Некоторые наиболее важные архетипы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые наиболее важные архетипы



Количество архетипов в коллективном бессознательным м.быть неограниченным. Для каждой ситуации характерен свой архетип. Например, на собрании сидеть в президиуме надо чинно, важно и т.п. – какой бы человек ни был – простой или ученый. Или – встреча с опасностью, получение известий, и т.д.

Но Юнг уделял особое внимание главным архетипам: персона, тень и самость.

Персона (лат.личина, маска).

Это наше лицо, как мы себя ведем перед людьми. Это социальная роль человека, она производит нужное впечатление на др.людей. Каждый чк стремится восприниматься другими людьми этически, в соотв.с требованиями самоуважения. Главная функция персоны – производить благоприят.впечатление на др.людей и утаивать от других свою истинную сущность. «Снаружи – блажен муж, а внутри – вскую шаташеся» (у Мельникова-Печерского).

Есть понятие инструментальной этики – в зависимости от ситуации проявлять нужные нравственные качества, когда это выгодно. Чк всегда смотрит на то, как он выглядит со стороны, насколько хорошо он играет свою роль.

Тень (англ. шэдоу).

Это подавленное, темное, животное, стихийная, дурная сторона человеч.личности. Т.е.то, что чк подавляет, что он скрывает, что является страстным, инстинктивным, темным. То, что Фрейд помещает в ид, в оно. Тень содержит социально неприемлемые, агрессивные гедонические импульсы. Т.е.в обществе считается неприличным проявлять такие импульсы, потому что это аморально. В этом отношении роль тени соверш.противоположна роли персоны. Персона – как бы фасад здания, а с обратной стороны это здание в непривлекательном виде, в разрухе. А с фасада здание вполне прилично, оштукатурено и покрашено.

Но Юнг усматривал в тени и положительные стороны – что она является источником жизненной силы и творческого начала (т.е.наподобие Фрейда, у крого ид является источником энергии).

И аморальные чувства и страсти с помощью эго направляется в нужное русло, считал Юнг. Т.е.по подобию теории Фрейда. Эта концепция несколько копирует Фрейда, но по-др.интерпретируется теория личности (личное и коллективное бессознательное и эго).

Функция эго – чтобы направлять энергию тени и обуздывать темную, пагубную сторону нашей природы, его биологич., животную сущность, как коня надо обуздывать. Чтобы она могла жить в гармонии с др.людьми и чтобы могла выражать импульсы творческой жизни. (Или как осла – его надо и кормить, чтобы он работал, и не слишком баловать, потому что тогда он не будет подчиняться. Т.е.нечто среднее д.быть).

Самость

Это наиболее важный архетип в теории Юнга. Это сердцевина личности, ее средоточие, центр. Вокруг этого центра личности объединяются, организовываются все др.элементы личности. Т.е.в самости достигается интеграция всех проявлений личности, и когда она достигнута, тогда душа ощущает единство, гармонию и целостность. Юнг придавал большое значению архетипу самости, считал, что это главная цель человеч.жизни – достижение самости, чтобы достичь внутр.единства, гармонии и целостности.

Т.е.это похоже на восточную этику самоутверждения – то, что говорит Юнг.

Но надо сказать, что эта концепция Юнга, как и Фрейда – не получила развития в др.теориях личности позднейших авторов.

 

Учение об эгонаправленности

Наиболее известный вклад Юнга в психологию – это описание двух основных жизненных установок, двух видов психической ориентации чка – экстраверсия (обращенность вовне) и интроверсия (обращ.вовнутрь). Т.е.интерес к внешнему или внутреннему миру.

По Юнгу, обе ориентации в чке существуют одновременно, но одна из них становится доминирующей, преобладающей. При экстравертивной установке проявляется интерес к людям и предметам, т.е.к внешнему миру. Движущ.сила - подвижность, динамичность, разговорчивость, коммуникабельность, привязанность.

