Теория Эриксона – теория эпигенетического развития (т.е.развития после рождения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория Эриксона – теория эпигенетического развития (т.е.развития после рождения)



Эриксон отошел от классич.психоанализа по 4м пунктам.

1. Отошел от главного понимания ид к приданию решающего значения эго. Эго – основа функционирования личности, это автономная структура личности. И основным направлением развития личности является социальная ориентация, адаптация. Он хотя и признавал ид, инстинкты, но не придавал им решающего значения – они тоже меняются в человеке, но не играют главной роли в поведении чка. А чк действует всегда сознательно, рационально, всегда в стремлении к адаптации, приспособления.

2. Большое значение имеет связь ребенка с родителями и вообще с окружающим культурным контекстом. Развитие чка, ребенка осуществляется в контексте определенных социальных предписаний, в контексте огромной культурной системы ценностей, предписаний. (У Фрейда этого нет, там чк только думает, как ему справиться с инстинктами).

3. Процесс развития личности охватывает все биографическое время – от детства до старости.

4. В отличие от Фрейда, у крого был достаточ.пессимистический взгляд на чка (эго находится между желаниями ид и ограничениями культурной среды), у Эриксона взгляд на чка оптимистичный, но этот оптимизм носит характер ветхозаветности – что чк жил, насытился жизнью, сказал – все было хорошо, теперь можно умереть. Ничего большего не говорит. Такой мирской относительный оптимизм.

 

Эпигенетический принцип

Этот принцип положен в основу теории Эриксона. Т.е.центральным является положение о том, что чк в течение жизни проходит несколько стадий своего развития. Эти стадии проходят все люди, поэтому они являются универсальными.

Жизнь чка Эриксон разделил на 8 стадий психосоциального развития.

Эпигенетич.концепция основана на том, что каждая стадия наступает в определенное время. И каждая личность формируется только путем прохождения через все эти стадии. В каждой стадии чк д.достичь определенного уровня психологич.зрелости, в этот момент наступает кризис, т.е.некий поворотный момент, и чк вступает в новую стадию. Каждая из этих стадий характеризуется определенной задачей социального развития, чк д.решить эту задачу, чтобы приспособиться, адаптироваться. Т.е.ребенок, юноша, взрослый – все они по-своему решают свои задачи и приспосабливаются к окружающему миру и соц.среде. Каждый индивидуум вырабатывает определенные механизмы поведения, определенные характерные модели поведения, и т.образом он преодолевает кризис и приспосабливается к действительности. Но кризис означает вовсе не какой-то крах, а тот момент, когда происходит исполнение чего-то старого, и чк вступает на порог чего-то нового. Каждая стадия предполагает конфликт, решение конфликта и преодоление этого кризиса, и вступление в новый период своего развития. И на каждой стадии эго д.осуществить свои определенные функции, чтобы приспособиться, адаптироваться в социальной среде.

Каждый такой кризис Эриксон называет психосоциальный кризис. Он заключает в себе некий и позитивный, и негативный компоненты. Т.е.личность д.к чему-то приспособиться и что-то преодолеть. Каждого чка на его пути ждут успехи и неудачи. Но когда он преодолевает кризис, тогда чк приобретает новое качество, и с ним он вступает в следующий период.

Как и во время физич.роста чк приобретает новые качества, и с ними вступает в новые периоды, - и в психосоциальном плане так же.

Т.е.здесь задача чка заключается в том, чтобы приобрести эти новые качества, решить кризис и с этим новым качеством вступить в новый период.

В результате эт.развития человеч.личность становится зрелой, является приспособленной к жизни, она, насколько это возможно, максимально способна адаптироваться к условиям действительности.

Эриксон предположил, что в процессе развития чка с самого начала возникает психосоциальные кризисы, и каждый из них генетически обусловлен, он наступает в свое время. Поэтому эта закономерность явл.общей для всех людей. Законы психосоц.развития поэтому имеют общесоциальное универсальное значение.

 

Описание 8ми периодов:

1. Период младенчества – от рождения до 1 года.

2. Раннее детство – от 1 года до 3х лет.

3. Возраст игры – от 3х до 6 лет.

4. Школьный возраст – от 6 до 12 лет.

5. Юность (подростковый возраст) – от 12 до 19 лет.

6. Ранняя зрелость – от 20 до 25 лет.

