Особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения



Одной из целей современной государственной политики является вовлечение субъектов частного сектора в деятельность по оказанию публичных услуг. Сфера здравоохранения не является исключением, т. к. состояние данной сферы напрямую зависит от финансовых поступлений в инфраструктуру.

При этом анализ структуры федерального бюджета РФ свидетельствует о том, что в России существует проблема чрезвычайно низкого уровня финансирования системы здравоохранения. Так, согласно данным Счетной палаты РФ, в перерасчете на душу населения российское государство тратит на лечение своих граждан в 23 раза меньше бюджетных средств, чем Норвегия. В заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2020 год отмечено, что и в 2020 году не произойдет перераспределения бюджетных средств в пользу увеличения трат на сферу здравоохранения. Проблемы, существующие сегодня в сфере финансирования здравоохранения, признают и в самом Министерстве здравоохранении РФ.

 В сложившихся обстоятельствах эффективным инструментом является государственно-частное партнерство. Под государственно-частным партнерством понимается совокупность форм взаимодействия между государством и бизнесом для решения общественно значимых проблем на взаимовыгодных условиях в долгосрочной и среднесрочной перспективе.

Развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения позволит решить такие проблемы, как: Низкое качество обслуживания пациентов. Низкий уровень эффективности оказания медицинской помощи. Малая доступность дорогостоящих видов лечения. Неудовлетворительное качество диагностических услуг. Нехватка квалифицированных кадров. Изношенность и моральное устаревание медицинской техники и оборудования. Наиболее распространенной формой государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения является составление концессионных соглашений, которые чаще всего связаны с реконструкцией, капитальным ремонтом или строительстве объектов здравоохранения, закупки современного оборудования за счет средств бизнес-структур, обеспечение оказания силами бизнес-партнера медицинских услуг. Статистические данные, представленные Министерством здравоохранения, свидетельствуют о том, что сегодня в сфере здравоохранения реализуется 124 проекта в сфере государственно-частного партнерства, что позволило привлечь в систему здравоохранения инвестиций в размере 77 млрд. рублей.

Однако, на пути развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения существуют препятствия, которые сводятся к следующему: Несовершенство действующего законодательства. Высокие риски возврата инвестиций. Длительный срок окупаемости инвестиций. Несоответствие тарифов ОМС реальным затратам на оказание медицинских услуг. Неготовность бизнес-партнера брать на себя ответственность за валютные риски при реализации проектов в сфере государственно-частного партнерства. Невозможность точного определения потенциала потока привлекаемых коммерческих пациентов и т. д. 

Решить вышеперечисленные проблемы в сфере реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения возможно путем реализации следующих мероприятий: Совершенствование действующего законодательства РФ в области государственно-частного партнерства, в частности, установления четких принципов взаимодействия государства и бизнес-структур при реализации проектов, формированию защитных механизмов бизнес-структур при реализации проектов. А также приведение всех законодательных актов, регулирующих процессы государственно-частного партнерства к единому стандарту в целях устранения противоречий отдельных федеральных законов друг другу.

Введение в повсеместную практику на этапе подготовки проектов государственно-частного партнерства процедур, по детальной оценке, рисков реализации проекта (экономических, политических, технических, социальных и иных видов риска). При реализации проектов необходимо осуществлять прогнозирование показателей рентабельности инвестиций, за счет чего можно будет оперативно корректировать процессы достижения заданных целевых показателей бизнес-партнеров.

При установлении сроков реализации проекта и сроков окупаемости инвестиций закладывать временной буфер в диапазоне от 10 до 50 % времени к планируемым срокам согласования и реализации проекта. Введение временного буфера позволит более оптимально распределить собственные ресурсы компании, спрогнозировать этапы реализации проекта и заложить запас времени на решение форс-мажорных ситуаций, которые могут возникнуть при реализации проектов государственно-частного партнерства.

Рассмотреть возможность установления дополнительного инвестиционного коэффициента к тарифу ОМС для проектов государственно-частного партнерства в формате концессионных соглашений. Таким образом, проблемы в реализации проектов государственно-частного партнерства в здравоохранении в основном связаны с отсутствием четкой системы планирования и прогнозирования достижения конечных результатов, решение которых видится в более детальной работе по формированию плановых и прогнозных показателей на этапе планирования и активной работы по оформлению соглашений о государственно-частном партнерстве. Развитие проектной деятельности в рамках государственно-частного партнерства в здравоохранении является необходимым условием дальнейшего развития медицины, позволяющее повысить доступность и качество медицинской помощи в стране.

Глобальная тенденция расширения практики партнерства в сфере здравоохранения между государством и бизнесом привела к выработке ряда тиражируемых моделей реализации проектов ГЧП. Внедрение механизмов ГЧП невозможно без учета специфики страны: организационной структуры, законодательства, инвестиционного климата. Поэтому для России приемлемы лишь некоторые из существующих в мировой практике форм взаимодействия.

В частности, перспективной моделью может стать осуществление частными партнерами работы по реконструкции государственных медицинских организаций, а также получение права эксплуатировать и обслуживать инфраструктуру данных учреждений в течение срока, окупающего их финансовые вложения. Государству данная модель выгодна в случае отсутствия достаточных ресурсов для самостоятельной реконструкции медицинского объекта. Вариация данной модели предполагает долевое финансирование со стороны государства и бизнеса, при котором на начальном этапе частный партнер осуществляет 100% вложений, а после ввода объекта в эксплуатацию государство на протяжении нескольких лет возмещает часть первоначальных затрат. Возведение нового учреждения должно решать актуальные проблемы региона в здравоохранении за счет возможности оказания дефицитных медицинских услуг.

Применимой в российской практике также является модель, при которой государство строит медицинскую организацию за свой счет, а затем передает ее частному партнеру в доверительное управление с правом выкупа. Выбор данной модели взаимодействия может быть обусловлен отсутствием инвестора на начальном этапе строительства, а также необходимостью оперативного решения этого вопроса, а также невозможностью обеспечить эксплуатацию медицинской организации и оказание услуг без участия частного партнера.

Помимо этого, большой потенциал имеет модель, при которой строительство медицинской организации осуществляется частным партнером в соответствии с заданием государства, а по завершении строительства инфраструктура передается партнеру, который получает право на оказание медицинских услуг и управление медицинской организацией. При этом получаемая прибыль покрывает затраты и обеспечивает требуемый уровень рентабельности инвестиций с учетом рисков. Преимуществом такой модели является то, что и за оказание платных медицинских услуг, и за оказание услуг в системе ОМС платит государство. При этом каждая из приведенных моделей требует установления показателей для мониторинга и контроля за действиями частного партнера.

Ключевые меры государственной политики в сфере оказания медицинских услуг сосредоточены на создании саморегулируемой модели, развитие которой будет происходить в условиях интенсивного взаимодействия государственного и частного секторов. Внедрение механизмов ГЧП на национальном уровне позволит ускорить развитие рынка медицинских услуг, а также будет способствовать формированию эффективной конкурентной среды, оптимизации управления финансовыми ресурсами, повышению качества и увеличению числа оказываемых услуг. Помимо этого, развитие государственно-частного партнерства повлияет на повышение отдачи от вкладываемых в здравоохранение средств, формирование благоприятного инвестиционного климата, ускорение введения практики государственных гарантий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.005 с.)