Лекции по нравственному богословию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по нравственному богословию



Лекции по нравственному богословию

На 4м курсе МДС, 2004-05 уч.г.

 

Богословие в сакраментальном смысле – это причастность человека к Божественным тайнам, Бож.созерцанию. Трудно предположить, что многие из нас обладают таким великим даром, чтобы созерцать Бож.тайны. «В невещественном ангельском свете беседовать о Троическом совете». Поэтому понятие о богословии может быть широким – или святой, крый состоит в Боге, или же тот, кто занимается интелл.трудом, пишет статью, рационалистич.труд. А то, что относится к области сакраментальной, мистич. – такое для этого богослова недоступно. Поэтому подлинные богословы – это святые Церкви.

Богословы в Др.Греции – это были те, кто составляли песни, оды о богах, те, кто воспевали богов. Верховным богом был Зевс. И если Зевс начнет тягаться с остальными богами, то всех их он перетянет – говорили греки. И судьбы богов менялись. Например, Посейдон был сначала покровителем конских табунов, затем – владыка морской стихии.

Образ богослова в западном богословии – это ученый муж, крый изучает Библию, отцов, церковное право, догматическое наследие и т.д. Это человек, крый м.быть причастен к мистич.опыту, но это особенно не требуется. Нужно только знание литературы, источников, библейских и историч.исследований, языков. Джентельмен в удобном кресле, одну ногу на др., рядом столик, где он м.записывать свои откровения, он осознает себя ученым. А чтобы мысль активно работала, м.рядом быть рюмочка с коньяком, сигарета, и что ему открывается, от записывает и пишет толкования на определенный библейский текст.

Так что есть разница большая между тем, как отцы молились – в исихии, мистич.опыте, молитве, - это и невозможно все выразить, т.к.открывалось очень многое – и вот таким западным богословием. То, что несказанно, невыразимо, невидимо, непостижимо – трудно выразить средствами нашего языка. Есть принцип «воронки [Шиллингтона]» - что каждый чк способен получать широкий поток информации, многое он воспринимает и понимает, чувствует, осознает. А способен выразить он очень немногое. Многое знает, а выразить м.очень мало.

Вербальных средств для выражения многих реальностей не существует – например, что значит тот или иной цвет, что такое сладкое, кислое, соленое. Поэтому то, что нам оставили св.отцы – только незначительная часть из того, что они переживали, как верхняя часть айсберга.

И богословие поэтому – это причастность к такому духовному мистическому опыту Церкви, приобщение к этому духовному наследию Церкви.

Этика – наука о нравственности, известна с древности – Аристотель, «Никомахова этика», для своего сына Никомаха.

Эстетика – это наука о законах творчества. Человеку присуща способность творить. Наука эстетика возникла в новейшее время, в 18 в, Баумгартен ввел этот термин, «эстесис» - чувства.

Т.о., существует дистанция оч.большого размера между к-либо явлением в жизни мира и учением об этом явлении.

Этика обычно определяется в современных курсах как обл.философского знания, края выясняет нравственные отношения в системе определенной заданности (духовно, культурно, экономически). Начиная с Аристотеля этика стала обозначать обл.философского знания. У Аристотеля в этику входили нравственные добродетели.

Сначала существовала патриархальная мораль, понятия о добре и зле, крые были закреплены в роде. Патриархальные принципы – например, «наносящий вред роду д.быть изгнан из рода». Если чк совершал аморальный поступок, его изгоняли в пустыню, в лес… Затем появляются первые этич.учения – первые – в эпоху античности, позже – уже систематизированные и фундаментально обоснованные.

Задачи, крые ставит этика – она 1) призвана вырабатывать сознательное отношение к жизни, к ее смыслу, ее ценностям. 2) призвана передавать нравственные ценности другим поколениям. Некрые авторы считают, что в наст.время этика д.вырабатывать новые нормы, крые соответствуют постиндустриальной эпохе.

Была сначала аграрная эпоха (когда люди думали, как найти жилище, как найти пропитание и во что одеться). Затем наступила индустриальная эпоха, когда произошел промышленный переворот. Главный признак ее – что рынок наполнен товарами. Затем наступает постиндустриальная эпоха, когда люди не отягщены заботами, что есть, что пить и во что одеться, рынок переполнен товарами, люди будут иметь много свободного времени, не будут заняты много времени на работе, и будут в свободное время заниматься науками, искусствами и религиозной жизнью.

