Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Государственное управление как объект административно-правового регулированияСтр 1 из 26Следующая ⇒
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» Пермь ВВЕДЕНИЕ Наряду с другими базовыми юридическими дисциплинами, административное право принадлежит к числу основополагающих отраслей российского права, формирующих профессиональный уровень выпускника вуза. Изучение курса «Административное право» позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов для различных сфер деятельности. Основная цель его преподавания - сформировать комплекс знаний по отрасли права, регулирующей общественные отношения в области реализации государственного управления. В итоге полученные знания о социальной роли и содержании этой отрасли права позволят обучаемым в дальнейшем грамотно применять их при осуществлении своих непосредственных обязанностей в практической деятельности. Основными своими теоретическими положениями административное право опирается на категории науки управления, теории государства и права, конституционного права. Кроме того, изучение курса «Административное право» создает теоретическую и, в определенной мере, практическую базу для последующего изучения таких дисциплин, как: «Финансовое право», «Уголовное право», «Уголовный и гражданский процесс», «Трудовое право», «Муниципальное право. Административное право представляет собой систему правовых норм, устанавливающих материальные и процессуальные отношения в системе государственного управления. Эта правовая отрасль при помощи специальных административно-правовых методов и средств регулирует отношения граждан с управленческими государственными органами, организациями и учреждениями. Представленный курс лекций дает возможность обучаемым приобрести необходимые и достаточно полноценные знания о сущности административного права, структуре и содержании административного законодательства. Последовательное изучение всех административно-правовых институтов, содержащихся в настоящем курсе лекций, позволит обучаемым подготовиться к успешной сдаче экзамена и создать прочную основу для своей будущей практической деятельности. Познание теории административного права предполагает изучение ряда важнейших тем: предмет, метод, нормы, отношения, система и источники административного права; административно-правовой и административно-процессуальный статус субъектов административного права; основы теории государственного управления; формы и методы государственного управления; механизм обеспечения законности в сфере государственного управления. По мере возможности указанная тематика нашла свое отражение в представленном курсе лекций.
После каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля, требующие от обучаемых наличия необходимых знаний и навыков оперирования изученным материалом темы либо поиска ответов на поставленные вопросы в иных источниках. Таким образом, студенты могут самостоятельно оценить качество полученных знаний и при необходимости найти соответствующую информацию и восполнить имеющиеся пробелы. Автор постарался сохранить традиционно сложившиеся подходы к построению структуры представленного материала по общей части дисциплины «Административное право». Не претендуя на охват всех существующих мнений и аспектов курса лекций, как, впрочем, и любой другой автор учебной литературы по административному праву, хочется выразить надежду, что представленный систематизированный материал окажется полезным, прежде всего, студентам заочной формы обучения. Тема 5. Административно-правовой статус Тема 6. Общественные объединения как Вопрос 2. Образование общественных объединений и прекращение их деятельности. В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении. Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения: 1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; 2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;[35] 3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;[36] 4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; 5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений. Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах. Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».[37] Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации. Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения, постоянно действующего руководящего органа общественного объединения. Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение. Вопрос 3. Административно-правовой статус общественных объединений и иных негосударственных объединений. Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями. Административная правосубъектность общественных объединений определяет виды административных правоотношений, субъектами которых они являются. Несмотря на различия в административно-правовом положении тех или иных общественных объединений, их статусам присущи общие; черты. Это определяется тем, что все общественные объединения: а) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе; б) не обладают государственно-властными полномочиями; в) не являются субъектами правотворчества; г) действуют от своего имени; д) не являются коммерческими организациями, поскольку цель их деятельности не преследует извлечения прибыли. Важнейшее положение, определяющее статус общественных объединений, - отсутствие руководства их деятельностью со стороны государства. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а самих объединений - в деятельность государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общественных объединениях». Этот же принцип взаимного невмешательства характерен для отношений общественных объединений с органами местного самоуправления. Однако государство определяет требования к содержанию устава общественных объединений, по желанию объединений регистрирует их, наделяя правами юридического лица, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов объединений, оказывает поддержку их деятельности, регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и т.п.
