Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы индивидуальной теории Адлера (конструктивные элементы)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель теории Адлера – чтобы служить полезным ориентиром любому чку на пути его более правильного, более нормального и здорового образа жизни и поведения. Т.е.человек, ознакомившись с теорией, д.более правильно осуществлять свое поведение, избирать более правильный образ жизни. Теория Адлера является более простой по сравнению с фрейдовской, ее называют даже экономичной, т.е.она построена на небольшом количестве ключевых моментов, принципов, концептов. Можно выделить 7 таких конструктов, ключевых принципов: Чувство неполноценности и компенсации. Этот принцип был открыт Адлером очень рано, еще когда он сотрудничал с Фрейдом, в 1907 он написал работу «Исследование о неполноценности органа и его психической компенсации». Здесь он исследовал вопрос, почему какая-то одна болезнь беспокоит чка больше, чем другие, и поражает какой-то орган больше, чем другие. Он пришел к выводу, что у одних людей одни органы более сильные, а др.- более слабые. У других людей – сильнее или слабее другие органы. В зависимости от этого чк заболевает определенной болезнью, из-за того, что какой-то орган был неполноценен с самого рождения. Также, если чк болеет к-либо дефектом, он стремится его компенсировать. Так, почти у всех выдающихся людей мы находим дефект к-либо органа. Т.е.создается впечатление, что они оч.страдали в начальной жизни, боролись и преодолевали трудности. Адлер пришел к выводу, что чк м.обладать к-либо физической или психологической неполноценностью, и стремится ее преодолеть. Известный пример – оратор Демосфен, крый был гугнивым, косноязычным, но упражнялся и стал великим оратором. Или пример А.В.Суворова – ребенком был слабым и хилым, но благодаря трудам, упражнениям и закалке стал великим полководцем и генералиссимусом. Т.образом, неполноценность может приводить к большему успеху. Но если эту неполноценность нельзя преодолеть, то тогда появляется чувство, комплекс неполноценности, чувство собственного бессилия. Комплекс неполноценности. Адлер считал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве, и все люди стремятся к превосходству с детства. Но у разных людей чувство неполноценности по разным причинам м.быть чрезмерным. Если оно чрезмерно, то образуется комплекс неполноценности. Т.е.некое преувеличение собственной слабости, несостоятельности. Адлер считал, что в детстве чк испытывает три вида ожиданий, которые способны развивать комплекс неполноценности. - неполноценность органов; - чрезмерная опека родителей; - отвержение со стороны родителей. Положительным явлением здесь может быть стремление преодолеть комплекс неполноценности, стремление к превосходству, но может возникнуть и комплекс превосходства – выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные способности или свое социальное положение. Например, чк м.быть убежден, что все остальные дураки, а он умнее других. Этот чк стремится на каждом шагу демонстрировать свои превосходства – свои знания, умения, интеллект, превосходство, эрудицию, вообще все, что он знает. Т.е. в любом случае чк стремится представить из себя нечто большее, чем он на самом деле из себя представляет. Обычно такой чк бывает хвастливым, высокомерным, эгоцентричным, саркастичным. Испытывает удовлетворение, когда может «посадить в лужу» другого чка. Т.е. комплекс превосходства представляет собой некую гиперкомпенсацию сознания его собственного комплекса неполноценности, указывает на его собственное духовное или нравственное убожество, стремление его компенсировать. Стремление к превосходству Адлер считал, что чувство неполноценности является источником всех человеческих стремлений к саморазвитию, к совершенству, росту, компетентности. Но какова конечная цель этого стремления? М.быть, для того, чтобы достичь постоянства и целостности? Или чтобы избавиться от чувства неполноценности? Или чтобы доминировать над др.людьми или чтобы достичь к-то высокий статус? Взгляды Адлера по этому поводу менялись на протяжении его жизни. Он искал ответы на эти вопросы – какая сила управляет человеческим поведением, какая сила движет людьми. Сначала Адлер считал, что такой силой является агрессивность. Т.е.это похоже на фрейдовский инстинкт танатоса. Потом, позднее, он стал считать, что в основе лежит стремление к власти. Затем – Адлер отказался от такой т.