Огюст Конт в свое время выдвинул тезис о трех состояниях человечества. Что человечество переходит от теологического, религиозного, мифологического понимания мира – к метафизическому, а от него – к эмпирическому пониманию мира. Это мнение разделяли философы в 19 веке. И Фейербах явился провозвестником того, что будет «человеческая» религия, и затем Маркс сказал, что религии в будущем мире не будет. А мировая миссия пролетариата заключается в том, чтобы утвердить торжество атеизма во всем мире.

 

Об эволюционной теории

Разные типы организации белка [сутерогенома] у дрозофилы и у домашней мухи, а считают, что у них был общий предок – некая прамуха)))

Но ученые даже искусственным путем не смогли создать новый вид дрозофилы. А утверждают, что якобы даже человек мог возникнуть случайно.

Главное «достоинство» эвол.теории – что она отрицает Бога, и поэтому она усиленно насаждается. А если Бога нет, то все позволено, и можно жить как хочешь.

И если материя существует вечно, то почему тогда эволюция возникает во времени? Что же тогда делала материя, если она вечно двигалась и не эволюционировала до времени?

Все разговоры о миллионах и миллиардах лет – это безответственно, и это мифологическое сознание, эти все миллиарды. Мир существует несколько тысяч лет – м.быть, 10, или 20, или 100 тысяч.

 

О происхождении человека

1й взгляд – эволюционистско-редукционистская традиция.

2 – социальный. Что человек, личность – это продукт развития общества. Каково общество, такая и личность. Но тогда возникает вопрос – как же тогда возникло общество, если человек еще был не сформирован?

3 – ноуменальный. Что человек – создание Божие. Процесс развития личности – в переходе от жизни биологической, натуральной – к жизни духовной. Человек, преодолевая природную стихию, становится существом социальным, нравственным, духовным.

Нравственность – чем отличается от искусства, науки, права, религии политики – тем, что все эти формы имеют свои институционные формы. Напр., искусство – музеи и театры, религия – храмы, право – суды и законы, политика – гос.и политич.органы и учреждения, наука – образов.и научн.учреждения. А нравственность не имеет никаких институционных форм.

 

Личность

Поначалу слово «личность» обозначало маску (личина рус., просопон греч.). Затем стало обозначать то, что в человеке подлинно и оригинально. Наука о личности – персонология (персона лат.)

В иконографии «парсуна» – нечто среднее между иконой и живописным портретом (есть черты и того, и другого). У нас в ЦАКе – изображаются Ной и его сыновья (с обнажен.зубами, что считалось неприличным).

Персонология изучает поведение личности.

Некрые авторы описывают личность в понятиях самости – как нечто организованное, долговременная, субъективно воспринимаемая сущность (Роджерс, америк.).

Или неопределенное понятие – «некто, крый совершает нечто». Фихте, субъект.идеализм – что личность – это я, отрешенное от всего (некий метафизич.шеол, в кром я пребывает). Джеймс (англ., нач.20 в) – что личность – это не только душа человека – но и одежда, дом, жилище, его экипаж, на кром он выезжает.

Человек – это единая жизнь природы и ипостаси. Но ипостась не м.существовать без природы, и наоборот. Ипостась – это то, что себя открывает в природе (Лосский – что личность – это несводимость к природе, как принцип, а не как что-то). А природа – это образ явления ипостаси, реализации ипостаси. В катафатических же терминах определение ипостаси невозможно. И в момент смерти разрыв происходит не между природой и ипостасью (т.к.они не м.существовать друг без друга), а разрыв в самой природой человека, между его духовной и телесной сущностью. Телесная сущность остается вне обладания ипостасью, поэтому она подвергается разрушению. А духовная сущность, душа – остается в обладании ипостасью.

Ангельская природа простая – духовная, а человеческая природа – сложная, соединяющая и земное, и небесное.

Лосев о личности – 1) сотворена Богом, 2) сотворена из ничего, 3) сотворена мгновенно.

 

Структура личности

Свобода и детерминизм,

Изменяемость и неизменяемость,

Познаваемость и непознаваемость личности.

Сторонники детерминизма утверждают, что личность познаваема. Бихевиоризм (от англ.бихейвиор – поведение) – рассматривает личность как абсолютно познаваемую сущность. Другие авторы (Робертс) – что человек творит мир внутри себя, и этот мир недоступен для познания извне.

