Литературный обзор проблемы методики формирования экспериментальных умений на основе межпредменых связей с физикой в начальном курсе географии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературный обзор проблемы методики формирования экспериментальных умений на основе межпредменых связей с физикой в начальном курсе географии.



Для литературного обзора был проделан сбор нормативного и научно-теоретического материала по методикеформирования экспериментальных умений на основе межпредменых связей с физикой в начальном курсе географии.

Решение экспериментальных задач опирается на ранее приобретённые экспериментальные умения и навыки. Таким образом, необходима определённая экспериментальная база, которая входит составной частью в то или иное конкретное экспериментальное умение. В некоторых случаях возможны различные варианты решения экспериментальной задачи. Хорошо сформированные умения предполагают «видение» этих вариантов, их анализ и выбор оптимального варианта.

После нахождения общей идеи решения составляется план решения, т. е. определяется логически обоснованная последовательность этапов решения, ведущих к конечной цели. При этом возникает важная задача – определение обстоятельств, которые могут повлиять на точность экспериментального результата и устранение этих обстоятельств или возможное уменьшение их влияния на результат.

Ещё одной важной характеристикой сформированности соответствующего экспериментального умения является умение рационально отбирать необходимые для эксперимента приборы и материалы. В состав экспериментальных умений следует включить оценку погрешностей результата и выводы. На ранних уровнях обучения оценка погрешностей делается по-разному, даже на первой ступени понятие о погрешности результата, приблизительной её оценки, выявление причин, от которых зависит погрешность, должны войти в состав экспериментальных умений учащихся. Без этого просто нельзя правильно оценить результат. Итак, основные элементы, включаемые в понятие «экспериментальные умения» учащихся:

1. Знание необходимого теоретического материала и умение применять его к решению нестандартных экспериментальных задач по данной теме.

2. Наличие экспериментальных умений входящих в состав данного экспериментального умения как его «база».

3. Умение анализировать возможные варианты экспериментального решения задачи и выбирать оптимальный вариант.

4. Умение планировать эксперимент.

5. Умение осуществлять рациональный отбор приборов и материалов.

6. Умение оценивать погрешности результата эксперимента.

7. Умение делать выводы.

Под экспериментальными навыками понимают действия, связанные с постановкой физического эксперимента, выполняемые учащимися без предварительного размышления, то есть ставшие автоматизированными вследствии многократного их применения.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что методисты уделяют большое внимание использованию различных средств обучения географии, в том числе приборов, инструментов и опытов: «поскольку объектом изучения является территория, то очевидно, что она должна быть показана или в натуре или настолько ярко охарактеризована по картине, фотографии и тому подобное, чтобы учащиеся могли создать себе живой образ, близко соответствующий действительности». Таким образом применение различных средств обучения помогает осуществлять главный принцип преподавания географии – наглядность.

Реализация этого принципа в обучении происходит в частности и на практических занятиях и на экскурсиях в природу и при проведении опытов. Расцвет практической деятельности школьников и использование опытов при обучении географии можно встретить в методической литературе 50-60-х годов. В ней описаны не только работы выпускаемых промышленностью приборов и инструментов, но и предлагаются способы само оборудования.

В 70-х 80х годы школьные программы менялись, насыщались разнообразными научными понятиями, номенклатурой, вытесняя практические работы. В ней отсутствуют конкретные практические советы молодому учителю.

Всё это отрицательно сказалось на знаниях учащихся, которые зачастую не владеют навыками работы с простейшими инструментами и приборами и не могут провести простейшие опыты.

Методическая литература тоже изменялась не в лучшую сторону. В большинстве своём она трудно воспринимается учителем из-за запутанных, громоздких фраз, за которыми теряется смысл.

Сегодня программы требуют усовершенствования, по линии увеличения времени на практические работы и опыты.

Что же можно сегодня предложить учителю в качестве руководства по практическому использованию опытов, исходя из требований программы?

Конкретную поурочную методику обучения географии в 6 классе с использованием географической площадки и частично с проведением опытов давали в 70х – 80х годы Эрдели В.Г. и Самакаева Х.А.

Теоретическую подготовку по использованию средств обучения можно получить, изучая работу Голова В.П. Учебное пособие предназначено для студентов географических специальностей. Цель пособия – познакомить студентов со спецификой средств обучения географии и помочь им в овладении современной методикой их использования в условиях кабинетной системы преподавания. Учебное пособие содержит материал, необходимый не только для практической работы учителя, но и теоретического осмысления проблем, связанных с дальнейшим развитием и использования средств обучения географии. В ней дана характеристика средств обучения, в том числе приборов и инструментов, показаны их функциональные и дидактические возможности, раскрывается методика организации работы с ними в процессе обучения.