зрения, и выдвинул теорию стремления к превосходству. Это более широкий взгляд, более универсальное положение. Т.е. стремление к превосходству отличается от комплекса превосходства. Т.е. стремление к превосходству является фундаментальным законом человеч.существования. Жизнь любого человека нельзя представить без этого стремления. Это стремление возвыситься от неспособности – к способности, от несовершенства – к совершенству, от неумения решать к-либо задачи – к умению их решать. Т.е.это некая потребность, края развита у всех людей. Это некая движущая сила, крой сам Адлер придавал универсальное значение. Это главный мотив всей индивидуальной теории личности Адлера. Каким является это стремление – врожденным или приобретенным? Адлер считал, что врожденным, и что оно никогда чка не покидает. И это стремление к превосходству и есть сама жизнь, считал он. Однако это чувство надо в себе и воспитывать, развивать. Т.е.чк д.стремиться к тому, чтобы реализовать свой человеч.потенциал, свои возможности. Каждый чк реализует в себе возможности, крые даны от рождения. Хотя, конечно, каждый чк идет своим путем. Процесс стремления к превосходству, считал Адлер, начинается на 5м году жизни. В это время у чка появляется жизненная цель, сначала она еще полностью в не осознанной форме, а затем она мотивируется и придает смысл всей его жизни. Стиль жизни Сначала Адлер называл этот принцип «жизненным планом» или «путеводным образом», затем уже стал называть стилем жизни. Это уникальный план, способ приспособления к жизни, адаптации к ней. Особенно это касается способов достижения поставленных целей. У каждого чка свои задачи и цели, и способы их достижения. Все это называется стилем жизни по Адлеру. Т.е.стиль жизни включает в себя уникальное соединение различных черт характера, привычек, способов поведения, крые в совокупности определяют оригинальность и неповторимость данной человеч.личности. В основе стиля жизни, как считал Адлер, важную роль играют механизмы преодоления неполноценности, механизмы компенсации неполноценности. Адлер считал, что в детстве все люди чувствуют себя неполноценными – либо в реальности, либо в воображении. Это побуждает их к-либо образом компенсировать свою неполноценность. Например, ребенок с плохими физич.данными стремится выработать в себе атлетические качества. Это вырабатывает стиль жизни, направленный на преодоление некой приниженности. Так возникает чувство превосходства. Адлер считал, что стиль жизни вырабатывается в возрасте 4-5 лет. Затем жизнь проходит уже без особых изменений, сохраняется лишь тенденция к совершенству. Т.е. структура личности фактически уже не меняется (и Фрейд так же считал). Это становится «главным стержнем» поведения в будущей жизни, и от этого зависит, каким сторонам жизни чк будет уделять больше или меньше внимания. Т.е.все силы души будут организованы в одно целое. Отчасти с Адлером в этом вопросе можно согласиться (что в возрасте 4-5 лет поведение ребенка формируется). Отчасти это так. Но большинство авторов все-таки считают личность изменяемой на протяжении всей жизни. Адлер считает, что все задачи в жизни суть аспекты одной и той же ситуации, которая заключается в том, чтобы жить в том окружении, которое существует вокруг него. Адлер отмечает при этом, что стиль жизни неповторим, он у каждого свой. Социальный интерес Не совсем точный перевод нем. «Гемайншафтсгефюль» (чувство общества). Но общий смысл – что чк живет в социальном контексте. Поначалу Адлер говорил, что люди мотивированы ненасытной жаждой доминирования над др.людьми. Даже в семье, например, одни доминируют над другими. Но затем Адлера стали упрекать, что он утверждает эгоистические мотивы и скрытый дарвинизм, борьбу за выживание и за господство. Затем Адлер смягчил концепцию и стал говорить о социальном побуждении, социальном интересе, чувстве солидарности, общности со всеми. Человек – существо социальное. Еще Аристотель говорил, что «чк – политическое животное». Его развитию социального интереса способствуют сначала мать и отец, члены семьи. По Адлеру, социальный интерес является критерием психического здоровья (т.е.нормальному чку он присущ, а если чк является эгоистом, то это говорит о его психической патологии, что у него не все нормально). Т.е.если человек о ком-то заботится, ему важно кому-то помочь и т.