-------------------------------

С октября 2004

 

Теория личности З.Фрейда

(психодинамическая или психоаналистическая теория личности)

И в это время З.Фрейд, молодой врач из Вены, объявил, что главным в человеке является не сознание, а бессознательное. Что именно оно определяет поведение человека. Это была ошеломляющая теория. Первое место здесь занимали агрессивные и гедонические побуждения, импульсы человека.

Эта теория потерпела эволюцию, но согласно Фрейду душа человека – это поле битвы, где идет борьба между равными силами. Это силы сознания, рассудка, инстинктов. Поэтому она стала называться психодинамической теорией.

Всем стало казаться, что теория носит отвлеченный, абстрактный характер, т.к.теория была иррациональной, т.е.исходила не из рассудка, а из бессознательного, кажется мистической, отвлеченной.

Но на самом деле эта теория является глубоко рационалистической, натуралистической (т.к.в основании теории находится природа человека), редукционистской (т.к.сложные и многообразные проявления человека сводятся к простым процессам, упрощаются), эволюционистской (что психика унаследована в процессе эволюции от животных).

Эта теория оказала влияние на многие последующие теории личности в психологии, а также на этику, философию, социологию, искусство. Сам Фрейд пытался с помощью этой концепции объяснить буквально все – и историю, и религию, и проч. Т.е.теория претендует на некую универсальную значимость. Религию он объяснял чувством вины предков по отношению к своим патриархам.

Т.образом, Фрейд создал первую развернутую, как он считал, научно обоснованную теорию личности.

Биографич.сведения. Годы жизни – род.в мае 1856 г. – умер в 1939 г. Родился в австр.городке Фрайберг (современная Чехия). Еврейская семья, отец торговал шерстью. Зигмунд – старший из 7 детей. Затем семья переехала в Вену. Фрейд поступил на медиц.фак-т Венского унив-та. Учился блестяще, знал многое – история, классич.языки, философия, поэзия, литература. Затем уехал в Париж, учился у проф.(Шарко), крый применял гипноз. Потом Фрейд женился, у него было 3 дочери и 3 сына. Изучал сновидения. Первая книга – 1900 г., «Толкование сновидений». Далее его работы о бессознательном. 1 мировая война затем производит на него большое впечатление – война - из-за агрессивной силы в человеческой душе. Агрессивные импульсы в душе (кроме гедонических). Два его сына были на восточном, русском фронте. Фрейд уезжает в 1938 в Англию (т.к.Австрия была оккупирована Германией и присоединена к ней). Умер в Лондоне в сентябре 1939 г.

 

«Психодинамическая» теория – т.к.разные силы души борются за обладание личностью

Психоанализ – 1) теория личности, 2) метод изучения неосознанных мыслей и чувств, 3) метод лечения психич.расстройств – чаще всего применяется в сочетании с релаксантами. Психиатр задает вопросы подряд, без разбора, а пациент сразу же, не думая, отвечает.

Фрейд ввел бессознательное в теорию личности и обосновать эту теорию.

Фрейд разделил сознание на три уровня – сознание, предсознание и бессознательность. Сознание – все то, что присуще человеку в данный момент, о чем он думает и помнит в данный момент. Но оно охватывает лишь оч.незначительный процент информации в человеч.мозге. Предсознание – это опыт, крый чк в данный момент не осознает, но м.легко это вспомнить, вернуть в свое сознание. Наконец, бессознательное – самая глубокая область, самая значимая,как считал Фрейд. Т.к.оно включает в себя хранилище, некий склад памяти, инстинктивных побуждений, эмоций, воспоминаний. И есть также и те вещи, крые представляют опасность, угрозу для личности – забытые травмы детства, враждебные чувства к кому-либо, подавленные плотские пожелания. И этот материал влияет на функционирование личности.

Другие исследователи (Павлов, Трубецкой) тоже говорили, что бессозн.существует. Но Фрейд первый заявил, что бессознательное доступно для изучения, и что оно влияет на поведение человека. Фрейд придал области бессозн.эмпирический статус. Он подчеркивал, что бессозн.- это не гипотеза и не абстракция, а это реальность, крую можно продемонстрировать.

