Период школьного возраста, 6-7 - 12-13 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период школьного возраста, 6-7 - 12-13 лет



В этот период по Эриксону, возникает конфликт между трудолюбием и неполноценностью. Положительное качво, крое вырабатывает ребенок в этот период – это компетентность. Ребенок обучается в школе, он осваивает элементарные культурные навыки, у него появляется способность к логич.мышлению, к взаимодействию со сверстниками. В этот период ребенок стремится к успеху. Хотя он и осваивает логич.мышление, у него преобладает, конечно, механическая память, а не логическая.

Трудолюбие – это положительное качество, крое ребенок приобретает в этот период. В этот период представляют опасность чувства неполноценности и некомпетентности. Чувство неполноценности м.вызывать сомнение в способности усвоения предметов, преподаваемых дисциплин. Или др.опасность – сомнение в собств.статусе среди сверстников. Чувство неполноценности м.развиваться, если, напр., ребенок вдруг обнаружит, что его раса, его религия, соц-экон.положение, происхождение – отличаются от этих же качеств его сверстников, с крыми он обучается.

Но главными качествами в этот период являются качва компетентности и трудолюбия – овладения теми навыками, способностями, крые ему преподаются в этот период. Так что его трудолюбие будет зависеть от его успехов в школе, и эти успехи будут основой для будущ.участия его в социальной и экономич.жизни общества. Т.е.в этот период закладывается базис для будущ.успеха в жизни.

 

Юность

След.период, оч.важный в теории Эриксона – это юность. Это особый переломный период, ключевой.

Феофан Затворник сравнивает период юности с течением реки по равнине – вот она течет спокойная, тихая, но вдруг образуется водопад. И вода низвергается вниз с большой высоты, все начинает бурлить, кипеть, и в этот водоворот закручиваются сухие листья, сучья, камни – все втягивается в эту воду. Т.е.картина оч.динамичная – и это образ юности – говорит св.Феофан. Это оч.мятежный и бурный период, после него чк часто может стать совершенно другим. Если все, что было в детстве – благочестие, религиозность, праведность – сохранилось, то чк благополучно миновал период юности. А если он заразился неверием, его увлекли неблагочестивые цели – то м.констатировать, что это не тот чк, крый был раньше.

Итак, юность – это период от 12-13 – 19-20 лет.

В схеме жизн.цикла Эриксона это пятая стадия развития личности. Здесь на одном полюсе находится эго-идентичность, а на отрицательном – ролевое смешение. Это главные стороны того конфликта, крый определяет развитие чка в этот период. А нравств.качество, крого д.достичь чк в этом возрасте – это верность.

Эриксон считал юность оч.важным периодом в психосоц.развитии ребенка. (смысл эпигенетич.теории развития – что чк постоянно обретает адаптацию к соц.среде).

Чк в этот период – подросток. Как можно сказать словами С.С.Аверинцева – «еще не, но уже». Т.е.чк в этот период уже не ребенок, но еще не взрослый чк. Этой стадии Эриксон уделял оч.серьезное внимание. В юности проявляется новый психосоц.характер.

Эгоидентичность - перед чком стоит задача – выяснить, кто он? Конечно, вопрос стоит не в метафизич.плане. Чка интересует, кто его родители, кто его предки, родственники, чем они занимались. И кто он – как он воспринимается в обществе, среди др.людей, что о нем говорят друзья и посторонние люди. Всю эту информацию ребенок интегрирует в образы своей личной идентичности.

Эриксон подчеркивает психосоц.сущность эгоидентичности – молодые люди проявляют болезненную озабоченность – как они выглядят в глазах др.людей, насколько это респектабельно, корректно, учтиво, заботятся о своей внешности, хотят красиво одеваться. Хотят подчеркнуть везде свою компетентность, воспитанность, свои умения и знания. И все это интегрируется в образ их эгоидентичности.