7. Средняя зрелость – от 25 до 65 лет

8. Поздняя зрелость – от 65 лет до смерти

Каждая из этих стадий характеризуется психосоциальным кризисом. Кризис – это результат разных факторов. Например, в младенчестве – это столкновение доверия и недоверия. В раннем детстве – столкновение автономии ребенка и переживания стыда и сомнения. 3-я стадия – инициативность и вина, 4-я – трудолюбие и неполноценность, 5-я – эгоидентичность и ролевое смешение, 6-я – интимность и изоляция, 7-я – продуктивность и застой, 8-я – эгоинтеграция и отчаяние.

Вот нравственные качества, крые чк приобретает на каждой из стадий в своем развитии в результате решения психосоциального кризиса: на первой – надежду, на 2й – силу воли, на 3й – цель, на 4й – компетентность, на 5й – верность, на 6й любовь, на 7й заботу, на последней – мудрость.

Итак, Эриксон отмечает, что все 8 стадий представляют собой явление универсальное, общее для всех людей. Но в то же время он указывает на то, что хотя эти стадии возникают в одно время, у всех людей – но в разных культурах и традициях способы преодоления стадий имеют свои традиции. Например, не во всех культурах есть период юности, а чк из детства переходит сразу в раннюю зрелость. Или в древних культурах был ритуал посвящения юношей во взрослую жизнь.

 

Период младенчества

(На мой взгляд – о.П. – в этот период чк живет исключительно биологической, стихийной жизнью, и как можно говорить, что он здесь решает какую-то проблему. Хотя он и опосредован окружающей культурной средой. Хотя это тоже тайна – как на ребенка оказывает влияние организм матери даже еще до рождения, и во младенчестве. Конечно, все имеет значение, ничего не происходит бесследно).

Младенцу надо очень мало – быть сытым, находиться в тепле и проветренном помещении, и еще мама. Больше ему ничего не надо.

Согласно Эриксону, в первый год жизни главным в развитии личности является чувство доверия или уверенности – ребенок д.быть уверен в том, что о нем заботятся, оберегают, его кормят, убаюкивают. Это чувство является краеугольным камнем в формировании личностей – т.называемое базальное доверие. Младенец воспринимает всех людей как надежных и заботливых покровителей, а весь мир – как стабильное и надежное, безопасное окружение, ни о чем заботиться не надо. Это чувство частично осознается в младенчестве.

Это чувство доверия зависит от качества материнской заботы. Чем больше мать заботится о ребенке, тем больше в нем укореняется доверие к человеку и миру, а также чувство уверенности в самом себе. Тогда, если даже мать отсутствует, он это отсутствие переживает без особого драматизма.

Эриксон считал, что уже на 1м году жизни происходит первый психол.кризис, причиной крого м.быть несостоятельность, ненадежность матери. Это приводит к появлению у ребенка страха, подозрительности, опасения за свое благополучие. Эта установка направлена и в целом на весь мир, и на отдельных людей. Позднее она будет проявляться и во всех стадиях личностного развития.

Эриксон считал, что чувство недоверия м.усиливаться, если мать уделяет мало внимания ребенку – или когда рождается новый ребенок, или когда она возвращается к работе. Или когда родители сами себя чувствуют неуверенно в своей роли – не знают, как с ребенком обращаться, как с ним общаться, как его брать, что ему говорить (когда ребенок рождается первым). И вот поведенческими последствиями такого развития личности является страх, крый м.затем перерасти в депрессию или даже какую-то паранойю.

Т.е.центральной для младенч.периода является дилемма «доверие-недоверие», края затем м.проявляться всю жизнь – остаться на всю жизнь доверчивым или недоверчивым.

Также мать во многих культурах д.учить ребенка не только доверять, но и не доверять, когда это необходимо. Например, сказка о волке, козе и семерых козлятах.

В результате успешного решения конфликта доверия-недоверие ребенок приобретает такое важное нравств.качество в своей жизни, как надежда. Это особое качество, крое м.сопутствовать чку всю жизнь. Надежда не т.умирает последней, она и рождается первой.

Ребенок надеется на то, что все бытие представляет собой такой надежный универсум, где все должно быть хорошо.

Эриксон говорит о том, что доверие и надежда способствуют формированию религиозного мышления в ребенке. Но также надо учитывать, что религиозная вера может заменяться другими формами веры – напр., вера в технич.прогресс, науку, искусство, будущее человечества и т.д.

Раннее детство

Если во младенчестве главными установками были базальное доверие и базальное недоверие, то в раннем детстве такими установками – с одной стороны – автономия, с другой – стыд и сомнение.

