Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учитель: Как вы думаете, почему в центре начали образовываться складки, и каждый слой повторяет складки другого?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ученики: Потому они плотно прилегают друг другу. Учитель: Почти верно. Дело в том, что вы руками сдвигаете полоски к центру. Чтобы поместиться на уменьшающемся пространстве полоски деформируются, образуя складки. Когда различные силы воздействуют на земную кору с противоположных сторон, сжимаемый участок меняет форму и на нем образуется складки. Вне зависимости от силы и скорости сближения не происходит разрыва пластов горных пород. Сл 15. 10. Подведение итогов. Рефлексия Игра «Эрудит» Расскажи о литосфере, земной коре, как можно больше. Разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что…». Нельзя повторяться. Слайд Я знаю, что… Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли. Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии. Я знаю, что литосфера - объединяет внутренние и внешние оболочки Земли. Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли. Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую. Ученики:- Ответили на все вопросы, поставленные в начале урока? - Да. Учитель: Продуктивной была наша работа? Девиз урока подтвердили? «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами». 11. Выставление оценок. Учитель: Откройте дневники! Запишите домашнее задание. Сл. 16 12. Домашнее задание 1. Изучить § 20, вопросы 2,5,7,8 2. Дома вклеить рабочий лист в тетрадь. 3. Э.У. § 20 - слайд 8 «Контроль». Приложение №1 Раздаточный материал к уроку. Рабочий лист Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы. Инструкция - Откройте § 20. Прочитайте материал на стр. 68. Посмотрите на рис.42. Найдите данные понятия в тексте. Заполните таблицу только там, где указан термин вашего ряда. Дома вклеить лист в тетрадь.
Строение Земной коры |
Материковая земная кора = ___ слоя: 1_________________________ 2_________________________ 3_________________________ | |||||||||||||||||||||
Океаническая земная кора = ____ слоя: 1._________________________ 2__________________________ |
Сделанный нами урок с двумя раскрывающими тему «Литосфера» опытами, направлен на формирование у учащихся экспериментальных умений.
Урок 3. Движения земной коры
Цель урока: сформировать представление о видах движений в земной коре, о медленных колебаниях в земной коре и о землетрясениях.
Задачи урока:
- обучающие: сформировать знания о причинах и формах проявления разных видов движений в земной коре; способствовать формированию понятий: Составить научный прогноз изменения рельефа через сто, тысячу, миллион лет.
- развивающие: продолжить формирование приёма определения географического положения объекта и обозначение его на контурной карте; продолжить обучение работе с различными источниками географической информации; способствовать развитию умения отбирать главное и существенное из текста,развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, работы в группах по поиску, предъявлению и обобщению информации
- воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; содействовать формированию географического мышления и географической культуры.
Оборудование:
· География 5-6кл: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 192с.: ил., карт. (Полярная звезда), М, 2014г.
· Рабочая тетрадь к учебнику издательства «Полярная звезда» 6 класс: М, 2014 год
· Географические атласы 5 - 6 класс, Карта мира, карта полушарий, ЭОР; дидактический раздаточный материал.
· Тетради учеников для самооценки, инструктивная карточка для групповой работы.
· Компьютер, проектор, экран.
· Раздаточный материал
· Образцы магматических горных пород.
Новые понятия: вертикальные и горизонтальные движения, очаг, эпицентр землетрясения, сейсмические пояса Земли, магнитуда, шкала Рихтера,
Тип урока: урок новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Давайте проверим готовы ли вы к уроку!
Т - тетрадь
Р - ручка
У- учебник
Д – дневник!
Молодцы! Вы готовы! Начинаем урок!
II. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос:
1. Какие горные породы магматического происхождения вы знаете? (Гранит, базальт, пемз, туф, габбро и др.)
2. Назовите осадочные породы органического происхождения. (Уголь, торф, нефть, известняк, мел и др.)
3. Назовите осадочные породы химического происхождения. (Соли.)
4. Какие породы образуются на глубине при воздействии огромного давления и высоких температур? (Метаморфические: мрамор, гнейс, кварцит.)
Географический диктант
1. Земля состоит из … (трех) лоев.
2. Внутри Земли находится … (ядро).
3. В раскаленном до 2000 С и более находятся … (мантия и ядро).
4. Верхняя оболочка Земли. (Литосфера)
5. Самая верхняя часть литосферы. (Земная кора.)
6. Мощность больше у материковой или океанической земной коры? (У материковой.)
7. Какой слой горных пород отсутствуют в океанической земной коре? (Гранитный.)
8. Какая оболочка начинается от астеносферы? (Литосфера.)
9. Какую глубину имеет самая глубокая скважина? (15 км.)
10. Вычислимте температуру в шахте, если на поверхности Земли она равна -20°С, а глубина шахты 1000 м. (1000: 100 = 10; 10 × 3 = 30; 30 – 20 = 10С.)
III. Изучение нового материала
1. Движение земной коры
Рассказ учителя: На первый взгляд земная кора кажется совершенно устойчивой и неподвижной. В действительности земная кора постоянно перемещается, но большая часть изменений совершается медленно и не воспринимается органами чувств человека. Некоторые последствия смещения земной коры носят разрушительный характер, например, землетрясения, извержения вулканов.
Нарисовать в тетради схему:
Причинами тектонических движений земной коры является перемещение вещества мантии, которое обусловлено внутренней энергией Земли. В пограничном слое между литосферой и мантией температура составляет более 1500 °C. Сильно нагретые породы находятся под давлением вышележащих пластов литосферы, что вызывает появление эффекта «парового котла» и провоцирует перемещение земной коры. Различают следующие виды движений земной коры: колебательные, разрывные, складкообразовательные.