Т.е.молодые люди стремятся к тому, чтобы воспринимать себя определенным образом. Они формируют образ самих себя, стремятся к тождественности самим себе. Молодым людям нужна уверенность, что их образ, их внутр.целостность будет принята др.людьми. Особенно важно, когда их образ воспринимается значимыми для них людьми – педагогами, преподавателями, профессорами. И их собственная эго-идентичность д.подтверждаться опытом из межличностного общения, когда из этого опыта они узнают мнение др.окружающих людей. Для них оч.важно, чтобы эта оценка совпадала с их собств.самооценкой.

Все это вместе взятое формирует образ эгоидентичности, крый явл-ется важным условием в период развития юности.

Но важно отметить, что в этот период в социальном и в эмоц.отношении развитие подростков включает в себя новые пути оценки мира. Т.е.ум подростка часто м.воспринимать новые ценности, он становится критическим, и он не м.воспринимать некритически ценности прошлого. Здесь есть психологич.разгадка – почему отроки бунтуют против родителей, против правил, против религиозной веры.

Т.е.это им напоминает прошлое, а они стараются отделиться, дистанцироваться от прошлого. Новые вкусы, новые предпочтения, убеждения, правила, новые знакомые, новая мода. Поэтому они стараются дистанцироваться от родителей, преж.образа жизни, преж.убеждений.

Поэтому они критически м.относиться к прежнему мировоззрению и, например, к религ.вере. Они пересматривают эти прошлые ценности перед лицом новых ценностей.

Поэтому силой разных потрясений, революций были всегда молодые люди – они «строят свой новый мир», идеальный – крый не похож на реальный. Так что у молодого чка нет еще своего реального и более широкого взгляда на жизнь, нет объективного подхода, он воспринимает мир идеально – что в мире много неправильного, а он мог бы сделать все идеально. Или же гиперкритично все воспринимается.

В результате он переживает кризис самоидентичности. Это проблема психосоциальной адаптации – как чку приспособиться к жизни и найти в ней свою социальную нишу.

На отрицательном полюсе здесь – ролевое смешение. Этот термин выработал сам Эриксон. Это означает такое состояние чка, когда он еще не знает, какой выбор пути в жизни ему осуществить, кем ему быть. Тот, кто не определился еще в жизни.

На отрока влияют не только основы, заложенные в детстве, но и окружающая среда, социальные группы.

Эриксон также видел, что подростки любят семя идентифицировать с популярными героями – кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами, носителями поп-культуры, или же с революц.лидерами, бритоголовыми, разными криминальными авторитетами – т.е. с кем угодно. Творят кумира для себя, ему поклоняются и следуют. А следование кому-либо предполагает самоотречение.

И когда отрок следует какому-то кумиру, он тоже может от многого отречься, и даже уйти из дома в некую среду и стать в конце концов делинквентной личностью (от лат. делинкво – недоставать, не хватать, соверш.проступок; делинквенция – проступок, прегрешение). Т.е.личность порывает с нормальным соц.окружением, выходит за его пределы, ведет не свойственный нормальному человеку образ жизни. Чк приобщается к всему новому – соврем.музыке, соврем.моде, новой прическе. Покупает новую одежду, сразу делает на ней дыры.)))

Все эти динамич.изменения в жизни молодых людей и при этом все растущий поток информации, и влияние соврем.окруж.среды – все это создает угрозу для многих традиц.и привычных ценностей. Эти ценности были усвоены в детстве, но сейчас они могут претерпеть крушение. Отрок порывает с миром, с традицией – но все это вызывает у него чувство неопределенности, разрыва – и к добру это не приводит.

Кризис идентичности, по Эриксону – в том, что молодые люди не могут достичь идентичности. Это же – ролевое смешение (кризис идентичности). Это одни и те же понятия. Этот кризис проявляется в неспособности выбрать карьеру, определиться в продолжении образования, чк испытывает чувство бесполезности, ненужности, ощущает бесцельность своего существования. Чувствует свою деориентированность и деперсонализацию. Наступает отчужденность.