При этом у Фрейда также явилась догадка, что бессозн.может проявиться в поведении в замаскированной форме. Т.е.это бессозн.влечения, инстинкты, страсти, желания – м.проявиться в таких формах, как игра, фантазии, сновидения, шутки и прибаутки. Например, вражда к др.человеку м.выразиться в шутке и проч. (Вас еще не повесили? – за что же? – За шею, как и полагается).

Например, гедонические инстинкты проявл.в творческой деятельности человека за счет сублимации этих инстинктов. Например, чк занимается научной, творческой деятельностью, воинской службой (а у него садистские наклонности) – или врач-хирург – проявляет эти же наклонности в преображенной форме.

В 20е гг Фрейд пересмотрел свою концепцию и выделил три основные структуры в своей модели личности – ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-я). Это стали называть структурой личности по З.Фрейду.

Ид – исключительно примитивные, стихийные, врожденные аспекты человеч.личности. Врожденные – т.к.он считал, что чк унаследовал психику от животных, поэтому каждый человек рождается с ид, с бессознательным. И это ид сопутствует чку всю жизнь. И человек никуда от этого ид не денется. Но Фрейд был эволюционистом, он считал, что в конце концов ид будет преодолено, что когда-нибудь человек избавится от ид, и где было ид, там будет эго, сознание, я. Итак, ид – это нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов и правил. Ид выражает первичный принцип жизни – разрядка психической энергии. Фр.считал, что в природе, т.к.существует закон сохранения энергии, когда энергия накапливается, она требует разрядки, это приводит к возбуждению, и в момент снятия этого напряжения, момент разрядки – человек переживает принцип удовольствия. Т.е.его теория строится на чисто механич.подходе к энергетич.процессам. Поэтому ид себя выражает в импульсивной, иррациональной манере. Ид не знает ни страха, ни тревоги, ни ограничений. Но тем самым ид представляет большую опасность и для человека, и для общества. Ид – нечто среднее между соматическими и психич.процессами. Т.к.ид связано с соматич.процессами (человек берет энергию из самого тела) – человек представляет из себя некий кипящий котел разных желаний, влечений, инстинктов и страстей. Фрейд считал, что это источник энергий, и чк черпает из него энергию, края нужна для мыслительных процессов. Т.е.ид – это и энергетический резервуар для осуществл-я мыслительных процессов.

Эго. Как оно возникает – ид формирует некий первич.процесс представления, некий психич.образ того объекта, крый удовлетворяет желание ид. Например, ребенок, крый хочет питаться, свежего воздуха, теплой сухой одежды. Но главное – это питание. Он представляет образ бутылки молока и соски. Этот образ формирует бессознательное. Если он ее не получает при этом, то из этого он делает вывод, что между его желанием и ним есть еще окруж.среда. И так формируется представление об эго, я. Возникает вторая ступень в структуре личности.

Вопрос - но если все так просто, то почему тогда у животных не формируется эго? Т.е.это непостижимая тайна, как у ребенка формируется я.

Эго – это психич.компонент, ответственный за принятие решений. Т.к.он рождается от ид, он стремится удовлетворить желания ид, и часть своих энергий эго заимствует от ид. Эго считается с ограничениями, крые накладывает мир, а ид не считается с этими ограничениями, с реальностью, для него существуют только потребности (как у маленького ребенка). Эго обеспечивает безопасность и самосохранение индивидуума.

Итак, если ид подчиняется принципу удовольствия, эго – подчиняется принципу реальности. И эго всегда ищет момента для разрядки психич.напряженности, для удовлетворения потребности, вызываемой возбуждением. Принцип реальности, крым пользуется эго, делает поведение человека разумным и этичным.

Суперэго. Чтобы чк жил в обществе, он д.действовать в соответствии с теми нормами, предписаниями, правилами, крые существуют в обществе. Но все это приобретается в процессе вхождения чка в обществ.жизнь, в процессе его социализации. И вот суперэго как последний компонент структуры личности – представляет собой интернализованную (внутр.устроенную) версию общественных норм, стандартов поведения. Фрейд считал, что чк рождается без суперэго, а оно приобретается в нем благодаря социальному окружению. Т.е.в результате того, что ребенка воспитывают, благодаря родителям, учителям, окруж.социальной среде. Когда, в какой момент оно появляется – Фрейд считал, что когда ребенок начинает различать добро и зло, что правильно и что неправильно, что нравственно и безнравственно, что хорошо и плохо. Это происходит примерно в возрасте от 3 до 5 лет. (Фрейд вообще считал, что личность формируется до возраста 5 лет, а дальше она только развертывается). Сначала суперэго отражает лишь родительские ожидания, т.е.ребенок строит свое поведение так, как это требуют родители. Т.е.каждый поступок ребенок воспринимает с т.зрения оценки родителей. Получит ли он за этот поступок одобрение или порицание. И вот ребенок учится считаться с требованиями родителей и осуществляет поведение в соответствии с теми ограничениями, крые диктуются родителями, чтобы избежать конфликтов, наказания, т.к.он знает по опыту, что нарушение нормы, правила, указания – повлечет за собой наказание.