Интровертивная установка – когда душа погружена в свой внутренний мир мыслей, чувств. Чк стремится к уединению, сосредоточенности, созерцанию.

Т.е.обе установки находятся в оппозиции друг другу. Если одна является ведущей, рациональной – то другая – вспомогательной и иррациональной.

Это очень важное открытие Юнга, этого наблюдения не было у Фрейда и у Адлера.

Но, например, и христианская традиция, начиная с ап.Павла, также говорит о внешнем чке и внутреннем чке. Внутр.чк духовно обновляется, а внешний становится ветхим. Также говорится о жизни деятельной и жизни созерцательной (Марфа и Мария).

Основные функции души по Юнгу – это 4 функции: мышление, чувства, ощущения и интуиция.

Мышления и чувства (первая пара функций души).

Мыслящий тип судит, рассуждает о ценности тех или иных вещей с помощью логики и аргументации. Это рациональный тип. Из этого бывает мыслящий интравертивный характер.

Противоположная мышлению функции – это чувство. Чувство информирует чка о той или иной реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фиксирует внимание на эмоц.стороне человеч.опыта, т.е.он судит об оценке вещей в полярных категориях – хороший-плохой, темный-светлый, приятный-неприятный, вкусный-невкусный, интересный-неинтересный.

Т.е.если мышление оценивает вещи по принципу их истинности и ложности, то чувства – по принципу их приятности-неприятности.

Ощущение и интуиция (вторая пара функций души). Если первая пара является рациональной, то вторая – иррациональной. Ощущения регистрируют события внешнего мира, а интуиция – события внутреннего мира. Например, ощущения – стало жарко или холодно или душно. А интуиция – регистрир.изменения внутреннего мира, наприм., что наступает опасность или тоска, или что весело или грустно.

Ощущение – это непосредственное, реальное и безоценочное явление, состояние внешнего мира. Ощущающий (сенсорный) тип – является очень восприимчивым, проницательным в отношении внешних явлений. Это тип по Юнгу, крый стремится к наслаждению.

Интуитивный тип характеризуется неосознанным и сублимированным восприятием действительности. Он полагается на предчувствия и догадки. Он не м.рационально мыслить, решать какие-то силлогизмы, мыслить по типу какой-то дедукции. Это только догадки, но он схватывает суть жизненной проблемы и явления. Этот тип рационально не мыслит, но схватывает тип проблемы.

И каждый чк наделен всеми 4мя психологическими функциями, каждому они присущи. Но чком обычно сознается только одна главная функция, края является доминирующей, преобладающей. А другие функции при этом помещены в опыт личного бессознательного и играют вспомогательную роль при поведении чка. Согласно им Юнг и разделяет 4 указанных типа характера.

Итак, Юнг говорит об эгоориентации чка, края выделяет два типа ориентации – экстраверция и интраверция, а также Юнг выделяет 4 функции души, по две пары – иррациональная и рациональная, и в зависимости от преобладания одной из функций он выводит типы характера. А в сочетании с экстраверцией и интраверцией эти типы делятся еще на два. Т.образом, получается 8 типов характера: экстравертивно-мыслительный характер, эмоционально-экстравертивный характер, сенсорно-экстравертивный, интуитивно-экстравертивный характер и т.далее.

 

Развитие личности

Юнг рассматривал развитие личности, в отличие от Фрейда и Адлера, как динамический процесс, крый совершается на протяжении всей жизни. (Эриксон так же считал, как и Юнг). Юнг не разделял взглядов Фрейда относительно того, что события личного прошлого являются определяющими в поведении человека. Юнг считал, что человек постоянно приобретает новые навыки, постоянно овладевает умениями, достигает новых целей, т.е. постоянно себя реализует все более полно. Это динамическое становление, развитие, совершенствование, достижение все нового и нового.