И на всем этом безрадостном, бесперспективном фоне, лишенном всякого оптимизма – они переживают свою несостоятельность, неприспособленность, бесполезность, отчужденность, ненужность, свою деперсонализацию. Молодые люди кидаются иногда в отчаяние, в сторону негативной идентичности. Т.е.он может проявить вполне делинквентное поведение – некрые становятся бродягами, или хиппи, или сектантами. Некрые пробуют «альтернативные формы брака» - т.е.предаются распущенности. Не могут никак найти свое место в обществе. Могут предаваться пьянству, наркомании.

Эриксон указывает на положит.нравств.качество, крое помогает чку выйти из этого кризиса юности – это верность. Это некий краеугольный камень идентичности, как считает Эриксон. Благодаря этому качву молодые люди способны придерживаться мировоззренч., культурных, нравств.ценностей того общества, в кром они живут. Это общее качво, крое означает приверженность молодого чка к мировоззрению, идеологии, ценностям, образу жизни, порядку того общ-ва, где он живет. Чк проявляет патриотич., гражданскую верность, верность родителям, традиц.мировоззрению, ценностям.

Такая верность помогает молодому чку успешно преодолеть кризис юности.

Благодаря этому качву чк м.дать четкие ответы на вопросы, крые его в юности волнуют – кто я, куда я иду, что для меня важно и т.д.

К наставлениям для периода юности относятся многие духовные наставления и в русской литературе – начиная с «Поучения» Владимира Мономаха.

 

Шестой период – ранняя зрелость

Это начало новой, взрослой жизни. Этот период охватывает время 20-25 лет. Молодые люди ориентируются на получение профессии и устройство в жизни. Этот период ознаменован уже продуктивной деятельностью. Здесь на положительном полюсе кризиса находится такое понятие как интимность, а на отрицательном – изоляция.

Положительное качво, крое приобретает чк в этот период – это любовь.

Молодые люди стремятся на получение профессии и устройство жизни. Этот период ознаменован уже достижением личной самоидентичности и началом продуктивной деятельности. Чк вступает в новые социальные отношения.

Интимность чк испытывает по отношению к родственникам, супруге, друзьям. В браке чк стремится соединить свою самоидентичность с идентичностью др.чка, и для этого надо, чтобы идентичность их была стабильна. И такая стабильная идентичность достигается после 20 лет.

В юном возрасте (до 20 лет) люди вступают в брак, чтобы проверить собственную идентичность, или наоборот – чтобы обрести собственную идентичность в другом чке. Однако таким образом построить нормаль.взаимоотношения часто не удается.

Интимность по Эриксону – это такое универсальное чувство – не только интимные отношения, но и эмпатия (способность понять, проникнуть во внутр.мир др.чка), доверие друзьям, проявление искренности в общении, честности.

Неспособность чка устанавливать с др.людьми спокойные, доверительные лич.отношения ведет чка к отчуждению, одиночву, изоляции, социальному вакууму – ни с кем не находит общего языка, общих интересов, сотрудничва, ни с кем не м.ничем поделиться. Чк погружается в себя, занимает позицию отчужденности, незаинтересованности. Т.е.живет одиноко, замкнуто – и не потому, что он явл.носителем интравертивного характера, а потому что находится в отчуждении, не м.оказать людям поддержку, помощь, соучастие в горе или радости. Проявляет абс.незаинтересованность во всем. Это эгоист, думает о себе и собственных корыстных интересах. Т.е.как бы человек в футляре, всецело погружен в собств.интересы, корысть. Скупой рыцарь. Плюшкин. Накопительный характер – все собирает, всякий хлам.

Эриксон считал, что урбанизация и технизация создают благопр.характер для образования такой отчужденности – когда чк живет в большом городе один, никого не знает, ни с кем не общается, не знает даже кто его соседи. И о нем никто не знает, болеет он или нет, и вообще здесь ли он или уехал.

