. Отраслевой (формирование и деятельность системы специальных органов применительно к соответствующей сфере).

3. Территориальный (распределение компетенции исходя из территориального устройства).

4. Сочетание коллегиальности и единоначалия (выбор применительно к ситуации одного из вариантов принятия решения).

5. Рациональное распределение полномочий, сокращение аппарата (учет объема работы, ориентация на профессиональные навыки и психологические аспекты личности исполнителей).

6. Ответственность за результаты работы (формирование системы мер наказания и поощрения).

7. Гласность (публичность, информирование о правах и возможностях).

8. Взаимная ответственность государства и индивида.

 

 

Некоторые выделяют и так называемые универсальные принципы управления:

1. Принцип цели (каждое действие должно иметь яс­ную и определенную цель).

2. Принцип оптимизация управления (совершенствование структуры управляемого объекта и повышение его функциональных возмож­ностей ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных процессов и повышает эффективность управляемой системы).

3. Принцип автоматического замещения отсутствующего (замеще­ние отсутствующих по причине болезни, отпуска, командировки должно ре­шаться автоматически на основе действующих служебных дол­жностных инструкций и регулироваться формально).

4. Принцип первого руководителя (при организации выполнения важного производственного задания контроль за хо­дом работ должен быть оставлен за первым руководителем организации, так как только первое лицо имеет право и возможность решать, или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия).

5. Принцип правовой защищенности (руководитель организации обязан знать действующее законодательство и принимать управленческие решения только с учетом их соответ­ствия действующим нормативным актам).

6. Принцип соответствия (выполняемая работа должна соответствовать интеллекту­альным и физическим возможностям исполнителя).

7.   Принцип новых задач (применение современных систем математического программирования и технических средств обработки информации позволяет решать и накапливать принципиально новые производственные и научные задачи).

8. Принцип одноразового ввода информации (один раз введенная в память компьютера информация может неодно­кратно использоваться для решения целого комплекса информа­ционно связанных задач).

9. Принцип повышения квалификации (все сотрудники, независимо от занимаемой дол­жности, обязаны систематически повышать уровень своей квалификации).

10. Принцип обеспеченности (любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (вклю­чая при необходимости и финансовые документы) или матери­ально).

11. Принцип делегирования полномочий (в необходимых случаях руководителю целесообразно пере­давать часть возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам).

Вопросы для самоконтроля по теме № 1:

1. В чем состоит прямая и обратная связь между элементами системы управления?

2. Что относится к общим функциям управления и в чем их целевое назначение?

3. Какая общая функция предполагает разработку общей концепции развития системы управления?

4. Как соотносятся государственное управление в широком и узком смысле слова?

5. В чем значение централизации и децентрализации государственного управления?

6. Каковы основные признаки исполнительной власти?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.005 с.)