Экзистенциальные потребности и социальные типы характера по Фромму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенциальные потребности и социальные типы характера по Фромму



По Фромму экзист.потребности не имеют ничего общего с учением Фрейда об инстинктах (гедонических и агрессивных). Фромм считал, что конфликт, крый переживает чк – между стремлением к свободе, с одной стороны, - и стремлением к безопасности, с другой. Поэтому все люди, когда реализуют свои экзист.потребности, они стремятся к свободе и безопасности, или даже можно сказать: к свободе-безопасности.

Фромм выделил 5 основных экзист.потребностей:

(к сожалению, он их называет не очень ясно и четко, а несколько туманно, неопределенно)

1) потребность в установлении связей

2) потребность в преодолении

3) потребность в корнях

4) потребность в идентичности

5) потребность в системе взглядов и в преданности

1. Потребность в установлении связей

Фромм говорит, что чк стремится преодолеть ощущение отчужденности. Для этого чк должен о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести за кого-то ответственность.

Т.е., согласно Фромму, связь с миром идеально осуществляется благодаря продуктивной ориентации, а более конкретно – благодаря продуктивной любви, края не является пассивной, а всегда активная. Связь с миром помогает людям вместе трудиться и в то же время сохранять свою индивидуальность.

Но м.быть такая ситуация, когда потребность в установлении связей не осуществляется, не удовлетворяется. Если так происходит, то чк становится «нарцистичным» - т.е. чк любуется собой. Пример нарцисцизма – фарисей, крый любуется собой, своим благочестием и праведностью – благодарю Тебя, Господи, что несмь якоже прочии - «и прочие безумные глаголы». (За основу взят миф о Нарциссе, крый увидел собств.отражение в воде и так любовался, что забыл обо всем остальном, и превратился в цветок). Т.е это эгоистические натуры, крые преследуют только свои эгоистические интересы.

Или м.быть другое проявление нарушения потребности в уст.связей – что начинают заботиться о животных – о собаках или разных хомячках, прочих экзотич.животных. Или есть уже такие электронные хомяки, о которых тоже заботятся (тамагочи).)) Или история про одного монаха, у крого был в келии попугай, он учил его говорить разные слова. И все мысли у него об этом попугае. Вот наступает Пасхальная служба, а он думает только о попугае, как он сейчас придет в келию и скажет ему: «Христос воскресе!», а тот ему ответит: «Воистину воскресе!», и больше ни о чем не думает. Вот, наконец, служба заканчивается, он даже не идет с братией разговляться, а скорее бежит в келию и видит – попугай сидит весь съежился, нахохлился, хмурый, он ему говорит – Христос воскресе! – а попугай говорит низким грубым голосом: «Вот в том-то для меня и беда, что Он воскресе» - и упал замертво. И тогда монах понял, что это было бесовское обольщение.

2) Потребность в преодолении

Люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы. Они д.стать творческими, активными, созидательными в своей жизни. Фромм говорит, что оптимальное разрешение этой потребности чк находит в созидании, т.е.люди преодолевают свою инертность, пассивность, свою биологическую сущность. Чк создает идеи, искусство, материальные ценности, воспитывает детей – все это есть созидание. В созидательной деятельности люди достигают чувства свободы и сознания собственной значимости.

Невозможность достижения преодоления, по Фромму, является причиной деструктивности. Т.е.это похоже на то, о чем говорит Адлер и Юнг.

3) Потребность в корнях

По Фромму, люди нуждаются в том, чтобы себя ощущать какой-то неотъемлемой частью мира. Эта потребность возникает с того момента, когда чк появляется на свет, когда разрываются биологич.связи ребенка с матерью. Т.е.раньше ребенок всецело зависел от матери, а теперь находится вне ее безопасности. Затем чк отрывается от детства, от родительского дома. В поздней зрелости чк оказывается в новой ситуации – перед лицом смерти каждый сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни.

