Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциальные потребности и социальные типы характера по Фромму↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По Фромму экзист.потребности не имеют ничего общего с учением Фрейда об инстинктах (гедонических и агрессивных). Фромм считал, что конфликт, крый переживает чк – между стремлением к свободе, с одной стороны, - и стремлением к безопасности, с другой. Поэтому все люди, когда реализуют свои экзист.потребности, они стремятся к свободе и безопасности, или даже можно сказать: к свободе-безопасности. Фромм выделил 5 основных экзист.потребностей: (к сожалению, он их называет не очень ясно и четко, а несколько туманно, неопределенно) 1) потребность в установлении связей 2) потребность в преодолении 3) потребность в корнях 4) потребность в идентичности 5) потребность в системе взглядов и в преданности 1. Потребность в установлении связей Фромм говорит, что чк стремится преодолеть ощущение отчужденности. Для этого чк должен о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести за кого-то ответственность. Т.е., согласно Фромму, связь с миром идеально осуществляется благодаря продуктивной ориентации, а более конкретно – благодаря продуктивной любви, края не является пассивной, а всегда активная. Связь с миром помогает людям вместе трудиться и в то же время сохранять свою индивидуальность. Но м.быть такая ситуация, когда потребность в установлении связей не осуществляется, не удовлетворяется. Если так происходит, то чк становится «нарцистичным» - т.е. чк любуется собой. Пример нарцисцизма – фарисей, крый любуется собой, своим благочестием и праведностью – благодарю Тебя, Господи, что несмь якоже прочии - «и прочие безумные глаголы». (За основу взят миф о Нарциссе, крый увидел собств.отражение в воде и так любовался, что забыл обо всем остальном, и превратился в цветок). Т.е это эгоистические натуры, крые преследуют только свои эгоистические интересы. Или м.быть другое проявление нарушения потребности в уст.связей – что начинают заботиться о животных – о собаках или разных хомячках, прочих экзотич.животных. Или есть уже такие электронные хомяки, о которых тоже заботятся (тамагочи).)) Или история про одного монаха, у крого был в келии попугай, он учил его говорить разные слова. И все мысли у него об этом попугае. Вот наступает Пасхальная служба, а он думает только о попугае, как он сейчас придет в келию и скажет ему: «Христос воскресе!», а тот ему ответит: «Воистину воскресе!», и больше ни о чем не думает. Вот, наконец, служба заканчивается, он даже не идет с братией разговляться, а скорее бежит в келию и видит – попугай сидит весь съежился, нахохлился, хмурый, он ему говорит – Христос воскресе! – а попугай говорит низким грубым голосом: «Вот в том-то для меня и беда, что Он воскресе» - и упал замертво. И тогда монах понял, что это было бесовское обольщение. 2) Потребность в преодолении Люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы. Они д.стать творческими, активными, созидательными в своей жизни. Фромм говорит, что оптимальное разрешение этой потребности чк находит в созидании, т.е.люди преодолевают свою инертность, пассивность, свою биологическую сущность. Чк создает идеи, искусство, материальные ценности, воспитывает детей – все это есть созидание. В созидательной деятельности люди достигают чувства свободы и сознания собственной значимости. Невозможность достижения преодоления, по Фромму, является причиной деструктивности. Т.е.