Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поведение и инстинкты в теории З.ФрейдаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психоаналитич.теория Фрейда рассматривает чка как сложную энергетич.систему. Фрейд перевел на язык психиологич.терминов сложную природу человека. И источником энергии являются телесные процессы, где энергия переходит в нейрофизиологич.состояние, и она является источником возбуждения. И он сделал вывод, что разные формы поведения человека ведут к тому, чтобы уменьшить напряжение, разрядить скопление нейрофизиологич.энергии. Основная масса энергии уходит на умственные процессы, но при этом остается какая-то часть энергии, края требует разрядки, она порождает некие психологич.образы соматич.потребностей, крые требует удовлетворения. И инстинкты – это и есть эти психологич.образы соматических потребностей. Фрейд считал, что любая деятельность чка определяется инстинктами – память, воображение, образы. Все сводится к инстинктам. Все высшее объясняется через что-то элементарное, низшее, простое. Это влияние м.быть или открытым, или замаскированным. Инстинктов много, огромное количество, по Фрейду. Любая деятельность, активность ими обусловлена. Но все их Фрейд разделил на две группы – инстинкты жизни и смерти. Инстинкты жизни – Фрейд решил назвать их словом «эрос» - любовь, страсть, желание, влечение. Согласно Фрейду, эрос включает в себя силы души, крые служат целям поддержания и продолжения жизни, продолжения рода. Ф.придавал здесь большое значение половым инстинктам. Фрейд придумал название для энергии этих инстинктов – либидо (лат.аналог греч.слова эрос) – желание, стремление, влечение и страсть. Поэтому инстинкты жизни – это эрос, а энергия этих инстинктов – это либидо. Иногда также употребляют выражение «либидозная энергия». Инстинкты смерти – Фрейд, пытаясь объяснить мировую войну, пришел к выводу, что война происходит из-за того, что в человеке есть инстинкты смерти. Дал им название танатос (греч.смерть) – проявление агрессивности, жестокости и враждебности, ведут к убийствам и суицидам. Фрейд суициды объяснял стремлением к смерти. Суицидный драйв (в современн.психологии) – влечение к смерти. Фрейд не нашел никакого специального названия для обозначения энергии инстинктов смерти. Фрейд считал, что эти инстинкты биологически обусловлены, они играют важную роль в регуляции поведения. Инстинкты смерти подчиняются законы энтропии, т.е.закону распада. Т.е.любая система стремится прийти к состоянию равновесия, крое означает покой и смерть. Так, по закону термодинамики тепловая энергия стремится перейти от одних предметов, с большим ее запасом, к другим, с меньшей. И в конце концов во вселенной д.наступить тепловая смерть, когда вся энергия Солнца будет отдана, и наступит тепловая смерть. Так и в области психологии действует этот же закон, когда любая система стремится к равновесию, чтобы уменьшить запас своей энергии. Фрейд ссылался на Шопенгауэра, философа-пессимиста, крый произвел на него большое впечатление. Шопенгауэр утверждал, что целью жизни является смерть. Фрейд полагал, что всем живым существам присуще стремление к смерти, т.е.стремление вернуться в то неопределенное состояние, из которого все они вышли. Все живое стремится к неживой материи. Поэтому и людям присуще такое же стремление. Эта т.зрения (о стремлении человека к смерти) менее всего разделяется др.философами и мыслителями, психологами, психиатрами, социологами. О суицидах – отдельные исследования. Эспироль, 19 в. – разделил суициды на два вида, сознательные и бессознательные.
Итак, Фрейд считал переживания раннего детства имеющими важное значение для формирования взрослой личности. И некрые травмы раннего детства м.вызвать патологию у взрослого человека. Вторая предпосылка в теории Фрейда – что энергия либидо проходит неск.стадий в своем развитии. Здесь акцент делал на неск.факторов – биологические факторы до 3х лет, затем происходит идентификация детей со взрослым (ребенок тоже считает себя человеком, отождествляет себя с человеком – от 3 до 6 лет). Затем расширяются социальные контакты со сверстниками – от 6 до 12 лет. И затем уже, после 12-15 лет, человек осознает свой трудовой вклад в социальную деятельность. Т.е.в творческой деятельности человека воплощается та энергия, края в начале носила только биологический характер. Т.е.энергия либидо проходит ряд стадий.