д. Также и Фромм считал, что если человек эгоист – это одно явление ненормальности, а если общество состоит из эгоистов – то оно порождает национализм и ненависть к другому народу, и что это тоже ненормально, т.к.национализм есть общественный эгоизм. Патриотизм же – это другое, положительное явление. Типы личности и их установки, связанные с социальным интересом (по Адлеру): Во-первых, каждый тип характеризуется определенной степенью активности. Эта степень формируется в детстве, и у разных людей она выражается по-разному, начиная от вялости и апатичности до неистовой предприимчивости. Во-вторых, у человека развивается чувство эмпатии ко всем людям. (от греч.пафос – страсть, болезнь, страдание, воодушевление – в зависимости от контекста, и предлог «эн»= «в»). Эмпатия – способность человека уметь понять внутренний мир др.человека, его переживания, чувства. В терминологии Адлера это и называется «социальный интерес». Социальный интерес по Адлеру – это основной критерий психологической зрелости. Если он существует, значит, можно говорить о психологич.зрелости данной личности. В-третьих, в противоположность социальному интересу существует эгоистический интерес. Т.образом, тип личности будет характеризоваться сочетанием этих трех факторов. Адлер также говорил, что каждая личность стремится к превосходству, к совершенству, целостности. Но это стремление не м.описать никакая типология. Но, с др.стороны, Адлер считал, что типология помогает и облегчает понимание поведения человека. Типы: 1 - Активность м.сочетаться с социальным интересом, тогда она будет играть конструктивную роль. Здесь мы имеем социально полезный тип. (Т.е.один положительный тип). Если же активность сочетается с эгоистическим интересом, она играет деструктивную роль. Такие отрицательные типы можно разделить на три группы: 1 – Управляющий тип, 2- Берущий, 3 – Избегающий. (Фромм называет, правда, 5 типов, а Адлер – таким образом, 4 – один положительный и три отрицательных). Управляющий тип. Это люди с незначительным социальным интересом, это натуры самоуверенные, напористые, наглые. Они активны только в своем личном, эгоистическом плане, а не в социальном. Их поведение совершенно не включает в себя заботу о благополучии др.людей. Для них характерна установка превосходства над внешним миром, над всеми остальными людьми. Если они сталкиваются с какими-то жизненными задачами, проблемами, то они решают их в своей характерной для них враждебной антисоциальной манере. Т.е.это их стиль жизни – враждебное, антисоциальное отношение ко всем. Например, говорил Адлер – юные наркоманы. (Мне кажется [о.Платон], все-таки, что это не совсем удачный пример, т.к.юный чк – еще не устоялся, это д.быть взрослые люди. Лучше привести пример «лиц кавказской национальности», такой тип кочевой культуры, которые грабят и отнимают в одном месте, идут в другое место и там делают то же самое, так кочуют с одного места на другое. А тип земледельческой культуры – это социально полезный, когда люди находятся на одном месте и работают). Берущий тип. Люди относятся к внешнему миру паразитически. Паразит – от греч. «пара» - приставка «при», и глагол «жить», зин. Т.е.жить при ком-то. Удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других, у них нет социального интереса. Их основная забота – получить от своих людей как можно больше, намерены только получать, а ничего не отдавать. Однако в отличие от управляющего типа обладают низкой степенью активности, так что не могут причинить много страданий другим людям, если только моральные страдания причиняют. Например, люди, которые постоянно просят, а сами ничего не дают. Но если им ничего не дают, они агрессии не проявляют. «Все люди братья, люблю с них брать я». Избегающий тип. Степень активности еще меньше. У людей этого типа также нет достаточного социального интереса, но у них нет и активности для решения своих проблем. Они больше всего боятся в жизни неудач, поэтому они не стараются стремиться к успеху, к достижению целей. Их поведение является социально бесплодным. Их жизнь характеризуется бегством от решения жизненных задач и трудностей. Они уклоняются от всего, что грозит возможностью к-либо неудачи. Т.е.их принцип, стиль жизни – избегать всех проблем. Например – чеховский «человек в футляре», гончаровский Обломов. Он живет по принципу «как бы чего не вышло», зачем предпринимать что-то новое, за что-то браться. Раньше монахов любили обвинять, что они ничего не делают, живут на всем готовом, не трудятся, «не приносят пользы» обществу, людям – как, например, у Достоевского старик Карамазов. Или на западе сегодня говорят – пусть монахи занимаются социально полезной деятельностью. В христианском же понимании монах – это самый социально полезный тип, т.