Т.е.в жизни д.быть какая-то стабильность, безопасность и прочность. Это чувство становится похожим на то ощущение безопасности, крое давало ребенку в детстве связь с матерью.

Фромм считает, что здесь эта потребность в корнях м.выражаться по-разному. Одни сохраняют «симбиотическую» связь, т.е.совместно живут, другие – сохраняют связь с родителями, сообществом, иные – действуют более самостоятельно. И те, кто максимально сохраняют такую безопасность, по Фромму, не способны полностью прочувствовать свою целостность и свободу.

(У Фрейда есть понятие регрессия – когда чк возвращается к тому образу жизни, тем поступкам, какие он совершал в детстве, т.к.это напоминает о чувстве безопасности в то время.)

4) Потребность в идентичности

Фромм считал, что все люди испытывают потребность ощутить свое тождество с самим собой, каждый должен сказать «я есть я». Иногда чк даже может разговаривать сам с собой, утешать или вдохновлять себя. Люди осознают – кто они, что они из себя представляют, чувствуют свою оригинальность, уникальность. Люди воспринимают себя как хозяев своей жизни, не следуют постоянным чьим-то указаниям, ощущают свою неповторимость, уникальность, самобытность.

А если чк копирует чье-либо поведение, то он не способен достичь своей идентичности, т.к.он не является хозяином своего положения.

5) Потребность в системе взглядов и преданности

Фромм говорит, что мир сложен, и для его понимания людям необходима опора. Чку нужна система ориентации, он д.уметь ориентироваться в сложном мире – благодаря мировоззрению, системе понятий. И эта система представляет собой совокупность взглядов, убеждений, мировоззр.установок, крые позволяют людям воспринимать и постигать реальность.

Конечно, общая система мировоззрения выражается уже в языке (в каждом языке есть свое собственное воззрение на мир – Гумбольт).

Благодаря тому, что чк имеет собственную систему взглядов на мир, он м.действовать сознательно и целеустремленно, а иначе он постоянно оказывается в тупике. Фромм говорит, что чк нуждается в том, чтобы сформировать объективный взгляд на природу и общество, и на мир, и на людей. Он считал, что эта потребность имеет важ.значение для сохранения здоровья – не только психич., но и соматического.

Фромм полагал, что религия обеспечивает людей опорной ориентацией, это тоже потребность, края дает систему взглядов, воззрений, и благодаря религии люди чувствуют себя в жизни более стабильно и комфортно, т.к.религия создает им опору.

Фромм говорит также, что люди нуждаются не т.в системе взглядов и преданности, но и в том, чтобы был объект этой преданности, чтобы себя кому-то или чему-то посвятить, отдать, каким-то целям. Он может посвятить свою жизнь путешествиям, или науке, искусству, политич.борьбе и т.д. Это тоже результат его экзист.потребностей.

Такое посвящение, считает Фромм, дает возможность преодоления отчужденности, изолированного существования, наделяет жизнь смыслом.

 

Итак, Фромм говорит о 5 основных экзист.потребностях, и удовлетворение их формирует в чке структуру личности.

А когда Фромм говорит о структуре личности, то он имеет в виду основные ориентации, типы характера, крые являются в чке неизменными, стабильными, они не меняются в течение жизни.

Социальные типы характера:

Их тоже 5. Эти 5 типов являются преобладающими в соврем.обществах и предст.собой взаимодействие экзист.потребностей в том или ином соц.контексте.

Типы характера Фромм разделил на два больших класса – продуктивный (в понятии Фромма – здоровый) и непродуктивный (непродуктивных несколько – рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный). Такая же картина, как у Адлера – отрицательных несколько – управляющий, берущий, избегающий, - и один положительный.

Однако Фромм говорит, что ни один из этих видов не существует в чистом виде. Начнем с отрицательных.

1) Рецептивный тип.

