Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка теории эпигенетич.развития Э.ЭриксонаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Она обладает рядом достоинств. Во-первых, в ней утверждается, что становление и формирование чка происходит во время всей жизни, и каждый период характеризуется своими проблемами и задачами, крые чк д.преодолеть, чтобы взойти на новую ступень в своем развитии (Эриксон понимал этот путь как путь психосоциальной адаптации, что чк стремится приспособиться к соц.окружению в каждый период своей жизни). Во-вторых, он считал, что в кризисах на протяжении жизни не надо усматривать конфликтов детства, как это считал, например, Фрейд. В-третьих – Эриксон придавал большое знач.подростковому периоду. Он считал, что подростковый период имеет основополаг.значение для будущего психосоциального благополучия. В-четвертых – это оптимистичная теория, т.к.она дает надежду, если у человека что-то не удается в одном периоде, то он сможет реализовать эти возможности в другом. В-пятых, эта теория отличается от теорий Фрейда и др. в том, что у него был эволюционистский подход – что «чк – это существо биологическое, учащее и учащееся». Эта черта во многом обесценивает теорию Эриксона.
Оценка по 9 положениям о природе чка: Свобода и детерминизм: Эриксон считал, что поведение чка в оч.значительной степени детерминировано в первые четыре стадии жизни. А в последующие четыре стадии – тоже детерминировано, но в меньшей степени. Например, он говорил, что чк не может достичь интимности (т.е.доброго сокровенного чувства к родителям, супруге, друзьям, работе) – если у него не было чувства базального доверия в раннем возрасте. Т.е.в целом Эриксон склоняется к детерминизму. Рационализм и иррационализм: в этом вопросе у Эриксона позиция достаточно ясная, хотя и умеренная. Он склоняется к рационализму, т.к.делает акцент на рациональности человеч.поведения. Холизм или элементаризм. У Эриксона выражена сильная тенденция к холизму, т.е.чка м.понять только как целостную личность, а отдельные аспекты поведения не берутся во внимание. Он говорит о таких вещах, как эго-идентичность, эго-интеграции – они свидетельствуют о том, что он склоняется в сторону холизма. Чк в своем жизненном цикле воспринимается как единое целое. Конституционализм или инвайронментализм. Эриксон занимает позицию инвайронментализма. Он придает значение факторам родительского воспитания, истории, культуры – влияние среды, родителей, культуры. Им придается оч.важное значение. Конечно, он не отрицает влияния биологических компонентов и инстинктов, но крайняя склонность у него и решающее значение отдается инвайронментализму. Изменяемость или неизменяемость. Конечно, теория Эриксона полагает в основу изменяемость чка. Чк постоянно совершенствуется – от рождения и до смерти. По завершении кризиса на каждой стадии совершается рост личности, ее развитие. «Личность эволюционирует» - говорит он. И он считал, что в развитии личности нет предела. Субъективность и объективность. Эриксон много говорит о субъективности переживаний – что ребенок переживает доверие-недоверие, надежду, верность и т.д. Но все эти переживания вызваны социальным ростом, взаимодействием чка с окруж.средой, и поэтому все это указывает на приверженность Эриксона к положению объективности. Т.е.он считает поведение чка не субъективным, стихийным, спонтанным – а объективным, как результат воздействия соц.факторов среды. Проактивность и реактивность. В системе Эриксона чк в начале своего развития обладает выраженной реактивностью, однако в результате преодоления первых 4х кризисов он приобретает силу воли, надежду, цель, компетентность – и это является предпосылкой к его проактивному функционированию на последующих 4х стадиях. Такие качества как эго-интеграция и др. – легче интерпретировать в концепции проактивности. В периоде большей части жизни чк проактивен, т.е.его поведение самостоятельно, ему присуща собственная сознательная зрелая позиция. Т.е.Эриксон склоняется больше к проактивности. Гомеостаз и гетеростаз. Фрейд придерживался позиции гомеостаза, а Адлер – гетеростаза. Эриксон придерживается принципа также гетеростаза, т.е.считает, что природа чка требует постоянного личностного роста, ответа на вызовы на каждой стадии развития. И особенно это проявляется в период средней зрелости (продуктивность-застой). В этот период особенно ярко прослеживается приверженность Эриксона к концепции гетеростаза. Однако эта позиция его все-таки умеренно, т.к.он развивал мнение Фрейда, что чк имеет свою биологическую инстинктивную природу, края также проявляется на протяжении всей жизни. Но в целом он склоняется, тем не менее, к гетеростазу. Познаваемость и непознаваемость. Эриксон склоняется к познаваемости чка. Он строит свою теорию на осн.клинич., психологич., культурно-историч.исследований. Но он не считал, что чк м.быть абсолютно познанным. И он не так ярко, как Фрейд, крый был убежден в неоспоримой науч.познаваемости чка – всего насквозь – а Эриксон считал, что посредством науки чк м.быть отчасти, но не абсолютно познан.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.009 с.) |