к.оно преображает, спасает мир. Достоевский и показал это в своем романе. Монашество является ноуменальной основой всего мира, мир существует и благоденствует не сам по себе, не в силу своей социальной деятельности (это все суета), а благодаря монашескому деланию, которые молятся о благоденствии всего мира. Социально полезный тип. Этот тип – воплощение психологической зрелости, по Адлеру. Этот человек стремится к сотрудничеству с др.людьми, не т.ради своей личной заинтересованности, но и ради общего блага, общего успеха. У этого чка есть чувство эмпатии, т.е.он способен понять внутр.мир др.человека. Смысл эмпатии – «побывать в чужой шкуре», пережить состояние др.чка. Этот чк социально ориентирован, он проявляет истинную заботу о др.людях и заинтересован в общении с др.людьми. Этот чк вносит свой вклад в общее сотрудничество, в общее благоденствие др.людей. В описании Фромма этот чк характеризуется как «конструктивный характер». Итак, по Адлеру, двухмерная установка (активность и социальный интерес) определяет типы личностей и те стили жизни, где проявляются жизненные установки чка. Однако можно заметить, что социально полезный тип также может зависеть от степени активности чка.
Творческое «я» Творческое «я»: 1) ответственно за процесс развития, творческого формирования человека как личности; 2) оно представляет собой тайну и непостижимость. Адлер считал, что каждый чк ответственен за процесс своего становления и формирования. Это правильно. Ответственен за то, как себя ведет, какой у него стиль жизни. Каждый ребенок рождается с уникальным генетическим набором, но очень скоро, благодаря общению с окружающими, он приобретает свой социальный опыт. Поэтому человек – это влияние факторов и генетического, биологич.характера, но и окруж.среды. И Адлер говорит, что чк – это нечто большее, чем простая сумма этих факторов. Каждый чк – это тайна, глубина. Адлер говорил, что эти факторы составляют лишь как бы «строительный материал», из которого строится личность. А как личность строится, это зависит от самого человека. Здесь можно вспомнить отрывок из ап.Павла, где он говорит, что каждый строит из разного материала и т.д. Т.е.чк ответственен за свое отношение к жизни, за свой стиль жизни, за свое творчество. Адлер ставил вопрос – откуда берется творческая сила, жизненная энергия человека, психическая энергия? Фрейд отвечал, что человек черпает ее из ид. Но если биологич.природа чка одна, то почему бывают разные энергетические типы? Одни люди – активные, другие – пассивные. Адлер не давал ответа на этот вопрос. Человек – это тайна, и его нельзя объяснить какой-нибудь теорией.
Порядок рождения Адлер обратил внимание на порядок рождения как на осн.детерминанту тех установок, крые сопутствуют формированию стиля жизни. В разной среде они формируются по-разному. Адлер рассматривает ситуации, когда в семье ребенок является первым, или единственным, или последним. Разное социальное окружение зависит от того, каким по счету рождается ребенок. Адлер был первым автором, крый обратил на это внимание. Первый, старший ребенок в семье. Согласно Адлеру, его положение можно считать завидным. Он получает безграничную любовь родителей, вокруг него сосредоточено все внимание. На это также обратит внимание Эрих Фромм. Он сказал, что чк еще до рождения находится в состоянии абсолютного солипсизма, он считает, что кроме него никого не существует. А когда рождается, узнает, что кроме него существуют и др.люди, но все равно он считает себя центром универсума, мирового бытия, что все существует для него и все должны ему служить. Т.е.этот солипсизм превращается в наивный детский эгоизм. Когда рождается второй ребенок, положение первого радикально меняется. Все внимание родителей обращается на него, а на первого внимания меньше. Тогда он испытывает потрясение. Адлер говорит, что такое потрясение испытывает монарх, который лишается трона, но это преувеличение, конечно. Тем не менее, он это правильно заметил. И такое потрясение, переживание делает ребенка консерватором в том смысле, что все старое было хорошее, а все новое плохое, потому что раньше ему было хорошо, а теперь плохо. Также Адлер отмечал, что старший ребенок предположен к лидерству в обществе, т.