Чк этого типа убежден, что источник всего хорошего в жизни, все блага жизни (знания, любовь, комфорт) – находится вне его самого. Поэтому чк, крый имеет такое убеждение, открыто зависим, пассивен, не способен что-либо делать без посторонней помощи. Он м.даже обладать к-либо привлекательными чертами – быть доверчивым, сентиментальным. Но обычно эти люди думают, что основ.смысл и задача жизни – в том, чтобы о них заботились, чтобы их любили, чтобы их почитали, но сами они обычно не стремятся о ком-то заботиться и кого-то почитать. Если отбросить крайность этого характера, то м.сказать, что эти люди м.быть весьма оптимистичными, м.быть натурами идеалистическими, м.идеалистично смотреть на мир, но они всегда ожидают благодеяний от других – от доброго покровителя, приятеля. Если это люди религиозные – ожидают благодеяния свыше в своей жизни. В основном это люди мягкие и зависимые.

2) Эксплуатирующий тип.

Чк этого характера берет от жизни все, что ему нужно, и все, о чем мечтает. Т.е.это характер более жесткий, чем рецептивный. Такой чк обладает силой и изобретательностью. Люди этого типа враждебны, циничны и агрессивны. (Т.е.по своим характеристикам этот тип напоминает адлеровский управляющий характер.) Эти люди не способны к творчеству. Эти люди добиваются всегда лишь обладания, господства, того, чтобы преобладать и доминировать в жизни. Они все заимствуют у других – начиная от земных благ и заканчивая идеями. Т.е. негативные черты этого характера – агрессивность, надменность, самонадеянность, эгоцентризм, стремление к доминированию.

Фромм отмечает и положительные черты этого характера. К ним относится – уверенность в себе, чувство собственного достоинства, импульсивность (активность). Но мы понимаем, что это, с христианской точки зрения, скорее сомнительные качества и проявления гордости, чем положительные качества. Т.е.привлекательных моментов мало в эксплуатирующем типе.

Т.е.эксплуатирующий характер свойственен людям, крые стремятся что-либо брать и отбирать у других силой, изобретательностью и обманом, а ничего положительного не создавать.

3) Накапливающий тип.

Этот тип стремится обладать как можно большим количеством материальных благ и ценностей. Он копит вещи, деньги, а также и мысли, чувства. Все, что он копит, он сохраняет и боится тратить. Считает, что так жить безопаснее, когда ничего не тратится. Чк этого типа стремится к обогащению и к власти. Но самое главное – он стремится избегать любых посягательств на свою собственность, на свое накопление. В отличие от рецептивного и экспл.характера – сами по себе накопители тяготеют к прошлому, а все новое их отпугивает. В своем проявлении это могут быть тревожные люди, педантичные, навязчиво-пунктуальные. Этим людям свойственны такие отриц.черты характера, как фригидность (холодность), подозрительность, упрямство. Они м.видеть в каждом чке потенциального противника, чка, крый м.претендовать на их добро и накопление. К положительным качествам этого характера Фромм относит – предусмотрительность, лояльность, сдержанность.

Главное, что определяет этот характер – стремление к постоянному обогащению, накоплению вещей и денег. Художественные образы – Скупой рыцарь у Пушкина, Плюшкин у Гоголя.

4) Рыночный тип.

Он исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, крый м.продать или выгодно обменять. Люди этого типа заинтересованы прежде всего в сохранении своей внешности, в произведении благоприятного впечатления, в знакомствах и связях с нужными людьми. Люди рыноч.типа никогда не стремятся быть самими собой, чтобы вести себя просто и естественно, а стараются казаться такими, на каких сейчас есть спрос и какие сейчас нужны. Такой чк готов всегда продемонстрировать такие качества, свойства характера, крые имеют шансы на успех. Такие люди судят обо всем поверхностно, неглубоко. Их принцип – «я именно такой, каким именно вы хотите меня видеть». Люди этого типа любят демонстрировать свои знания, умения, качества – такие, крые могут принести им выгоду и успех.

