ТОП 10:

Опред. Роль деят-ти в развитии и формировании личности



Опред. Роль деят-ти в развитии и формировании личности

Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Активность любого организма порождается его потребностями и направлена на удовлетворение этих потребностей. Это же относится и к человеку. Естественные, культурные, материальные, духовные, личные, общественные потребности порождают разнообразные формы активности человека, предопределяют его существование и развитие.

Деятельность человека – это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Деятельность человека носит сознательный характер: человек осознаёт цель и способы её достижения, предвидит результат. Деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда.

Деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в обществе или группе или направлена на удовлетворение потребностей общества. Именно в процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.

Деятельность содержит внутренние и внешние компоненты. При этом в различных видах деятельности их соотношение изменяется, но ведущая роль всегда принадлежит внутреннему компоненту, умению действовать «в уме». В этом и заключается качественное своеобразие человеческой психики.

Выделяют такие основные виды деятельности:

- труд – деятельность, направленная на изменение и преобразование действительности для создания материальных и духовных ценностей; является основной деятельностью человека, обеспечивающей существование человечества как вида;

- учение – деятельность, направленная на приобретение знаний, выработку умений и навыков, являющихся для учащихся в качестве осознанной цели;

-игру – деятельность, целью которой является сам процесс её осуществления, а не результат; в игре в определённой форме воспроизводятся реальные отношения действительности.

Каждому периоду жизни человека соответствует определённый ведущий вид деятельности, в первую очередь определяющий его психическое развитие и становление личности. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, для школьного – учение, а для взрослого человека – труд, овладение профессией.

 

Стадия перцептивной психики

 

На ее основе развивается перцептивная стадия деятельности животных.

 

Для этой стадии характерно отображения предметов как целого, а не отдельных их свойств, как это наблюдается на сенсорном этапе развития психики. Например, если самца оградить от пищи, то он будет реагировать не только на предмет, куда направлена его деятельность (на еду), но и на условия, при которых эта деятельность происходит, то есть пытаться преодолеть препятствие. На сенсорном этапе такой реакции на условия, при которых происходит жизнедеятельность животных, не бывает.

 

Стадия перцептивной психики свойственна млекопитающим. Она предопределяется существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга, и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного, слухового), усилением интеграционной деятельности коры.

 

Условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий на уровне перцептивной психической деятельности является основой для образования воображения. Продолжительность хранения образов памяти увеличивается с эволюцией позвоночных животных. Так, при однократном возбуждении образная память действует: у крысы - по 10-20 секунд, у собаки - до 10 минут, у обезьяны - до 16 - 48 часов.

 

Продолжительность хранения образов памяти - ценная особенность перцептивного уровня развития психики. Эта особенность является важной предпосылкой возникновения интеллектуального поведения животных.

 

На стадии перцептивной психики происходят сложные изменения в процессах различения и обобщения представлений. Возникают дифференциация и обобщение образов предметов. Эти обобщения - не сумма отдельных ощущений, вызванных одновременным действием воздействий, свойств различных предметов, а их единство, своеобразная интеграция, которая является основой для переноса операции из одной конкретной ситуации в другую, объективно похожую на нее, что существенно усложняет поведение животных на данном этапе психического развития.

 

Успешность дифференциации и обобщения зависит не столько от степени сходства, как от биологической роли того, что влияет на животное. Развитие обобщения на стадии перцептивной психики связано с развитием интегративной зон коры больших полушарий головного мозга, которые объединяют движения в целостную операцию (двигательные поля), ощущения в целостный образ (сенсорные поля).

Опред. Роль деят-ти в развитии и формировании личности

Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Активность любого организма порождается его потребностями и направлена на удовлетворение этих потребностей. Это же относится и к человеку. Естественные, культурные, материальные, духовные, личные, общественные потребности порождают разнообразные формы активности человека, предопределяют его существование и развитие.

Деятельность человека – это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Деятельность человека носит сознательный характер: человек осознаёт цель и способы её достижения, предвидит результат. Деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда.

Деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в обществе или группе или направлена на удовлетворение потребностей общества. Именно в процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.

Деятельность содержит внутренние и внешние компоненты. При этом в различных видах деятельности их соотношение изменяется, но ведущая роль всегда принадлежит внутреннему компоненту, умению действовать «в уме». В этом и заключается качественное своеобразие человеческой психики.

Выделяют такие основные виды деятельности:

- труд – деятельность, направленная на изменение и преобразование действительности для создания материальных и духовных ценностей; является основной деятельностью человека, обеспечивающей существование человечества как вида;

- учение – деятельность, направленная на приобретение знаний, выработку умений и навыков, являющихся для учащихся в качестве осознанной цели;

-игру – деятельность, целью которой является сам процесс её осуществления, а не результат; в игре в определённой форме воспроизводятся реальные отношения действительности.

Каждому периоду жизни человека соответствует определённый ведущий вид деятельности, в первую очередь определяющий его психическое развитие и становление личности. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, для школьного – учение, а для взрослого человека – труд, овладение профессией.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.55 (0.007 с.)