к.он привык в семье быть лидером. Он хранитель семейных установок и моральных стандартов. Однако это не всегда бывает в действительности. И когда рождается второй ребенок, то первый вырабатывает стратегию выживания, ему надо выживать, зарабатывать свои привилегии. Единственный ребенок – его позиция уникальна. У него нет конкурентов. Он долго находится под контролем родителей, и поэтому всегда ждет заботы от других, привык, чтобы о нем заботились. Его главные особенности – эгоцентризм и зависимость от других. У него могут быть трудности во взаимоотношениях со сверстниками и коллегами. Второй или вообще средний ребенок. Когда он рождается, то видит, что с самых первых шагов его жизни темп жизни, его стандарт – задает его старший брат или сестра. Поэтому он старается во всем следовать старшему брату и сестре и ни в чем не отставать. Так, его темпы развития более быстрые, раньше м.научиться ходить и разговаривать. Поэтому у него м.развиться честолюбие и соперничество, т.к.может обгонять своих старших братьев и сестер. Может стараться им доказать, что он лучше, ориентирован на достижение и успех. Стремится к превосходству и добивается его. Но в жизни бывает так, что непомерно высокие цели повышают возможность неудач. Т.е.он м.быть далеким от реализма в решении жизненных проблем. Младший или последний ребенок. Его положение по Адлеру тоже уникально, потому что он, во-первых, не испытывает такого потрясения, как первый, второй и другие, после которых рождались младшие дети, т.е.не испытывает «лишения трона». Он в семье малыш, баловень, окружен вниманием, любовью и заботой и родителей, и старших братьев и сестер. Также он пользуется вещами старших братьев, например, донашивает их одежду. И он видит, что у старших больше привилегий, чем у него, им многое разрешают, позволяют, а ему нет, т.к.он еще маленький. Берут, например, куда-то в поездку. И он может испытывать чувство неполноценности. Но у него более высокая мотивация, т.к.он старается превзойти старших, т.е.м.стать честолюбивым и добиться успехов на профессиональном поприще, преуспеть. Многие замечания Адлера, конечно, являются верными, но они верны только до определенного масштаба, нельзя считать, что это всеобщие, безусловные правила и что они действуют как некий всеобщий безусловный закон. Тем не менее, они не лишены объективного смысла. Это стереотипные описания старшего, среднего и младшего ребенка, и не всегда стиль жизни их сводится к этим описаниям.
7. Фикционный финализм. Это идея, объясняющая стремление чка к превосходству на протяжении всей жизни. Т.е.какая-то конечная цель, на крой личность фиксирует свое внимание. Согласно идее фикционного финализма поведение чка подчинено тем целям в отношении будущего, крые он намечает сам для себя. Т.е.поведение зависит от этих целей. Т.е.что он в будущем должен достичь, кем стать. На формирование этой идеи повлияло знакомство Адлера с книгой нем.философа Ханса Вайингера «Философия возможного» (1911). Это было время, когда Адлер порвал с Фрейдом. В этой кн.развивается идея о том, что на людей влияет в большей степени ожидание отношений в будущем, чем переживания в прошлом. Ожидание относительно будущего, чк всегда ждет от будущего, что что-то будет. Это происходит не только в детстве или юности, но и в преклонном возрасте все равно чк намечает какие-то планы, старается их осуществить. Например, что пойдет на охоту, на рыбалку, пойдет в путешествие, что-то построит и т.д. Хотя надо, конечно, надо думать о том, о чем молится Церковь. Но люди часто не всецело погружены в духовную жизнь, а некрые и вообще далеки от нее, думают о мирском, суетном, временном, преходящем. Хотя Эриксон показал, что чк в преклонном возрасте всецело живет в прошлом, тем не менее, перспективы он тоже имеет. Адлер развивал мысль о том, что люди ставят перед собой такие цели, соотнесенность крых с реальностью нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Т.е.нельзя сказать сразу, цель реальна или нереальна, можно или нельзя ее достичь. И все могут удивиться, что чк достиг, казалось бы, неосуществимой цели. Но эта цель, какой бы она ни была, оказывает влияние на поведение чка, эта фиктивная цель. В ее основе лежит стремление чка к превосходству. Она является результатом индивидуального уникального решения. Стремление к превосходству как фиктивная цель субъективно воспринимается как достижение идеала, крый дает объяснение и смысл всей индивидуальной жизни. Т.