Теоретическим пособием для учителя является книга под редакцией Матрусова И.В. Он не только раскрывает содержание географического образования в школе, но и предлагает систему методов и приёмов обучения необходимых средств обучения.

В работе Барышевой Ю.Г. обобщён опыт экспериментальной работы института школьного оборудования и технических средств обучения. Особое внимание уделено вопросам обучения учащихся приёмам работы с каждым видом наглядностей. Книга представляет собой подборку научных экспериментов. Она задумана специально для того, чтобы доказать: наука - это не только длинный список фактов. Двести экспериментов выводят школьную лабораторию в повседневную жизнь. Можно получить ответ на многие вопросы, проделав предлагаемые в этой книге опыты.

Она даёт ответ на вопросы:

1. Что такое цель эксперимента? Для чего мы проводим этот опыт?

2. Указывает материалы и список всего необходимого для проведения экспериментов.

3. Предлагает поэтапные инструкции по проведению экспериментов и опытов.

4. Даёт описание ожидаемого результата.

Интересна учителю книга, которая раскрывает общие вопросы методики географии и методики преподавания географии во всех классах средней школы. Авторы стремились, возможно, полнее осветить активные методы преподавания географии и в частности постановку практических работ и упражнений и опытов на основе использования краеведческого материала, чтобы привить умения и навыки, необходимые для осуществления политехнического обучения в средней школе.

Проблемеформированияуменийисследовательскойдеятельностипосвященыработыпедагогов, психологов, методистов(Ю.К. Бабанский. В.В. Давыдов,П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина. Г.И.Щукина. М.М. Верзилин, И.Д. Зверевидр.). Помнениюпедагоговипсихологов,проведенияисследованийявляетсяосновойразвитияволи, внимания, памяти,воображения, мышленияучащихся. Навыкиисследователянеотделимыотуменияосуществлятьсравнение, анализ,синтез, выделятьсущественныепризнаки,делатьобобщенияивыводы. Ученыевобластиметодикобучениярассматриваютотдельныевопросыиспользованияисследовательскойдеятельностиучащихсясцельюформированияпредметныхзнанийиразвитияэкспериментальныхумений. Приэтомпредпочтениеотдаетсявыполнениюучащимисябиологическогоилихимическогоэксперимента(А.К. Грабовой, Д.И. Трайтак).

Однимизпервыхсутьисследовательских, экспериментальных уменийопределилВ.Успенский.Исследовательское экспериментальноеумениевегоформулировке -этоспособностьвестисамостоятельныенаблюдения, выполнятьопыты, котораяприобретаетсявпроцессерешенияисследовательскихзадач. Российскийисследовательвобласти теориииметодикиобученияхимииА.Иодкотрактуетэкспериментальные умениякаксистемуинтеллектуальныхипрактическихуменийучебноготруда, необходимыхдлясамостоятельноговыполненияисследованияилиегочасти. Тоесть, втеорииобученияестественныхдисциплинсформировалосьмнение, чтоисследовательские экспериментальныеумения -этоумениеиспользоватьтотилиинойметодисследованиядлярешенияопределеннойпроблемыилиисследовательскогозадания.

Ценную методическую помощь дают журнал «География в школе». В нём периодически появляются рекомендации по само оборудования процесса обучения географии.

Затрагиваются вопросы использования приборов, инструментов и опытов во внеклассной работе.

Много лет данной проблемой на базе ЕГФ ОГПУ занимался Самакаев Х.А.. В своей работе он приводит примерную программу опытов и наблюдений по сельскохозяйственной метеорологии и фенологии на географической площадке и на аэробиологическом участке, примеры опытов и задач по данному вопросу.

В методике обучения географии исследованы различные аспекты организации УИДУ в учебном процессе: экспериментальные задачи как средство развития исследовательских умений (А.Е. Бойкова); формирование исследовательских экспериментальных умений при выполнении домашнего эксперимента (Е.С. Дементьева); обучение эмпирическим методам познания физических явлений (И.А. Крутова, А.А. Лагутина); обучение школьников выдвижению и экспериментальной проверке гипотез (В.И. Гриценко); особенности формирования исследовательских умений при обучении физике в основной школе (Е.С. Кодикова, А.А. Семенов).

Изучая литературу по проблеме, мы видим, что её очень мало. Точнее отдельные фрагменты даются в классической методической литературе и журналах периодики. Однако о важности использования опытов в обучении географии упоминают многие методисты, авторы учебников и составители программ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.008 с.)