Но только на первых порах суперэго отражает родительские надежды. А потом уже, по мере того как круг общения расширяется, суперэго становится отражением «коллективной совести» (Фрейд), т.е.общественного мнения, общественного нравственного сознания. Т.е.человек усваивает те нормы, принципы, стандарты поведения, крые одобряются обществом и считаются приличным в обществе.

В структуре суперэго Фрейд усматривал два уровня, две подсистемы – совесть и эго-идеал. Совесть воспитывается родителями. Обычно – в результате порицаний, когда ребенок учится переживать за то, что он сделал неправильно. Эго-идеал – тоже воспитывается родителями, но уже в результате поощрений, когда ребенка хвалят за его поведение. Тогда у ребенка появляется чувство достоинства, самоуважения. Когда эго-идеал м.считаться окончательно сформированным? Фрейд – что полностью завершенным он является тогда, когда родительский контроль заменяется полностью самоконтролем.

Чему служит принцип самоконтроля, к каким целям он ведет – реалистич.или идеалистич.? Суперэго пытается убедить чка, что идеалистич.цели являются более предпочтительными, чем реалистические. То есть суперэго пытается полностью затормозить, полностью погасить любые импульсы со стороны ид, т.е.гедонические, враждебные, агрессивные импульсы. Суперэго старается направлять чка к абсолютному, идеальному совершенству, т.е.к совершенству в мыслях, словах и в поступках.

 

Эдипов комплекс

Фрейд сформулировал такое положение, крое вызвало негодование в обществе. Он сказал, что каждый ребенок рождается с определенными инстинктами, в т.ч.с привязанностью к матери и со враждебностью к отцу. И это влечение, этот драйв он назвал «эдипов комплекс». За основу он взял трагедию Софокла, трилогию – Царь Эдип, Эдип в Колоне, Антигона.

Фиванский царь Лай, устрашенный предсказанием, сулившим ему смерть от руки сына, приказал бросить новорожденного сына на горе Кифероне. Мальчика усыновил коринфский царь Полиб и назвал Эдипом. Оракул сообщил, что Эдипу суждено убить отца и жениться на матери. Для того чтобы не иметь возможности совершить эти преступления, Эдип решил не возвращаться в Коринф и направился в Фивы. По дороге у него вышла ссора с повстречавшимся ему неизвестным стариком, которого он и убил; старик этот был Лай. Затем Эдип освободил Фивы от притеснявшего их крылатого чудовища Сфинкса и в награду получил от граждан фиванский престол, свободный после смерти Лая, женился на вдове Лая Иокасте, т.е. на собственной матери, имел от нее детей и в течение многих лет спокойно правил Фивами. Фиванские юноши и старцы молят Эдипа, прославленного победой над Сфинксом, вторично спасти город, избавить его от свирепствующей моровой язвы. Мудрый царь, оказывается, уже сам послал своего шурина Креонта в Дельфы с вопросом к оракулу, и возвращающийся Креонт передает ответ: причиной язвы является «скверна», пребывание в Фивах убийцы Лая. Убийца этот никому неизвестен; из свиты Лая остался в живых только один человек, который в свое время возвестил гражданам, что царь и прочие его слуги были убиты отрядом разбойников. Эдип продолжает свое расследование. Свидетель убийства Лая оказывается тем самым пастухом, который некогда отдал коринфянину младенца Эдипа, сжалившись над новорожденным. Выясняется также, что сообщение об отряде разбойников, напавшем на Лая, было ложным. Эдип узнает, что он сын Лая, убийца отца и муж матери. Иокаста совершает самоубийство. Эдип ослепляет себя.

