Основные методы психологического исследования личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы психологического исследования личности



  1. Наблюдение. Оно бывает естественное (без систематич.контроля) или же сочетаемое с проведением эксперимента.
  2. Анамнез (напоминание, мед.- история болезни). Воспоминание о себе, о другом.
  3. Корелляция (установление связи между событиями и действиями).
  4. Эксперимент.
  5. Рассказ, интервью. Интервью бывает структурированное (вопросы подобраны в определенном порядке) и неструктурированное.

 

1879 – психология отделилась от философии. Нем.ученый Вильгельм Бунд открыл в Лейпциге первую психологич.лабораторию. Он поставил задачу изучать мыслительные процессы, процессы сознания. Т.к. полагал, что мысл.процессы – это главное в личности. Этоаправление получило название структурной школы – изучить эмоции, волевые качества человека, его характер – в структуре.

 

Теория личности З.Фрейда

(психодинамическая или психоаналистическая теория личности)

И в это время З.Фрейд, молодой врач из Вены, объявил, что главным в человеке является не сознание, а бессознательное. Что именно оно определяет поведение человека. Это была ошеломляющая теория. Первое место здесь занимали агрессивные и гедонические побуждения, импульсы человека.

Эта теория потерпела эволюцию, но согласно Фрейду душа человека – это поле битвы, где идет борьба между равными силами. Это силы сознания, рассудка, инстинктов. Поэтому она стала называться психодинамической теорией.

Всем стало казаться, что теория носит отвлеченный, абстрактный характер, т.к.теория была иррациональной, т.е.исходила не из рассудка, а из бессознательного, кажется мистической, отвлеченной.

Но на самом деле эта теория является глубоко рационалистической, натуралистической (т.к.в основании теории находится природа человека), редукционистской (т.к.сложные и многообразные проявления человека сводятся к простым процессам, упрощаются), эволюционистской (что психика унаследована в процессе эволюции от животных).

Эта теория оказала влияние на многие последующие теории личности в психологии, а также на этику, философию, социологию, искусство. Сам Фрейд пытался с помощью этой концепции объяснить буквально все – и историю, и религию, и проч. Т.е.теория претендует на некую универсальную значимость. Религию он объяснял чувством вины предков по отношению к своим патриархам.

Т.образом, Фрейд создал первую развернутую, как он считал, научно обоснованную теорию личности.

Биографич.сведения. Годы жизни – род.в мае 1856 г. – умер в 1939 г. Родился в австр.городке Фрайберг (современная Чехия). Еврейская семья, отец торговал шерстью. Зигмунд – старший из 7 детей. Затем семья переехала в Вену. Фрейд поступил на медиц.фак-т Венского унив-та. Учился блестяще, знал многое – история, классич.языки, философия, поэзия, литература. Затем уехал в Париж, учился у проф.(Шарко), крый применял гипноз. Потом Фрейд женился, у него было 3 дочери и 3 сына. Изучал сновидения. Первая книга – 1900 г., «Толкование сновидений». Далее его работы о бессознательном. 1 мировая война затем производит на него большое впечатление – война - из-за агрессивной силы в человеческой душе. Агрессивные импульсы в душе (кроме гедонических). Два его сына были на восточном, русском фронте. Фрейд уезжает в 1938 в Англию (т.к.Австрия была оккупирована Германией и присоединена к ней). Умер в Лондоне в сентябре 1939 г.

 

«Психодинамическая» теория – т.к.разные силы души борются за обладание личностью

Психоанализ – 1) теория личности, 2) метод изучения неосознанных мыслей и чувств, 3) метод лечения психич.расстройств – чаще всего применяется в сочетании с релаксантами. Психиатр задает вопросы подряд, без разбора, а пациент сразу же, не думая, отвечает.

Фрейд ввел бессознательное в теорию личности и обосновать эту теорию.

Фрейд разделил сознание на три уровня – сознание, предсознание и бессознательность. Сознание – все то, что присуще человеку в данный момент, о чем он думает и помнит в данный момент. Но оно охватывает лишь оч.незначительный процент информации в человеч.мозге. Предсознание – это опыт, крый чк в данный момент не осознает, но м.легко это вспомнить, вернуть в свое сознание. Наконец, бессознательное – самая глубокая область, самая значимая,как считал Фрейд. Т.к.оно включает в себя хранилище, некий склад памяти, инстинктивных побуждений, эмоций, воспоминаний. И есть также и те вещи, крые представляют опасность, угрозу для личности – забытые травмы детства, враждебные чувства к кому-либо, подавленные плотские пожелания. И этот материал влияет на функционирование личности.

Другие исследователи (Павлов, Трубецкой) тоже говорили, что бессозн.существует. Но Фрейд первый заявил, что бессознательное доступно для изучения, и что оно влияет на поведение человека. Фрейд придал области бессозн.эмпирический статус. Он подчеркивал, что бессозн.- это не гипотеза и не абстракция, а это реальность, крую можно продемонстрировать.

При этом у Фрейда также явилась догадка, что бессозн.может проявиться в поведении в замаскированной форме. Т.е.это бессозн.влечения, инстинкты, страсти, желания – м.проявиться в таких формах, как игра, фантазии, сновидения, шутки и прибаутки. Например, вражда к др.человеку м.выразиться в шутке и проч. (Вас еще не повесили? – за что же? – За шею, как и полагается).

Например, гедонические инстинкты проявл.в творческой деятельности человека за счет сублимации этих инстинктов. Например, чк занимается научной, творческой деятельностью, воинской службой (а у него садистские наклонности) – или врач-хирург – проявляет эти же наклонности в преображенной форме.

В 20е гг Фрейд пересмотрел свою концепцию и выделил три основные структуры в своей модели личности – ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-я). Это стали называть структурой личности по З.Фрейду.