Эдипов комплекс Фрейд сформулировал такое положение, крое вызвало негодование в обществе. Он сказал, что каждый ребенок рождается с определенными инстинктами, в т.ч.с привязанностью к матери и со враждебностью к отцу. И это влечение, этот драйв он назвал «эдипов комплекс». За основу он взял трагедию Софокла, трилогию – Царь Эдип, Эдип в Колоне, Антигона. Фиванский царь Лай, устрашенный предсказанием, сулившим ему смерть от руки сына, приказал бросить новорожденного сына на горе Кифероне. Мальчика усыновил коринфский царь Полиб и назвал Эдипом. Оракул сообщил, что Эдипу суждено убить отца и жениться на матери. Для того чтобы не иметь возможности совершить эти преступления, Эдип решил не возвращаться в Коринф и направился в Фивы. По дороге у него вышла ссора с повстречавшимся ему неизвестным стариком, которого он и убил; старик этот был Лай. Затем Эдип освободил Фивы от притеснявшего их крылатого чудовища Сфинкса и в награду получил от граждан фиванский престол, свободный после смерти Лая, женился на вдове Лая Иокасте, т.е. на собственной матери, имел от нее детей и в течение многих лет спокойно правил Фивами. Фиванские юноши и старцы молят Эдипа, прославленного победой над Сфинксом, вторично спасти город, избавить его от свирепствующей моровой язвы. Мудрый царь, оказывается, уже сам послал своего шурина Креонта в Дельфы с вопросом к оракулу, и возвращающийся Креонт передает ответ: причиной язвы является «скверна», пребывание в Фивах убийцы Лая. Убийца этот никому неизвестен; из свиты Лая остался в живых только один человек, который в свое время возвестил гражданам, что царь и прочие его слуги были убиты отрядом разбойников. Эдип продолжает свое расследование. Свидетель убийства Лая оказывается тем самым пастухом, который некогда отдал коринфянину младенца Эдипа, сжалившись над новорожденным. Выясняется также, что сообщение об отряде разбойников, напавшем на Лая, было ложным. Эдип узнает, что он сын Лая, убийца отца и муж матери. Иокаста совершает самоубийство. Эдип ослепляет себя. У Шекспира также есть тема отцеубийства. Достоевского «Братья Карамазовы» - Фрейд тоже был в восторге, когда прочитал, т.к.считал это подтверждением своей теории. Однако невнимательно прочитал этот роман, т.к.считал, что убил Дмитрий, и не знал, что это был Смердяков. Но он был тоже сын Карамазова, но незаконнорожденный. Фрейд даже в благодарность Достоевскому написал очерк о нем, где представляет Достоевского как некий психологический тип. Однако последующие авторы, постфрейдисты, уже не придают значения этой теории и не принимают ее.
Виды тревоги Тревога – это функция эго. Эго предупреждает человека о грозящей опасности, и это предупреждение необходимо для того, чтобы человек или встретил какие-то обстоятельства, или их избежал. Т.е.личность д.адекватно реагировать на ситуации. Три вида тревоги: 1) реалистическая. Это эмоциональный ответ на угрозу из внешнего мира. Эта тревога служит целям самосохранения организма, индивида. Эта тревога появляется в момент опасности и сразу же исчезает, когда нет опасности. Например, когда человек переходит улицу и видит, что мчится автомобиль. Или выскакивает собака, начинает лаять. Или перед экзаменом может волноваться. 2) тревога нравственной ответственности. Рациональный ответ на опасность. Тревога за то, что человек не сможет себя контролировать в определенной ситуации. Иначе сказать, это моральная опасность. Например, чку предстоит ответственная встреча, ответственный разговор, и человек волнуется, как он себя поведет. Или человек волнуется, как он будет себя вести в высшем обществе. 3) социальная тревога. Это эмоц.ответ на боязнь чка быть исключенным из к-либо группы, консорциума, коллектива. Боязнь потерять доверие сверстников, того, что его ид нарушит к-то общественные нормы, требования, крые налагаются со стороны суперэго. Но Фрейд считал, что в конце концов социальная тревога переходит в страх смерти, и человек боится смерти, т.к.в смерти чк будет отчужден от всего, от близких и друзей. И этот страх еще дополняется страхом будущего возмездия за содеянные грехи. Прогресс в Европе Фрейд объяснял сублимацией эроса. Но на наш взгляд, это неверно, т.к.Европа обязана прогрессу христианским мировоззрением. Римская империя стала христианской.