У Шекспира также есть тема отцеубийства. Достоевского «Братья Карамазовы» - Фрейд тоже был в восторге, когда прочитал, т.к.считал это подтверждением своей теории. Однако невнимательно прочитал этот роман, т.к.считал, что убил Дмитрий, и не знал, что это был Смердяков. Но он был тоже сын Карамазова, но незаконнорожденный.

Фрейд даже в благодарность Достоевскому написал очерк о нем, где представляет Достоевского как некий психологический тип.

Однако последующие авторы, постфрейдисты, уже не придают значения этой теории и не принимают ее.

 

Виды тревоги

Тревога – это функция эго. Эго предупреждает человека о грозящей опасности, и это предупреждение необходимо для того, чтобы человек или встретил какие-то обстоятельства, или их избежал. Т.е.личность д.адекватно реагировать на ситуации.

Три вида тревоги:

1) реалистическая. Это эмоциональный ответ на угрозу из внешнего мира. Эта тревога служит целям самосохранения организма, индивида. Эта тревога появляется в момент опасности и сразу же исчезает, когда нет опасности. Например, когда человек переходит улицу и видит, что мчится автомобиль. Или выскакивает собака, начинает лаять. Или перед экзаменом может волноваться.

2) тревога нравственной ответственности. Рациональный ответ на опасность. Тревога за то, что человек не сможет себя контролировать в определенной ситуации. Иначе сказать, это моральная опасность. Например, чку предстоит ответственная встреча, ответственный разговор, и человек волнуется, как он себя поведет. Или человек волнуется, как он будет себя вести в высшем обществе.

3) социальная тревога. Это эмоц.ответ на боязнь чка быть исключенным из к-либо группы, консорциума, коллектива. Боязнь потерять доверие сверстников, того, что его ид нарушит к-то общественные нормы, требования, крые налагаются со стороны суперэго.

Но Фрейд считал, что в конце концов социальная тревога переходит в страх смерти, и человек боится смерти, т.к.в смерти чк будет отчужден от всего, от близких и друзей. И этот страх еще дополняется страхом будущего возмездия за содеянные грехи.

Прогресс в Европе Фрейд объяснял сублимацией эроса. Но на наш взгляд, это неверно, т.к.Европа обязана прогрессу христианским мировоззрением. Римская империя стала христианской.

 

Механизмы защиты от тревоги

Несколько механизмов защиты, крые вырабатывает эго, сознательные стратегии эго, чтобы защититься от импульсов ид. Для ид существует только принцип удовольствия, а эго должно считаться с реальностью, чтобы на эго не было давления со стороны суперэго.

Человек находится как бы между желаниями ид и судом суперэго, между молотом и наковальней. Если будет следовать желаниям ид, он будет в обществе преступников. А если будет следовать суперэго и подавлять ид, он может окончить неврозом. Т.е.должно быть равновесие.

1) Вытеснение. Самый распространенный и самый важный механизм. Это первичная защита, она обеспечивает прямой уход от тревоги. Наиболее часто встречаемый механизм. Т.е.человек из сферы сознания вытесняет всякие мысли, импульсы, желания, крые могут привести к к-то аморальным действиям. Но эти вытесненные мысли все-таки могут сохранять свою активность, т.к.из области сознания выгоняются в обл.бессознательного. И временами они м.прорываться из обл.бессознательного и проявляться в к-то специфической форме. И требуется оч.много энергии, чтобы защищаться от их прорыва. А энергия нужна чку для мыслительных процессов, и ее м.не хватать. Поэтому эти мысли могут прорываться и проявляться – в сновидениях, шутках, поговорках, разговорах, в творчестве. Т.е.эго играет роль цензуры и контролирует все эти запретные мысли и желания. Но они проявляются в замаскированной форме.

И эти вытесненные желания играют большую роль в этиологии (этиа – причина) болезней, являются причиной неврозов и даже соматических болезней. Так, вытесненные запретные желания м.быть причиной язвенной болезни, считал Фрейд.

Если чк имеет враждебное чувство к др.чку, он старается вне это не проявлять, но это как-то в действиях может проявляться.

2) Проекция. Это также значимый механизм защиты. Здесь чк приписывает свои неприемлемые чувства и мысли другому чку. Или чк возлагает свою вину за допущенные ошибки на другого чка, или на к-то обстоятельства, или на свое окружение. Например, если спортсмен проиграл на соревновании, то он свою вину возлагает на плохую клюшку. Или студент, крый не сдал экзамен, сваливает вину на преподавателя. Т.е.чтобы защитить себя от тревоги, сложить с себя вину.