это похоже на то, о чем говорит Адлер и Юнг. 3) Потребность в корнях По Фромму, люди нуждаются в том, чтобы себя ощущать какой-то неотъемлемой частью мира. Эта потребность возникает с того момента, когда чк появляется на свет, когда разрываются биологич.связи ребенка с матерью. Т.е.раньше ребенок всецело зависел от матери, а теперь находится вне ее безопасности. Затем чк отрывается от детства, от родительского дома. В поздней зрелости чк оказывается в новой ситуации – перед лицом смерти каждый сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни. Т.е.в жизни д.быть какая-то стабильность, безопасность и прочность. Это чувство становится похожим на то ощущение безопасности, крое давало ребенку в детстве связь с матерью. Фромм считает, что здесь эта потребность в корнях м.выражаться по-разному. Одни сохраняют «симбиотическую» связь, т.е.совместно живут, другие – сохраняют связь с родителями, сообществом, иные – действуют более самостоятельно. И те, кто максимально сохраняют такую безопасность, по Фромму, не способны полностью прочувствовать свою целостность и свободу. (У Фрейда есть понятие регрессия – когда чк возвращается к тому образу жизни, тем поступкам, какие он совершал в детстве, т.к.это напоминает о чувстве безопасности в то время.) 4) Потребность в идентичности Фромм считал, что все люди испытывают потребность ощутить свое тождество с самим собой, каждый должен сказать «я есть я». Иногда чк даже может разговаривать сам с собой, утешать или вдохновлять себя. Люди осознают – кто они, что они из себя представляют, чувствуют свою оригинальность, уникальность. Люди воспринимают себя как хозяев своей жизни, не следуют постоянным чьим-то указаниям, ощущают свою неповторимость, уникальность, самобытность. А если чк копирует чье-либо поведение, то он не способен достичь своей идентичности, т.к.он не является хозяином своего положения. 5) Потребность в системе взглядов и преданности Фромм говорит, что мир сложен, и для его понимания людям необходима опора. Чку нужна система ориентации, он д.уметь ориентироваться в сложном мире – благодаря мировоззрению, системе понятий. И эта система представляет собой совокупность взглядов, убеждений, мировоззр.установок, крые позволяют людям воспринимать и постигать реальность. Конечно, общая система мировоззрения выражается уже в языке (в каждом языке есть свое собственное воззрение на мир – Гумбольт). Благодаря тому, что чк имеет собственную систему взглядов на мир, он м.действовать сознательно и целеустремленно, а иначе он постоянно оказывается в тупике. Фромм говорит, что чк нуждается в том, чтобы сформировать объективный взгляд на природу и общество, и на мир, и на людей. Он считал, что эта потребность имеет важ.значение для сохранения здоровья – не только психич., но и соматического. Фромм полагал, что религия обеспечивает людей опорной ориентацией, это тоже потребность, края дает систему взглядов, воззрений, и благодаря религии люди чувствуют себя в жизни более стабильно и комфортно, т.к.религия создает им опору. Фромм говорит также, что люди нуждаются не т.в системе взглядов и преданности, но и в том, чтобы был объект этой преданности, чтобы себя кому-то или чему-то посвятить, отдать, каким-то целям. Он может посвятить свою жизнь путешествиям, или науке, искусству, политич.борьбе и т.д. Это тоже результат его экзист.потребностей. Такое посвящение, считает Фромм, дает возможность преодоления отчужденности, изолированного существования, наделяет жизнь смыслом.