Механизмы защиты от тревоги Несколько механизмов защиты, крые вырабатывает эго, сознательные стратегии эго, чтобы защититься от импульсов ид. Для ид существует только принцип удовольствия, а эго должно считаться с реальностью, чтобы на эго не было давления со стороны суперэго. Человек находится как бы между желаниями ид и судом суперэго, между молотом и наковальней. Если будет следовать желаниям ид, он будет в обществе преступников. А если будет следовать суперэго и подавлять ид, он может окончить неврозом. Т.е.должно быть равновесие. 1) Вытеснение. Самый распространенный и самый важный механизм. Это первичная защита, она обеспечивает прямой уход от тревоги. Наиболее часто встречаемый механизм. Т.е.человек из сферы сознания вытесняет всякие мысли, импульсы, желания, крые могут привести к к-то аморальным действиям. Но эти вытесненные мысли все-таки могут сохранять свою активность, т.к.из области сознания выгоняются в обл.бессознательного. И временами они м.прорываться из обл.бессознательного и проявляться в к-то специфической форме. И требуется оч.много энергии, чтобы защищаться от их прорыва. А энергия нужна чку для мыслительных процессов, и ее м.не хватать. Поэтому эти мысли могут прорываться и проявляться – в сновидениях, шутках, поговорках, разговорах, в творчестве. Т.е.эго играет роль цензуры и контролирует все эти запретные мысли и желания. Но они проявляются в замаскированной форме. И эти вытесненные желания играют большую роль в этиологии (этиа – причина) болезней, являются причиной неврозов и даже соматических болезней. Так, вытесненные запретные желания м.быть причиной язвенной болезни, считал Фрейд. Если чк имеет враждебное чувство к др.чку, он старается вне это не проявлять, но это как-то в действиях может проявляться. 2) Проекция. Это также значимый механизм защиты. Здесь чк приписывает свои неприемлемые чувства и мысли другому чку. Или чк возлагает свою вину за допущенные ошибки на другого чка, или на к-то обстоятельства, или на свое окружение. Например, если спортсмен проиграл на соревновании, то он свою вину возлагает на плохую клюшку. Или студент, крый не сдал экзамен, сваливает вину на преподавателя. Т.е.чтобы защитить себя от тревоги, сложить с себя вину. 3) Замещение. Тоже существенный механизм. Здесь инстинктивный импульс переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Например, ребенок – когда его наказывают родители, он старается «отомстить» за это наказание, но родителям не может, и переадресовывает свою мест на более безобидные объекты – своих младших сверстников, братьев и сестер, на животных или даже на игрушки. Так могут вести себя и взрослые. Например, если чк получил выговор по службе, он может адресовать свое недовольство своей жене, устроить дома разборку. Т.е.жена как бы замещает начальника. Иногда (гораздо реже) человек возлагает вину на самого себя, и себя укоряет. Но это бывает гораздо реже. 4) Рационализация. Здесь сознательно искажается реальность. Для этого применяется ложная аргументация на основе рац.логики. Иррациональное, неправильное, стихийное, неоправданное поведение выглядит вследствие этой логики выглядит рациональным, правильным и обдуманным. С помощью рац-зации оправдываются допущенные ошибки, глупости, всякие неудачные суждения, выражения, разные промахи. По «принципу кислого винограда» (Фрейд) - когда лиса не достала виноград, сказала, что не хочет его есть, потому что он кислый. Т.е.человек использует этот принцип, чтобы показать непривлекательность тех целей, крых он не смог достичь. Если он не может достичь этой цели, надо ее раскритиковать и сказать, что цель ему не понравилась. Например, абитуриент не смог поступить в институт, он его раскритиковывает. 5) Реактивное образование. Это некая реакция на импульсы ид. Ид на чка действует, соблазняет, искушает его, поэтому эго вырабатывает некую стратегию, в результате крой оно вырабатывает противоположные данным импульсам качества. Т.е.в поведении чк старается продемонстрировать те качва, крые в обществе одобряются, и крые представляют собой противоположность запретным импульсам. Например, чк подвержен к-либо порокам. Но т.к.он старается с ними бороться, он старается как можно громче взывать и говорить о добродетелях, о благочестии. Например, против коррупции больше всех кричат те, кто сами пытаются оправдать свои безнравственные побуждения. «На воре шапка горит». «Громче всех кричит сам вор». Или выступает против распущенности, хотя 6) Регрессия. Отступление назад. Чк, чтобы избавиться от тревоги, уходит в детство, возврат к детским моделям поведения, к более раннему периоду своей жизни – беззаботному, безоблачному периоду. Или же взрослый человек может надуться, как ребенок, и ни с кем не разговаривать. Или нарушить правила этикета – увидел яблоко, взял и стал есть. Инфантильность. Или когда чк едет на автомобиле, начинает «лихачить», чтобы уйти от тревоги, развлечься. Передразнивает кого-то. Игра. 7) Сублимация. Запретные, недолжные, неприличные импульсы – человек старается их выразить в социально приемлемой форме, края является этической. Например, если чку присущи садистские наклонности – он их выражает в приличной социально форме – избирает себе профессию хирурга (мнение Фрейда, но мы с ним не можем согласиться, что касается именно хирургов). Или агрессивные наклонности – может служить в спецназе. 8) Отрицание. Это механизм, крый чаще всего встречается у детей. Например, если погибла (потерялась) любимая кошка или собачка, ребенок, чтобы избавиться от тревоги, отрицает факт гибели и говорит, что она пошла погулять, где-то приютилась и скоро должна вернуться обратно. Но этот механизм присущ и взрослым людям – в тяжелых известиях, травмирующих, люди говорят – «не может быть».