Орган юстиции, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям, имеет право запрашивать их распорядительные документы, может направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях, в установленных федеральным законодательством случаях вправе выносить руководящим органам этих объединений письменные предупреждения с указанием конкретных оснований их вынесения. Общественные объединения обязаны соблюдать российское законодательство, нормы и принципы международного права, ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества и информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей деятельности, допускать представителей этого органа на проводимые мероприятия, оказывать им содействие в ознакомлении с деятельностью объединения и т.д. Общественные объединения, в свою очередь, вправе: а) свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; б) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование; в) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; г) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в других общественных объединениях; д) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; е) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и т.п. Общественные объединения могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это соответствует их уставным целям и служит достижению данных целей. Осуществляемая ими предпринимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами. Они могут создавать хозяйственные товарищества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции - в этом случае оно не приобретает прав юридического лица. Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом специального порядка государственной регистрации, предусмотренного для общественных объединений. Решение о государственной регистрации общероссийского или международного общественного объединения принимается Минюстом России; межрегионального общественного объединения - территориальным органом указанного министерства по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения; регионального или местного общественного объединения - территориальным органом того же министерства в соответствующем субъекте Российской Федерации. В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если: - устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям Федерального закона «Об общественных объединениях» и законов об отдельных видах общественных объединений; - представлен неполный перечень необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган; - ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории; - в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация; - название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается и может быть, равно как и уклонение от такой регистрации, обжаловано в суд. Если общественному объединению было отказано в государственной регистрации на законных основаниях, оно после устранения таких оснований вправе повторно подать документы на государственную регистрацию. Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания. Государственная регистрация вновь образованного после реорганизации общественного объединения производится в таком же порядке, как и вновь созданных общественных объединений. Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного объединения, либо в судебном порядке. Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения вноситсяГенеральным прокурором РФ, а о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения - прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации. В целях упорядочения сведений о реально существующих общественных объединениях законодатель наделил орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, полномочием на обращение в суд с заявлением о признании объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Основанием для заявления в суд таких требований служит неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений о продолжении своей деятельности. Вопросы для самоконтроля по теме № 6: 1. Каковы основные признаки, характеризующие общественные объединения? 2. Какие виды общественных объединений предусмотрены законодательством, и чем они отличаются друг от друга? 3. Каковы основные элементы правового статуса общественных объединений? 4. Как проявляется роль государства в отношениях с общественными объединениями? 5. В каких случаях создание общественных объединений запрещено законом? 6. Какими правами обладает орган юстиции, регистрирующий общественные объединения?
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» Пермь ВВЕДЕНИЕ Наряду с другими базовыми юридическими дисциплинами, административное право принадлежит к числу основополагающих отраслей российского права, формирующих профессиональный уровень выпускника вуза. Изучение курса «Административное право» позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов для различных сфер деятельности. Основная цель его преподавания - сформировать комплекс знаний по отрасли права, регулирующей общественные отношения в области реализации государственного управления. В итоге полученные знания о социальной роли и содержании этой отрасли права позволят обучаемым в дальнейшем грамотно применять их при осуществлении своих непосредственных обязанностей в практической деятельности. Основными своими теоретическими положениями административное право опирается на категории науки управления, теории государства и права, конституционного права. Кроме того, изучение курса «Административное право» создает теоретическую и, в определенной мере, практическую базу для последующего изучения таких дисциплин, как: «Финансовое право», «Уголовное право», «Уголовный и гражданский процесс», «Трудовое право», «Муниципальное право. Административное право представляет собой систему правовых норм, устанавливающих материальные и процессуальные отношения в системе государственного управления. Эта правовая отрасль при помощи специальных административно-правовых методов и средств регулирует отношения граждан с управленческими государственными органами, организациями и учреждениями. Представленный курс лекций дает возможность обучаемым приобрести необходимые и достаточно полноценные знания о сущности административного права, структуре и содержании административного законодательства. Последовательное изучение всех административно-правовых институтов, содержащихся в настоящем курсе лекций, позволит обучаемым подготовиться к успешной сдаче экзамена и создать прочную основу для своей будущей практической деятельности. Познание теории административного права предполагает изучение ряда важнейших тем: предмет, метод, нормы, отношения, система и источники административного права; административно-правовой и административно-процессуальный статус субъектов административного права; основы теории государственного управления; формы и методы государственного управления; механизм обеспечения законности в сфере государственного управления. По мере возможности указанная тематика нашла свое отражение в представленном курсе лекций. После каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля, требующие от обучаемых наличия необходимых знаний и навыков оперирования изученным материалом темы либо поиска ответов на поставленные вопросы в иных источниках. Таким образом, студенты могут самостоятельно оценить качество полученных знаний и при необходимости найти соответствующую информацию и восполнить имеющиеся пробелы. Автор постарался сохранить традиционно сложившиеся подходы к построению структуры представленного материала по общей части дисциплины «Административное право». Не претендуя на охват всех существующих мнений и аспектов курса лекций, как, впрочем, и любой другой автор учебной литературы по административному праву, хочется выразить надежду, что представленный систематизированный материал окажется полезным, прежде всего, студентам заочной формы обучения. Тема 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.05 с.) |