е.без достижения этой цели чк не видит смысла жизни, не воспринимает ее назначения, сущности. А когда ставит конкретную цель, ориентируется на ее достижение – тогда его жизнь наполняется смыслом и полнотой. Т.е.Адлер считал, что фиктивные цели играют роль ориентиров в повседневной жизни. Все поведение чка подчинено этой цели. Фиктивные могут быть опасными или полезными для общества и для личности. Пример опасной цели – деструктивная фикция. Например, фанатизм революционера, нациста, сектанта, террориста. И ошибка в своем мировоззрении всегда ведет к ошибке в практической деятельности. Но если фиктивная цель направлена, например, на профессиональный успех, совершенствование квалификации, она является общественно полезной, заключает в себе социальную пользу. Часто, если чком руководит принцип высокомерия, гордости, заблуждения, он становится сектантом. И он не м.сознаться перед самим собой, что он совершил ошибку, потому что логика такая – разве мог я ошибиться в своем выборе, разве мог я пойти по ложному пути? И такой фанатизм есть ни что иное, как слишком подавленное сомнение.
Выводы по Адлеру Многие считали Адлера неофрейдистом, но это не так. Он предшественник современной гуманистической и феноменологической психологии. Свобода и детерминизм. Адлер признает свободу личности. Более того, он даже говорит, что в жизни чка нет ничего причинно обусловленного, нельзя говорить о причинности и детерминизме. Такой принцип, как свобода и творческое я – берет из природного материала для формирования личности то, что считает нужным. Фрейд же был напротив, детерминистом. В то же время в психологии Адлера идея свободы не является абсолютным. Стиль жизни обусловлен и условиями детства, порядок рождения также влияет на судьбу чка, влияние комплекса неполноценности и т.д. Все-таки элементы детерминизма в концепции Адлера есть, но в целом он придерживается принципа свободы, что особенно ярко проявляется в разработке его концепции творческого я. Рационализм или иррациональность. Фрейд считал поведение чка иррациональным. Адлер же напротив, склоняется к рационализму. Это следует из его теории творческого я. Но в то же время он допускал, что не все люди сознают свои фиктивные цели, многие не понимают значение этих целей в своей жизни. Для них эти цели остаются туманными, неизвестными. Т.е.элементы иррациональности присутствуют, но все-таки Адлер склоняется к рациональному. Холизм или элементаризм. Само название (индив.психология) говорит о том, что Адлер склонялся к холизму, что личность – это единое неделимое целое. Благодаря своей неделимости личность достигает своей максимальной целостности. Я является единым, неделимым. Конституционализм или инвайронментализм. Здесь позиции Адлера занимают среднее место. Т.е.он считал, что наследственные факторы определяют человеч.личность. С др.стороны, здесь имеют значение факторы культурные, социальные. На человека влияют и те, и др.факторы, они имеют равноценное значение в воззрениях Адлера. И если Адлер и склоняется к чему-то, то скорее к конституционализму, потому что его творческое я само распоряжается тем материалом, крый поставляется из окруж.действительности. Но в целом он занимает среднюю позицию. Изменяемость или неизменяемость. Конечно, он занимает позицию неизменяемости чка, как и Фрейд. Здесь их позиции совпадают. Адлер также настаивал на том, что личность формируется в течение первых 5 лет, и дальше изменения не происходит. Также и стиль жизни формируется к 5 годам, и дальше существенно меняться не будет. Конечно, большинство авторов придерживается др.т.зрения, что чк меняется, напр.Эриксон. Но бывают факты, что чк с детства ставит цель, и она не меняется в течение всей жизни. Например, поставил цель стать моряком или священником. Субъективность и объективность. Адлер полностью разделяет позицию субъективизма. Чк субъективен. На формирование чка влияет не столько объективные факторы, сколько субъективный смысл. Он развивается в ребенке в разных ситуациях – сначала в семье, затем развивается социальный интерес также из субъ.смысла. Особенно отчетливо субъективность проявляется в теории фиктивного финализма – чк в своих воззрениях подвержен субъ.целям. Адлер писал – все, что мы воспринимаем – исключительно субъективно. Чк интерпретирует все события в жизни с т.зрения их субъ.