Рыночный тип у Фромма – наиболее оригинальный, т.к.мы не находим ему аналогов у Адлера.

С отрицательной стороны такой чк является оппортунистом (м.отказаться от своих убеждений), бесцельный, бестактный, некорректный, неразборч.в средствах, опустошительный. С положительной стороны – м.быть открытость, любознательность и даже щедрость (края, впрочем, носит корыстный и заинтересованный характер – для собственного самоутверждения).

Фромм считает, что рыноч.тип стал характерным для западного мира – США и Зап.Европы. И Фромм в целом отрицательно относится к этому типу.

5) Продуктивный характер.

Он представляет собой с т.зрения Фромма конечную цель развития чка. Фромм наделяет этот характер привлекательными чертами. Это тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий. Это чк, крый совершает социально полезные поступки, соц.полезную деятельность.

Продуктивная ориентация – это ответ на противоречия человеч.существования. Такой чк способен к продуктивному мышлению, к творчеству, любви, труду. Благодаря продуктив.мышлению люди способны узнать, кто они такие, и поэтому они освобождаются от самообмана.

(У Фромма есть также такая дихотомия – биофилия и некрофилия.) Биофилия – это любовь к жизни, это люди, крые любят все живое на земле. Эти люди наделены такими качвами, как забота, ответственность, уважение и знание. И вот биофилия тоже присуща продуктивному характеру.

Также Фромм придает большое значение продуктивному труду – чтобы чк производил предметы, необх.для жизни. В труде осущ-ется самовыражение чка. Чк себя самореализует тройственным образом – через мышление, любовь и труд. Так считал Фромм. Благодаря этому созидается зрелая и целостная структура характера.

Итак, продуктивная ориентация и продуктивный характер у Фромма – это идеальное состояние чка. Но, как считал Фромм, вряд ли кто из людей может достичь всех характеристик идеальной личности, т.к.идеального совершенства личность способна достигать только в идеальном обществе, крое д.быть гуманистическим. Фромм считал таким обществом социализм.

 

Выводы

В гуманистич.теории Фромма мы видим взаимосвязь между человеч.экзистенц.потребностями и социокультурными влияниями, крое оказывает общество на чка. И Фромм считал, что цель историч.прогресса – это создание такого общества, в условиях крого м.было бы удовлетворять индивидуальные и общественные потребности.

Теория Фромма строится не столько на изучении природы чка, сколько на изучении определенных характеристик той или иной социокультурной реальности. Поэтому в его теории наиболее ярко выражен детерминистич.характер. Фромм при создании теории также прибегал и к своей клинич.практике.

Но в целом концепция Фромма сформулирована слишком теоретически, слишком рыхло, глобально – особенно теория развития характеров. Нет точного обоснования, почему в одних случаях мы видим один тип характера, а в др. – другой. Почему они д.развиваться и т.д.

Тем не менее, в свое время теория Фромма в период 1941-1976 была популярна, его работы – Бегство от свободы, Человек в своем понимании, Здоровое общество, Искусство любить, За цепями иллюзии, Эволюция надежду, Иметь или быть. В этих работах Фромм высказывает свои идеи, крые были весьма популярны.

 

Есть еще такое имя в литературе – Карен Хорни (1885-1952). Это исследовательница, края изучала психологию неврозов, о базальной тревоге, о психологич.потребностях чка. Она выработала три типа человеч.характеров (три типа ориентации). Со своей женской логикой она сформулировала все предельно просто:

1) Ориентация на людей. Уступчивый тип. Чк смотрит на других. Если я уступлю, меня никто не тронет.

2) Ориентация от людей. Обособленный тип. Если я отстранюсь от всего, со мной будет все в порядке, меня никто не тронет.

3) Ориентация против людей. Враждебный тип. У меня есть власть – никто меня не тронет.

Она считает, что эти ориентации имеют свои характеристики, свои принципы – иррациональный (1), ошибочный (2) и иллюзорный (3) соответственно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.029 с.)