Методика организации учебно– исследовательской деятельности по географии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации учебно– исследовательской деятельности по географии



 

На первый план в содержа­нии географического образования, в требо­ваниях к подготовке выпускников по географии в основной и старшей школе выш­ли умения и навыки.

Такой во многом универсальной мето­дикой - является методика организа­ции учебно-исследовательской деятельнос­ти (УИД) по географии.

Под УИД мы понимаем деятельность, для которой характерны внутренняя моти­вация учащегося, особые структурные ком­поненты (выделение проблемы, организа­ция и анализ данных, выдвижение гипоте­зы, проверка гипотезы, формулирование выводов), высокая степень самостоятельно­сти учащегося при осуществлении отдель­ных ее этапов или УИД в целом, получе­ние объективно или субъективно нового результата, обогащающего систему знаний учащегося.

Эффективность методики организации УИД во многом будет зависеть от выбора организационных форм УИД по геогра­фии, видов УИД и способов включения учащихся в эту деятельность.

Условно формы организации УИД можно разделить на две группы, каждая из которых будет включать в себя различные виды исследовательской деятельности уча­щихся, - урочная УИД и внеурочная УИД.

В рамках урока: применение исследователь­ского метода обучения, нетрадиционные формы уроков (урок-дискуссия, урок-кон­ференция, урок-семинар и др.), учебный эксперимент, домашнее задание исследова­тельского характера.

Во внеурочное время: исследовательские практикумы, выпускные экзаменационные работы, образователь­ные экспедиции (походы, поездки, экскур­сии), факультативы и кружки, работа и участие в конференциях, в олимпиадах, конкурсах, школьных УНИО, учебные проек­ты, работа в школьном музее, организация школьных выставок и т. д.

Внеурочные виды деятельнос­ти дают педагогу более широкие возмож­ности для осуществления учебных исследо­ваний со школьниками. Они помогают по­высить познавательный интерес к предме­ту, и учащиеся имеют возможность выби­рать ту сферу географической науки, кото­рая им наиболее близка. Кроме того, вне­урочная деятельность часто помогает ни­велировать различия уровня усвоения учеб­ного материала между сильными и отста­ющими учениками. Внеурочная деятель­ность решает многие воспитательные за­дачи, например, такие, как воспитание бе­режного отношения к природе, формиро­вание навыков социального взаимодей­ствия и т. д. Практически все виды внеуроч­ной УИД могут сочетаться и успешно реа­лизовываться в рамках работы ученическо­го - научно-исследовательского общества (УНИО).

Ученическое научно-исследовательское общество - такая форма внеурочной ра­боты, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, ин­теллектуальных игр, публичных защит, конференций, а также встречи с предста­вителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, со­трудничество с УНИО других школ и мно­гое другое.

    Создание и дальнейшее развитие учени­ческого научно-исследовательского обще­ства является одним из самых продуктив­ных путей организации учебно-исследова­тельской деятельности школьников и реа­лизации профиля образовательного учреж­дения.

 

УНИО систематическая форма

 

 

Секции                                                                                          

филология                                                                              физика

                химия           география

Географические вечера

• Просмотр видеофильмов

• Отчеты о школьных исследовательских      экспедициях

• Вечера вопросов и ответов

• КВН, игры, викторины

• Обсуждение журналов и книг

• Встречи с преподавателями науки и образования

Туристско-краеведческая работа                                 

• Походы

• Экскурсии

• Школьные исследовательские экспедиции

• Выездные учебные практикумы

Географические конференции

• Чтение докладов и сообщений

• Написание и презентация работ исследовательского характера

• Диспуты и дебаты

• Подготовка и представление компьютерных презентаций на определенную тему

Сбор, обработка, систематизация и обобщение географической информации

• Дежурная карта

• Создание картотек различной тематики

• Создание банка рефератов по географии

• Работа с обучающими компьютерными программами

Географические олимпиады и конкурсы

• школьные

• областные

• всероссийские

• международные

Неделя географии (вечера, экскурсии, походы, игры, доклады, тематические выставки, конкурсы и т.п.)

 

Практика показывает, что в работе УНИО активно используются техноло­гии круглого стола, дискуссии, дебаты и другие эффективные инструменты развития научного мышления, умения формулиро­вать и отстаивать свою точку зрения, слу­шать собеседника, анализировать аргумен­ты, оперировать фактами.

Кульминационным моментом в иссле­довательской деятельности школьника яв­ляется защита учебно-исследовательской работы. Огромную роль при оценке защи­ты УИР играет качество доклада по ее ре­зультатам. Для подведения итогов деятель­ности и поиска основных направлений и перспектив работы УНИО широко исполь­зуется такая форма работы, как школьная научно-практическая конференция.

В расшифровке аббревиатуры УНИО не случайно присутствует слово «обще­ство». УНИО как сообщество детей и взрослых несет в себе большой воспита­тельный потенциал. Кроме работы над учебными исследованиями ребята могут получить в УНИО опыт самоуправления, развития своих коммуникативных спо­собностей, а также приложения своих творческих сил в области искусства и ли­тературы.

    Высокая эффективность данной методики организации УИД по географии учащихся профильных классов подтверждается: высоким качеством овладения учащимися предметным содержанием школьного курса географии; сокращением учебного времени на овладение учащимися предметным содержанием школьного курса географии; изменением мотива учения; повышением интереса к творческой и исследовательской деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.006 с.)