Гчп как государственный контракт. Цели проведения конкурсов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гчп как государственный контракт. Цели проведения конкурсов.



Другой формой ГЧП, лишенной некоторых недостатков концессионного договора, являются контракты между государством и бизнесом на выполнение работ, управление, оказание услуг, поставку продукции и оказание технической помощи. Всемирный банк так понимает контракт на управление: частная компания получает в управление принадлежащую государству собственность на определенный период. Инвестиции осуществляет государство.

По контракту на управление собственностью государство оплачивает услуги частного партнера и несет операционные риски, тогда как, например, по арендному договору государство получает арендную плату с арендатора, а операционный риск ложится на частную структуру. Часто контракты имеют форму договоров подряда. Характерной особенностью государственных контрактов является их административная природа. При этом так же, как и при заключении концессионного соглашения, права собственности на предмет контрактных отношений не передаются государством частному предпринимателю.

В России контрактные отношения органов власти с частнопредпринимательским сектором регулируются Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее — Закон о контрактной системе), в котором прямо указывается на контрактную сущность этой формы ГЧП, и другими законами и нормативными актами. Подавляющая часть контрактов на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд не относится к ГЧП, поскольку такие контракты не предполагают софинансирование реализации проекта частной стороной контракта; деятельность частного партнера в рамках контракта осуществляется за счет бюджетных средств и полностью регламентирована условиями контрактного договора и сметами. Таким образом, для контрактов на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд не характерны сложные схемы распределения, перераспределения рисков между сторонами, их страхование.

Кроме того, в таком контракте или приложении к нему регламентируются многие характеристики деятельности частного партнера, отсутствующие в контрактах ГЧП: перечни используемых и закупаемых материалов и оборудования, организация рабочего процесса, порядок ведения журнала работ, проведение оперативных совещаний и т. д. Однако многообразие государственных и муниципальных контрактов на закупку товаров и услуг, возможность сочетания различных видов таких контрактов, в частности, с привлечением для их выполнения средств частного бизнеса на условиях софинансирования, иногда стирают грань между ними и ГЧП.

Отношения ГЧП в рамках государственного или муниципального контракта могут возникнуть только в случае, если будут привлекаться внебюджетные источники финансирования. В то же время законодательство о закупках товаров и услуг построено таким образом, что не предполагает частного софинансирования и, соответственно, не содержит регламентации методов привлечения средств бизнеса в реализацию договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также механизмы возврата таких инвестиций частному сектору.

При подготовке контракта оговариваются всевозможные условия от формализации временных, объемных и структурных рамок проекта до финансовых обязательств, качественных показателей проекта, механизма разделения рисков и разрешения споров. Гарантии прибыльности проекта для участников со стороны бизнеса являются одними из наиболее критических пунктов контракта. В зависимости от прописанных в контракте гарантий определяется круг потенциальных институциональных инвесторов.

Схемы и условия управления и контроля, прописанные в контракте, позволяют сторонам своевременно среагировать на превышение сметной стоимости, выход из графика строительных, монтажных и иных работ, избежать судебных разбирательств. Описание стандартов, норм и регламентов, штрафные санкции за их несоблюдение и поощрение (вознаграждение) за улучшение обслуживания, экологические мероприятия — важная составная часть контракта. Таким образом, в разработке контракта государство регламентирует как общие, так и специфические вопросы, связанные со структурой, условиями и программой такого партнерства с бизнесом.

 После заключения контракта государство осуществляет мониторинг деятельности частной компании. Мониторинг имеет достаточно жесткий, многосторонний характер, поскольку в ходе исполнения контракта появляется третья сторона — потребитель. При этом главной особенностью контракта (а подспудно еще и отличием от концессии) является то, что контрактная система ГЧП функционирует в рамках гражданско-правового поля, а концессионная — и в контексте публично-правового законодательства. Кроме того, хотя в некоторых странах не делается особых различий между контрактом и концессией, в соответствии с правовыми нормами развитых стран концессия — это «глобальный контракт».

Так, в Европейском союзе в качестве разновидности административного контракта в области развития инфраструктуры выступает концессия. В соответствии с таким контрактом публичная власть предоставляет компании-концессионеру определенные права на строительство, модернизацию, реконструкцию, эксплуатацию объекта в течение определенного периода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.006 с.)