Юнг придавал также большое значение личным жизненным целям чка, крые он ставит перед собой. И среди этих целей самой важной является стремление личности к единству, к интеграции всех своих компонентов. Т.е.человек стремится к гармонии, целостности. Т.е.конечная жизненная цель – это полная реализация своего «я».

Т.е.жизнь понимается Юнгом как становление единого неповторимого целостного индивида, личности.

В дальнейшем эти взгляды Юнга повторяются в философии, в гуманистич.и экзистенциальных теориях личности. Это самое большее, до чего могла дойти секулярная безрелигиозная мысль. О вечной жизни, об обожении, созерцании Бога – они говорить не могли.

Юнг также считал, что развитие каждого человека является динамическим и уникальным, и оно совершается на протяжении всей жизни. Этот процесс развития личности Юнг назвал индивидуация. Т.е.становление каждого чка является уникальным, неповторимым, индивидуальным. Индивидуация - это результат интеграции личности, взаимодействия внешних и внутренних факторов, тенденций.

Индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности.

В теории Юнга архетип самости становится центром личности. Он д.уравновешивать разные противодействующие тенденции, качества.

Итак, итогом индивидуации Юнг считал самореализацию. (Маслоу затем будет говорить о самоактуализации). При этом он считал, что самореализация доступна не всем, а только людям исключительным – одаренным, высокоинтеллектуальным, образованным. Т.е.подавляющему большинству людей самореализация не доступна.

 

Заключительный комментарий

Западные исследователи находили в теории Юнга для себя важные и ценные находки. Творения Юнга – это большой источник знаний и мудрости. С этим нельзя не согласиться.

1. Юнг – один из первых психологов, кто указал на положительное значение религиозного, духовного, мистического опыта для развития личности.

2. Юнг отошел от теории Фрейда по многим вопросам. Он обогатил представления о человеке и его внутреннем мире. Но разработанная Юнгом концепция о теории личности не получила широкого распространения и признания, т.к.нуждалась в эмпирической проверке. Есть ли в чке личное и коллективное бессознательное? Это только предположение, гипотеза.

Среди исследователей Юнга есть мнение, что некрые авторы усматривали учение Юнга об архетипах и коллективном бессознательном как некую попытку представить в замаскированной форме свои личные представления, крые были как-то связаны с личным оккультным сомнительным опытом.

В целом теория Юнга не поднимается выше предположений, все построено на догадках, дедукциях. Основные тезисы теории Юнга не дают возможности для серьезной проверки. Почему эти положения нельзя экспериментально проверить? – Многие концепты в теории Юнга определены нечетко, неточно, чтобы м.было их оценить. Т.е.нет тестов, с помощью крых м.измерить то, что определяет тот или иной концепт. Но и сам Юнг скептически относился к тому, чтобы его теорию необходимо подвергать экспериментам, т.к.это некое откровение, крое нельзя подвергать проверке. Подтверждение теории Юнг искал в мифах, легендах, литературе, фольклоре, а также в фантазиях, бреднях и сновидениях своих пациентов.

Расхождения Юнга с Фрейдом – не только в наличии коллективного бессознательного. Юнг также по-другому смотрел на либидо, либидозную энергию (то, что является выражением пола). Либидо он рассматривал как некую творческую жизненную энергию, силу, края может способствовать постоянному личностному росту индивида.

Юнг рассматривал в структуре личности три взаимодействующие структуры – эго, личное бессозн. и коллективное бессознательное. Архетип – это некая тенденция, предрасположенность к тому, чтобы неким образом реагировать на текущий опыт, чтобы вести себя соответствующим образом. И архетипы отражают опыт всего человечества.

Но учение Юнга об архетипах не получило признания, не было усвоено позднейшими авторами.

Но Юнг ввел понятие о двух типах личностной ориентации, жизненных установок – экстравертивной и интравертивной. Экстравертивные личности подвижны, общительны, динамичны. А интравертивные – стремятся к уединению, созерцательны, погружены в себя.