3) Замещение. Тоже существенный механизм. Здесь инстинктивный импульс переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Например, ребенок – когда его наказывают родители, он старается «отомстить» за это наказание, но родителям не может, и переадресовывает свою мест на более безобидные объекты – своих младших сверстников, братьев и сестер, на животных или даже на игрушки. Так могут вести себя и взрослые. Например, если чк получил выговор по службе, он может адресовать свое недовольство своей жене, устроить дома разборку. Т.е.жена как бы замещает начальника.

Иногда (гораздо реже) человек возлагает вину на самого себя, и себя укоряет. Но это бывает гораздо реже.

4) Рационализация. Здесь сознательно искажается реальность. Для этого применяется ложная аргументация на основе рац.логики. Иррациональное, неправильное, стихийное, неоправданное поведение выглядит вследствие этой логики выглядит рациональным, правильным и обдуманным. С помощью рац-зации оправдываются допущенные ошибки, глупости, всякие неудачные суждения, выражения, разные промахи.

По «принципу кислого винограда» (Фрейд) - когда лиса не достала виноград, сказала, что не хочет его есть, потому что он кислый. Т.е.человек использует этот принцип, чтобы показать непривлекательность тех целей, крых он не смог достичь. Если он не может достичь этой цели, надо ее раскритиковать и сказать, что цель ему не понравилась. Например, абитуриент не смог поступить в институт, он его раскритиковывает.

5) Реактивное образование. Это некая реакция на импульсы ид. Ид на чка действует, соблазняет, искушает его, поэтому эго вырабатывает некую стратегию, в результате крой оно вырабатывает противоположные данным импульсам качества. Т.е.в поведении чк старается продемонстрировать те качва, крые в обществе одобряются, и крые представляют собой противоположность запретным импульсам. Например, чк подвержен к-либо порокам. Но т.к.он старается с ними бороться, он старается как можно громче взывать и говорить о добродетелях, о благочестии. Например, против коррупции больше всех кричат те, кто сами пытаются оправдать свои безнравственные побуждения. «На воре шапка горит». «Громче всех кричит сам вор». Или выступает против распущенности, хотя

6) Регрессия. Отступление назад. Чк, чтобы избавиться от тревоги, уходит в детство, возврат к детским моделям поведения, к более раннему периоду своей жизни – беззаботному, безоблачному периоду. Или же взрослый человек может надуться, как ребенок, и ни с кем не разговаривать. Или нарушить правила этикета – увидел яблоко, взял и стал есть. Инфантильность. Или когда чк едет на автомобиле, начинает «лихачить», чтобы уйти от тревоги, развлечься. Передразнивает кого-то. Игра.

7) Сублимация. Запретные, недолжные, неприличные импульсы – человек старается их выразить в социально приемлемой форме, края является этической. Например, если чку присущи садистские наклонности – он их выражает в приличной социально форме – избирает себе профессию хирурга (мнение Фрейда, но мы с ним не можем согласиться, что касается именно хирургов). Или агрессивные наклонности – может служить в спецназе.

8) Отрицание. Это механизм, крый чаще всего встречается у детей. Например, если погибла (потерялась) любимая кошка или собачка, ребенок, чтобы избавиться от тревоги, отрицает факт гибели и говорит, что она пошла погулять, где-то приютилась и скоро должна вернуться обратно. Но этот механизм присущ и взрослым людям – в тяжелых известиях, травмирующих, люди говорят – «не может быть».

 

Стадии, фазы развития личности по Фрейду:

Не будем подробно говорить, если оч.кратко - сначала преобладают биологич.процессы, затем чк постепенно социализируется, сознает себя сначала членом семьи, потом членом общества. Переход от отдного периода к другому сопровождается ощущением тревоги, адаптацией к новым требованиям.

8 мес., до 4х лет, 4-6 лет, от 6 лет – уже скрытый, латентный носитель личности.

 

Метод свободных ассоциаций - Это метод психотерапии, применялся для диагностики, а также для лечения неврозов.

Метод анализа сновидений - Фрейд придавал также большое значение, т.к.в сновидениях отображаются вытесненные, потаенные желания. И сны часто отражают человеч.желания и мотивации. Т.е.в них отражаются причины мотивационных конфликтов. Т.е.если конфликт с отцом – сон, что отец уезжает на поезде, значит, желание смерти отца. А сын и мать остаются на платформе.