восприятия. Проактивность или реактивность. Конечно, Адлер склонялся исключительно к проактивности. Адлер писал: жизнь чка представляет собой динамическое стремление к превосходству. Жизнь чка – это не реакция на впечатления от жизни, а активное стремление к превосходству. Активная внутренняя индивидуальная динамическая сила, поиск совершенства в жизни. В своих субъ.переживаниях с детства эта сила направлена на достижение своей фиктивной цели. Творческое я тоже ориентировано на достижение цели. Поэтому поведение чка исключительно проактивно, с т.зрения Адлера. Гомеостаз или гетеростаз. Фрейд придерживался т.зрения гомеостаза – что чк стремится к удовл.всех своих потребностей, всех желаний, и этим объясняется поведение чка. Адлер – наоборот, мы встречаем у него ряд высказываний, где угадывается идея гетеростаза. Здесь чком движет постоянное стремление вверх, чку приходится постоянно преодолевать склонности своей природы. Чк стремится к развитию, формированию, превосходству. Т.е.теория Адлера склоняется к описанию действий чка с т.зрения гетеростаза, т.к.осн.смысл жизни чка – стремление к превосходству. Люди принимают усилия для достижения своих целей. Познаваемость или непознаваемость личности. Фрейд считал, что личность познаваема, что ее можно изучить и прогнозировать в будущем – «где было ид, там станет эго». Адлер же считал человеч.природу загадочной, непознаваемой. Элементы метафизики могут быть в теории Адлера, но он, ставя вопросы, многие ответы на них не находит. Т.е.природа чка познаваема лишь в какой-то степени, а до конца она непознаваема. Т.е.элемент трансцендентализма в его психологии имеется. Также он находился под влиянием Вайингера, и считал, что постановка идей, целей человеком – тоже непостижима. Почему один чк собирается лететь в космос, а другой затворяется в монашеской пещере – это непостижимо. Придерживался принципов непознаваемости природы чка. Значение теории Адлера. Эта теория не подвергалась экспериментальной проверке, а психология все-таки является наукой экспериментальной, хотя когда-то была философией. 1 – многие концепты теории Адлера слишком глобальны, их невозможно проверить, формулировки слишком общие и аморфные – стиль жизни, творческое я, социальный интерес, стремление к превосходству, фиктивный интерес и др. 2 – теория не вполне систематизирована, элементы теории сформулированы нечетко. Например – невротический или изнеженный стиль жизни. 3 – эвристическая ценность некрых положений теории Адлера. Среди исследователей вызвала интерес концепция порядка рождения, в этой области проводились опыты. Например, существует коэффициент интеллект.развития – IQ – в западных методиках анкетирования. И вот среди экспериментов в этой области по степени интелл.развития первенцы в семьях превосходили др.детей по этой шкале IQ. Среди президентов США также преобладают первенцы – те, кто в семьях были первыми детьми. Также Адлер предсказывал, что самых младших детей подстерегают проблемы, например, склонность к алкоголизму. Исследования подтвердили, что среди алкоголиков преобладают младшие дети, которые теперь пьют. Интерес к изучению порядка рождения говорят об эвристической ценности некрых положений его теории. Но и в этой области многое является неоднозначным. Оценка соц.интереса представляет несомненную трудность. И сам Адлер возражал против применения психологич.тестов для проверки его теории. Как и все другие психологи, кстати – Юнг, Фрейд и др. Тем не менее разрабатываются разные шкалы психологич.тестов.
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ 1875-1961 «Аналитическая психология» - теория личности Юнга. Юнг считал, что поведение чка мотивировано некими внутренними духовными силами, интрапсихическими силами, некими образами. Но происхождение этих внутренних сил, образов – уходит в глубокое историческое прошлое, вглубь эволюции. Т.е.и Фрейд, и Адлер, и Юнг, и Фромм – исходили из того, что чк – это продукт эволюции. Никто из них не рассматривал чка как творение Божие. У Фрейда была энергия либидо, но в отличие от Фрейда Юнг толковал эту энергию как некую диффузную, рассеянную жизненную силу. И она проявляется разными путями. Эта диффузная жизненная сила проявляется – в религии, в стремлении к власти, другими разными путями. И эта энергия либидо может концентрироваться в различных потребностях чка – биологических, духовных. Т.е.теория Юнга отличалась от фрейдовской. В своем подходе к изучению личности Юнг создал свою уникальную теорию. Биографический очерк Родился в Швейцарии, маленький гор.