 

Период средней зрелости – 26-55 лет

Это седьмая стадия в теории Эриксона. Основ.проблема здесь – это выбор между продуктивностью и инертностью. На положительном полюсе продуктивность, на другом – инертность. Этот период также должен охарактеризоваться нравственным достижением – этим нрав.качеством является озабоченность – когда чк способен проявлять заботу о др.людях, его «я» отходит на 2й план. Т.е.чк постепенно отрекается от своего я, от своих интересов и корыстной заинтересованности в чем-то, т.е.он постепенно преодолевает свой эгоизм. Т.е.чк сначала был полным эгоистом (напр., младенец), думает, что весь мир создан для него, а затем он постепенно его преодолевает.

Взрослые люди озабочены прежде всего будущим своих детей. Или, напр. – будущим науки, искусства, экономики, культуры и т.д. Все это характерно для людей этого среднего периода. Забота противопоставляется равнодушию, апатии, безразличию, застою. Забота – главное личное качество зрелости, она вкл.такие понятия как долг, ответственность, желание внести вклад в общее дело, люди озабочены тем, чтобы соответствовать своему призванию, служебному долгу, чтобы ответственно, сознательно относиться к своему делу, чтобы передать что-то будущим поколениям. Все это явл.основой для человеч.продуктивности.

Если чку не удалось достичь продуктивности, если он не проявляет никакой заботы, ни во что не верит - то чк становится поглощенным самим собой, глав.предмет его забот – он сам, его персона, его благополучие, здоровье, авторитет, комфорт, удобства. К др.чку он относится только как средству, а не как к цели. Это явление Эриксон обозначил как кризис этого времени, застой. Чком овладевает чувство безнадежности, тоска, скука, обреченность, чувство безысходности и даже конца.

 

Период поздней зрелости

Не называет этот период старостью, т.к.следует общепринятой тенденции на западе по возможности меньше употреблять слова старость, старик, старуха, смерть и т.д.

Чк разрешает конфликт между эго-интеграцией и отчаянием соответственно на положительном и отриц.полюсах. В результате успеш.решения этого кризиса чк достигает мудрости. Эта стадия начинается с 55 лет. В это время люди оглядываются назад и вспоминают прошлую жизнь – свои успехи, неудачи. Это начало периода старости. Убывают физич.силы, ухудшается здоровье, и чк д.к этому приспосабливаться. В материальном отношении чк в этот период живет более скромно. Довольствуется оч.немногим – нового ничего не покупает, донашивает старую одежду. Умирают его друзья, его супруг или супруга. Люди общаются в основном в этот период с людьми своего возраста. Фокус внимания сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. На этой стадии психосоциального кризиса нет, считает Эриксон. Здесь чку ни к чему адаптироваться не надо. Он лишь суммирует свое прошлое, дает его оценку. В результате чк обозревает свою жизнь, судьбу, жизн.путь, учебу, карьеру, успехи, брак, думает о своем потомстве – для того, чтобы «смиренно и твердо себе сказать – жизнь удалась, я доволен, все было хорошо» (так говорит Эриксон). Это якобы будет означать мудрость, крую чк достигает перед лицом смерти.

Однако многие люди осознают в конце жизни, что наоборот – уже поздно реализовать возможности, крые не использовал в жизни, свои ошибки не исправить. У них проявляется недостаток интеграции – в страхе перед смертью, как считал Эриксон, - из-за недостатка осознания своей целостности. Чувство горечи, сожаления, говорит он – могут привести к старческому слабоумию, депрессии, озлобленности, паранояльности. Это все результат того отчаяния, горечи, сожаления, крое наступает в результате нереализованных возможностей чка, отсутствия его целостности и интеграции. Кроме того, у старых людей часто бывает страх оказаться в доме для престарелых.

В книге «Жизненная вовлеченность в старости» Эриксон говорит, что пожилые люди д.активно участвовать в жизни – в воспитании внуков, в политике, заниматься изучением культуры, искусства, спорта, оздоровительными и физкультурными программами. Эриксон считал, что такое актив.участие в жизни сохранит их жизнеспособность, целостность своего я, и это будет как бы ответ на вызов смерти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.017 с.)