 

Выводы по Фрейду:

Детерминизм или индетерминизм. Фрейд является детерминистом.

Холизм или элементаризм. Мы д.рассматривать человека как целое или как часть? Фрейд – как целое, но с позиции структуры личности (ид, эго, суперэго).

Конституционализм или инвайронментализм: что определяет человека – его конституция (природная сформированность) или окружающая среда (инвайрон). Фрейд – на позициях конституционализма. Ид всемогуще, оно управляет человеком.

Изменяемость или неизменяемость человеч.природы. Фрейд – что неизменяема. Человек формируется до 5 лет, и затем его личность неизменна на протяжении всей его биографии.

Субъективность или объективность человеч.поведения. Фрейд склонялся к субъективности. Это стержневой момент его теории. Каждый чк живет в субъективном мире чувств, эмоций, желаний.

Проактивность или реактивность. (Активность самого индивида или реакция чка действиями на окруж.среду). Фрейд склонялся, что поведение чка проактивно. Инстинкты ид обуславливают человеч.поведение, и оно является проактивным. Т.е.поведение человека производят врожденные инстинкты, внутри самого человека.

Гомеостаз или гетеростаз. Фрейд склонялся к гомеостазу, т.к.считал, что поведение стремится к урегулированию возбуждения, вызванной избытком напряжения. Это выражается в гомеостатической позиции Фрейда. Человек всегда стремится удовлетворить требования ид, свои желания, потребности – по Фрейду, они сводятся исключительно к биологическим потребностям. Даже где чк занимается творческой деятельностью, это тоже выводимо из

Познаваемость или непознаваемость личности. Т.к.теория Фрейда является рациональной, но в смысле анализа реакций иррациональной – можно считать, что Фрейд склонялся к познаваемости человека. Заявил, что бессознательное является предметом научного исследования. Полагал, что психоанализ является научно обоснованным методом изучения человека. И что благодаря изучению естественых наук можно изучить природу человека и постичь его.

 

Психодинамич.теория личности Фрейда воодушевила многих психологов, философов, сыграла большую роль в развитии психологии и развитии разных концепций личности. В числе последователей Фрейда были такие известные как Адлер и Юнг.

 

Стремление к превосходству

Адлер считал, что чувство неполноценности является источником всех человеческих стремлений к саморазвитию, к совершенству, росту, компетентности. Но какова конечная цель этого стремления? М.быть, для того, чтобы достичь постоянства и целостности? Или чтобы избавиться от чувства неполноценности? Или чтобы доминировать над др.людьми или чтобы достичь к-то высокий статус? Взгляды Адлера по этому поводу менялись на протяжении его жизни. Он искал ответы на эти вопросы – какая сила управляет человеческим поведением, какая сила движет людьми.

Сначала Адлер считал, что такой силой является агрессивность. Т.е.это похоже на фрейдовский инстинкт танатоса. Потом, позднее, он стал считать, что в основе лежит стремление к власти. Затем – Адлер отказался от такой т.зрения, и выдвинул теорию стремления к превосходству. Это более широкий взгляд, более универсальное положение. Т.е. стремление к превосходству отличается от комплекса превосходства.

Т.е. стремление к превосходству является фундаментальным законом человеч.существования. Жизнь любого человека нельзя представить без этого стремления. Это стремление возвыситься от неспособности – к способности, от несовершенства – к совершенству, от неумения решать к-либо задачи – к умению их решать. Т.е.это некая потребность, края развита у всех людей. Это некая движущая сила, крой сам Адлер придавал универсальное значение. Это главный мотив всей индивидуальной теории личности Адлера.

Каким является это стремление – врожденным или приобретенным? Адлер считал, что врожденным, и что оно никогда чка не покидает. И это стремление к превосходству и есть сама жизнь, считал он. Однако это чувство надо в себе и воспитывать, развивать. Т.е.чк д.стремиться к тому, чтобы реализовать свой человеч.потенциал, свои возможности. Каждый чк реализует в себе возможности, крые даны от рождения. Хотя, конечно, каждый чк идет своим путем. Процесс стремления к превосходству, считал Адлер, начинается на 5м году жизни. В это время у чка появляется жизненная цель, сначала она еще полностью в не осознанной форме, а затем она мотивируется и придает смысл всей его жизни.

Стиль жизни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.079 с.)