Во младенчестве дети полностью зависели от родителей, сами ничего не делали, кроме разве что того, что кричали, пищали, плакали. На стадии же раннего детства с помощью базального доверия и недоверия подготовлена почва для автономии. Ребенок учится избегать чувства стыда, сомнения и унижения. Ребенок учится понимать, что такое свобода и меры пресечения, т.к.каждый шаг его контролируется. При этом чувство самоконтроля является источником уверенности в свободном выборе, и слишком чрезмерный внешний контроль м.привести к утрате свободного выбора, а также к сомнению и стыду – сомнению в собственной автономии и самоконтроле.

Эриксон считал, что стыд – это некий гнев, направленный ребенком на самого себя из-за того, что он не м.себя контролировать.

В этот период ребенок растет, он начинает исследовать окружение, вступать с ним в контакты, действовать все более независимо. В этот период дети оч.гордятся своими навыками, крые у себя обнаруживают, хотят их продемонстрировать, что умеют все делать сами – есть, пить, умываться и одеваться. И вот они этим гордятся. Хотят самостоятельно исследовать предметы и этими предметами орудовать. Чаще всего говорят слова: «Я сам», «Я могу».

Родителя д.предоставлять детям свободу, чтобы сами осущ-ли контроль над своими действиями, но деликатно и ограничивать действия ребенка там, где для них м.быть опасность.

Нравств.качество, крое ребенок приобретает в этом возрасте – это сила воли.

Автономия означает не то, что свобода ребенка неограничена, а то, что родители следят за его свободой. Когда родители за него делают то, что он не умеет (напр., завязывать шнурки на ботинках), ребенок испытывает гнев или стыд. Чрезмерная опека родителей рождает у ребенка чувство стыда перед другими, сомнение в способности овладеть чем-либо. В результате формируется неуверенность, приниженность, слабоволие, робкость, нерешительность, он боится отстаивать свои права, ищет поддержки у окружающих. В зрелом возрасте у такого чка м.даже появиться страх преследования, некая паранойя, ему будет казаться, что за ним следят, хотят его в чем-то уловить, обвинить.

Эриксон считал, что родители д.уважать ребенка, его права и привилегии, и тогда дети не будут бояться, что их кто-то контролирует.

Если первую стадию Эриксон называет сенсорной (младенчество), то вторая – мышечная (раннее детство). Третья – локомоторная (возраст игры).

 

Возраст игры (3-6 лет)

Здесь на разных полюсах находятся инициативность и вина. Здесь ребенок приобретает такое нравств.качество, как цель. Здесь решающим является конфликт между инициативой и виной. Ребенок делает успехи в освоении речи. Социальный мир требует от него открытости. Ребенок начинает вступать во взаимодействие с социальным миром, в основном – в виде игры. Как только он знакомится с др.детьми, они сразу играют. Участвует и в общественных играх, т.е.он видит, что его воспринимают как социального партнера, т.е.что его воспринимают как человека – «будешь с нами играть, будешь то-то делать».

Это последний период детства, здесь главную роль игр.конфликт между инициативой и виной. Период 4-7 лет. Первые успехи в освоении речи. Речь становится универс.средством воздействия на мир. Это важный момент в жизни ребенка. Он постоянно разговаривает –

· Экспрессивная функция речи - выражает свое настроение, радость, удовольствие;

· Информативная функция речи – получает информацию.

· Коммуникативная функция речи – общение.

Начинает принимать участие в общественных играх. Для него участие в игре – оч.важное мероприятие, т.к.для него это означает, что его считают за человека, для общественного партнера. И для ребенка главное здесь – это выполнение правил, чтобы они выполнялись. Жалобы – что кто-то не выполняет правила, нарушает их. И важно, что реализуется инициатива ребенка. Чтобы родители уважали любознательность, творчество ребенка, его фантазии – тоже надо к ним относиться с уважением. В этом проявляется творческая инициатива ребенка. Затем он начинает контактировать со взрослыми людьми. Он узнает, что взрослые люди имеют работу, профессию. Например, дети спрашивают др.друга – «кем работает твой отец?» Интересуются этим и начинают высоко ценить любую профессию, работу. Играют в военных, шоферов, трактористов – имитируют действия взрослых людей.

Ребенок начинает строить и планы, его спрашивают, кем он будет – летчиком, моряком, врачом и т.д. Затем, конечно, эти планы в жизни ребенка меняются с возрастом.

И в этот период наступает конфликт между инициативой и виной. Родителям надо относиться с пониманием к ребенку, и умеренно ограничивать, чтобы это не повлияло негативно на его инициативу.

Это последний дошкольный период.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.016 с.)