Кроме того, Юнг выделял 4 функции души – мышления, чувства, ощущения, интуиция – и на основе их, а также 2х видов личн.ориентации разработал типы характера (8 типов характера).

Целью человеч.жизни, по Юнгу, явл. самореализация, крой достигают с помощью индивидуации лишь люди высочайшей сформированности, т.е.очень не многие.

 

 

ЭРИК ЭРИКСОН

1902-1994

Представитель эго-психологии, я-психологии. Это уже постфрейдистская психология.

Он не имел медицинского образования, в отличие от Фрейда, Адлера, Юнга. Он изучал развитие отдельных личностей, индивидуумов, и обращал внимание на адаптивность, способность к адаптации. Считал, что любой факт надо рассматривать в контексте действия различных факторов – биологических, эмпирических, социальных.

Основные черты его теории:

1. Человек всегда стремится приспособиться к окружающей среде, к социальной среде. Сама жизнь есть постоянная адаптация. Т.е.это не борьба с инстинктами эроса и танатоса, как у Фрейда, это не процесс индивидуации, а это всегда приспособление – так считал Эриксон.

2. Эриксон считал, что чк меняется на протяжении всей жизни. Изменение в развитии человеч.личности происходят всю жизнь. Чк меняется и в детстве, и в юности, и в старости.

3. В отличие от Фрейда, Эриксон рассматривал всегда нормального, обычного, здорового чка. Фрейд же и отчасти Юнг рассматривали чка в состоянии патологии – ссылались на фантазии, сновидения и проч.

4. Он разделил всю жизнь чка на 8 периодов и описал каждый из них.

5. Большого значения инстинктам, как Фрейд, не придавал.

Биографический очерк:

Родился в 1902 в Германии, недалеко от г.Франкфурта на Майне. Отец был датчанин, Эриксон – датская фамилия. Мать была еврейка. Еще перед тем, как ему родиться, мать развелась с отцом и вышла замуж за др.чка по фамилии Гомбургер. Поэтому сначала его фамилия была Гомбургер, и только с 1939 г.он взял фамилию Эриксон. После школы он никакого высшего образования не получил. Был посредственным студентом, особо ни в чем не преуспевал – кроме истории и искусства. Его отчим Гомбургер как в воду глядел – хотел, чтобы Эрик стал врачом. Затем учился в художеств.школе, а в Мюнхене – в академии художеств. Затем путешествовал по Италии. Наконец, в 1927 г.устроился преподавателем в школе Анны Фрейд. Под ее руководством изучал психоанализ.

В 1933 он вместе с семьей перебрался в Копенгаген. Затем эмигрировал в США, в Бостон.

Он изучал развитие детей, углублялся в историю, антропологию. Изучал влияние культур и культ.факторов. В 1942 году стал проф.психологии в Калифорнии. С этого времени стал оч.заметной фигурой в области психологии и психоанализа. Наконец, в 1950 написал свою первую книгу «Детство и общество». Благодаря этой книге получил мировое признание как выдающ.представитель эго-психологии. Здесь он сформулировал осн.принципы своей теории.

Это теория личности, где описываются 8 периодов человеч.жизни. До 1970 г.он проработал в Гарвардском университете (недалеко от Бостона).

Большое внимание уделял периоду юности. Одна из работ называется: «Идентичность: кризис юности». Др.книга: «Юность: изменения и вызов». Также др. кн.: «В поисках общей почвы», «История жизни и историч.момент», «Игрушки и рассуждения: стадии виртуализации опыта», «Идентичность и жизненный цикл», «Зрелость», «Целостный жизненный цикл», последняя кн.1986 г. (в соавторстве с др.) «Жизненная вовлеченность в старости» - что старики д.активно включаться в жизнь, воспитывать внуков, увлекаться политикой, искусством, образовательными программами и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.034 с.)