Оценка теории эпигенетич.развития Э.Эриксона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка теории эпигенетич.развития Э.Эриксона



Она обладает рядом достоинств.

Во-первых, в ней утверждается, что становление и формирование чка происходит во время всей жизни, и каждый период характеризуется своими проблемами и задачами, крые чк д.преодолеть, чтобы взойти на новую ступень в своем развитии (Эриксон понимал этот путь как путь психосоциальной адаптации, что чк стремится приспособиться к соц.окружению в каждый период своей жизни).

Во-вторых, он считал, что в кризисах на протяжении жизни не надо усматривать конфликтов детства, как это считал, например, Фрейд.

В-третьих – Эриксон придавал большое знач.подростковому периоду. Он считал, что подростковый период имеет основополаг.значение для будущего психосоциального благополучия.

В-четвертых – это оптимистичная теория, т.к.она дает надежду, если у человека что-то не удается в одном периоде, то он сможет реализовать эти возможности в другом.

В-пятых, эта теория отличается от теорий Фрейда и др. в том, что у него был эволюционистский подход – что «чк – это существо биологическое, учащее и учащееся». Эта черта во многом обесценивает теорию Эриксона.

 

Оценка по 9 положениям о природе чка:

Свобода и детерминизм: Эриксон считал, что поведение чка в оч.значительной степени детерминировано в первые четыре стадии жизни. А в последующие четыре стадии – тоже детерминировано, но в меньшей степени. Например, он говорил, что чк не может достичь интимности (т.е.доброго сокровенного чувства к родителям, супруге, друзьям, работе) – если у него не было чувства базального доверия в раннем возрасте. Т.е.в целом Эриксон склоняется к детерминизму.

Рационализм и иррационализм: в этом вопросе у Эриксона позиция достаточно ясная, хотя и умеренная. Он склоняется к рационализму, т.к.делает акцент на рациональности человеч.поведения.

Холизм или элементаризм. У Эриксона выражена сильная тенденция к холизму, т.е.чка м.понять только как целостную личность, а отдельные аспекты поведения не берутся во внимание. Он говорит о таких вещах, как эго-идентичность, эго-интеграции – они свидетельствуют о том, что он склоняется в сторону холизма. Чк в своем жизненном цикле воспринимается как единое целое.

Конституционализм или инвайронментализм. Эриксон занимает позицию инвайронментализма. Он придает значение факторам родительского воспитания, истории, культуры – влияние среды, родителей, культуры. Им придается оч.важное значение. Конечно, он не отрицает влияния биологических компонентов и инстинктов, но крайняя склонность у него и решающее значение отдается инвайронментализму.

Изменяемость или неизменяемость. Конечно, теория Эриксона полагает в основу изменяемость чка. Чк постоянно совершенствуется – от рождения и до смерти. По завершении кризиса на каждой стадии совершается рост личности, ее развитие. «Личность эволюционирует» - говорит он. И он считал, что в развитии личности нет предела.

Субъективность и объективность. Эриксон много говорит о субъективности переживаний – что ребенок переживает доверие-недоверие, надежду, верность и т.д. Но все эти переживания вызваны социальным ростом, взаимодействием чка с окруж.средой, и поэтому все это указывает на приверженность Эриксона к положению объективности. Т.е.он считает поведение чка не субъективным, стихийным, спонтанным – а объективным, как результат воздействия соц.факторов среды.

Проактивность и реактивность. В системе Эриксона чк в начале своего развития обладает выраженной реактивностью, однако в результате преодоления первых 4х кризисов он приобретает силу воли, надежду, цель, компетентность – и это является предпосылкой к его проактивному функционированию на последующих 4х стадиях. Такие качества как эго-интеграция и др. – легче интерпретировать в концепции проактивности. В периоде большей части жизни чк проактивен, т.е.его поведение самостоятельно, ему присуща собственная сознательная зрелая позиция. Т.е.Эриксон склоняется больше к проактивности.

Гомеостаз и гетеростаз. Фрейд придерживался позиции гомеостаза, а Адлер – гетеростаза. Эриксон придерживается принципа также гетеростаза, т.е.считает, что природа чка требует постоянного личностного роста, ответа на вызовы на каждой стадии развития. И особенно это проявляется в период средней зрелости (продуктивность-застой). В этот период особенно ярко прослеживается приверженность Эриксона к концепции гетеростаза. Однако эта позиция его все-таки умеренно, т.к.он развивал мнение Фрейда, что чк имеет свою биологическую инстинктивную природу, края также проявляется на протяжении всей жизни. Но в целом он склоняется, тем не менее, к гетеростазу.

Познаваемость и непознаваемость. Эриксон склоняется к познаваемости чка. Он строит свою теорию на осн.клинич., психологич., культурно-историч.исследований. Но он не считал, что чк м.быть абсолютно познанным. И он не так ярко, как Фрейд, крый был убежден в неоспоримой науч.познаваемости чка – всего насквозь – а Эриксон считал, что посредством науки чк м.быть отчасти, но не абсолютно познан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.006 с.)