Колебательные движения очень медленные и неощутимы для человечества. В результате таких движений кора смещается в вертикальной плоскости – на одних участках поднимается, на других – опускается. Протекание таких процессов можно определить с помощью специальных устройств. Так, было выявлено, что Приднепровская возвышенность ежегодно поднимается на 9,5 мм, а северо-восточная область Восточноевропейской равнины опускается на 12 мм в год. Вертикальные колебательные движения земной коры выступают провоцирующим фактором наступления морей на сушу. Если земная кора опускается ниже уровня моря, то наблюдается трансгрессия (наступление моря), если поднимается выше – регрессия (отступление моря). В наше время в Европе регрессия происходит на Скандинавском полуострове, в Исландии. Трансгрессия наблюдается в Голландии, на севере Италии, на юге Великобритании, на территории Причерноморской низменности. Характерная черта опускания суши – формирование морских заливов в устьях рек (лиманов). При поднятии земной коры морское дно превращается в сушу. Так произошло образование первичных морских равнин: Туранской, Западно-Сибирской, Амазонской, т.д.
Разрывные движения земной коры происходят, если горные породы не обладают достаточной прочностью, чтобы выдержать воздействие внутренних сил Земли. В этом случае в земной коре появляются разломы (трещины) с вертикальным смещением горных пород. Те участки, которые опустились, называют грабенами, поднявшиеся – горстами. Их чередование обусловливает появление глыбовых (возрожденных) горных систем, например, Саянские, Алтай, Аппалачи, др. Отличия глыбовых гор от складчатых имеются во внешнем виде и внутреннем строении. Для таких гор характерны отвесные склоны и широкие, уплощенные долины. Пласты горных пород смещаются друг относительно друга. Некоторые грабены в таких горных массивах могут заполняться водой с образованием глубоких горных озер (Байкал, Таньганьика, др.).
Складкообразовательные движения земной коры происходят, когда пласты горных пород пластичны, и внутренние силы Земли способствуют смятию их в складки в результате встречных перемещений горных пород в горизонтальной плоскости. Если направление силы сдавления вертикальное, то породы могут смещаться, если горизонтальное – то формируются складки. Форма и размеры складок различны. Складки в земной коре образуются на большой глубине, позднее они могут быть подняты на поверхность под влиянием внутренних сил. Так появились складчатые горы: Альпы, Кавказские, Гималаи, Анды. В таких горных системах складки четко заметны в тех местах, где они выходят на земную поверхность.
2. Как возникает землетрясение
Колебания земной поверхности, вызванные тектоническими процессами, вулканической деятельностью или обвалами горных пород, принято называть землетрясениями. Иногда эти колебания могут иметь искусственную природу и являться следствием подземных взрывов, либо другой промышленной деятельностью человека. В мире каждый год происходит около миллиона землетрясений, однако их подавляющее большинство не замечает никто, кроме специалистов, вооруженных соответствующей аппаратурой – настолько они незначительны.
Так, незаметными остаются землетрясения, происходящие на океанском дне: большинство колебаний успешно гасится толщей воды. Только наиболее сильные толчки, обладающие огромной разрушительной мощью, порождают гигантские волны, которые обрушиваются на близлежащий берег, производя огромные разрушения и смывая порой целые города.
Но это, к счастью, происходит очень редко, и основная масса землетрясений регистрируется только специальным сейсмологическим оборудованием.
3. Из-за чего происходят землетрясения?
Наиболее частой причиной землетрясения является тектонический сдвиг в глубине земной коры. Дело в том, что поверхность Земли не является неподвижной, в ней постоянно происходят различные процессы, особенно заметные в районах так называемых тектонических разломов. В этих местах горные породы сдвигаются относительно друг друга, и скольжение огромных масс вызывает внутренние напряжения. Когда энергия такого напряжения накапливается, происходит деформация пород, которая сопровождается либо образованием трещины, либо наоборот – сжатием и вспучиванием в месте разлома. Ударная волна, образующаяся вследствие этого процесса, распространяется порой на сотни и даже тысячи километров, вызывая колебания земной поверхности. Ученые выделяют сейсмические волны двух типов: сдвига и сжатия.
Выполнить следующий опыт.
Образования молодых гор. | Вам понадобится: четыре бумажных полотенца, стакан воды. Подготовка: сложите полотенца стопкой на столе; сложите стопку пополам; намочите полотенца. Ход эксперимента: положите руки ладонями по краям полотенец; сдвигайте ладони вместе с ним. | Цель эксперимента: показать, как силы сжатия воздействуют на движение коры. | Что получилось? На бумажной поверхности видны многочисленные складки Почему? Вы руками сдвигаете полотенца к центру. Чтобы поместить на уменьшающемся пространстве, бумага деформируется, образуя складки. Когда различные силы воздействуют на земную кору с противоположных сторон, сжимаемый участок меняет форму и на нем образуются складки. | Силы сжатия воздействуют на движение коры и образованию молодых гор |
Образование молодых гор.
IV. Закрепление пройденного материала
1. Что такое землетрясение?
2. Какое бывает движение земной коры?
3. Как возникает землетрясение?
4. Что такое шкала Рихтера?
5. Какие нужно совершать действия при землетрисении?
V. Итоги урока
Земна́я кора́ — внешняя твёрдая оболочка (кора) Земли, верхняя часть литосферы. С внешней стороны большая часть коры покрыта гидросферой, а меньшая находится под воздействием атмосферы.
Землетрясения возникают в результате разрывов и смещений в земной коре, проявляясь толчками и сотрясением.
Однако учение до сих пор не могут предсказать момент землетрясения заранее.
VI. Домашнее задание
Параграф 22 читать, вопрос №10, стр.76 – письменно.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.76 (0.008 с.)