Итак, Фромм говорит о 5 основных экзист.потребностях, и удовлетворение их формирует в чке структуру личности. А когда Фромм говорит о структуре личности, то он имеет в виду основные ориентации, типы характера, крые являются в чке неизменными, стабильными, они не меняются в течение жизни. Социальные типы характера: Их тоже 5. Эти 5 типов являются преобладающими в соврем.обществах и предст.собой взаимодействие экзист.потребностей в том или ином соц.контексте. Типы характера Фромм разделил на два больших класса – продуктивный (в понятии Фромма – здоровый) и непродуктивный (непродуктивных несколько – рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный). Такая же картина, как у Адлера – отрицательных несколько – управляющий, берущий, избегающий, - и один положительный. Однако Фромм говорит, что ни один из этих видов не существует в чистом виде. Начнем с отрицательных. 1) Рецептивный тип. Чк этого типа убежден, что источник всего хорошего в жизни, все блага жизни (знания, любовь, комфорт) – находится вне его самого. Поэтому чк, крый имеет такое убеждение, открыто зависим, пассивен, не способен что-либо делать без посторонней помощи. Он м.даже обладать к-либо привлекательными чертами – быть доверчивым, сентиментальным. Но обычно эти люди думают, что основ.смысл и задача жизни – в том, чтобы о них заботились, чтобы их любили, чтобы их почитали, но сами они обычно не стремятся о ком-то заботиться и кого-то почитать. Если отбросить крайность этого характера, то м.сказать, что эти люди м.быть весьма оптимистичными, м.быть натурами идеалистическими, м.идеалистично смотреть на мир, но они всегда ожидают благодеяний от других – от доброго покровителя, приятеля. Если это люди религиозные – ожидают благодеяния свыше в своей жизни. В основном это люди мягкие и зависимые. 2) Эксплуатирующий тип. Чк этого характера берет от жизни все, что ему нужно, и все, о чем мечтает. Т.е.это характер более жесткий, чем рецептивный. Такой чк обладает силой и изобретательностью. Люди этого типа враждебны, циничны и агрессивны. (Т.е.по своим характеристикам этот тип напоминает адлеровский управляющий характер.) Эти люди не способны к творчеству. Эти люди добиваются всегда лишь обладания, господства, того, чтобы преобладать и доминировать в жизни. Они все заимствуют у других – начиная от земных благ и заканчивая идеями. Т.е. негативные черты этого характера – агрессивность, надменность, самонадеянность, эгоцентризм, стремление к доминированию. Фромм отмечает и положительные черты этого характера. К ним относится – уверенность в себе, чувство собственного достоинства, импульсивность (активность). Но мы понимаем, что это, с христианской точки зрения, скорее сомнительные качества и проявления гордости, чем положительные качества. Т.е.привлекательных моментов мало в эксплуатирующем типе. Т.е.эксплуатирующий характер свойственен людям, крые стремятся что-либо брать и отбирать у других силой, изобретательностью и обманом, а ничего положительного не создавать. 3) Накапливающий тип. Этот тип стремится обладать как можно большим количеством материальных благ и ценностей. Он копит вещи, деньги, а также и мысли, чувства. Все, что он копит, он сохраняет и боится тратить. Считает, что так жить безопаснее, когда ничего не тратится. Чк этого типа стремится к обогащению и к власти. Но самое главное – он стремится избегать любых посягательств на свою собственность, на свое накопление. В отличие от рецептивного и экспл.характера – сами по себе накопители тяготеют к прошлому, а все новое их отпугивает. В своем проявлении это могут быть тревожные люди, педантичные, навязчиво-пунктуальные. Этим людям свойственны такие отриц.черты характера, как фригидность (холодность), подозрительность, упрямство. Они м.видеть в каждом чке потенциального противника, чка, крый м.претендовать на их добро и накопление. К положительным качествам этого характера Фромм относит – предусмотрительность, лояльность, сдержанность. Главное, что определяет этот характер – стремление к постоянному обогащению, накоплению вещей и денег. Художественные образы – Скупой рыцарь у Пушкина, Плюшкин у Гоголя. 4) Рыночный тип. Он исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, крый м.продать или выгодно обменять. Люди этого типа заинтересованы прежде всего в сохранении своей внешности, в произведении благоприятного впечатления, в знакомствах и связях с нужными людьми. Люди рыноч.