Ид – исключительно примитивные, стихийные, врожденные аспекты человеч.личности. Врожденные – т.к.он считал, что чк унаследовал психику от животных, поэтому каждый человек рождается с ид, с бессознательным. И это ид сопутствует чку всю жизнь. И человек никуда от этого ид не денется. Но Фрейд был эволюционистом, он считал, что в конце концов ид будет преодолено, что когда-нибудь человек избавится от ид, и где было ид, там будет эго, сознание, я. Итак, ид – это нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов и правил. Ид выражает первичный принцип жизни – разрядка психической энергии. Фр.считал, что в природе, т.к.существует закон сохранения энергии, когда энергия накапливается, она требует разрядки, это приводит к возбуждению, и в момент снятия этого напряжения, момент разрядки – человек переживает принцип удовольствия. Т.е.его теория строится на чисто механич.подходе к энергетич.процессам. Поэтому ид себя выражает в импульсивной, иррациональной манере. Ид не знает ни страха, ни тревоги, ни ограничений. Но тем самым ид представляет большую опасность и для человека, и для общества. Ид – нечто среднее между соматическими и психич.процессами. Т.к.ид связано с соматич.процессами (человек берет энергию из самого тела) – человек представляет из себя некий кипящий котел разных желаний, влечений, инстинктов и страстей. Фрейд считал, что это источник энергий, и чк черпает из него энергию, края нужна для мыслительных процессов. Т.е.ид – это и энергетический резервуар для осуществл-я мыслительных процессов.

Эго. Как оно возникает – ид формирует некий первич.процесс представления, некий психич.образ того объекта, крый удовлетворяет желание ид. Например, ребенок, крый хочет питаться, свежего воздуха, теплой сухой одежды. Но главное – это питание. Он представляет образ бутылки молока и соски. Этот образ формирует бессознательное. Если он ее не получает при этом, то из этого он делает вывод, что между его желанием и ним есть еще окруж.среда. И так формируется представление об эго, я. Возникает вторая ступень в структуре личности.

Вопрос - но если все так просто, то почему тогда у животных не формируется эго? Т.е.это непостижимая тайна, как у ребенка формируется я.

Эго – это психич.компонент, ответственный за принятие решений. Т.к.он рождается от ид, он стремится удовлетворить желания ид, и часть своих энергий эго заимствует от ид. Эго считается с ограничениями, крые накладывает мир, а ид не считается с этими ограничениями, с реальностью, для него существуют только потребности (как у маленького ребенка). Эго обеспечивает безопасность и самосохранение индивидуума.

Итак, если ид подчиняется принципу удовольствия, эго – подчиняется принципу реальности. И эго всегда ищет момента для разрядки психич.напряженности, для удовлетворения потребности, вызываемой возбуждением. Принцип реальности, крым пользуется эго, делает поведение человека разумным и этичным.

Суперэго. Чтобы чк жил в обществе, он д.действовать в соответствии с теми нормами, предписаниями, правилами, крые существуют в обществе. Но все это приобретается в процессе вхождения чка в обществ.жизнь, в процессе его социализации. И вот суперэго как последний компонент структуры личности – представляет собой интернализованную (внутр.устроенную) версию общественных норм, стандартов поведения. Фрейд считал, что чк рождается без суперэго, а оно приобретается в нем благодаря социальному окружению. Т.е.в результате того, что ребенка воспитывают, благодаря родителям, учителям, окруж.социальной среде. Когда, в какой момент оно появляется – Фрейд считал, что когда ребенок начинает различать добро и зло, что правильно и что неправильно, что нравственно и безнравственно, что хорошо и плохо. Это происходит примерно в возрасте от 3 до 5 лет. (Фрейд вообще считал, что личность формируется до возраста 5 лет, а дальше она только развертывается). Сначала суперэго отражает лишь родительские ожидания, т.е.ребенок строит свое поведение так, как это требуют родители. Т.е.каждый поступок ребенок воспринимает с т.зрения оценки родителей. Получит ли он за этот поступок одобрение или порицание. И вот ребенок учится считаться с требованиями родителей и осуществляет поведение в соответствии с теми ограничениями, крые диктуются родителями, чтобы избежать конфликтов, наказания, т.к.он знает по опыту, что нарушение нормы, правила, указания – повлечет за собой наказание.

Но только на первых порах суперэго отражает родительские надежды. А потом уже, по мере того как круг общения расширяется, суперэго становится отражением «коллективной совести» (Фрейд), т.е.общественного мнения, общественного нравственного сознания. Т.е.человек усваивает те нормы, принципы, стандарты поведения, крые одобряются обществом и считаются приличным в обществе.

В структуре суперэго Фрейд усматривал два уровня, две подсистемы – совесть и эго-идеал. Совесть воспитывается родителями. Обычно – в результате порицаний, когда ребенок учится переживать за то, что он сделал неправильно. Эго-идеал – тоже воспитывается родителями, но уже в результате поощрений, когда ребенка хвалят за его поведение. Тогда у ребенка появляется чувство достоинства, самоуважения. Когда эго-идеал м.считаться окончательно сформированным? Фрейд – что полностью завершенным он является тогда, когда родительский контроль заменяется полностью самоконтролем.

Чему служит принцип самоконтроля, к каким целям он ведет – реалистич.или идеалистич.? Суперэго пытается убедить чка, что идеалистич.цели являются более предпочтительными, чем реалистические. То есть суперэго пытается полностью затормозить, полностью погасить любые импульсы со стороны ид, т.е.гедонические, враждебные, агрессивные импульсы. Суперэго старается направлять чка к абсолютному, идеальному совершенству, т.е.к совершенству в мыслях, словах и в поступках.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.009 с.)