Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Административно-правовые отношения: признаки и структура.

Поиск

Предметом регулирования административного права являются общественные отношения в сфере государственного управления. Эти отношения складываются в связи с реализацией исполнительно-распорядительными органами своих полномочий по регулированию различных сфер общественной жизни (обеспечение и соблюдение прав и свобод человека, защита всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля и т.д.).

Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем:

1) по своей сути административно-правовые отношения построены на началах «власти-подчинения», в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Налицо так называемые несимметричные обязанности и права сторон в правоотношении;

2) характер государственно-управленческой деятельности обусловливает необходимость выделения субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, которая в пределах своей компетенции обязана реализовать государственно-властные полномочия для защиты публичных (государственных, общественных) интересов, конституционных прав и свобод граждан;

3) в административно-правовых отношениях находят отражение все основные качества, присущие государственному управлению, а также публичные интересы, реализуемые в процессе практического осуществления функций органами исполнительной власти и местной администрацией;

4) как отмечалось, сфера государственного управления - поле практической деятельности исполнительных органов и должностных лиц, выступающих от имени этих органов. Причем в границах названной сферы нередко возникают правоотношения иного рода - финансово-правовые, земельно-правовые, природоохранные, предпринимательские и даже гражданско-правовые и другие;

5) административно-правовые отношения по своей сути являются организационными и возникают по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п.;

6) споры, возникающие между сторонами административно-правовых отношений, разрешаются, как правило, во внесудебном административном порядке. Однако в случае неразрешения конфликта в административном порядке другая заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью;

7) административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с предписаниями данной нормы между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения;

8) административное правоотношение носит двусторонний характер: правам одного субъекта соответствуют обязанности другого и наоборот. Оба участника правоотношения связаны, в конечном счете, с государством, которое, устанавливая права и обязанности субъектов, гарантирует их реализацию.

Важной характеристикой правоотношения является его состав (структура).

Под составом (структурой) правоотношения, как правило, понимается его внутреннее строение, представляющее собой совокупность элементов и способ их взаимосвязи. Чаще всего к данным элементам теоретики права относят: субъекты, содержание правоотношений и их объект.

Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями. Субъектами административно-правовых отношений являются: граждане России; иностранные граждане и лица без гражданства; государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации; общественные (негосударственные) объединения; служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений; представители общественных формирований, наделенные административными обязанностями и правами.

Объект правоотношения - это то, на что воздействует административно-правовое отношение. Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти.

Третьим элементом состава административно-правового отношения является содержание административного правоотношения.

Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты, реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

Вопросы для самоконтроля по теме № 3:

1. В чем особенности норм административного права?

2. Каковы критерии классификации норм административного права?

3. Охарактеризуйте основные формы реализации административно-правовых норм.

4. Что регулируют материальные административно-правовые нормы?

5. Назовите отличительные черты вертикальных и горизонтальных административно-правовых отношений.

6. В чем специфика реординационных административно-правовых отношений?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.007 с.)