типа никогда не стремятся быть самими собой, чтобы вести себя просто и естественно, а стараются казаться такими, на каких сейчас есть спрос и какие сейчас нужны. Такой чк готов всегда продемонстрировать такие качества, свойства характера, крые имеют шансы на успех. Такие люди судят обо всем поверхностно, неглубоко. Их принцип – «я именно такой, каким именно вы хотите меня видеть». Люди этого типа любят демонстрировать свои знания, умения, качества – такие, крые могут принести им выгоду и успех. Рыночный тип у Фромма – наиболее оригинальный, т.к.мы не находим ему аналогов у Адлера. С отрицательной стороны такой чк является оппортунистом (м.отказаться от своих убеждений), бесцельный, бестактный, некорректный, неразборч.в средствах, опустошительный. С положительной стороны – м.быть открытость, любознательность и даже щедрость (края, впрочем, носит корыстный и заинтересованный характер – для собственного самоутверждения). Фромм считает, что рыноч.тип стал характерным для западного мира – США и Зап.Европы. И Фромм в целом отрицательно относится к этому типу. 5) Продуктивный характер. Он представляет собой с т.зрения Фромма конечную цель развития чка. Фромм наделяет этот характер привлекательными чертами. Это тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий. Это чк, крый совершает социально полезные поступки, соц.полезную деятельность. Продуктивная ориентация – это ответ на противоречия человеч.существования. Такой чк способен к продуктивному мышлению, к творчеству, любви, труду. Благодаря продуктив.мышлению люди способны узнать, кто они такие, и поэтому они освобождаются от самообмана. (У Фромма есть также такая дихотомия – биофилия и некрофилия.) Биофилия – это любовь к жизни, это люди, крые любят все живое на земле. Эти люди наделены такими качвами, как забота, ответственность, уважение и знание. И вот биофилия тоже присуща продуктивному характеру. Также Фромм придает большое значение продуктивному труду – чтобы чк производил предметы, необх.для жизни. В труде осущ-ется самовыражение чка. Чк себя самореализует тройственным образом – через мышление, любовь и труд. Так считал Фромм. Благодаря этому созидается зрелая и целостная структура характера. Итак, продуктивная ориентация и продуктивный характер у Фромма – это идеальное состояние чка. Но, как считал Фромм, вряд ли кто из людей может достичь всех характеристик идеальной личности, т.к.идеального совершенства личность способна достигать только в идеальном обществе, крое д.быть гуманистическим. Фромм считал таким обществом социализм.
Выводы В гуманистич.теории Фромма мы видим взаимосвязь между человеч.экзистенц.потребностями и социокультурными влияниями, крое оказывает общество на чка. И Фромм считал, что цель историч.прогресса – это создание такого общества, в условиях крого м.было бы удовлетворять индивидуальные и общественные потребности. Теория Фромма строится не столько на изучении природы чка, сколько на изучении определенных характеристик той или иной социокультурной реальности. Поэтому в его теории наиболее ярко выражен детерминистич.характер. Фромм при создании теории также прибегал и к своей клинич.практике. Но в целом концепция Фромма сформулирована слишком теоретически, слишком рыхло, глобально – особенно теория развития характеров. Нет точного обоснования, почему в одних случаях мы видим один тип характера, а в др. – другой. Почему они д.развиваться и т.д. Тем не менее, в свое время теория Фромма в период 1941-1976 была популярна, его работы – Бегство от свободы, Человек в своем понимании, Здоровое общество, Искусство любить, За цепями иллюзии, Эволюция надежду, Иметь или быть. В этих работах Фромм высказывает свои идеи, крые были весьма популярны.
Есть еще такое имя в литературе – Карен Хорни (1885-1952). Это исследовательница, края изучала психологию неврозов, о базальной тревоге, о психологич.потребностях чка. Она выработала три типа человеч.характеров (три типа ориентации). Со своей женской логикой она сформулировала все предельно просто: 1) Ориентация на людей. Уступчивый тип. Чк смотрит на других. Если я уступлю, меня никто не тронет. 2) Ориентация от людей. Обособленный тип. Если я отстранюсь от всего, со мной будет все в порядке, меня никто не тронет. 3) Ориентация против людей. Враждебный тип. У меня есть власть – никто меня не тронет. Она считает, что эти ориентации имеют свои характеристики, свои принципы – иррациональный (1), ошибочный (2) и иллюзорный (3) соответственно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.011 с.) |