Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Урок № 1. Тема: «введение в предмет география»
Тип урока: Урок изучения нового материала (открытия нового знания)
Цель: Формирование у обучающихся представления о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимается.
Задачи:
Образовательные: рассмотреть спектр наук о природе; раскрыть термин «география»; познакомить с географическими науками; сформировать представление о значении географии как науки.
Развивающие: развивать самостоятельную деятельность обучающихся; заложить основы мотивации изучения географии; сформировать навыки практической деятельности; развивать речевую культуру обучающихся; развивать творческие и коммуникативные способности.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, любознательности; воспитывать взаимопонимание и сплочённость в совместной деятельности; формировать культуру общения при работе в группе.
Оборудование: 5. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. – М., Дрофа, 2013., презентация, атлас 6 класс, физическая карта мира.
Этапы урока
| Формируемые умения
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Организацион-
ный момент.
| Метапредметные результаты:
| Приветствует обучающихся.
| Приветствуют учителя.
| Мотивация к учебной деятельности.
| Личностные УУД:
- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| Загадка.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все - и млад, и стар,
Что она - большущий шар.
Вопрос: О чем идет речь в этой загадке?
(Фото Земли из космоса)
Вопросы:
• Вот вид Земли из космоса. Какая она?
• Кто впервые увидел Землю из космоса?
Задание: Послушайте стихотворение и скажите, какая наука изучает всё то, о чём в нём говорится.
Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера,
И даже – моря...
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!
Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!
Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее...
Ну, в общем, всем ясно,
Что наша планета
Сходство имеет.
С портретом поэта.
(Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, горы)
|
Отвечают на вопрос.
Рассматривают фотографии на слайдах.
Отвечают на вопросы.
Внимательно слушают.
Рассматривают слайды.
| Формирование темы урока.
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний
Актуализация знаний
| Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка задачи урока).
Познавательные УУД:
- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.
Личностные УУД:
- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.
Предметные УУД:
- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы;
- уметь составлять схему наук о природе.
| Вопрос: Какая наука изучает всё это? (География)
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Сформулируйте тему нашего урока. (Правильно, тема нашего урока: «Что такое география?»)
- Зачем человеку необходимо изучать географию?
- Попытаемся определить цель нашего урока?
(Раскрыть термин «география», сформировать представление о роли географии в изучении природы)
Давайте выясним, как же возникла наука география?
Задание. Используя текст учебника (стр.6), выясните, что означает слово «география», с каким событием связано его появление?
Само слово «география» появилось более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Книгу с таким названием написал в III веке до н.э. учёный Эратосфен из города Кирена. Она рассказывала о природе стран, лежащих на берегах Средиземного моря.
Итак, Эратосфен первым применил слово «география». В переводе с греческого «география» значит «землеописание».
Физкультминутка для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмём немного
Точки возле наших глаз,
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
География – наука древняя. Долгое время она, действительно, была простым землеописанием. Люди путешествовали, открывали новые земли, знакомились с другими народами, изучали их, описывали их нравы и обычаи. И к концу XIX века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной.
Сейчас на земле нет места, о природе или населении которого люди не знали бы ничего. Исследователи поднялись на самые высокие горные вершины, опустились глубоко на дно океана, впервые увидели Землю из космоса и сделали снимки. (Демонстрация слайдов)
География разделяется на две основные ветви: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу земной поверхности, её особенности, а экономическая – население, его хозяйственную деятельность.
Вопрос: Как вы думаете, каково же значение географии для человека?
Люди живут и работают в разных природных условиях, в пустынях и на равнинах, в лесах и степях. Знание особенностей природы помогает им ориентироваться в своих занятиях.
Всё необходимое для жизни воду и воздух, свет и тепло, полезные ископаемые и пищу, человек получает от природы и он должен её хорошо знать, чтобы уметь всем этим пользоваться.
Таким образом, физическая география отвечает на вопрос, где и какая природа, объясняет особенности и разнообразие природы в разных местах. Например: почему у полюсов всегда холодно и их поверхность покрыта снегами и льдами, почему у экватора жарко и там растут влажные экваториальные леса, почему на одних территориях образуются обширные болота, а в других – песчаные пустыни.
Также физическая география отвечает на вопрос, как правильно использовать блага природы, как сделать так, чтобы не навредить ей. Человек, используя природу, может внести определённые изменения и от современных учёных требуется уметь предвидеть изменения в природе в связи с вмешательством в неё человека.
Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
Вопрос: Вспомните, какие ещё науки изучают природу?
Все эти науки взаимосвязаны между собой. Давайте попробуем составить схему наук о природе
Практическая работа № 1. Составление схемы наук о природе.
- Что общего характерно для всех этих наук? Чем они отличаются?
|
Отвечают на вопросы
Ученики предлагают свои названия темы урока. Формулируют цель. (Учитель корректирует)
Работают с текстом учебника. Выделяют главное, отвечают на поставленные вопросы
Записывают определение в тетрадь.
Выполняют соответствующие движения.
Чертят в тетради схему.
Предположения детей.
Внимательно слушают, делают выводы о значении географии
Значение географии
1. Описать природу.
2. Разъяснить особенности природы.
3. Предвидеть возможные изменения в связи с вмешательством в природу человека.
Выполняют соответствующие движения.
Называют науки.
Групповая работа. Сопоставляют названия наук и их определения, составляют схему. Проводят взаимопроверку. Делают вывод.
Все науки о природе. Каждая изучает определённую область природы.
| Рефлексия
| Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные УУД:
- давать определение географии;
- формулировать вывод о значении географии как науки.
| 1. Закрепление новых знаний
- Как переводится на русский язык слово «география»?
- Кого называют «отцом географии»?
- Почему географию называют древней наукой?
- Чем занимается современная география?
2. Самостоятельное применение знаний
Задание. Хорошо подумайте и приведите примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Составить «Синквэйн» по теме сегодняшнего урока.
3. Вывод по уроку.
- Что нового узнали на уроке?
- На какой вопрос мы отвечали на уроке?
4. Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
Красный – я работал отлично, мне всё понятно
Желтый – я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
Синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось
5. Выставление оценок.
|
Отвечают на вопросы поочередно.
Слушают друг друга. Исправляют ошибки.
Приводят примеры.
География
Физическая, экономическая
Изучает, исследует, анализирует
Взаимодействие человека и природы
Земля
Формулируют вывод.
География – это наука о природе, населении и хозяйстве нашей планеты, о законах, по которым она живёт и развивается
Оценивают себя, поднимают соответствующий жетон.
| Домашнее задание
| | Обязательный минимум: § 1, термины и знание схемы.
Повышенный уровень: § 1, подготовка проекта «Естественные науки»
| Воспринимают информацию, выбирают уровень. Осознанно фиксируют информацию (записывают в дневник).
|
Урок 2.
|