Кессевиль, 1875. Вырос в г.Базеле. Был единств.сын в семье реформаторского пастора швейцарской церкви. С самого детства был глубоко погружен в себя, свои мечты, думы. Был глубоко интравертированным ребенком. [Однако детство у Юнга было немного мрачным. Отец – еретик с православной т.зрения, мать – была медиум, могла вызывать духов, бабушка – колдунья. Существует даже такое мнение, что Юнг был сам причастен к некоему оккультному знанию, и эти знания он пытался облечь в такую наукообразную форму. Однако это только предположение.] Был колоссально образованным. Очень много читал, в т.ч.философскую и религиозную литературу. Много размышлял. У него даже была мысль, что он обладает неким абсолютным таинственным знанием, знает ключ к тайне всей природы. В школьные годы бал поглощен мечтаниями и видениями сверхъестественного характера. В Базельском университете получил высшее медицинское образование. В 1900 получил медицинскую степень по психиатрии. Ассистент в Цюрихе. Прочитал Фрейда «О видениях». 1907 – встреча Юнга с Фрейдом в Вене. Образованность Юнга произвела на Фрейда большое впечатление. Фрейд был поражен его эрудицией. В 1910 Юнг был избран первым президентом международной Психоаналитической ассоциации. Фрейд не пожелал быть президентом, т.к.его еврейское происхождение слишком бы бросалось в глаза для такой должности. В 1913 г.отношения между этими двумя учеными были прерваны. В 1914 г.Юнг сложил с себя полномочия президента, вышел из этой ассоциации, и больше Фрейд и Юнг не встречались. Первая мировая война произвела большое впечатление на Юнга, он переживал в это время тяжелый духовный кризис. Он даже отказался читать лекции в Цюрихском университете. Это было время (1914-18 г.), когда Юнг был одержим изучением собственных снов, фантазий, был очень в себя погружен, не видел реальной жизни вокруг себя. Некрые авторы даже отмечают, что Юнг был на грани умопомешательства. Но к концу Первой мировой войны Юнг взялся за разработку своей теории личности. В основу своего подхода он положил человеческие устремления и потребности. Дальнейший период жизни Юнг посвятил путешествиям по всему миру, читал лекции. Изучал при этом культуру разных стран, континентов, народов – Америки, Африки, Азии. Это давало Юнгу богатый материал, возможность расширить свои представления о природе человека, чтобы чка представлять во всей его сложности и многогранности. Жизнь окончил в г.Кустнахте, Швейцария, в возрасте 86 лет, в 1961. Труды Юнга были изданы на англ.языке в 8 томах. Осн.труды: «Учение о комплексах», «Психологические типы» (был у нас опубликован еще в 20х годах), «Структура души», «Архетипы и коллективное бессознательное». Осн.труд – «Аналитическая психология». Читать его трудно. Язык сложный, порой противоречивый. Теория Юнга является трудной для восприятия, потому что она представляет собой комплекс разных идей, взятых из разных областей знания – философии, психологии, археологии, литературы, богословия. И также у него загадочный авторский стиль. И все это делает трудной задачу по изучению его наследия.
Структура личности Наряду с термином «личность» Юнг употребляет термин «душа» как его синоним. С богословской т.зрения это, конечно, не так – душа относится к природе, а личность – это ипостась. Так, согласно Юнгу, личность состоит из трех отдельных взаимодействующих структур: эго (Я), личное бессознательное, коллективное бессознательное. Фрейд отрицал допустимость коллективного бессознательного, т.к., возможно, он завидовал Юнгу, сожалел, что сам не выдвинул такую идею, ему было обидно, что он до этого не додумался. Эго – центр сферы сознания. Конечно, все это очень условно. Например, можно взять ребенка в процессе развития – сначала он не называет себя «я», а только по имени. А потом уже, по аналогии, начинает употреблять местоимение «я». Эго представляет собой компонент души, «психи». Этот компонент включает в себя все мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым она чувствует свое целостность, постоянство. Т.е.это то, что чк в данный момент чувствует, понимает, воспринимает. Эго – основа нашего самосознания. С помощью эго чк оценивает собственную сознательную деятельность. Личное бессознательное – это область подавленных и забытых конфликтов и воспоминаний, впечатлений. Им не хватает яр<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.016 с.) |