Альфред Адлер. Индивидуальная психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альфред Адлер. Индивидуальная психология



Принципиальные отличия теории Адлера – что: 1) он взял за основу своей теории наблюдения не над больными людьми, как Фрейд (крый был психиатром), а над обычными, нормальными людьми.

2) Другая особенность – рассматривал поведение людей в социальном контексте, а Фрейд это не брал в расчет. Чк как некое звено, часть в социуме.

3) И третья отличительная черта – Адлер рассматривал человека как нечто единое, неделимое, единый организм. Фрейд же делил структуру личности (эго, ид, суперэго), а Адлер ничего не делил.

«Неофрейдисты» - неверное название (Адлер, Юнг), а скорее «постфрейдисты», т.к.или отталкивались от Фрейда или же противопоставляли свою теорию Фрейду.

Альфред Адлер родился в Вене в 1870 г. Как и Фрейд, он родился в еврейской семье торговцев. В отличие от Фрейда, крый чувствовал отчужденность, замкнутость – Адлер не чувствовал отчужденности, не делал никаких заявлений, что ему было трудно жить в детстве из-за еврейского происхождения. Более того, в зрелые годы принял христианство (протестантизм). Но детство у Адлера было трудное, т.к.болел и его отец часто, и сам он (болел пневмонией).

Также отличие от Фрейда – Фрейд прекрасно учился в школе (знал древние языки, литературу и проч.), а Адлер учился слабо, посредственно, его даже хотели оставить на 2й год по математике. Однако он приложил усилия и стал затем самым успевающим учеником по математике. Это также важный факт для понимания теории Адлера.

В 18 лет он поступает в Венский унив-т на медицинский факультет, крый был тогда центром европейской и даже мировой медицины. Здесь проходили его студенч.годы. Вена была в то время «красная», были распр.революц.настроения. Адлер тоже был в это втянут. Участвовал в шествиях, манифестациях, разных собраниях. На одном таком собрании он встретил Ларису Эбштейн. Это была студентка из России. Вступили в брак. Окончил медицинское образование, стал работать сначала офтальмологом, затем – психиатром. Сначала он был в кружке Фрейда (1902-1911), занимался психоанализом. Затем вышел из этого общества и основал свое «Общество индивидуальной психологии».

В 30х годах, когда нацисты пришли к власти, он уезжает в Нью-Йорк в 1935 г. Там читал лекции, писал книги, вел практику. Умер в мае 1937 г. Написал ок.300 книг и статей. Главный труд – «Практика и теория индивидуальной психологии».

Идеи Адлера оказали влияние на Фромма, Корни, Маслоу, Франкла и других. С Фрейдом отношения оставались напряженные и даже враждебные до конца жизни.

 

Основные тезисы (положения) индивидуальной психологии:

1. Человек есть единый и самосогласующийся организм, т.е. неделимый. Лат. «индивидуум» - букв. «неделимый». Поэтому Адлер и назвал свою психологию индивидуальной. Т.е. человек – это сущность, крую нельзя разделить. Это единство проявляется в единстве всех человеч.процессов – мышления, чувств, действий. Везде Адлер видит эту неделимость и единство человека.

2. Человеч.жизнь – это стремление к совершенству. Т.е. это непрерывное движение в направлении роста, развития, совершенства. В этом движении к росту, развитию человеч.личность проявляется как единое и самосогласующееся целое. Почему человек стремится к совершенству? Адлер говорил, что человек т.образом повышает свою самооценку, находит свое место в жизни, и это не зависит от никаких внешних и внутренних причин.

3. Человеч.личность, человек, индивидуум – есть творческое и самоопределяющееся целое. Т.е. Адлер признавал значение социальных и природных, генетических факторов, но настаивал на том, что чк есть нечто большее, чем простая сумма этих факторов, природы и среды. Т.к., например, в одной и той же семье м.быть разные дети от одних и тех же родителей.

Адлер считал, что люди обладают творческой силой, они способны распоряжаться своей жизнью. Самая главная черта человека – это свободная осознанная активность. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеч.опыта – память, фантазия, воображение, мечта и проч. Эта творч.сила делает каждого чка самоопределяющимся индивидуумом. Т.е.согласно Адлеру, каждый чк является как бы виновником или архитектором, хозяином своей судьбы. В этой связи многие считают Адлера предшественником гуманистической психологии (теории Эриха Фромма).

4. Социальная принадлежность индивидуума. Адлер понимает чка не т.как целостную систему, но и как некую интегральную, составную часть социума, общества, т.е.некой большой системы. Этой системой м.быть семья, коллектив, общество. Поэтому Адлер рассматривает поведение чка в социальном контексте. И человеч.природа открывается в социальных отношениях. Чку присуще чувство общности, он сознает себя частью чего-то – семьи, коллектива, общества. У него есть социальный интерес. Чк вступает в сотрудничество с др.людьми.

Адлер также делает акцент на социальных детерминантах, т.е.что социаль.факторы определяют поведение чка. Поэтому Адлера считают первым социальным психологом.

5. Индивидуальная субъективность. Адлер считал, что поведение чка зависит от двух условий – от того, какого мнения чк держится о самом себе, и от того, какого мнения чк держится об окружающих. Т.е.люди живут в том мире, крый они создают сами.

Также Адлер говорит, что поведение людей мотивировано определенными субъективными целями – фиктивными, т.е. такими, крые определяются мнением чка о самом себе, своем настоящем, будущем, т.е. оно определяется некрыми определенными принципами.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.004 с.)