Тема 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования



КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

Пермь

ВВЕДЕНИЕ

Наряду с другими базовыми юридическими дисциплинами, административное право принадлежит к числу основополагающих отраслей российского права, формирующих профессиональный уровень выпускника вуза.

Изучение курса «Административное право» позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов для различных сфер деятельности. Основная цель его преподавания - сформировать комплекс знаний по отрасли права, регулирующей общественные отношения в области реализации государственного управления. В итоге полученные знания о социальной роли и содержании этой отрасли права позволят обучаемым в дальнейшем грамотно применять их при осуществлении своих непосредственных обязанностей в практической деятельности.

Основными своими теоретическими положениями административное право опирается на категории науки управления, теории государства и права, конституционного права. Кроме того, изучение курса «Административное право» создает теоретическую и, в определенной мере, практическую базу для последующего изучения таких дисциплин, как: «Финансовое право», «Уголовное право», «Уголовный и гражданский процесс», «Трудовое право», «Муниципальное право.

Административное право представляет собой систему правовых норм, устанавливающих материальные и процессуальные отношения в системе государственного управления. Эта правовая отрасль при помощи специальных административно-правовых методов и средств регулирует отношения граждан с управленческими государственными органами, организациями и учреждениями.

Представленный курс лекций дает возможность обучаемым приобрести необходимые и достаточно полноценные знания о сущности административного права, структуре и содержании административного законодательства.

Последовательное изучение всех административно-правовых институтов, содержащихся в настоящем курсе лекций, позволит обучаемым подготовиться к успешной сдаче экзамена и создать прочную основу для своей будущей практической деятельности.

Познание теории административного права предполагает изучение ряда важнейших тем: предмет, метод, нормы, отношения, система и источники административного права; административно-правовой и административно-процессуальный статус субъектов административного права; основы теории государственного управления; формы и методы государственного управления; механизм обеспечения законности в сфере государственного управления. По мере возможности указанная тематика нашла свое отражение в представленном курсе лекций.

После каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля, требующие от обучаемых наличия необходимых знаний и навыков оперирования изученным материалом темы либо поиска ответов на поставленные вопросы в иных источниках. Таким образом, студенты могут самостоятельно оценить качество полученных знаний и при необходимости найти соответствующую информацию и восполнить имеющиеся пробелы.

Автор постарался сохранить традиционно сложившиеся подходы к построению структуры представленного материала по общей части дисциплины «Административное право».

Не претендуя на охват всех существующих мнений и аспектов курса лекций, как, впрочем, и любой другой автор учебной литературы по административному праву, хочется выразить надежду, что представленный систематизированный материал окажется полезным, прежде всего, студентам заочной формы обучения.

Тема 5. Административно-правовой статус

Тема 6. Общественные объединения как

Вопрос 2. Образование общественных объединений и прекращение их деятельности.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объедине­ния.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;[35]

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;[36]

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».[37]

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения, постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Вопрос 3. Административно-правовой статус общественных объ­единений и иных негосударственных объединений.

Административная правосубъектность общественных объе­динений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организация­ми. Административная правосубъектность общественных объединений определяет виды административных правоотношений, субъектами ко­торых они являются.

Несмотря на различия в административно-правовом положении тех или иных общественных объединений, их статусам присущи общие; черты. Это определяется тем, что все общественные объединения:

а) образуются физическими и юридическими лицами на доброволь­ной основе;

б) не обладают государственно-властными полномочиями;

в) не являются субъектами правотворчества;

г) действуют от своего имени;

д) не являются коммерческими организациями, поскольку цель их деятельно­сти не преследует извлечения прибыли.

Важнейшее положение, определяющее статус общественных объе­динений, - отсутствие руководства их деятельностью со стороны госу­дарства. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а самих объединений - в деятельность государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общест­венных объединениях». Этот же принцип взаимного невмешательства характерен для отношений общественных объединений с органами ме­стного самоуправления.

Однако государство определяет требования к содержанию устава общественных объединений, по желанию объединений регистрирует их, наделяя правами юридического лица, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов объединений, оказывает поддержку их деятельности, регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и т.п.

Орган юстиции, регистрирующий обще­ственные объединения, контролирует соответствие их деятельности ус­тавным целям, имеет право запрашивать их распорядительные докумен­ты, может направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях, в установленных федеральным законодательством случаях вправе выносить руководящим органам этих объединений пись­менные предупреждения с указанием конкретных оснований их выне­сения.

Общественные объединения обязаны соблюдать российское зако­нодательство, нормы и принципы международного права, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и информиро­вать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей дея­тельности, допускать представителей этого органа на проводимые ме­роприятия, оказывать им содействие в ознакомлении с деятельностью объединения и т.д.

Общественные объединения, в свою очередь, вправе:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления;

б) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетиро­вание;

в) учреждать средства массовой информации и осуществлять изда­тельскую деятельность;

г) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной вла­сти, органах местного самоуправления и в других общественных объе­динениях;

д) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные за­конами об общественных объединениях;

е) выступать с инициативами по различным вопросам обществен­ной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и т.п.

Общественные объединения могут заниматься предприниматель­ской деятельностью, если это соответствует их уставным целям и слу­жит достижению данных целей. Осуществляемая ими предпринима­тельская деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ и дру­гими законодательными актами. Они могут создавать хозяйственные товарищества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской дея­тельности.

Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции - в этом случае оно не приобретает прав юридического ли­ца. Для приобретения прав юридического лица общественное объеди­нение подлежит государственной регистрации в соответствии с Феде­ральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом специального порядка государственной регистрации, предусмотренного для общественных объеди­нений.

Решение о государственной регистрации общероссийского или ме­ждународного общественного объединения принимается Минюстом России; межрегионального общественного объединения - территори­альным органом указанного министерства по месту нахождения посто­янно действующего руководящего органа общественного объединения; регионального или местного общественного объединения - территори­альным органом того же министерства в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если:

- устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, поло­жениям Федерального закона «Об общественных объединениях» и за­конов об отдельных видах общественных объединений;

- представлен неполный перечень необходимых для государствен­ной регистрации документов либо данные документы оформлены в не­надлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;

- ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же на­званием осуществляет свою деятельность в пределах той же террито­рии;

- в представленных учредительных документах содержится недос­товерная информация;

- название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объедине­ния по мотивам нецелесообразности его создания не допускается и мо­жет быть, равно как и уклонение от такой регистрации, обжаловано в суд. Если общественному объединению было отказано в государствен­ной регистрации на законных основаниях, оно после устранения таких оснований вправе повторно подать документы на государственную ре­гистрацию.

Реорганизация общественного объединения осуществляется по ре­шению съезда (конференции) или общего собрания. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации общественно­го объединения производится в таком же порядке, как и вновь создан­ных общественных объединений.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного объединения, либо в судебном порядке.

Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международно­го общественного объединения вноситсяГенеральным прокурором РФ, а о ликвидации межрегионального, регионального или местного общест­венного объединения - прокурором соответствующего субъекта Рос­сийской Федерации.

В целях упорядочения сведений о реально существующих общественных объединениях законодатель наделил орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, полномочием на обращение в суд с заявлением о признании объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Основанием для заявления в суд таких требований служит неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений о продолжении своей деятельности.

Вопросы для самоконтроля по теме № 6:

1. Каковы основные признаки, характеризующие общественные объединения?

2. Какие виды общественных объединений предусмотрены законодательством, и чем они отличаются друг от друга?

3. Каковы основные элементы правового статуса общественных объединений?

4. Как проявляется роль государства в отношениях с общественными объединениями?

5. В каких случаях создание общественных объединений запрещено законом?

6. Какими правами обладает орган юстиции, регистрирующий обще­ственные объединения?

 

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

Пермь

ВВЕДЕНИЕ

Наряду с другими базовыми юридическими дисциплинами, административное право принадлежит к числу основополагающих отраслей российского права, формирующих профессиональный уровень выпускника вуза.

Изучение курса «Административное право» позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов для различных сфер деятельности. Основная цель его преподавания - сформировать комплекс знаний по отрасли права, регулирующей общественные отношения в области реализации государственного управления. В итоге полученные знания о социальной роли и содержании этой отрасли права позволят обучаемым в дальнейшем грамотно применять их при осуществлении своих непосредственных обязанностей в практической деятельности.

Основными своими теоретическими положениями административное право опирается на категории науки управления, теории государства и права, конституционного права. Кроме того, изучение курса «Административное право» создает теоретическую и, в определенной мере, практическую базу для последующего изучения таких дисциплин, как: «Финансовое право», «Уголовное право», «Уголовный и гражданский процесс», «Трудовое право», «Муниципальное право.

Административное право представляет собой систему правовых норм, устанавливающих материальные и процессуальные отношения в системе государственного управления. Эта правовая отрасль при помощи специальных административно-правовых методов и средств регулирует отношения граждан с управленческими государственными органами, организациями и учреждениями.

Представленный курс лекций дает возможность обучаемым приобрести необходимые и достаточно полноценные знания о сущности административного права, структуре и содержании административного законодательства.

Последовательное изучение всех административно-правовых институтов, содержащихся в настоящем курсе лекций, позволит обучаемым подготовиться к успешной сдаче экзамена и создать прочную основу для своей будущей практической деятельности.

Познание теории административного права предполагает изучение ряда важнейших тем: предмет, метод, нормы, отношения, система и источники административного права; административно-правовой и административно-процессуальный статус субъектов административного права; основы теории государственного управления; формы и методы государственного управления; механизм обеспечения законности в сфере государственного управления. По мере возможности указанная тематика нашла свое отражение в представленном курсе лекций.

После каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля, требующие от обучаемых наличия необходимых знаний и навыков оперирования изученным материалом темы либо поиска ответов на поставленные вопросы в иных источниках. Таким образом, студенты могут самостоятельно оценить качество полученных знаний и при необходимости найти соответствующую информацию и восполнить имеющиеся пробелы.

Автор постарался сохранить традиционно сложившиеся подходы к построению структуры представленного материала по общей части дисциплины «Административное право».

Не претендуя на охват всех существующих мнений и аспектов курса лекций, как, впрочем, и любой другой автор учебной литературы по административному праву, хочется выразить надежду, что представленный систематизированный материал окажется полезным, прежде всего, студентам заочной формы обучения.

Тема 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.05 с.)