Инстинкт как форма поведения животных. Облигатное научение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инстинкт как форма поведения животных. Облигатное научение



Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях.[1] Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.

 

Инстинкты как форма поведения животных

 

Следующая форма: инстинкты - это в основном врожденные формы поведения.

У животных тоже выявляется поведение вроде бы разумное в обычных условиях, однако разум у животных признавать они не хотели, то они считали, что животные наделены каким-то другим началом. Его и назвали инстинктом.

Это латинское слово, означающее побуждение. Стоики считали, что вместо разума у животных имеется побуждение, слепое, ими самими не осознаваемое, которое проистекает из организации тела животного и толкает животное на объективно целесообразное, полезное для него поведение. Это бессознательный разум, заложенный в животных для руководства их поведением.

Позднее инстинкт стал предметом тщательного наблюдения. Тогда и сложилось такое представление, что инстинкты - это сложные, хорошо скоординированные, объективно целесообразные действия, которые животное производит без всякого научения, т. е. характерное для всех представителей данного вида поведение оказывается сразу готовым и единообразным, имеющим видовой, неиндивидуальный характер.

Оно врожденно, передается по наследству, представляет собой стереотипные, сложные, объективно целесообразные виды поведения, которые животное выполняет, явно не понимая того, что оно делает.

Первые попытки экспериментального исследования инстинктов заключались в том, чтобы показать, как тогда выражались, глупость инстинкта (хотя в обычных условиях инстинкт представляет собой необычайно мудрое приспособление).

Исследователи, прежде всего, хотели показать, что никакой мудрости в инстинкте нет, а есть лишь цепь двигательных реакций, целесообразных в обычных условиях. Но если изменить эти условия, то поведение оказывается нецелесообразным. Таких опытов провели огромное количество.

Животное, которое объективно имеет возможность достать пищу, не способно даже чуть-чуть изменить конкретные условия. Отсюда и пошли разговоры о глупости инстинкта, о слепоте инстинкта. Этой теории не нужно поддаваться. С этого времени идет представление о том, что инстинкт - это цепь действий, каждое из которых ведет за собой последующее и само вызывается предыдущим, цепь, которая в результате биологического приспособления оказалась очень целесообразной, но совершаемой механически.

Такое представление повело за собой проверку, и оказалось, что при ближайшем рассмотрении инстинктивные реакции вовсе не так грубо механистичны, не представляют одного слепого действия за другим, вовсе не цепочка таких действий, где каждое из предшествующих вызывает последующее, а что внутри этого врожденного поведения есть своя мобильность, гибкость, приспособляемость к конкретным условиям.

Эта приспособляемость у разных животных различна, но она есть всюду. Более внимательные исследования разоблачили многие чисто механистические представления.

 

Облигатное научение (обучение) – научение жизненно необходимым навыкам. То, чему выучиться необходимо независимо от желания, чтобы просто жить.

Подносить еду ко рту, жевать, глотать - этому нужно выучиться, чтобы просто жить.

Альтернатива облигатному - факультативное научение, научение произвольным, жизненно не необходимым навыкам.

Тот, кто не научился есть вилкой или ложкой, кто не умеет петь или играть на фортепиано, может по жизни без этого и обойтись.

 

60) Факультативное научение (обучение) - научение произвольным, жизненно не необходимым навыкам.

 

Альтернатива факультативным - облигатные, жизненно необходимые навыки.

 

Тот, кто не научился есть вилкой или ложкой, кто не умеет петь или играть на фортепиано, может по жизни без этого и обойтись.

 

Чем выше на эволюционной лестнице вид, чем организованней его психика и развитее нервная система – тем большему он учится факультативно.

 

Паразиты (клещи, черви и так далее) – вообще не имеют факультативно выученных навыков – они умеют только есть и размножаться. А вот, например, головоногие моллюски – уже более развитые и соображают больше и их можно даже чему-то научить – по крайней мере отдельных особей. Среди птиц – есть сверхразвитые врановые (вороны, грачи и др), чьи способности к обучению новому очень обширны. Люди в этом плане стоят выше всех прочих видов – и факультативно обучаются очень и очень многим полезным вещам, которые не связаны с физиологическими потребностями.

 

Интеллектуальное поведение у животных. В качестве третьей стадии развития психики А. Н.Леонтьев выделял стадию интеллекта, которая обусловливается еще большим усложнением структуры деятельности и характеризуется еще более сложными формами психического отражения реальности. Обобщая известные к тому времени исследования интеллектуальной деятельности человекоподобных обезьян (В. Кёлера, Н.Н.Ладыгиной-Котс, Э. Г. Вацуро и других), он выделял следующие характеристики деятельности животных на этой стадии:

 

1) «внезапное» нахождение операции после небольшого числа не приводящих к успеху проб и ошибок — в отличие от медленного, путем многочисленных проб и ошибок формирования операций на стадии перцептивной психики,

 

2) воспроизведение найденной операции (как способа решения поставленной задачи) без новых проб и ошибок при повторении опыта (предъявление аналогичной задачи),

 

3) возможность переноса найденного решения в одной задаче на более или менее широкий круг новых задач, имеющих существенные отличия от первой,

 

4) возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки — первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать собственно плод — вторая фаза решения задачи. Двухфазность решения задачи обезьяной проявляется и при решении ею задач «на обходные пути» — животному, для того чтобы взять плод, необходимо сначала оттолкнуть его от себя или сначала отойти от приманки, обогнув препятствие, чтобы тем вернее достичь в конечном счете этой приманки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.006 с.)