Зарубежный опыт гчм, в чем общее и различное в гчп - российский опыт и в зарубежной практике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный опыт гчм, в чем общее и различное в гчп - российский опыт и в зарубежной практике.



Рассматривая историю развития ГЧП в Великобритании, стоит отметить, что первые проекты появились в 1981 году в связи с перестройкой лондонских доков. Затем в 1992 правительство Дж. Мейджора объявило о новой форме ГЧП – «Частная финансовая инициатива» (PFI – РrivateFinanceInitiative), заключающейся в том, чтобы передать частному сектору функции финансирования строительства (эксплуатации, реконструкции, управления и т.п.) государственных объектов производственной и социальной сферы.

В 1997 году, пришедшее к власти лейбористское правительство Т. Блэра, продолжило развитие государственно-­частного партнерства. Проектами этого периода в Великобритании стали такие, как создание интегрированной системы утилизации отходов на острове Уайт, общественной библиотеки в г. Борн­мун, школ в Бриджпорте и Дорсете, домов престарелых в Суррее, строительство здания полиции в Илкестоне, северного кольца Бирмингема и железнодорожной сети Кройдона. В Германии реализацию проектов на основе ГЧП первоначально использовали в кооперативном строительстве. Первые некоммерческие строительные сообщества были созданы на основе частных инвестиций в середине XIX века.

В результате сотрудничества некоммерческих компаний и государственного сектора данные компании вынуждены были налагать некоторые ограничений на собственный бизнес и политику получения прибыли. Государство же при этом предоставляло им налоговые льготы. Удачной моделью сочетания интересов публичного и частного партнер­ства является проект по реконструкции крупнейшего аэропорта в Германии во Франкфурте­на­Майне. Франция обладает прочными традициями государственно-­частного партнерства, включающими в себя деятельность «Сообщества смешанной экономики» (SEM) и представление концессии. Законодательно основы SEM приходятся на 1966 и 1983 гг. Согласно законодательству, основным для SEM является то, что государство и местные власти управления должны иметь в составе активов большую долю, соответственно и играть доминирующую роль в управлении ими. Примерами реализации проектов на основе механизмов ГЧП можно отметить следующие: строительство евротоннеля, соединяющего Англию и Францию под проливом Ла-Манш, Эйфелева башня в Париже.

по количеству проектов на основе ГЧП в Европе, можно сказать, что лидирующую позицию занимает сфера образования, сместив транспортную сферу на второе место. Третье и четвертой место приходится на сферу здравоохранения и общественные услуги, затем идут госзаказы и оборона, телекоммуникация, окружающая среда.

В мировой практике наиболее успешный опыт, широкое применение и высокий уровень развития форм ГЧП наблюдаются, как правило, в высокоразвитых странах Западной Европы и Северной Америки. Что же касается перспективных экономических лидеров (Китай, Индия, Россия, Бразилия и пр.), то они пока заметно уступают им как по степени развитости форм ГЧП, так и по широте применения.

С 1990 по 2010 годы в Евросоюзе были реализованы 1452 проекта ГЧП на сумму 272 млрд евро. Только в 2010 году было осуществлено 112 проектов стоимостью 18,3 млрд евро, причем на образование и здравоохранение пришлось 6,5 млрд евро.

Если говорить о динамике развития проектов ГЧП в ЕС, то объемы таких соглашений неуклонно росли вплоть до 2007 года. Однако мировой кризис значительно сбавил активность взаимодействия частного сектора с госструктурами. Впрочем, уже результаты 2010 года явно продемонстрировали готовность европейцев к восстановлению докризисных объемов в краткосрочном периоде до максимальных показателей 2007 года — 29,6 млрд евро, а в перспективе — и их превышению.

По количеству соглашений ГЧП в Европе бесспорным лидером является Великобритания, на экономику которой по итогам 2010 года приходится 44 сделки из 112 проектов ГЧП в целом по Европе. С 1990 по 2009 годы доля Великобритании в общеевропейском количестве проектов ГЧП составила 67,1 %, а по их стоимости — 52,5 %. Второй результат по численности и стоимости соглашений ГЧП в общем объеме Евросоюза за аналогичный период продемонстрировала Испания — 10,1 % и 11,4 % соответственно. На третьей позиции Франция — 5,4 % и 5,3 %. В 2010 году во Франции было реализовано 19 проектов на сумму 1,8 млрд евро.

Отдельно стоит отметить перераспределение отраслевых приоритетов в европейских проектах ГЧП. По итогам 2010 года лидером по количеству соглашений ГЧП в Европе является сфера образования (34 %), ощутимо опережая традиционную для ГЧП транспортную сферу (21 %). Значительные позиции в общем объеме сделок ГЧП занимает и здравоохранение (17 %). Совокупная доля образования и здравоохранения возросла до 35 % по стоимости и до 51 % по количеству сделок.

Определенные позитивные тенденции наблюдаются и у государств Восточной Европы, которые только начинают перенимать опыт западных соседей в направлении государственно-частного партнерства. В 2010 году в Восточной Европе было заключено шесть сделок ГЧП против двух в 2009 году, но в то же время их суммарный стоимостной объем сократился с 2 млрд евро до 150 млн евро.

В России государственно-частное партнерство закреплено двумя федеральными законами — от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Особые экономические зоны и концессии — наиболее распространенные формы ГЧП, и они успешно внедрялись в российскую экономику на протяжении последних пяти лет. Но в то же время и государство, и бизнес все чаще обращают внимание на иные формы ГЧП, активно применяемые в развитых странах Европы, параллельно оптимизируя соответствующее правовое поле. По словам первого заместителя Председателя Госдумы РФ О. В. Морозова, в России активизировался процесс создания нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения государства и бизнеса в рамках модели ГЧП. На настоящий момент уже в 34 субъектах РФ действуют законы о ГЧП, а более чем в 20 идет работа по их принятию.

На основе имеющихся данных пока трудно прогнозировать конкретные векторы развития взаимодействия государства и бизнеса в Российской Федерации. Однако уже вполне четко прослеживаются ориентиры России на расширение отраслевой диверсификации проектов ГЧП. По данным, представленным в таблицах 1 и 2, видно, что в Сибирском и Центральном федеральных окруах по проектам ГЧП доминируют строительная отрасль (ЦФО), ЖКХ и комплексное развитие территории, а проекты в сфере здравоохранения только набирают обороты.

В сфере здравоохранения, по данным Центра развития ГЧП Внешэкономбанка, партнерство представлено, как правило, инвестиционными договорами на строительство, реконструкцию или модернизацию точечных социально-значимых объектов. При этом инвестиции зачастую оправдывают себя лишь в крупных городах. Однако потенциал этого рынка огромен. По экспертным оценкам, затраты стран OECD и BRICS на здравоохранение с 2010 до 2020 года возрастут на 51 % (до 71 трлн долл.) и, безусловно, частный сектор будет активно участвовать в развитии данного общественно значимого сегмента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.006 с.)