Стадии, фазы развития личности по Фрейду: Не будем подробно говорить, если оч.кратко - сначала преобладают биологич.процессы, затем чк постепенно социализируется, сознает себя сначала членом семьи, потом членом общества. Переход от отдного периода к другому сопровождается ощущением тревоги, адаптацией к новым требованиям. 8 мес., до 4х лет, 4-6 лет, от 6 лет – уже скрытый, латентный носитель личности.
Метод свободных ассоциаций - Это метод психотерапии, применялся для диагностики, а также для лечения неврозов. Метод анализа сновидений - Фрейд придавал также большое значение, т.к.в сновидениях отображаются вытесненные, потаенные желания. И сны часто отражают человеч.желания и мотивации. Т.е.в них отражаются причины мотивационных конфликтов. Т.е.если конфликт с отцом – сон, что отец уезжает на поезде, значит, желание смерти отца. А сын и мать остаются на платформе.
Выводы по Фрейду: Детерминизм или индетерминизм. Фрейд является детерминистом. Холизм или элементаризм. Мы д.рассматривать человека как целое или как часть? Фрейд – как целое, но с позиции структуры личности (ид, эго, суперэго). Конституционализм или инвайронментализм: что определяет человека – его конституция (природная сформированность) или окружающая среда (инвайрон). Фрейд – на позициях конституционализма. Ид всемогуще, оно управляет человеком. Изменяемость или неизменяемость человеч.природы. Фрейд – что неизменяема. Человек формируется до 5 лет, и затем его личность неизменна на протяжении всей его биографии. Субъективность или объективность человеч.поведения. Фрейд склонялся к субъективности. Это стержневой момент его теории. Каждый чк живет в субъективном мире чувств, эмоций, желаний. Проактивность или реактивность. (Активность самого индивида или реакция чка действиями на окруж.среду). Фрейд склонялся, что поведение чка проактивно. Инстинкты ид обуславливают человеч.поведение, и оно является проактивным. Т.е.поведение человека производят врожденные инстинкты, внутри самого человека. Гомеостаз или гетеростаз. Фрейд склонялся к гомеостазу, т.к.считал, что поведение стремится к урегулированию возбуждения, вызванной избытком напряжения. Это выражается в гомеостатической позиции Фрейда. Человек всегда стремится удовлетворить требования ид, свои желания, потребности – по Фрейду, они сводятся исключительно к биологическим потребностям. Даже где чк занимается творческой деятельностью, это тоже выводимо из Познаваемость или непознаваемость личности. Т.к.теория Фрейда является рациональной, но в смысле анализа реакций иррациональной – можно считать, что Фрейд склонялся к познаваемости человека. Заявил, что бессознательное является предметом научного исследования. Полагал, что психоанализ является научно обоснованным методом изучения человека. И что благодаря изучению естественых наук можно изучить природу человека и постичь его.
Психодинамич.теория личности Фрейда воодушевила многих психологов, философов, сыграла большую роль в развитии психологии и развитии разных концепций личности. В числе последователей Фрейда были такие известные как Адлер и Юнг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 1504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.254.81 (0.016 с.) |