Вопрос 5. Обжалование неправомерных действий органов и должностных лиц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Обжалование неправомерных действий органов и должностных лиц.



Одним из важнейших средств охраны прав личности от проявлений бюрократизма, коррупции, должностных злоупотреблений и прочих негативных явлений является возможность обжалования неправомерных действий органов и должностных лиц.

Право граждан Российской Федерации на обжалование базируется на положении Конституции РФ, предусматривающем возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Кроме того, согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми, не запрещенными законом, способами.

Право граждан на обращения является абсолютным, неотчуждаемым и неограниченным, поскольку предоставляет возможность обращения в любую государственную или негосударственную организацию по любому значимому для гражданина поводу и в любое время.

Право граждан на обращение представляет собой составную часть правового статуса личности, а также гарантией соблюдения прав, свобод и законных интересов гражданина. Кроме того, это еще и одна из форм непосредственной демократии, институт гражданского лоббизма, элемент обратной связи между обществом и властью.

Обращения граждан являются одним из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях. Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

Видами личных обращений граждан, подаваемых ими по собственной инициативе, в государственные органы являются жалобы, предложения и заявления. Если заявления и предложения направлены на улучшение работы органов исполнительной власти и могут содержать указания на имеющиеся недостатки, то жалобы связаны с нарушением субъективных прав гражданина.

Гражданин может выбрать административный либо судебный порядок рассмотрения и разрешения подаваемой им жалобы.

Административный порядок подачи жалобы регламентируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ[59]. Им, в частности, предусматривается, что письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы.

Жалобы подаются в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия, которых обжалуются. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.

Гражданин, не согласный с решением, принятым по его жалобе, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены орган, организация или должностное лицо, принявшее обжалуемое решение.

Жалобы разрешаются в срок до 30 дней со дня поступления, При этом срок разрешения жалобы в порядке исключения в связи с проведением специальной проверки либо истребованием дополнительных материалов может быть продлен руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, но не более чем на 30 дней, с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.

Подача гражданином жалобы в клеветнических целях влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Механизм реализации и порядок осуществления обращений граждан в суд ранее был регламентирован Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1. В настоящее время порядок рассмотрения таких обращений регламентирован Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 31.07.2020).

В современных условиях именно централизованная контрольно-надзорная деятельность органов административной власти, а также надзор органов прокуратуры способствует укреплению законности в государственном управлении, содействует целостности и единству Российской Федерации.

Вопросы для самоконтроля по теме № 9:

1. Являются ли равнозначными понятиями контроль и надзор?

2. Что из себя представляет категория «государственная дисциплина»?

3. Каковы основные способы обеспечения законности?

4. Каковы основные способы обжалования действий должностных лиц?

5. В чем состоит судебный контроль за исполнительной властью?

6. Что входит в предмет прокурорского надзора?

 

Тема 10. Административный процесс и административные производства

 

  1. Понятие, основные черты и принципы административного процесса. 2. Субъекты административного процесса, его стадии и структура. Виды административных производств. 3. Производство по делам об административных правонарушениях.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.005 с.)